Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальное социальное прогнозирование: основные типы и методы. 3 страница




[155] Дроздов А. Откуда дует НОРД-ВЕСТ?// Наш современник. – 2003. - № 5. – С. 273 – 273.

[156] Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Междунар. отношения, 1999. – С. 54.

[157] Еще недавно сторонники этого партнерства недвусмысленно декларировали: «Полная интеграция в Евроатлантические структуры безопасности – приоритет внешней политики Украины и её стратегическая цель». – Старжинский В.С., Старжинский С.В. Nort Atlantic Treaty Organization. Организация Североатлантического договора: история, структура, функции, цели и задачи: Учебное пособие. – Харьков: Бурун и К, 2008. – С. 97. Но достаточно слабая поддержка населения идеи вступления страны в Альянс, отсутствие реальной военной инфраструктуры, плюс вполне оправданная позиция России в вопросе расширения военного блока за счет территорий бывших республик СССР, торпедировали процесс ускоренного получения Украиной членства в НАТО.

[158] Північноатлантичний договір. Стаття 1 / Довідник НАТО. – Брюссель: Відділ громадської дипломатії НАТО, 2006. – С. 381.

[159] Там же, с. 382.

[160] ООН имеет собственные вооруженные силы, деятельность которых регламентирована Уставом ООН, а именно: их усилия направлены на поддержание или восстановление международного мира и безопасности в рамках системы коллективной безопасности. Так, ООН направляла свои вооруженные силы в Палестину (1948), Кипр (1964), Ливан (1978), Ирак (1991) и, после несанкционированной военной акции США и НАТО в 1999 – в Югославию.

[161] Довідник НАТО. – Брюссель: Відділ громадської дипломатії НАТО, 2006. – С. 321 – 349.

[162] Там же, с. 21 - 24.

[163] По данным Г.Ф.Воронцова число погибших военнослужащих в этой войне равно: а) Антанта – 5 413 000 чел.; б) Германия и её сателлиты – 4 029 000 чел.; прямые расходы на войну составили: а) для Антанты – 145 млн. дол; б) для центрального блока – 63 млн. дол. – См.: Воронцов Г.Ф. Военные коалиции и коалиции войны. – М.: Мысль, 1976. – С. 65.

[164] Уткин А.И. Россия над бездной (1918 г. – декабрь 1941 г.). – Смоленск: Русич, 2000. – С. 8.

[165] Кожинов В.В. Россия ХХ век (1939 – 1964). Опыт беспристрастного исследования. – М.: Алгоритм, 1999. – С. 118 – 129.

[166] В соответствии с «Меморандумом 121», содержание которого было рассекречено ЦРУ только в 1978 (!) году, действительная цель «второго фронта» состояла не в разгроме Германии, а в «недопущении» СССР в Центральную Германию и в Европу в целом. – Там же, с. 132.

[167] Главы которых, - У.Черчилль и Ф.Рузвельт 14 августа 1941 года обнародовали Атлантическую хартию об общих целях войны. В ней, между прочим, говорится об отсутствии «стремлений к территориальным или другим приобретениям». – Нарочницкая Н.А. Великие войны ХХ столетия. За что и с кем мы воевали. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – С. 158.

[168] Албания в 1962 году минимизировала своё участие в рамках договора, а 1968 году и вовсе покинула эту организацию.

[169] В ночь 21 августа 1968 года армейские соединения СССР, ГДР, Венгрии, Польши и Болгарии общей численностью 650 тыс. человек вошли на территорию Чехословакии для решения «чехословацкого вопроса», т.е. выхода ЧССР из «советского блока». В свою очередь США, Англия, Канада, Дания и Парагвай выступили с требованием вынести «чехословацкий вопрос» на заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Но представители Венгрии, СССР и ЧССР проголосовали против такой постановки вопроса. Правда, перед тем как произошел раскол чехословацкого общества на просоциалистическую и прокапиталистическую ориентации, над его сознанием активно потрудились ЦРУ, «Радио свобода» и «Свободная Европа». – Кара-Мурза С.Г. Революции на экспорт. – М.: Изд-во Алгоритм, 2006. – С. 103 – 110.

