Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глазодвигательные механизмы зрения и их нарушения




Формирование двигательного компонента глаз происходит последовательно и неравномерно. Нормальная работа глаза требует подвижности его и способности к тонким установкам, необхо-


димым для всякого точно действующего оптического прибора. Это осуществляется • деятельностью специальных глазных мышц, которые по своему положению разделяются на прямые мышцы глаза (четыре) и косые мышцы (две).

Для получения рассматриваемого предмета отчетливого изображения на сетчатке важно, чтобы предмет находился на зрительной оси глаза; последняя, как известно, проходит через центр хрусталика и. ямку сетчатки. Для отчетливого телесного видения предмета необходимо, чтобы на нем сходились зрительные оси обоих глаз. Правильная установка зрительных осей достигается:

1) движениями тела и поворотом головы — грубая установка;

2) движениями прямых и косых мышц — тонкая установка и
3), аккомодацией хрусталика — тончайшая установка. В движениях глазного яблока обычно участвуют прямые и косые мышцы,
совокупной работой которых и достигается нужный результат.

Из шести мышц глаза пять берут начало в глубине орбиты от соединительно-тканного кольца, окружающего вход зрительного нерва в глазницу и прикрепленного по краю зрительного отверстия. Начинающиеся здесь четыре прямые и верхняя косая мышцы образуют как бы воронку или конус, по оси которого идет зрительный нерв. Подойдя к глазному яблоку, прямые мышцы прикрепляются к нему со всех четырех сторон и получают свои названия соответственно месту прикрепления. Поэтому различают: медиальную (или внутреннюю) прямую мышцу с носовой ,• стороны, латеральную (или наружную) прямую мышцу с височной стороны, верхнюю прямую и нижнюю прямую мышцы. Все они прикрепляются к белочной оболочке (склере) недалеко от места перехода ее в роговицу с помощью плоских сухожилий. Действие этих мышц на глазное яблоко определяется способом их прикрепления. Медиальная мышца поворачивает глаз внутрь, латеральная— наружу, то и другое движение совершается вокруг вертикальной оси. Верхняя прямая мышца вращает глаз зрачком кверху, а нижняя — книзу, вокруг фронтально лежащей горизонтальной оси.

Нижняя косая мышца лежит в поперечном, направлении относительно продольной оси глазницы. Начавшись из медиального угла глазницы, эта мышца идет в латеральном направлении параллельно ее нижнему краю под глазным яблоком и под нижней прямой мышцей, выходит на латеральную половину глазницы и прикрепляется к заднебоковой стороне глазного яблока. Сокращаясь, эта мышца вращает яблоко вокруг сагиттальной оси. Наконец, верхняя косая мышца имеет более сложный путь. Она делится на две части: начавшись, как сказано, вместе с прямыми мышцами, верхняя косая идет вперед по верхнемедиальной стороне глазницы и, подойдя к глазному яблоку под верхней прямой мышцей, прикрепляется к нему с его височной стороны, недалеко от места прикрепления нижней косой, для которой она и служит антагонистом, вращая глаз в обратном направлении.

Глазные мышцы состоят из тончайших мускульных волокон


и обильно снабжены чувствительными нервными окончаниями. Иннервация этих шести мышц осуществляется тремя парами головных нервов.

Развитие двигательного компонента глаз происходит постоянно с увеличением возраста детей. При воздействии яркого света на глаза новорожденный закрывает их. Эта реакция получила название рефлекса ослепления. У новорожденных в течение первой декады постнатального периода отмечаются ориентировочные движения глаз и головы на равномерное освещение. У 3—5-месячных детей наблюдается дрожание краев радужной оболочки, колебательные движения зрачка. Равномерные движения век формируются в течение первого месяца жизни. Мигательный рефлекс на предмет, помещенный перед глазами, устанавливается только в возрасте 8 недель. Безусловный мигательный рефлекс постепенно становится основой образования условного рефлекса мигания на различные внешние раздражители. Смыкание век происходит при прикосновении к веку, конъюнктиве, корню носа и зависит от локализации раздражения. На 2—3-й неделе жизни ребенка появляются установочные движения глаз за перемещающимся предметом. К 5 месяцам жизни ребенка появляются скользящие планомерные движения глаз. Такое развитие движений является симптоматическим выражением развития функций прематорных зон больших полушарий головного мозга и восходящих и проводящих зрительных путей, а также рецепторного аппарата сетчатки.

"С развитием фиксации взора исчезают некоординированные движения глаз. Наличие фиксации взора в определенной мере может указывать на психическое развитие ребенка и его зрительного анализатора. У детей с нарушением зрения фиксация взора может несколько задерживаться в развитии, а умственно отсталые дети не могут фиксировать взор даже в возрасте одного года.

