КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о воображении. Формирование мышления у слепых и слабовидящих
Формирование мышления у слепых и слабовидящих Формирование мышления у слабовидящих и слепых имеет ряд особенностей. Отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей первых классов операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления. Для слепых и слабовидящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого— нарушения зрительного, восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт слепых и слабовидящих. У некоторых слабовидящих и слепых нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, развитие высших корковых функций. В данном разделе очень кратко затронуты только те особенности высших функций слабовидящих и слепых, которые могут быть связаны с наличием у них зрительного дефекта. Систематические исследования познавательной деятельности школьников с нарушениями зрения изложены в ряде публикаций (А. Г. Литвак, В. А. Ленина, Т. П. Назарова, Л. И. Солнцева и др.). ЛИТЕРАТУРА Брушалинский А. В. Мышление//0бщая психология/Под ред. А. В. Петровского.— М., 1986. Брушалинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение.— М., 1983. Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.—М„ 1982.—Т. 2. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.—М., 1972. Костючек Н. С. Представления, речь и мышление у учащихся I—III классов школ слепых//Известия АПН РСФСР.—М., 1959.—Вып. 96. Литвак А. Г. Тифлопсихология.— М., 1985. Лук А. Н. Мышление и творчество.— М., 1976. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.— М., 1972. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования.— М., 1958, Самойлов А. Ф. Проблема мышления в тифлопсихологии//Психологиче-ские особенности слепых к слабовидящих школьников.— Л, 1981. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление.— М., 1968. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.— М., 1983. Тихомиров О. К. Психология мышления.--- М., 1984. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников,— М., 1980. Глава 6. ВООБРАЖЕНИЕ Воображение относится к высшим психическим процессам, как и мышление. Оно тесно связано с мышлением. Как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, когда нужно найти новое решение проблемы. Воображение — это одна из форм психического отражения действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение является необходимой стороной творческой деятельности — художественной, конструкторской, научной. Особым видом воображения является фантазия. Воображение играет существенную роль в игре, учений и труде. Что касается воображения у слепых, до сих пор существуют две точки зрения. Одни тифлопсихологи считают, что у незрячих воображение более сильно выражено по сравнению со зрячими, а другие его находят менее ярким и бедным. Однако следует иметь в виду, что у людей с глубокими нарушениями зрения имеется сужение чувственного познания, и оно действительно может оказывать существенное влияние на реконструкцию образов воображения. Из этого следует важный практический вывод. Для развития у слепых и слабовидящих творческого воображения есть лишь путь раннего и всестороннего развития сенсорики и на ее основе создание творческих, производственных, художественных, музыкальных и математических образов. У детей и взрослых людей с глубокими нарушениями зрения творческое воображение достигает высоких результатов. Эти результаты возможны благодаря связи воображения не только с ощущениями, но и с мышлением, речью, памятью, которые восполняют дефицит чувственного отражения (А. Г. Литвак). Таким образом, формирование творческого воображения у лиц с глубокими нарушениями зрения зависит от развития чувственного и логического познания. Единство этих форм отражения и их своевременное формирование у детей создает предпосылки для высокого развития творческого воображения у слепых и слабовидящих. При ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение выполняет компенсаторные функции, восполняя восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения незрячие с помощью оставшихся анализаторов и словесных описаний формируют и создают образы объектов, которые не были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |