Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, уровни и системообразующие факторы социальных систем




 

Для более полного определения и анализа понятия организация целесообразно рассмотреть понятие социальная система. Социальная система – это упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидов, вещей, процессов, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам.

В зависимости от сущности, назначения и места в обществе, типа организации, функций, отношений со средой можно выделить следующие уровни социальных систем:

1. Все конкретно-историческое общество, совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений. В этом случае социальное общество выступает как динамическая социальная система.

2. Сообщества, объединение людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, поселения).

3. Организации, действующие в реальном секторе экономики (кредитно- финансовые учреждения, научные, научно – образовательные фирмы, корпорации и т.д.)

4. Первичный уровень социальных систем (цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках предприятия). Их отличительная особенность – непосредственные контакты каждого с каждым.

Основные элементы социальных систем:

1. Человек – важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем.

2. Процессы (экономические, социальные, политические, духовные). Их объединение представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем.

3. Вещи, т.е. предметы, вовлеченные в сферу хозяйственной и общественной жизни: производственные здания, сооружения, орудия и средства труда, технологические устройства, созданные человеком и используемые им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности.

4. Общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, которые обусловлены действиями и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

С учетом проведенного анализа уровней, элементов социальных систем можно определить системообразующие факторы социальных систем:

1. Общая цель всей совокупности компонентов;

2. подчинение целей каждого компонента общей цели системы, осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

3. выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;

4. отношения субординации и координации между компонентами системы;

5. наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

Наиболее распространены социально – экономические системы. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Таким образом, социальные организации – это социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. Основные особенности социальных организаций проявляются в следующем:

1. Реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

2. формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных);

3. сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

В любой организации проходят:

1. Объективные (естественные) процессы, к которым относятся: процессы, связанные с действиями законов организации, циклические процессы спада-подъема в деятельности организации.

2. Субъективные (искусственные, по воле человека) процессы, к которым относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений.

3.2. Классификация организаций и особенности социально – экономических организаций

Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур. Классификация организаций важна по трем причинам:

1. Нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам - это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования.

2. Возможность определения их численного распределения по классификациям для создания существующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.

3. Принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

Несоблюдение критериев классификации ведет к включению одних типов организации в другие организационные формы или их произвольному смешению, что затрудняет анализ их конкретной деятельности и осуществление проектирования и обновления организационных структур. В теории выделяют классификацию по следующим критериям:

1. По статусу:

- Правительственные – присваивается высшими официальными органами власти. Например, министерства, администрация президента РФ.

- Неправительственные – к ним относятся все другие организации не имеющие такого статуса.

2. По отношению к финансированию из государственных источников:

- Бюджетные – строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в т.ч. и НДС

- Не бюджетные – организации, сами изыскивающие источники финансирования, за счет заключения договоров с другими компаниями, в т.ч. и бюджетными, на изготовление продукции или оказание услуг.

3. По принципу построения и функционирования:

- Формальные – характеризуются узаконенной системой норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Это объединение людей, связанных между собой договоренностями о правах и обязанностях. Они регистрируются в государственных органах в установленном законодательством порядке и могут иметь статус юридического или неюридического лица. Главный признак формальной организации – это заданность, запрограммированность и определенность организационных норм и действий.

- Неформальные – это незарегистрированные в государственном органе организации, либо в силу малочисленности, либо по каким-то другим причинам. Эти организации создаются на основе общих интересов в области культуры, спорта, быта и др. Они имеют лидера и не ведут финансово- хозяйственной деятельности, направленной на получение материальной прибыли. В них люди находят место для реализации своих личных интересов, для отдыха, самопроявления, нахождения своего места в жизни. Взаимопомощь и защита друг друга, доступ к неформальным каналам информации являются основными причинами объединения в неформальную организацию.

На стыке двух названных типов организации находятся такие разновидности организационных моделей как:

А) Поведенческая модель – представляет собой одновременное функционирование двух систем в рамках одной организации: технической системы, производящей продукцию или услуги и социальной системы, включающей деятельность сотрудников, приводящих в действие техническую систему.

Б) Органическая модель, имеющая следующие характеристики: наличие небольшого объема правил, полная децентрализация, коллегиальное принятие решений, широкая сфера ответственности сотрудников, наличие нескольких уровней иерархии и невысокий уровень разделения труда. Данная модель характеризуется гибкостью и способностью быстро реагировать на изменения условий сферы функционирования.

В) Модель «организационной туманности» представляет собой модель самоконструирования. Организация, использующая данную модель, характеризуется такими качествами как непостоянство, разногласия, изобретательность. Организация такого типа непредсказуема с точки зрения используемых методов и своей ориентации. Данная форма организации является экспериментальной.

4. По признаку принадлежности к основным структурным элементам общества:

- Государственные организации РФ, государственные организации субъектов РФ.

- Организации гражданского общества, коммерческие и некоммерческие организации.

5. В зависимости от характера и целей деятельности:

- Коммерческие. Определяются Гражданским кодексом РФ как организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и классифицируются по следующим признакам:

А) По виду и характеру хозяйственной деятельности: промышленные, сельскохозяйственные, финансово – кредитные, торговые, строительные, транспортные, научно-исследовательские и др.

Б) По принадлежности капитала и контролю: организации, являющиеся собственностью одного лица и организации, являющиеся собственностью семейства.

В) По характеру собственности: частные, муниципальные, кооперативные и государственные.

Г) По правовому положению: Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Д) По сфере и масштабам деятельности: национальные, иностранные, смешанные, международные.

- Не коммерческие организации составляют основную структуру гражданского общества. ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет некоммерческую организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, к которым относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и т.д.

6. По степени удовлетворения потребностей и интересов:

- Общественные организации – создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов своих обществ. В таких организациях все поступившие членские взносы и другие средства расходуются на удовлетворение потребностей своих же членов.

- Хозяйственные организации – предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества преимущественно во внешней для организации среде путем производства продукции.

Особенности социально-экономических организаций заключаются в осуществлении социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся: межличностные, бытовые отношения; отношения по уровням управления; отношения к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся: материальное стимулирование и ответственность; прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике состояния организации. При организации или реорганизации компании используется, специально разработанная для социально-экономических организаций, таблица влияния уровней связей на состояние исследуемой организации (табл.2).

Таблица 2

Влияние уровней связей на состояние организаций

Социальные связи Экономические связи
Слабые Средние Сильные
Слабые Неустойчивая организация Слабая организация Конфликтная организация
Средние Слабая организация Средняя организация  
Сильные Конфликтная формальная и сильная неформальная организация Сильная организация

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.