[170] Солленберг М., Валленштейн П. Крупные вооруженные конфликты// Ежегодник СИПРИ – 1996. Вооружения, разоружение и международная безопасность. – М.: Наука, 1997. – С. 31 – 45.

[171] См. достаточно обстоятельную работу на эту тему: Мяло К.Г. Россия и последние войны ХХ века (1989 – 2000). К истории падения сверхдержавы. – М.: Вече, 2002.

[172] Шныпко А.С. Экономические войны: истоки, формы, цели, проблемы, перспективы. – К.: Генеза, 1997. – С. 51.

[173] Несколько забегая вперед, укажем на фундаментальную работу, посвященную проблеме контроля над государственными, финансово-экономическими, образовательными и иными институтами различных стран мира со стороны мощного мирового сообщества (правительства). – См.: Колеман Дж. Комитет 300. – М.: Алгоритм, 2009.

[174] Глобалізація і безпека розвитку: Монографія / Керівник авт. колективу і наук. ред. О.Г.Білорус. – К.: КНЕУ. 2001. – С. 417.

[175] Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. – М.: Институт социально-политических исследований, 2000. – С. 31 – 46, 265 – 294.

[176] Количество этих стран, по мнению экспертов, равно 20. - Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России/ Под общ. ред. А.В.Возженкова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – С. 43.

[177] Видал Г. Почему нас ненавидят? Вечная война ради вечного мира: Очерки и эссе. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – С. 24.

[178] Сисе Х. Справедливая война? О военной мощи, этике и идеалах. – М.: Изд-во «Весь мир», 2007. – С. 27 – 37.

[179] Шапарь В.Б. Психология войн и конфликтов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 246 – 311.

[180] Мориц Ю. П. Одна война сменить другую// Мориц Ю. П. По закону – привет почтальону. – М.: Время, 2006. – С. 184.

[181] См. подробнее тематический сборник: Трактаты о вечном мире. – М.: Соцэкгиз, 1963.

[182] Нужно отметить, что после Нюрнбергского трибунала подобную акцию (суда над преступниками-человеконенавистниками) предпринял философ и общественный деятель Бертран Рассел. Он настоял на создании Международного общественного трибунала для обсуждения и оценки действий американской армии во Вьетнаме (1966). Впоследствии работа этого трибунала оказала серьезную помощь в деле прекращения военных действий.

[183] Кант И. К вечному миру// Трактаты о вечном мире. – М.: Соцэкгиз, 1963. – С. 165 - 166. Можно сказать, что при всей просвещенческой наивности трактат И.Канта «К вечному миру» (1795) есть наиболее взвешенный вариант организации мирных отношений между народами, учитывающий разнообразные мировые коллизии. Его тезис о мирном союзе государств как хранителе свободы и независимости каждого народа и одновременно защитнике всеобщего мира представляет собой эталон рассуждений на данную тему.

[184] Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного состояния мира и средствах к восстановлению родства// Федоров Н.Ф. Сочинения. – М.: Мысль, 1982. – С. 53 – 472.

[185] Швейцер А. Мир или атомная война// Швейцер А. Письма из Ламбарене. – Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1989. – С. 373.

[186] Мориц Ю. П. Нажиться на войне – святое дело// Мориц Ю. П. По закону – привет почтальону. М.: Время, 2006. – С. 512.

[187] См. напр., нашу совместную работу: Алієва О.Г., Муза Д.Є. Від „Вічного миру” – до глобальної війни? (До питання щодо історичного оптимізму І.Канта та його реальних меж)// Вісник Слов’янського державного педагогічного університету. Збірник наукових праць. Випуск 2. – Слов’янськ: СДПУ, 2006. – С. 64 – 72.

[188] Здесь читателя хочу призвать к тому, чтобы самостоятельно сопоставить количество и качество мероприятий типа военных салонов и акций борцов за мир.

[189] Хабермас Ю. Интервью о войне и мире// Хабермас Ю. Расколотый Запад. – М.: Изд-во «Весь мир», 2008. – С. 92.

[190] Мартин Г.-П., Шуман Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. – М.: Идзд. Дом. «АЛЬПИНА», 2001. – С. 20.

