Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптические механизмы зрения и их нарушения




Оптические основы зрения обеспечиваются: 1) построением изображения; 2) взаимосвязью объекта с субъектом, т. е, конечным сенсорным эффектом (образом); 3) рассеянным источником в глазу.

Построение образа определяется четкостью зрения, его остротой, величиной- раздражающего поля сетчатки, локализацией изображения. Формирование изображения во многом зависит от правильного или неправильного преломления (аметропия) в гла-


зу, что может быть обусловлено: 1) изменением длины осей глазного яблока; 2) сдвигами в кривизне поверхности роговой оболочки глаза или хрусталика или изменениями преломления различных оптических сред; 3) изменениями иннервации, меняющей преломляющую силу хрусталика.

Аметропия, вызванная изменениями длины осей глазного яблока, получила название осевой. Аметропия, возникшая в результате изменения силы диоптрийной системы, названа рефракционной. Аккомодационной или. функциональной аметропией названа та, при которой происходит изменение преломляющей силы аккомодации вследствие нарушения иннервации.

Близорукость. Различают две формы близорукости: кажущуюся близорукость и простую близорукость. Наблюдения за силой или объемом аккомодации показывают, что после рождения ребенка происходит постепенное развитие преломляющей силы, обусловленное возрастом ребенка, особенностями развития глаза, и прежде всего ресничного тела, размером глаз и ресничной мышцы. При близорукости, или миопии (лат. miopia — близорукость), в связи с отклонениями в рефракции глаза изображение находится впереди сетчатки (см. рис. 6).

При кажущейся близорукости ребенок может ясно видеть на расстоянии 4—6 см, т. е. расстоянии более близком, чем для дальнозоркого и взрослого нормальновидящего человека. Такое видение ребенка объясняется большой силой аккомодации, которая может превышать 20 диоптрий (Д). Это обусловлено тем, что хрусталик может принимать при сокращении ресничной мышцы почти шарообразную форму.

С возрастом ребенка (к полутора годам жизни) переднезадний диаметр глаза увеличивается до 92%, а к 3 годам он достигает 94% диаметра глаза взрослого человека. К этому сроку уменьшается детская дальнозоркость. Одновременно увеличивается размер глаз и происходит дальнейшее развитие ресничной мышцы и других мышц, а также формируется структура центрального звена зрительного анализатора.

Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного периода и подвергается изменению. Поэтому необходимо учитывать данный факт педагогу, воспитателю и родителям. В дошкольном периоде развитие глаз может происходить нормально, но ребенок при рассматривании рисунков или их выполнении может склоняться так близко к рисунку, что у него можно признать близорукость, обусловленную как бы" болезнью. Однако это кажущаяся близорукость, и она не требует коррекции очками. Даже у ряда детей 7-летнего возраста расстояние до точки ясного видения может не превышать 6—7 см.

Не кажущаяся — простая близорукость чаще развивается у ослабленных детей после трехлетнего возраста. Она чаще всего связана с увеличением переднезаднего диаметра глаза. Близорукость резко изменяет поведение и даже характер детей. В этих случаях они становятся рассеянными, горбятся при рассмотрении


рисунков, чаето жалуются на головные боли и боли в глазах, усталость, расплывчатость предметов. На все это необходимо обращать внимание воспитателей и родителей..

При настоящей близорукости параллельные лучи сходятся не на сетчатке, а впереди нее. На сетчатку могут попасть лишь те лучи, которые отражены от близко расположенных предметов. Благодаря этим лучам.«канал связи» будет нарушен, а рассматриваемый предмет будет восприниматься разлитым и неясным. При резко выраженной близорукости точка ясного видения может находиться на расстоянии не ближе 25 см от глаза. Для исправления близорукости применяют очки с двояковогнутыми линзами и другие коррекционные средства (см. Коррекция зрения). При оптической коррекции уменьшается преломление аккомодационных сил, лучи, идущие от удаленных предметов, будут сходиться на сетчатке и предмет будет четко виден. Дети, которым выписаны очки, должны обязательно ими пользоваться, иначе близорукость будет прогрессировать. Учителя, родители и воспитатели должны следить, чтобы очки и другие оптические средства были правильно подобраны и удобны.

В развитии близорукости задействованы почти все механизмы зрения: анатомический, оптический, физиологический и глазодвигательный. Среди детей в настоящее время резко возросло число близоруких. По мнению В. С. Беляева, начало близорукости связано с двумя моментами: общей гиподинамией и перегрузкой цилиарной мышцы вследствие увеличения продолжительности работы ее: вблизи. В процессе перенапряжения мышцы у детей постепенно развивается оптическое состояние мышцы, и оно становится привычным. При отсутствии систематического расслабления цилиарной мышцы при взгляде вдаль наступает так называемый спазм аккомодации, который является начальным, пусковым моментом «рабочей» близорукости.

Общая гиподинамия, с которой связан малоподвижный образ жизни детей (отсутствие подвижных игр), может не только усиливать спазм аккомодации, но и приводить к изменениям обмена, тканевым отклонениям от нормы. Излишняя работа вблизи ведет не только к перегрузкам цилиарной мышцы, ее гипотрофии (чрезмерному уменьшению), но и к изменению локального обмена как в самой мышце, так и в нервах, склере и хрусталике. При тяжелой форме близорукости, когда наблюдается тенденция к усиленному растяжению склеры с резким осевым удлинением глаза спереди назад, может наряду с глубоким нарушением зрения наступить тяжелое повреждение оболочки глаза и ее рецепторного слоя — сетчатки, вплоть до отслойки.

Дальнозоркость. Различают два вида дальнозоркости: естественную детскую и обычную дальнозоркость. При дальнозоркости у новорожденных роговица и хрусталик более выпуклые, чем у взрослого человека. В естественных условиях у новорожденного радиус кривизны передней поверхности хрусталика почти вдвое меньше по сравнению со взрослыми людьми. У новорож-


денных расстояние между границами основных преломляющих сред также меньше, чем у взрослых. Переднезадний диаметр глаза 'примерно на 25% короче у новорожденных по сравнению с диаметром глаза взрослого. Глаз у ребенка обусловливает более сильное преломление лучей, в результате которого параллельные лучи будут сходиться позади сетчатки и не обеспечат ясного видения предмета. Для того чтобы сошлись лучи на сетчатке, необходимо дополнительное усилие со стороны ресничного, тела и мышц и регуляции аккомодации. Следовательно, глаз ребенка может быть назван дальнозорким.

При дальнозоркости ближняя точка ясного видения всегда отстоит от сетчатки глаза на большем расстоянии, чем у лиц с нормальным зрением. Поскольку силы аккомодации частично используются при установке на даль, то ее остающихся сил недостаточно для ясного видения предметов вблизи. Для исправления дальнозоркости требуется усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми линзами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.