![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция взглядов на сущность и структуру организации
Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний 1. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации 2. Место курса «Теория организации» в системе науки управления 3. Становление теории организации в СССР
Слово «организация» происходит от латинского делать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация – это одно из самых древних образований на Земле. Так, по сведениям археологов при раскопках древнего Шумера (существовавшего около 3 тыс. лет до н.э.) были найдены глиняные таблички, на которых записаны сведения о коммерческой деятельности организованных групп людей. Развитие организации шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания. Особый интерес представляет родовая организация древних исландцев (IX—XI вв.), у которых сложилась общая собственность небольших поселений (хреппов) на пастбища, озера, леса при сохранении частной собственности на возделывание земли. Хреппы управлялись избираемыми пятью бондами (исполнительная власть), но основная власть принадлежала общему собранию хреппов. Высшим органом власти исландцев являлся альтинг — народное собрание, высшая законодательная и судебная инстанция исландцев, причем любой участник этого собрания имел право требовать изменения законов и участвовать в судебных разбирательствах. В фундаментальных трудах древних мыслителей и философов можно найти много интересных идей, положений, методологических принципов об организации и управлении, многие из которых не утратили своего значения и по сей день. Так, Платон (428—348 до н.э.) в трактате «Государство» называет пять форм организации правления: аристократия (правление лучших), тимократия (правление худших и корыстных), олигархия (правление сильных и имущих), тирания и демократия, которую он считает результатом мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих противников и делящих с оставшимися власть. Демократию Платон называет «правлением числа» или «правлением многих». Различая хорошие и плохие формы организации правления, Платон считает, что демократия хуже хороших форм правления, но лучше плохих. Выдающийся мыслитель античного мира Аристотель (384— 322 до н.э.) сформулировал принципы демократического управления: богатые и бедные участвуют в управлении на базе очень низкого имущественного ценза; к занятию должностей допускаются все граждане, за исключением тех, кто подвергается судебному преследованию и за абсолютным исключением рабов; суверенен народ, а не закон. В Древней Греции получил развитие авторитаризм — форма управления, при которой власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Наибольшего расцвета эта форма управления достигла в древнегреческой Спарте. Ее управленческой элитой были спартиаты, правящие илотами — основной массой населения. Жизнь спартиатов была строго регламентирована: с семи лет они воспитывались в гимназиях под руководством чиновников; роскошь, меркантильные браки осуждались; запрещалось заниматься торговлей, ремеслом и даже физическим трудом. Спартиаты жили военно-лагерным строем; с 20 до 60 лет были военнообязанными; в возрасте не старше 30 лет должны были жениться; слабого ребенка его отец обязан был убить. Государственное устройство предусматривало наличие двух царей, деятельность которых ограничивала коллегия эфров (из 5 человек). Совет старейшин — геруссия (из 28 человек), члены которого; избирались Народным собранием пожизненно, принимал неоспоримое решение о смещении царя. Разнообразием форм организации общественной жизни и государственного управления характеризуются древние города-республики — Карфаген, Венеция и др. Христианский теолог Блаженный Августин (354- 430 гг. н.э.) в трактате «О граде божьем» рассматривал два противоположных вида организации человеческих общностей: 1. Государственная организация, основанная на любви к себе, доведенной до презрения к Богу; 2. Организация, основанная на духовной общности, любви к Богу, доведенной до презрения к себе. Августин доказывал, что становление личности противоречиво, а всякое насилие есть следствие греховной испорченности человека и поэтому достойно презрения, но неизбежно. В силу этой неизбежности Августин признавал необходимость государственной организованной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка». Таким образом, на ранних этапах развития человечества развивались наиболее устойчивые и эффективные формы экономической, социальной и государственной организации. В трактате «Государь» Н. Макиавелли (1469 – 1527 гг.), основателя науки государственного управления, приведены способы создания сильного государства в условиях, когда гражданские добродетели не получили еще должного развития. Заметный