Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность и воля




Понятие о воле

Глаза 9. ВОЛЯ

Особенности эмоций слепых и слабовидящих

Исследования свидетельствуют, что слепота влияет на яркость отдельных эмоций, развитие чувств и их выраженную окраску, обусловленную состоянием сенсорной сферы и накоплением чувственного опыта. Нарушение зрения, изменяя характер некоторых потребностей, видоизменяет эмоциональность переживаний и усиливает или снижает степень положительных и отрицательных эмоций. Говоря о важнейших эмоциональных состояниях


лиц с нарушением зрения, отметим, что особо сильно переживается ими момент потери или резкого ухудшения зрения. В этот период может наступить стрессовое состояние, высокая раздражительность с включением соматических реакций и дезорганизацией поведения вплоть до отказа от деятельности. Но в процессе компенсации дефектов психического развития, изменений в эмоциональной сфере дети сознательно овладевают и управляют своим настроением и поведением (А. Г. Литвак). Эмоциональные реакции во многом зависят от характера, способностей, волевых качеств, которые необходимо формировать в учебно-воспитательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

Бюрклен К. Психология слепых.— М., 1934.

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений.— М., 1976,

Бунд В. Очерк психологии.— М., 1987.

Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте//Собр. соч.— М., 1982 —Т. 2.

Извард К. Е. Эмоции человека.— М., 1980.

Краткий психологический словарь/Сост. Карпенко Л. А.; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.—М., 1985.

Литвак А. Г. Тифлопсихология,— М., 1985.

Петровский А. В. Общая психология.—М., 1986.

Симонов П. В. Эмоциональный мозг.— М., 1981.

Якобсон П. М. Психология чувств.— М., 1956.

Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966.

Воля — это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Она проявляется в единстве слова и дела, взглядов, убеждений, поступков и включает в себя осознание цели действий, борьбу мотивов, принятие взвешенных решений, практические действия по их реализации.

Воспитание воли — сложный и длительный процесс, включающий в себя формирование социально значимых мотивов и целей деятельности, навыков самоконтроля и саморегуляции поступков, критической оценки действий и их результатов, развитие волевых черт характера (целеустремленности, решительности, настойчивости, оптимизма и др.) в их единстве.

Какая бы форма деятельности ни осуществлялась, она выражается в действиях, определяемых мотивом и целью. Поэтому в любой человеческой деятельности проявляется волевое действие.


Лишь в деятельности формируется воля человека. Воля в тоже время оказывает существенное влияние на все виды деятельности.

Любая деятельность имеет свою структуру. В нее входят действия и движения, цель и мотивы. В движениях и действиях важная роль принадлежит сенсорному контролю. С помощью зрения, слуха, мышечного чувства и других органов чувств (анализаторов) сенсорный контроль позволяет осуществить «движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия» (Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский). У незрячих детей движения менее координированы и более замедленны в силу отсутствия зрительного контроля. Замена зрительного контроля у ослепших детей в течение жизни позволяет при тренировке и научении достигнуть значительных результатов в двигательной деятельности.

Между двигательной активностью и изменениями эмоционально-волевой сферы у детей отмечена определенная взаимосвязь. Так, у детей, перенесших заболевания центральной нервной системы и оставшихся умственно полноценными, отмечены нарушения в поведении и работоспособности. Дети часто бывают раздражительными, плаксивыми, склонны к аффектам.

У некоторых слепых и слабовидящих детей наблюдаются нарушения работоспособности, что может проявляться в снижении выполнения объема задания, появлении ошибок, недописок и др. Эти дети могут то же самое задание выполнить на более высоком уровне при осуществлении более внимательного контроля и руководства со стороны учителя, в данном случае учитель, поддерживая и стимулируя ученика, направляет его деятельность и активизирует волевые усилия, преодолевая зависимость качества работы от недостатка воли и неустойчивости внимания. Поэтому в процессе коррекционно-воспитательной работы учитель должен добиваться увеличения работоспособности ребенка, ликвидации недостатка волевого усилия и воспитания воли (Н. Б. Лурье).

Для детей с дефектом зрения огромное значение имеет воспитание чувства воли и волевого акта, необходимых для преодоления на своем пути большего числа трудностей, чем у зрячих. Волевое поведение детей с глубокими нарушениями зрения требует воспитания моральных качеств и. целенаправленного действия на преодоление трудностей, обусловленных слепотой и слабовидением. Осуществление определенных действий или движений управляется и регулируется целью. Именно цель находит свое выражение в будущей деятельности и ее структурных формах— результатах действий и движений.

Важную роль в воспитании воли у детей с нарушением зрения играет организация коррекционно-компенсаторной работы с ними. Результатом этого может быть восстановление ранее утраченных функций, умений и навыков, формирование мотивов, задач и целей в процессе учебной и трудовой деятельности. На воспитание воли оказывают влияние физическое, нравственное и эстетическое воспитание.


ЛИТЕРАТУРА

Бюрклеи К. Психология слепых.— М., 1934.

Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Общая психология,—М., 1986.

Литвак А. Г. Тифлопсихология.— М., 1985.

Лурье Н. Б. Слабовидящие дети с трудностями в обучении//Слабовидящие дети /Под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой, М. Б. Эйдиновой.— М., 1967.

Глава 10. ПСИХОГИГИЕНА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.