Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналитическая модель системы менеджмента качества для предприятия железной дороги




Техническое регулирование и система управления качеством

Технические регламенты и стандартизация

Актуальность вступления России во Всемирную торговую организацию

Актуальность и особенности ТЕХНИЧЕСКИх РЕГЛАМЕНТов И СТАНДАРТов на железнодорожном транспорте

 

На декабрь 2008 года членами Всемирной торговой организации являются уже 154 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Участие в ВТО дает стране преимущества. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Целями присоединения для России можно считать следующие.

·Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки.

·Доступ к международному механизму разрешения торговых споров.

·Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО.

·Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере.

·Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок.

·Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов.

·Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

 

 

 

Технические регламенты и стандартизация определяются в соглашении ВТО «СОГЛАШЕНИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ БАРЬЕРАМ В ТОРГОВЛЕ». Приведем дословные выдержки из этого соглашения:

«…Признавая важный вклад, который могут внести в этом отношении международные стандарты и системы оценки соответствия благодаря повышению эффективности производства и содействия ведению международной торговли;

Разработка таких международных стандартов и систем оценки соответствия предролагает постановку определенных целей;

Такими законными целями являются, inter alia: требования национальной безопасности; предотвращение обманной практики; защита здоровья или безопасности людей, жизни или здоровья животных или растений, или охрана окружающей среды. При оценке подобных рисков учитываются такие факторы, как inter alia, имеющаяся научная и техническая информация, соответствующая технология или предполагаемое конечное использование товаров...

…Однако, для целей настоящего Соглашения применяются следующие определения:

1. Технический регламент

Документ, в котором устанавливаются характеристики товара или связанные с ними процессы и методы производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке или этикетированию в той степени, в которой они применяются к товару, процессу или методу производства.

2. Стандарт

Документ, принятый признанным органом, который содержит предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к товарам или связанным с ними процессами и методами производства, соблюдение которых не является обязательным. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке и этикетированию в той степени, в которой они применяются к товару, процессу или методу производства.

 

3. Процедуры оценки соответствия

 

Любая процедура, применяемая прямо или косвенно с целью определения того, выполняются ли соответствующие требования, содержащиеся в технических регламентах или стандартах.

Это принципиально изменяет ситуацию с нормативной документацией на предприятии ж-д. транспорта. Единицей такого нормирования, его базовым модулем, становится уже не отдельный документ (что удобно для инстанций нормирования), а регламент на вид деятельности, своего рода исчерпывающий свод норм и правил (что удобно для предприятий и необходимо для добросовестного, эффективного контроля). Размывание этого принципа приведет к сохранению и воспроизводству нынешней ситуации, когда в стране действует более шестидесяти тысяч разного рода документов, содержащих обязательные требования и когда их полный объем не знают не только контролируемые, но и сами контролирующие.

Из Федерального закона «О техническом регулировании», № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года следует, что содержание технического регламента составляют обязательные требования к объектам технического регулирования.

Соглашение ВТО по правилам происхождения – определяет принципы происхождения товаров. Здесь у России также есть проблемы. Не секрет, что накладные расходы у некоторых товаров составляют значительную часть себестоимости (до 1000 %) – а это уже «нечистоплотный» бизнес. Предприятиям ж-д. транспорта становится необходимо работать в области адаптации международных норм этики бизнеса и международных стандартов ведения бизнеса, включая честную конкуренцию, финансовую прозрачность, эффективное корпоративное управление.

 

 

Основная задача технического регулирования заключается в исключении избыточной сертификации, из чего следует, что в разделе «Оценка соответствия» технического регламента следует максимально избегать установления требований по обязательному подтверждению соответствия продукции.

Но что же тогда может быть написано в этом разделе федерального закона «О техническом регулировании»?

Во-первых, включение такого раздела в технический регламент не является обязательным в силу положений пункта 3 статьи 7 Закона.

Во-вторых, оценка соответствия нетождественна подтверждению соответствия, скорее наоборот, подтверждение соответствия является не самой основной формой оценки соответствия: «Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме» (пункт 3 статьи 7 Закона).

Таким образом, с учетом целей технического регулирования и задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, в разделе «Оценка соответствия» специального технического регламента следует устанавливать следующие требования.

В качестве основной формы оценки соответствия: государственный контроль (надзор).

А как дополнительные формы (в случаях, если основная форма не позволяет обеспечить достижение целей, поставленных в регламенте):

·аккредитация (например, для услуг - туристических, ремонтных и т. п.);

·испытания (например, для уникального оборудования);

·регистрация (для новых видов продукции, например, новых взрывчатых веществ, химических веществ, лекарственных препаратов);

·подтверждение соответствия (в исключительных случаях);

·приемка и ввод в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено (для крупных строительных объектов, например, зданий, плотин и т. п.);

·иные формы (например, внедрения систем управления качеством, выделено авторами) международных систем, таких как НАССР, GMP и др.).

Таким образом, внедрение системы управления качеством является дополнительной формой оценки соответствия технического регламента, причем «если основная форма не позволяет обеспечить достижение целей, поставленных в регламенте»

Примерная структурная схема функционирования системы управления качеством организации приведена на Рис.1.3..

 

Рис. 1.3. Структурная схема системы управления качеством

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.