[191] Хомски Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. – М.: Логос, 2003. – С. 263.

[192] Сенченко Н.И. Общество истребления – стратегическая перспектива «демократических» реформ. – К.: МАУП, 2004. – С. 176 – 198.

[193] Madisson A. Monitoring World Economy. 1820 – 1992. – Paris: OESD, 1992. Дальнейшие расчеты осуществлены секретариатом МВФ.

[194] Дергачев В.А. Глобалистика: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 162.

[195] Гэлбрейт Дж. К. Жизнь в наше время. Воспоминания. – М.: Прогресс, 1986. – С. 235.

[196] Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 99.

[197] Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. – М.: «Academia» - «Наука», 1999. – С. 154.

[198] Там же, с. 139.

[199] Подробнее см.: Жаринов К.В. Терроризм и террористы: Исторический справочник/ Под общ. ред. А.Е.Тараса. – Мн.: Харвест, 1999.

[200] Так, в частности, строилась работа террористических групп в дореволюционной России. Вспомним убийство императора Александра II, великого князя Сергея Александровича и многих, многих других.

[201] Пряхин В.Ф. Как выжить? Новая идеология для человечества. – М.: Изд-во «Весь мир», 2008. – С. 34.

[202] Бурега В. Начала теорії терору: спроба концептуалізації// Схід. – 2005. - № 3 (69). – С. 70.

[203] Овчинский В.С. Пять лет «войны» с терроризмом и Новый мировой беспорядок. Аналитический доклад. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 11

[204] Не секрет, что дискуссии относительно мирного/ воинственного характера ислама – тема настоящего дня. На этот счет не существует единой точки зрения, поскольку сам ислам как мировая религия – крайне неоднородный и противоречивый феномен. – См.: Фредерик М. Денни. Ислам и мусульманская община// Религиозные традиции мира. В двух томах. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. – Т.2. – С. 6 – 117.

[205] Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект. – М.: Изд-во «Весь мир», 2006. – С. 46.

[206] Там же, с. 72.

[207] Соснин В.А. Психология современного терроризма: учебное пособие. – М.: Форум, 2010. – С. 147 – 148.

[208] Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. – С. 319 – 321.

[209] Овчинский В.С. «Независимость» Косово в зеркале теневой политики: Аналитический доклад. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 14 – 18.

[210] Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2002. – С. 306.

[211] Здесь мы опускаем сюжет, посвященный процессу взаимодействия культурных систем или явлений, в результате которого каждая культура осознаёт и получает индивидуальность и неповторимость. Этот сюжет – предмет дальнейшего рассмотрения. Но здесь укажем на основной задел культурологии, который, как нам кажется, может быть выражен при помощи императива отказа от идеи конфронтации на культурной основе. Но этого мало, поскольку «диалог культур может охватить все темы, кроме мировоззренчески-ценностных оснований самих этих культур». – Гусейнов А.А. Как возможен диалог культур? // Диалог цивилизаций. Повестка дня. – М.: ИФ РАН, 2005. – С. 65 – 66. Значит дело в той глубинной структуре, которую мы ранее обозначили как цивилизационный (социокультурный) код, и к расшифровке которой – на примере конкретных цивилизаций, – мы обращались в предыдущей теме и далее будем обращаться неоднократно.

Кроме того, другая сюжетная линия, а именно, создание и наращивание глобального коммуникативного пространства, будет описана ниже. Здесь же речь идёт именно о полицивилизационной структуре и налаживании диалога в этом формате.

[212] Сайко Э.В. Проблемное поле диалога как феномена социального мира // Цивилизации/ Отв. ред. А.О. Чубарьян. – М.: Наука, 2006. – Вып.7: Диалог культур и цивилизаций. – С. 31.

[213] Абулмагд А.К., Арипсе Л., Ашрави Х. и др. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. – М.: Логос, 2002. – С. 117 – 121.

[214] В том числе, не везде в мире заработал такой, казалось бы, фундаментальный документ как Всеобщая декларация прав человека (1948).

[215] Абулмагд А.К., Арипсе Л., Ашрави Х. и др. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. – М.: Логос, 2002. – С. 90 – 117.