Обычно ребенок к концу первого месяца жизни фиксирует взор на лице наблюдающего за ним человека, однако эта реакция еще неустойчива. К полутора месяцам ребенок улыбается при виде лица матери.

К трем месяцам ребенок может производить разгибание и сгибание шеи, у него упрочняются установки взгляда. В четыре месяца • у ребенка появляются первые дифференцировки зрительного восприятия, изменяется его поведение при виде близкого человека, происходит оглядывание предметов. Он может • лежать на животе и «ощупывать» взглядом яркие и блестящие предметы на близком расстоянии.

В 5—6 месяцев у ребенка происходят дальнейшие изменения в фиксации взгляда и поведении. Ребенок быстро узнает близких ему людей, хватает висящие над ним игрушки, протягивает руки к предмету и стремится приблизиться к нему, хватает ножки своими руками.

В последующие месяцы жизни объем воспринимаемых ребенком предметов увеличивается,, он может протягивать руки


к матери, своему изображению в зеркале, стучать по нему ручками, а в 10 месяцев играть со своим изображением, подражать движениям взрослого человека.

По мере развития ребенка совершенствуется зрительная афферентация в зависимости от его положения тела, которая постепенно начинает.определять его пространственную ориентировку, стимулируемая моторикой глаз, а позднее — представлениями. ""Развитие зрительной афферентации происходит одновременно, с ее дифференциацией (разделением целого на части) к восприятию различных предметов и при одновременном совершенствовании общей моторики и поведения ребенка.

Формирование зрительных функций в онтогенезе происходит одновременно с созреванием зрительных и других структурных образований анализаторных систем. Функция едина со структурой, они взаимосвязаны и взаимообусловлены в своем развитии (в онтогенезе).

Онтогенез зрительного анализатора имеет большое значение для развития познавательной деятельности зрячих и слабовидящих детей. Для новорожденного появление зрительной афферентации является принципиально новым этапом в развитии всей его сенсорики. Известно, что виды афферентации —тактильные, слуховые, интеро- и проприоцентивные — получают свое развитие в период внутриутробной жизни ребенка. С постепенными аналитическими структурными изменениями на всех уровнях зрительного анализатора происходит развитие различных функций глаза, меняется его взаимодействие с другими органами чувств (анализаторами). Глаза новорожденного к моменту рождения анатомически почти сформировались. Однако развитие колбочкового аппарата окончательно не завершилось. Так, у новорожденных толщина колбочек меньше, а длина короче, чем у взрослого человека. Распределение колбочек в области центральной ямки желтого пятна заканчивается к шести месяцам жизни ребенка.

Ширина зрачков у новорожденного при среднем освещении равна 1,5 мм, она увеличивается до 2,5 мм к концу первого года жизни, тогда как у взрослого человека ширина зрачков равна 10 мм.

Нарушения глазодвигательного аппарата. Наиболее распространенными нарушениями глазодвигательного аппарата являются косоглазие и нистагм.

Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разделяют на содружественное и паралитическое.

Содружественное косоглазие может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глаз отклоняется кнутри, к носу) и расходящимся (глаз отклоняется кнаружи, к виску), односторонним (отклоняется только один глаз), альтернирующим, перемежающимся (косит то один, то другой глаз). К появлению содружественного косоглазия могут привести различные этиологи-


ческие факторы: заболевание центральной нервной системы, нарушения рефракции, аномалии глазодвигательного аппарата и др. (В. И. Белецкая, А. Н. Гнеушева). Паралитическое косоглазие характеризуется ограничением (парез) или отсутствием (паралич) подвижности глаза, который косит в сторону парализованной мышцы. Этот вид косоглазия возникает вследствие травм, опухолей, инфекций, интоксикаций, кровоизлияний (Е. И. Ковалевский, В. Г. Морозова).

Сначала косоглазие бывает заметным только при утомлении или сосредоточенном рассматривании какого-либо, предмета, а в дальнейшем усиливается и становится постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем.

У детей косоглазие чаще всего появляется на 2—3-м году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга. Косоглазие — это не только косметический, но и функциональный недостаток. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка перекосится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестает функционировать. Кроме понижения остроты зрения, развития амблиопии косящего глаза, нарушается в целом бинокулярное зрение, что неблагоприятно сказывается на познавательной деятельности ребенка.. В этой связи важно своевременно выявить косоглазие и организовать лечебно-восстановительную и коррекционную работу с ребенком.

Нистагм представляет собой самопроизвольные колебательные движения глазных яблок (дрожание глаз). Различают физиологический и патологический нистагмы.

