Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 2. Национальное самосознание славян как результат их образа жизни




Занятие 1. Определение основных понятий.

Темы практических занятий, вопросы к ним и первоисточники для конспектирования.

 

Требования к конспекту. Конспект - это краткое изложение (в основном своими словами, а не цитатами из текста) главных идей конспектируемой работы. Изучая первоисточник, по заданной теме практического занятия, следует рассмотреть выбранную работу в целом, и по составленному конспекту (желательно на отведенных для этой цели полях) сделать пометки - что именно подходит для ответа на тот или иной вопрос практического занятия. До начала конспектирования следует найти и записать краткие сведения об авторе работы, времени и причинах ее создания. Из списка первоисточников к определенной теме необходимо выбрать по одному источнику из каждого пронумерованного блока.

Выступление на практическом занятии строится на основе конспектов первоисточников, которые не пересказываются, а анализируются, исходя из проблем, сформулированных в вопросах практического занятия. Приветствуется сопоставление разных мнений по одной проблеме. Для этого можно использовать лекции, материалы антологии текстов из 2-й части пособия и литературу по программе.

1.1. Национально-исторические формы объединения людей: этнос, племя, народность, нация. Закономерность перехода от одной формы общности к другой в истории человечества и причины этого перехода.

1.2. Национальный характер и национальное самосознание, их изменяющиеся и постоянные компоненты. Зависимость этих явлений от исторического и социального контекста.

1.3. Понятие традиционной культуры и традиционного общества. Традиция, канон, обряд и ритуал. Причины их возникновения, роль в жизни общества и примеры проявления в культуре.

Первоисточники:

Обязательное прочтение: Ефремов И. Эллинский секрет (из кн. На краю Ойкумены), Толстой Л. Два гусара.

1. Бромлей Ю. Очерки теории этноса. М. 1983

Гумилев Л. Этносфера. История людей, история природы (ч. 1 Этногенез и этносфера).

Гумилев Л. География этноса в исторический период.

2. Бердяев Н. Философия неравенства (Письмо 4 - О нации)

Булгаков С.Н. Размышление о национальности

Плеханов Г. Патриотизм и социализм.

3. Ленин В. О праве наций на самоопределение. Рабочий класс и национальный вопрос. О национальной гордости великороссов.

Сталин И. Национальный вопрос и ленинизм.

4. Дьякон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. М.,1995

Лосев А. Знак. Символ. Миф. М.,1982

Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983

Топоров В. Миф, ритуал, символ, образ. М., 199

 

2.1. Специфика славянского оседлого образа жизни. Традиционные занятия славян и их влияние на сложение национального характера.

2.2. Нормы общественной и семейной жизни славян. Взаимоотношения между возрастными группами, родителями и детьми, мужчинами и женщинами. Основные моральные критерии поведения человека в славянском мире.

2.3. Язычество славян. Роль древнейших верований в формировании славянской народности. Специфика сезонных языческих обрядов и праздников по сравнению с обрядами «жизненного круга». Возможности сохранения традиций языческих обрядов и праздников в современной жизни.

2.4. Россия как Европа и Россия как Азия. Влияния и заимствования в контексте индивидуального своеобразия отечественной культуры.

Первоисточники:

Обязательное прочтение: Андреев Л. Иностранец. Чехов А. Ариадна или его же «Степь».

1. Карамзин Н.М. О любви к отечеству и народной гордости

Лихачев Д. Заметки о русском. или его же Раздумья о России. С-Пб., 1999 (статьи: “Русский исторический опыт”, “Россия никогда не была Востоком”, “Мифы о России старые и новые”)

Лосский Н. Условия абсолютного добра. (Характер русского народа)

Соловьев В. Русская идея или его же «Оправдание добра».

2. Домострой.

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины. М., 1997

Терещенко А. Быт русского народа.

3. Пропп В. Фольклор и действительность

Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1999

4. Пропп В. Русские аграрные праздники.

Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. или Рыбаков Б. Язычество древних славян.

Клейн Л. Воскрешение Перуна. СПб., 2004

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея.

Конрад Н. Запад и Восток (раздел по выбору)

6. Горький М. Советская Россия и народы мира.

Менделеев Д.И. К познанию России.

Троицкая Н. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1995




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.