[216] Серджиу Т. Сотрудничество цивилизаций за право на развитие// Діалог цивілізацій: нові принципи організації світу: Матер. Всесвіт. конф. – К.: МАУП, 2002. – С. 205. Этот вид права, считает инициатор нововведения, аналогичен «правам человека», вошедшим в мировую практику в 1948 году.

[217] Осипов Г.В., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивилизаций. – М.: ИНЭС, 2007. – С. 253 – 261.

[218] В т.ч., отмечается заметно возросшее значение фактора региональной и глобальной миграции. У этого фактора имеется питательная среда в виде: а) различия в режимах демографического воспроизводства; б) усиливающейся поляризации жизненного уровня, роста деприваций в отдельных странах; в) перенаселения экономически отсталых регионов мира; г) различия в степени занятости трудоспособного населения и росте безработицы. – Население и глобализация: 2-е изд. / Н.М.Римашевская, В.Ф.Галецкий, А.А.Овсянников и др. – М.: Наука, 2004. – С. 25 – 26. Кроме того, в современной глобалистике и демографии фиксируют действие фактора урбанизации. Сегодня, к примеру, в Мехико живет 24 млн. человек, в Сан-Пауло – 23, в Бомбее – 15. Вообще же урбанизация несет собой ряд локальных проблем типа плохих жилищных условий, водоснабжения, санитарного состояния, транспортно-логистических, психо-эмоциональных перегрузок и т.д.

[219] Капица С.П. Рост населения земли и предвидимое будущее цивилизации// Ноосфера. – 2002. - № 15. – С. 14 – 15.

[220] Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 217 – 221.

[221] Там же.

[222] Население и глобализация: 2-е изд. / Н.М.Римашевская, В.Ф.Галецкий, А.А.Овсянников и др. – М.: Наука, 2004. – С. 13.

[223] Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 208, 209.

[224] Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – С. 99.

[225] Доклад национального разведывательного центра США «Контуры мирового будущего» (2020) // Россия и мир в 2020 году. – М.: Изд-во «Европа», 2005. – С. 71.

[226] Тоффлер О. Третья волна. – М.: ООО «Изд. фирма АСТ», 1999. – С. 341 – 343.

[227] Гідденс Е. Соціологія. – К.: Основи, 1999. – С. 177.

[228] Там же, с. 183 – 192.

[229] См. исследование западных психологов: Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989. – С. 343 – 511.

[230] Тодд Э. После империи. Pax Americana – начало конца. – М.: Международные отношения, 2004. – С. 37 – 38.

[231] Медоуз Дон., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2008. – С. 55 – 56.

[232] Дрейер О.К., Лось Б.В., Лось В.А. Глобальные проблемы и «третий мир» (Общемировые и региональные процессы развития). – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. – С. 51 – 52.

[233] Тодд Э. Указ. соч., с. 38 (табл. 1).

[234] Куда идём? Беларусь, Россия, Украина / сост. С.Г.Кара-Мурза, С.Г.Мусиенко. – М.: Эксмо; Алгоритм, 2009. – С. 49.

[235] Материалы разработок группы Матиаса Вакернагеля и Всемирного Фонда защиты природы доступны на сайте: www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.142033699.

[236] Botkin J., Elmandjra M., Malitza M. Limits of Learning: Bridging the Human Gap. – N.Y.: Harper & Row, 1979. – Р. 8.

[237] В 1870 году в Великобритании был принят Акт о всеобщем и обязательном образовании. – См.: Петров М.К. История европейской культурной традиции и её проблемы. – М.: РОССПЭН, 2004. – С. 608.

[238] Ришар Ж.-П. На переломе: Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение. – М.: Ладомир, 2006. – С. 110.

[239] Там же, с. 111.

[240] В частности, такую нормативную идею (проводимую в США) можно встретить в работе известного американского экономиста П.Друкера. Друкер П. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества. – М.: ООО «Изд.Дом «Вильямс», 2007. – С. 275 – 282.

[241] Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980. – С. 203.

[242] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 1999. – С. 238.

[243] Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего// Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М.: Academia, 1999. – С. 348 – 350.

