Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компенсаторное значение речи




Компенсаторное значение речи и ее функций у слепых и слабовидящих детей происходит в сфере чувственного познания, на которую через обучение и воспитание влияют родители,


воспитатели, учителя и врачи. Коррекционная работа со стороны школы и семьи должна проходить с помощью слова, образа и лечения. Она должна касаться всех сторон психической деятельности слепых и слабовидящих детей. У слепых слово как понятие направлено на восприятие, мысль и т. д. Слово корректирует признаки и свойства предметов, уточняет понятийный смысл в ходе усвоения понятий.

Компенсаторная функция речи способствует общению слепых и слабовидящих, их ориентировке в коллективе, формированию из них личностей, подготавливает к трудовой и общественной деятельности. В работе со слепыми и слабовидящими детьми необходимо так построить учебно-воспитательную работу, чтобы добиться наилучшего развития навыков устной речи, чтения и письма. При этом коррекция дефектов речи должна достигать успехов без ухудшения зрительных функций. Для этого требуется совместная работа тифлопедагога, логопеда и офтальмолога, которая может дать объективные сведения в отношении степени понижения остроты зрения, глазного заболевания, прогноза его, что позволит определить рекомендации в отношении дозировки зрительной нагрузки, размера шрифта для чтения, расстояния текста от глаз, а также использования средств оптической коррекции.

Дети с недостатками зрения из-за недоразвития речи нередко заучивают правила без понимания их смысла, т. е. происходит формальное усвоение знаний. Слабое развитие речи учащихся затрудняет осмысливание учебного материала, ведет к механическому его запоминанию, что, в свою очередь, лишает детей возможности применять полученные знания в учебной, игровой и трудовой деятельности.

Недооценка учителем особенностей развития детей (их восприятия, речи, мышления), абстрактность преподавания, изложение материала без связи с жизнью, с практикой, недостаточное использование дидактических принципов — наглядности, сознательности и активности — ведут к формализму. Предупреждение и преодоление формализма в знаниях достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной деятельности. Особое значение имеют такие дидактические приемы и средства, как непосредственное знакомство с предметами, сравнение и сопоставление их признаков.

Проведение наблюдений, опытов и практических работ в классе, школьной мастерской, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке, экскурсии и общественно полезный труд обогащают чувственно-практический опыт учащихся, наполняют конкретным содержанием усвоенные ими знания. При этом необходимо следить за тем, чтобы обучение чтению и письму учащихся проводилось с учетом их зрительных возможностей. В этом случае рекомендации офтальмолога являются обязательным условием при организации чтения и письма слабовидящих.


Установлено, что у слабовидящих учеников с аномалиями рефракции и расстройством аккомодации применение оптических средств, тщательно подобранных офтальмологом, дает возможность улучшить навык чтения и письма.

Следует иметь в виду, что компенсаторная работа по чтению у учеников с заболеванием сетчатой оболочки и зрительного нерва должна быть весьма продуманной в организации как процесса чтения, так и письма. Таким образом, компенсаторная функция речи не только обеспечивает слепому и слабовидящему общение друг с другом, ной расширяет возможности познавательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.—М., 1977.

Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей.— Л., 1982.

Ермолович 3. Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы//Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.—Л., 1979.

Кирзон М. В., Сафонов В. А. Якунин Г. А. К анализу электрической активности мышц при идеомоторных реакциях//Материалы седьмой научной конференции по вопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности.— Тарту, 1962.

Костючек Н. С. Развитие речи учащихся школ слепых (1—V классы).—М., 1967.

Крылова Н. А. Коррекционно-вослитательная работа на уроках русского языка в начальных классах школ для слабовидящих детей//Аномалии развития и крррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей/Л од ред. М. И. Земцовой,—М., 1980.

Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей.— М., 1978.

Мясищев В. Н., Карвасарский Б. Д., Либих С. С., Тонконогий И. М. Основы общей и медицинской психологии.— Л., 1968.

Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление.— М., 1968.

Шипило А. Д. Организация работы по коррекции речи слепых детей//Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена,—Л., 1964.


 


Глава 8. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.