вклад в разработку форм общественной жизни и организации управления внес Монтескье (1689 – 1755 гг.). Признавая материалистическую организацию жизни, Монтескье считал принцип историзма ведущим при рассмотрении проблем общества и государства. Он выделял две формы правления – умеренные (монархия, демократия, аристократия) и неумеренные (деспотия), отдавая предпочтение первым. Характерной особенность экономической жизни средневековья в Европе была цеховая организация. Цехи – это объединения ремесленников определенной профессии в пределах данного города. Образцом для цеховой организации был общинный строй. Цех строго регламентировал объем производства и контролировал качество продукции, а цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которые могли находиться в подчинении одного мастера. Соответственно мастер, подмастерье и ученик занимали разное положение в цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. Выдающийся российский предприниматель, И.Т. Посошков (1652—1726) в своем главном труде «Книга о скудости и богатстве» высказал ряд основополагающих идей, обосновал оригинальные социально-экономические организационные проекты обновления российской экономики и радикального улучшения жизни людей. Центром его анализа была устаревшая система организации управления. Неприбыльное управление хозяйством и страной Посошков объяснял произволом и безнаказанностью дворян, которые были повязаны круговой порукой, занимались взяточничеством и другими неблаговидными делами. Для блага России и его народа он советовал царю заменить древние указы, систему управления, обновить Судебник государственных законов, для чего создать комиссию, в которую должны войти два-три выборных представителя от каждого сословия и чинов, в том числе и от крестьянства. Предлагаемые комиссией проекты улучшения организации управления должны быть одобрены «вольным голосом всего народа, а не под принуждением, дабы в том изложении как высокородным, так и низкородным, и как богатым, так и убогим, и как высокочинцам, так и низкочинцам обиды бы и утеснения их бытия в том новоисправном положении не было». К оригинальным идеям Посошкова относится разделение богатства на вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он понимал богатство государства (казны) и народа, под невещественным — высокую организованность народа и эффективное управление. Посошков рекомендовал царю заставить всех людей работать прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех видах, решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем, бороться с роскошью, излишествами в жизни людей. По убеждению Посошкова, хорошо организованный труд — главный источник богатства. С развитием промышленности на смену цеховой организации ремесленников приходит мануфактура. Усложнение организации производственного процесса и вызванная этим необходимость значительных капиталовложений способствовали концентрации производства и капитала. Мануфактурное, фабрично– заводское производство периода свободной конкуренции в ряде отраслей постепенно сменяется монополией, формы которой были различны (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.). К концу XIX в. в экономической жизни промышленно развитых стран проявляется тенденция к сращиванию банковского и промышленного капиталов. Соответственно на протяжении всего рассматриваемого периода формировались и свои организационно - управленческие концепции (рис.1)
Рис.1. Организационно-управленческие концепции Интересы банков и промышленных предприятий начали переплетаться все теснее, в связи с чем стала образовываться личная уния руководителей банковских и промышленных монополий. В период утверждения капитализма в государственном управлении стран Запада возникали и распространялись различные либерально-демократические идеи, обосновывающие необходимость замены абсолютистской власти парламентским, конституционным управлением. В декларации прав человека и гражданина, в частности, подчеркивалось, что главными правами человека являются права, обеспечивающие сохранение своего существования и свободу. Гарантией свободы являются частная собственность и свободное предпринимательство в экономике и равенство в политике. Народ суверенен: правительство есть его произведение и его собственность, государственные должностные лица — его приказчики. Народ может, когда ему угодно, сменить свое правительство и отозвать своих уполномоченных. На протяжении конца XVIII — XIX вв. представители либерализма отстаивали идеи создания общественной организации, в которой регулирование общественных отношений осуществлялось бы спонтанно, посредством безличного механизма «свободного рынка». Одним из выдающихся представителей этой теории был Иеремия Бентам (1748—1832). В своей концепции