[244] Здесь хотелось бы обратить внимание на два любопытных примера, связанных с избыточным финансированием образования. В 1965 – 1968 гг. в Японии была выдвинута задача по воспитанию «творческих личностей», а в 1971 году правительство взяло курс на приоритетное развитие сферы информационных технологий. Последняя задача требовала подготовки 500 тыс. специалистов по ЭВМ, которая была решена к 1980 году, что и обеспечило лидерство страны в этой области. Другой пример – Тайвань, где, начиная с 50-х годов была развернута широкая программа развития высшего образования. При этом, значительная часть выпускников школ направлялась в ведущие университеты США и Канады, и это несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране. В 60 – 70-е показатель студентов на «душу населения» в Тайване был выше чем в Великобритании. Результат – сегодня Тайвань один из региональных экономических лидеров.

[245] Тангян С.А. Неолиберальная глобализация. Кризис капитализма или американизация планеты? – М.: Современная экономика и право, 2004. – С. 133.

[246] Напр., обучение М.В.Ломоносова в ряде европейских университетов не выглядело как отношения «покупателя» услуг и алчущих прибыли их «продавцов».

[247] Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. – М.: Академический проект, 2007.

[248] Что Г.Д.Гачев показал на примере эллинской, итальянской, французской, английской науки. – Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1993.

[249] См. мою статью: Муза Д.Е. Возможна ли оптимальная стратегия образования в глобальной игре цивилизаций? // Ноосфера і цивілізація. Випуск 8-9 (11). – Донецьк: ДонНТУ, 2010. – С. 143 – 152

[250] Начиная с XIX съезда КПСС (1952 год), доля лиц с высшим техническим образованием, входивших в партийный аппарат, т.е. центральный орган управления СССР, составлял 2/ 3 и более. – Крыштановская О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. – М.: Наука, 1989. – С. 116.

[251] Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 170.

[252] Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Языки славянской культуры, 2000. – С. 102.

[253] Там же.

[254] World Population Policies 2007 // Population Division of the United Nations Department of Economic and Social Affairs. – N.Y.: UCN, 2007. – Р. 8.

[255] Расчетные показатели говорят о том, что государства мира тратят на борьбу со СПИД-ом до 1% ВВП. Продолжительность жизни ВИЧ-инфицированных составляет 30 – 40 лет.

[256] Современные глобальные проблемы мировой политики: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. М.М.Лебедевой. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – С. 70.

[257] Тем не менее, около 40 % граждан США не имеет базовой медицинской страховки (!), хотя Барак Обама – в своих предвыборных обещаниях – делал ударение на доступности медицинского обслуживания.

[258] Которая, в своё время, опираясь на научные разработки, позволила обуздать ряд традиционных болезней, сопровождающих жизнь человечества.

[259] Ришар Ж.-П. На переломе: Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение. – М.: Ладомир, 2006. – С. 115 – 116.

[260] Один из столпов американской социологии и футурологии - О.Тоффлер недвусмысленно пишет в одной из своих последних книг: «Сегодня каждый человек, зайдя в Интернет, может найти и приобрести оборудование для диагностики чего угодно – от аллергии до СПИДа, от рака простаты до гепатита... Затрудненное дыхание? Можете купить ультразвуковой распылитель, спиртометр или даже спасительный прибор для вентиляции легких. Вы можете приобрести молоточек невропатолога или собственный педиатрический стетоскоп». – Тоффлер Э. Революционное богатство. – М.: АСТ: АСТ Москва: Профиздат, 2008. – С. 243. (курсив мой – Д.М.). Тем не менее, интересно, как на этот индивидуально-потребительский западный бред отреагируют жители Бангладеш или Габона?

[261] Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1989. – С. 383 – 448, 449 – 494.

[262] Лазарев Ф.В. Современная цивилизация: ноосферно-антропологический проект// Человек и современная цивилизация. Сборник статей. – Симферополь: ДОЛЯ, 2008. – С. 39.

[263] Разумеется, под воздействием технологий – этой «главной силы толчка ускорения», знаний – этого «топлива прогресса», т.е. перманентной технологической революцией.

[264] Тоффлер А. Футурошок. – СПб.: Лань, 1997. – С. 5.

