Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О русских женщинах




ШУБАРТ (английский философ ХХ в.)

С англичанкой русская женщина делит наклонность к свободе и самостоятельности без того, чтобы превратиться в синий чулок. С француженкой ее роднит духовная подвижность без претензий на глубокомыслие; она обладает хорошим вкусом француженки, тем же пониманием красоты и изящества, однако без того, чтобы становится жертвой тщеславной пристрастности к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домашней хозяйки без того, чтобы вечно коптеть над кухонной посудой. Она имеет материнские качества итальянки, не огрубляя их до обезьяньего любвеобилия.

ГРАХАМ (английский писатель ХХ в.)

Русские женщины всегда стоят перед Богом, благодаря им Россия сильна.

Задание 3.

При чтении текстов, включенных в 3 задание, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:

1. Каково ваше представление о монашеской жизни и сходно ли оно с тем, что имел автор до поездки на Валаам?

2. Что более всего удивило автора в поведении монахов и устройстве монастырской жизни?

3. Чем традиционно отличался Валаамский монастырь от других монастырей России? В чем специфика православного монашества по сравнению с католическим?

 

ШМЕЛЕВ И. СТАРЫЙ ВАЛААМ (Фрагменты)

Перед нами высокий темно-зеленый остров. Пеной кипит вокруг него озеро-море....Древностью веет от темных лесов и камней.... Входим в пролив, двигаемся в отвесных скалах. Воздух смолистый и вязкий. И тишина... Покой. Богомольцы как бы передают охватывающие их чувства. Поют – «Свете тихий, светы-ые-славы... Бессме-е-ртно-го Отца Небесного». Сердце дрожит во мне. «В раю вот так-то» - слышится чей-то возглас – «Лучше быть нельзя». Острый гудок катится по проливу. Отвечают ему леса и скалы. Влево, на отвесной скале, высоко - собор.

«Воскресение Христово» - поют на пароходе и крестятся на кресты Собора. «Единому безгре-ешному...» -- вливаются с пристани монахи и огромная масса богомольцев. Я вижу слезы, блистающие глаза, новые лица, просветленные... Какая сила, какой разливающийся восторг! И - чувствуется - какая связанность. Всех ведет и поднимает - эта единая общая песнь -- признание – «Единому безгрешному»... Такого не испытывалось ни от Штирнеров, ни от Спенсеров, ни от Штраусов, ни от Шекспира даже. Я чувствую - мой народ. И какой же светлый народ, какой же добрый и благостный.

Подъезжаем к белой величественной гостинице. На широком каменном крыльце встречают несколько человек гостиных служек. Благослови, Господи, доброе пребывание... «Дело хорошее» - ласково, но с сомнением встречает о. Антипа «хозяин» гостиницы и приказывает вести нас в келью № 27, подать самоварчик, «с далекой дорожки упокоить»....

Чудесная келейка. Белая, светлая... Окно в цветник... И - тишина. Направо - собор. Налево - дикие скалы за проливом. В келейке пахнет елеем от лампадки, свежевымытым еловым полом, чем-то душистым. «Молитвами Святых Отец» - Смотрю на дверь: почему же никто не входит? Опять кто-то позывает... Дверь тихо подается, просовывается большая книга и вступает послушник. «Уж извините, для порядку наставлю вас. На возглас приходящего поаминить надо, без аминя у нас не входят». Я поражен, обрадован. Какое «уважение к личности»! Мне, студенту не думалось встретить такое у «святошей»! Я уже разрешил вопросы о «тунеядстве» монахов, о «ханжестве», о «ненужности этих пустяков». Чернышевский, Белинский, Добролюбов и все доказавшие мне «свободу человека от этих предрассудков», такого никогда не говорили: «Без аминя у нас не входят». Я готов пожать руку этому новому учителю, но он держит книгу.

«Позвольте, запишу ваше имя-звание в гостиничную тетрадь. Мы паспортов не смотрим, по виду верим... Гостиница у нас не мирская.. Нет, у нас за постой не полагается, - ни за трапезу, ни за постой. Что вы-с! Почитайте наши правила, у нас полная душе свобода». Я - в изумлении. «Корыстные монахи»? Да что же это, почему про это не говорит ни Бебель, ни, Добролюбов, «полная душе свобода»!

Я спрашиваю, есть ли у них подвижники и схимомонахи... Он улыбается: - «Все у нас прозорливцы: знаем, что завтра будет». Почему он мне так ответил? Должно быть показалось, что спрашиваю я из любопытства....- «Молитвами Святых Отцов»....Я говорю – «аминь». Послушник, новый... вносит бурлящий самовар на медном подносе с чашками «Буду вам служить. Зовите меня брат Василий. Земляки мы с вами. Я тоже из Москвы. Ну, как Москва, все еще стоит, не провалилась? Может провалиться. Греха так много. Ну, вкушайте на здоровье».

Тихо ложимся мы отдохнуть на каменные валаамские постели. В щелку от занавески видно: лес за проливом смутен, небо зеленовато-бледно... Радость поет во мне... Какая тишина! Пахнут петунии. - «Молитвами Святых Отцов»... Это брат Василий. В келье розовый свет от лампадки. Брат Василий зажигает Свечку в красно-медном подсвечнике. Приносит на подносе миски. - «Отец Антипа благословил, с дорожки, а то трапеза у нас общая. А покуда уж в келейке вкушайте. Отведайте нашей пищи, во славу Преподобных. Наша пища секрет имеет... Наша пища благословенная, с молитвы. Над ней песнопения поют, дух-то силу и набавляет».

10 часов. Богомольцы потрапезовали, помолились в соборе и спят давно. Монахи еще в храме, слушают правило. Дремлет суровый Валаам на камне, водами от мира огражденный. Спят леса на святых горах. Светлеет за проливом: из-за черных еловых пик разливается сияние месяца.

 

ЛИТЕРАТУРА К 1, 2, 3 ЗАДАНИЯМ.

· Антоний Сурожский. Человек перед Богом. М., 2000 (или - Таинство Брака)

· Бернштам Т. Молодость в символике обрядов восточных славян. С-Пб., 2000

· Громыко М. Традиционные нормы поведения и общения русских крестьян. М. 1986

· Лещенко В. Семья и русское православие. С-Пб., 1999

· Православная жизнь русских крестьян 19-20 веков. М., 2001

· Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Дух, душа, тело. М., 1999

· Шамаро А. Православие и русская культура. М. 1980

· Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М., 1999




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.