утилитаризма (от лат. utilitas — польза) он утверждал необходимость демократизации социальных институтов. Основой социально-экономических отношений, по Бентаму, являются польза, прибыль, обогащение, выгода, на базе которых, как он указывал, можно добиться «наибольшего счастья наибольшего количества людей». Возникновение теорий либерализма было обусловлено появлением социологии, стремлением создать общую науку о природе и обществе, связать науки о природе с науками об обществе, придать последним позитивистский, организационно-управленческий характер. О. Конт и Г. Спенсер, родоначальники социологии, считали, что социология должна быть наукой об организации общества. Общество как социальный институт есть продолжение развития живых организмов. Отдельные части общественного организма должны развиваться гармонично. Условия прогресса — благоприятные природные условия, рост народонаселения, разделение труда, кооперация. Источник развития — человеческий дух. Два закона управляют общественным развитием — органическая дифференциация социальных функций и их координация. Основоположники социологии были сторонниками капиталистической системы хозяйства, но выступали за ее совершенствование на базе эволюции, осуждая революции и видя в них только разрушительную силу. Либеральные идеи управления получили определенное распространение и в России. В теоретических обоснованиях реформ и практической их реализации крупные государственные деятели России С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, П.И. Милюков, П.Б. Струве, Б.Н. Чичерин руководствовались либерально-демократическими принципами непременно учитывая исторические, экономические, культурные и географические условия страны. Деятельность земств в области народного образования и здравоохранения, участие земских деятелей в борьбе с эпидемиями, голодом и преступностью также носили либерально-демократический характер. Это отразилось и на социальной направленности фабрично-заводского законодательства и организации страхового дела. Почти одновременно с либеральными концепциями возникали различные социалистические учения. Наиболее распространенной стала концепция, разработанная К. Марксом и его последователями, в соответствии с которой капитализм подготавливает экономические и социальные предпосылки нового общественного строя — социализма. Характерной чертой социалистического строя является общественная собственность на средства производства. Среди организационных форм труда преобладают кооперация, фабрики, акционерные общества, синдикаты, государственно-монополистические объединения, планирование производства и распределение из одного государственного центра. Тем самым в самом капитализме, по мнению К. Марса, происходит отрицание капитализма. Но капитализм, основанный на частной собственности, не может сам перерасти в социализм — для этого необходима пролетарская революция. Против последнего вывода Маркса решительно выступили, с одной стороны, либералы — убежденные сторонники эволюции; с другой стороны — приверженцы реформистского пути становления социализма из числа последователей марксистского течения. Не отрицая фундаментальных положений Маркса о формировании в недрах капитализма экономических, социальных и организационных предпосылок социализма, представители нарождающейся социал-демократии (Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг и др.) объявили, что вывод о необходимости пролетарской революции и всеохватывающего господства общественной собственности утратил историческую силу и приемлемость. В их трудах все активней обосновываются концепции «организованного капитализма», «демократического социализма», «рыночного социализма». В ходе полемики представителей различных школ социализма, сторонников либерально-демократического крыла выявился один из самых острых вопросов, порожденных самим ходом исторического развития общества: выполняет ли рынок роль регулятора экономики и общества в целом? Если нет, то можно ли сознательно воздействовать на стихийные проявления рынка путем его регулирования или компенсировать издержки рыночной регуляции другими сознательными рычагами? Проблема государства и рынка, их компетенции и взаимоотношения стала центральной в организации управления не только экономикой, но и обществом в целом. Современные приверженцы либерализма отстаивают следующий тезис: взамен государства на основе рыночных отношений должны действовать институты морали, права, семьи, собственности с обеспечивающими их нормами, традициями и обычаями, они способны поддерживать расширенный порядок сотрудничества людей. Но дискуссии продолжаются, даже некоторые сторонники либерализма выступают за усиление государственного регулирования экономики.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |