Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение и личность




Роль воображения в игре и творчестве

Дошкольное детство характеризуется развитием фантазии у детей. Игра является для ребенка одним из важных условий воображаемой ситуации, при которой происходит преобразование образов, накопленных в представлениях (А. В. Петровский и др.). Образ воображения выступает как потребность игровой деятельности, как его цель и программа действий. Ребенок, играя в шофера, летчика и космонавта, строит свое поведение и поведение товарищей, играющих с ним, сообразно видам этих профессий и представлениям, имеющимся у него, а в коллективной игре — и представлениям своих сверстников. Ролевые игры позволяют детям углублять и расширять свои личностные качества: смелость, решительность, организованность и т. д. и соотносить их.с личностными качествами своих товарищей, производя оценку и анализ своих действий и сопоставляя их с реальными действиями в жизни.

Воображение возникает в разных видах деятельности и протекает то усиливаясь, то постепенно затухая, или совсем исчезает, когда прекращается сама деятельность, или переходит в грезы или мечту. У детей образы воображения создают мечту, переходящую в особую внутреннюю деятельность, растянутую иногда на многие годы, пока замыслы не осуществляются в действительности (например, мечта стать ученым, музыкантом, Скульптором). Мечта является побудительной силой или мотивом деятельности на всех этапах развития детей как зрячих, так


и незрячих в игровой, учебной и трудовой деятельности. У детей с глубокими нарушениями зрения мечта часто направлена на то, чтобы много знать, уметь и даже в буквальном смысле прозреть. Для слепого и слабовидящего любой итог его деятельности, воплощенный в успешной учебе, сделанном предмете и полученном результате, в своей сущности есть осуществленная ими человеческая мечта. Надежда вернуть зрение в отдельных случаях становится реальной действительностью благодаря коррекции и компенсации зрения.

Воображение расширяет человеческое познание с самого раннего детства. Оно оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств ребенка. Воображение способствует развитию мышления, воли, эмоций и чувств. Благодаря воображению ребенок может предвидеть результаты своей деятельности.

Нарушения зрения в определенной мере ограничивают возможности развития творческого воображения. Однако благодаря компенсаторным механизмам и восстановлению сенсорного развития, логическому (понятийному) мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений и памяти) слепые и слабовидящие могут достигать значительных результатов. Воображение, как мотив деятельности, играет главную и существенную роль в процессах компенсации зрения и становления личности. Наша жизнь полна примерами. Н. Островский — писатель, Л. По — скульптор, О. Скороходова — научный работник, Л. С. Понтрягин — академик в области математики, Л. Зюзин — музыкант, А. С. Левин —рабочий-электромонтажник (изобретатель) и другие достигли выдающихся успехов и стали яркими личностями.

ЛИТЕРАТУРА

Беркинблит М., Петровский А. фантазия и реальность.— М., 1968.

Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте//Собр. соч.— М„ 1982.—Т. 2.

Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формиро'-вании умственных действий//Исследование мышления в советской психологии.—М., 1966.

Литвак А, Г. Тифлопсихология.— М., 1985.

Морозова Н. Г. Интересы и мечты слепых школьников младших и средних классов//Специальная школа.— М., 1964.— Вып. 1—2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.