[265] Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; ОАО «ЛЮКС», 2004. – С. 18.

[266] В принципе, - пишет российский философ П.С.Гуревич, - под «природой человека» подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи хомо сапиенс во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса». – Гуревич П.С. Философия человека. – М.: ИФ РАН, 1999. – Ч.1. – С. 60. (курсив мой – Д.М.).

[267] Эта Ассоциация насчитывает около 5000 членов, большая часть которых проживает в США и Европе.

[268] Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? // Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. – М.: Изд-во «Весь мир», 2002. – С. 93.

[269] Подробнее о перспективах разных видов человека см. аналитический материал: Буровский А.М. После человека // Чеснокова Т.Ю. Постчеловек. От неандертальца до киборга. – М.: Алгоритм, 2008. – С. 175 – 224.

[270] Упомянем в этой связи катастрофическую ситуацию с аллергией, генезис которой в большинстве случаев обусловлен сбоями в иммунной системе человека.

[271] В том числе, в области нанотехнологий, где также наблюдается революция по устранению человеческой телесности и замене её искусственной. – См.: Жоаким К., Плевер Л. Нанонауки. Невидимая революция. – М.: КоЛибри, 2009. – С. 190 – 195.

[272] Шелер М. Человек и история// Шелер М. Избранные произведения. – М.: Изд-во «Гнозис», 1994. – С. 70.

[273] Без святости и без духовности (лат).

[274] Цейхмистро полагает, что структура духовности включает в себя две составляющие: 1) вертикальную, т.е. отношение человека к абсолюту (Богу, Природе, Правде и Истине) или к великой тайне бытия; 2) горизонтальную, представленную отношением человека к человеку. Понятно, что «внутреннее соотношение этих двух составляющих в структуре духовности в её различных исторических этапах различно». – Цейхмистро И.З. Холистическая философия науки: Учебное пособие. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2002. – С. 16.

[275] Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Изд-во «Рудомино», 2001. – С. 9 – 16.

[276] Чавчавадзе Н.З. Феномен бездуховности // О духовности. Сб. – Тбилиси: Мицниереба, 1991. – С. 24. (курсив мой – Д.М.).

[277] См. напр.: Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Высш. шк., 2005.

[278] Доказательством чему может служить коллективное исследование ученых Института по изучению экономической культуры при Бостонском университете: Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире/ Под ред. П.Бергера и С.Хантингтона. – М.: Аспект Пресс, 2004.

[279] Гелд Д., Мак-Грю Е., Голдблатт Д., Перратон Дж. Глобальні трансформації. Політика, економіка, культура. – К.: Фенікс, 2003. – С. 401.

[280] Здесь термин «универсализация» (лат. universum) означает процесс, произошедший в культуре Запада в XV – XX ст., и имевший своей целью максимальный охват своим влиянием, формами, стилистикой всех культурно-географических ареалов мира. Благодаря этой универсализации мир и представляется целостным и относительно однородным (вспомним джинсы, the Beatles, coca-coly, компьютер, жевательную резинку, куклу Barby, день „святого” Валентина и т.д.).

[281] Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – СПб.: Высшее образование, 2008. – С. 407 – 408.

[282] Следует заметить, что американский культурантрополог Дж.П.Мёрдок выделил и описал более 50-ти культурных универсалий, присущих всем культурам. К ним относятся: язык, религия, система символов, труд и изготовление его орудий, сексуальные ограничения, гостеприимство, обычай дарить подарки, нательные украшения, танцы, спортивные состязания и т.д. И поскольку культура, по Мёрдоку, идеационна (англ. ideal – идеальный образ и action – действие), то она содержит инвариантные схемы поведения для определённого культурного ареала. – См.: Мёрдок Дж.П. Фундаментальные характеристики культуры// Антология ииследований культуры. Интерпретация культуры. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. – С. 51 – 52.

[283] Лазарев Ф.В., Брюс А. Литтл. Вселенная культуры: стратегемы и ценности. – Симферополь: Сонат, 2005. – С. 38 – 41.

[284] Там же, 42 – 44.