Одной из форм физиологического нистагма является так называемый оптокинетический нистагм, возникающий при рассматривании- быстро движущихся перед глазами объектов. Оптокинетический нистагм обычно наблюдается уже у детей 4—5 месяцев, что соответствует началу развития функций лобных долей головного мозга.

У детей с нарушением зрения часто отмечается патологический нистагм.. Причину можно видеть в часто встречающейся патологии в период внутриутробного развития, во время родов и послеродовом периоде, что также предполагает организацию лечебно-восстановительной и коррекционной работы с этими детьми.

Состояние глазодвигательного аппарата оказывает влияние на процессы аккомодации и конвергенции глаз.

Аккомодация глаза — процесс приспособления (accomodare — приспособлять) к ясному видению предмета на различном расстоянии путем изменения преломляющей силы хрусталика и постоянной фокусировки изображения на сетчатке. Подробное разъяснение механизма аккомодации приведено Гельмгольцем. Согласно разъяснению Гельмгольца, хрусталик, окруженный кап-


сулой, прикреплен к ресничному (цилиарному) телу с помощью цинковой связки. При взгляде вдаль цилиарная мышца расслаблена, вследствие чего цинновая связка туго натянута и хрусталик уплощен. В этих условиях преломляющая сила глаза является наименьшей. При рассмотрении предметов вблизи ресничная мышца сокращается, цилиарное тело перемещается впереди внутрь, следом за ним цинковая связка расслабляется и хрусталик приобретает выпуклую форму. Радиус кривизны хрусталика у здорового человека по его передней поверхности уменьшается с 10 до 5,5 мм, в результате чего преломляющая сила увеличивается и изображение фокусируется на сетчатке (рис. 6). Аккомодация глаз регулируется центральной нервной системой.

При нормальном зрении точка фиксирования в пространстве точно отражается, на сетчатке. Точки, расположенные ближе или дальше фиксированных на сетчатке, расплываются. Различия между фиксированными и расплывчатыми образами свидетельствуют о значении аккомодации в пространственном восприятии.

У разных людей пределы разного видения предметов неодинаковы. Критерием нормального глаза считается схождение на сетчатке параллельных лучей, идущих от расположенных вдали предметов. С аккомодацией преломляющая сила хрусталика увеличивается. Изменение степени преломляющей силы глаза при переходе от покоя ресничной мышцы до осуществления макси-






450 500 550. 600 65

 


 


Рис. 6. Схема лучей в глазу даль--нозорком (А), нормальном (Б) и близоруком (В), п — точка фокусирования параллельных лучей, падающих на глаз от отдаленных предметов; а — оптическая ось; с — круги светорассеяния.


Рис. 7. Кривая чувствительности до-минатора (А) и трех видов модуляторов (Б). На оси абсцисс — длина волн, на оси ординат — чувствительность в относительных величинах.



мальной аккомодации называется силой или объемом аккомодации. Объем аккомодации изменяется при различных физиологических и патологических состояниях. Установлено, что сила преломления линзы обратно пропорциональна ее фокусному расстоянию; она измеряется в диоптриях.

Однако недостаточность освещения при учебных занятиях, заставляющих учащихся низко наклоняться над книгой, может вызывать напряжение, или спазм аккомодации (судорожные сокращения мышц), продолжающийся и после того, как глаза перестали фиксировать близкий предмет. В некоторых случаях спазм аккомодации у детей принимают за развитие близорукости. Чтобы снять спазм аккомодации и точно установить вид и степень клинической рефракции глаза, проводят атропинизацию.

Ослабление и паралич аккомодации (потеря способности различать мелкий шрифт и мелкие детали.на близком расстоянии) сильно затрудняют учебную работу, особенно при дальнозоркости высоких степеней.

Некоторые заболевания органа зрения, травмы глаза, послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика), заболевания центральной нервной системы, вызывающие параличи или ослабление аккомодационной мышцы, и другие причины сопровождаются расстройством аккомодации. В этих случаях кроме очков, назначенных для постоянного ношения, при учебных занятиях необходимо пользоваться специальными очками.

Конвергенция — это процесс сведения зрительных осей до их пересечения на рассматриваемом предмете, т. е. в точке фиксации. При рассматривании предметов вдали зрительные оси глаз располагаются параллельно благодаря тому, что мышечные аппараты находятся в состоянии относительного покоя. Восприятие предметов вблизи обеспечивается сведением зрительных осей с помощью сокращения прямых мышц глаза, или конвергенции. У детей с нарушением зрения величина (сила) конвергенции может значительно отличаться от конвергенции детей с нормально развивающимися глазами. Конвергенция может нарушаться также у здоровых детей, обучающихся в массовых школах, при аномалиях рефракции и приводить к нарушениям бинокулярного зрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.