Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды воображения. Физиологические процессы и воображение




Физиологические процессы и воображение

Возникновение образов воображения — это результат деятельности мозга человека, и прежде всего функции коры больших полушарий. Если физиологическую основу представлений и памяти составляли следовые явления, возникшие в коре мозга во время ощущений и восприятия, оставшиеся после замыкания временных связей, то они же («следы») возникают и при воображении.

В процессе памяти происходит актуализация, как бы возобновление или растормаживание «следов», тогда как при воображении эти связи («следы») распадаются и объединяются в новые связи («следы») под влиянием доминирующего очага возбуждения. Одновременно наблюдается как бы механизм, действующий при памяти и в то же время не совпадающий с ним. На самом деле имеется и действует более слаженный физиологический механизм воображения, и в нем отражены основы физиологических процессов.

В общей и специальной психологии различают пассивное и активное воображение. В свою очередь, пассивное воображение подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, а активное воображение — на творческое и воссоздающее. Все дети наделены в разной степени вышеуказанными видами воображения, включая и детей с глубокими нарушениями зрения.

Пассивная форма воображения выступает тогда, когда при воображении подменяют деятельность фантастическими представлениями, далекими от реальной жизни, своей деятельности, анализа своих ошибок и т. д. Подобная форма пассивного воображения встречается как у взрослых, так и у детей.

Почти всем людям, включая детей, присуще преднамеренное воображение, выражающееся в образах фантазии, но не связанное с волевым действием. Эти образы имеют связь с потребностями и интересами и чаще могут быть радостными, заманчивыми и приятными. Они получили название «грезы».

Творческое воображение присуще людям всех возрастов. Оно формируется с самого раннего детства в форме новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность («вот вырасту, буду тем или тем», «сделаю то-то» и т. д.). Данный вид воображения чрезвычайно важен и его необходимо развивать у всех детей, как форму любого творчества и целеустремленности,


направленную на поиск путей удовлетворения творческих потребностей.

Воссоздающее воображение — это воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Воссоздающее воображение возникает у детей при чтении географических карт, книг, рассказов, просмотре диафильмов, кино и т. д. Привычка детей сопереживать образам природы, книг, кино помогает им в жизни приблизить к своей действительности образы воображения. Как показывают исследования, воображение развивается в процессе обучения и формируется поэтапно. Это согласуется с известными в педагогической психологии положениями о поэтапном формировании умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). В развитии воображения важную роль играет повышение активности детей, совершенствование наглядно-образного и словесно-логического мышления. У детей с полным или частичным выпадением зрительной функции несколько ограничиваются возможности комбинирования и реконструкции образов воображения. Однако эта ограниченность воображения у детей преодолевается за счет компенсаторных функций и развития воссоздающего воображения в результате процессов обучения (А. Г. Литвак, Н. Г. Морозова).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.