[285] Не вдаваясь в масштабы и состояние проблемы во всём мире, обратим внимание на положение дел в России. По сведениям Ю.Болдырева, коррупция в современной России достигала 50 % ВВП. – Болдырев Ю. Энергосбережение в модернизируемой стране// Литературная газета. - № 31 (6286) 4 – 10 августа 2010 г. – С. 2.

[286] Понятие «маргинал» впервые появилось во Франции в 1972 году и им стали обозначать тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. В свою очередь маргинальность – это не состояние автономии, а результат конфликта с общественными нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. – Фарж А. Маргиналы// 50/ 50: Опыт словаря нового мышления. – М.: Прогресс, 1989. – С. 143, 144. Если же следовать этимологии, то термин маргиналы соотнесен с личностями и группами, находящимися на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества структурных подразделений или господствующих культурных норм и традиций. – Рашковский Е. Маргиналы// Там же, с. 146.

[287] Здесь хотелось бы обратить внимание читателя на то обстоятельство, что в мире встречаются два основных типа общественного строя – авторитарный и либеральный. Они отличаются не только институтами власти, хозяйственными моделями, культурой и жизненными стандартами, но также методами регулирования общественного процесса. В первом случае речь идёт о принудительных к труду, социальной активности методах, тогда как во втором индивид ситуативно соотнесен с гражданским обществом, но главное, предоставлен сам себе. В свете этого любопытное сравнение тоталитарного ли либерального порядков приводят отечественные авторы: «в 1980 г. коэффициент преступности (по факту, на 100 тыс. населения) в странах социализма был гораздо ниже, чем в капиталистическом мире. При этом отличались друг от друга и социалистические страны. При большей зарегулированности и регламентации (в СССР, Болгарии) он был ниже (соответственно, 576 и 282), при меньшей, «с элементами капитализма» – мелкой собственностью и предпринимательством, фермерством (Польша, Венгрия, Чехословакия) – заметно выше (950, 1218, 1272). И несравнимо выше данный коэффициент всегда был в странах с рыночной экономикой. В этом же году в ФРГ он равнялся 6198, а во Франции – 4876». Но далее самое интересное: «с переходом на западную рыночную экономику резко увеличивалось количество преступлений и в других странах. В Японии, например, наивысший коэффициент был зарегистрирован в 1948 г. Если в 1980 г. т.е. ещё при социализме, в Венгрии было зарегистрировано 130 тыс. преступлений, то в 1990 г. – в 4 раза больше, почти полмиллиона. В начале 1990-х годов в ГДР после воссоединения с ФРГ преступность выросла почти вдвое, а по отдельным видам – в 3 раза». – Черныш М.А., Черныш А.М. Маргинальный синдром: Монография. – Одесса: «ВМВ», 2010. – С. 120.

[288] Ссылаясь здесь на формулу Т.Гоббса: «bellum omniun contra omnes, и во время этой войны у всех есть право на всё» (Гоббс Т. Основ философии. Часть 3 // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. – М.: Мысль, 1989. – Т.1. – С.280), хочу лишь подчеркнуть, что она стала своеобразным эталоном американской истории, т.е. в стране, где всякий себя ощущает в естественном состоянии. Правда в последствии, общественный договор (Конституция Америки 1776 г.) несколько ограничил эту внутреннюю войну, но, как эталон социально-экономических отношений она по-прежнему жива и транслируется по всему миру.

[289] Хайєк Ф.А. Право, законодавство та свобода: Нове викладення широких принципів справедливості та політичної економії: в 3 т. – К.: Сфера, 1999. – Т.1. Правила та порядок. – С. 70 – 81; Хайєк Ф.А. Право, законодавство та свобода: Нове викладення широких принципів справедливості та політичної економії: в 3 т. – К.: Сфера, 2000. – Т. 3. Політичний устрій вільного народу. – С. 85 – 128.

[290] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда// Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1990. – С. 328 – 366.

[291] Лебон Г. Психология масс. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000.

[292] Генон Р. Кризис современного мира. – М.: «Арктогея», 1991. – С. 57 – 69, 70 – 80.

[293] Бенуа А де. Критика либеральной идеологии// Бенуа А де. Против либерализма: (К четвертой политической теории). – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. – С. 20




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.