Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия: функции педагогического процесса, образовательная функция, воспитательная функция, развивающая функции. 1 страница




Тд

Тп

Тэ

Ту

Тф

Ту = -----------. 100%, где Тф – фактически затраченное время на полное

Тэ

усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста обучаемым, Тэ – среднестатистическое время выполнения эталонного задания.

Организовать исследование этого показателя несложно: нужно предложить обучаемым выполнить тест и точно зафиксировать затраченное время. Необходимым условием при этом является создание «сильной» мотивации, т.е. стремления как можно раньше, но безошибочно выполнять работу.

Темп продвижения в обучении (Тп). Этот показатель намного полнее характеризует обучаемость, поскольку учитывает более длительный период обучения. При использовании данного показателя принимается во внимание время полного усвоения раздела, части курса, всего учебного предмета. Рассчитывается темп продвижения по формуле:

 

 

Тп = ----------- * 100%, Ту – время полного усвоенияраздела,

Тэ -время усвоения того же объема учебного материала, установленное экспериментальным путем или с помощью теоретических расчетов. При практическом определении Тп необходимо опять-таки обеспечить положительную мотивацию, внедрять стимулы, побуждающие повышать напряженность умственного труда.

Темп прироста результатов (Тр). Этот показатель характеризует динамику обучаемости и имеет важное значение для получения и оперативного учета изменений, происходящих в учебном процессе. Эти изменения носят характер повышения, стабилизации или снижения результативности.

Показатель изменения результативности (Тр) выражает отношение последующих изменений к предыдущим:

Тр= -------- * 100%, где Тп – последующее зафиксированное значение

показателя обучения; Тд – зафиксированное значение достигнутого показателя.

Технология определения обучаемости по дидактическим темпам упрощает решение многих проблем, прежде всего проблемы дифференцированного обучения.

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними крите­риями (12). В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень сформированности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обу­чаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпа­дения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академи­ческая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обуче­ния это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

- степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности (для младших школьников это адаптация в 5 классах);

- темпы роста процесса самообразованиякак пролонгированный эффект обучения;

- уровень образованности или профессионального мастерства;

- готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической.

Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала.

Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение процессу учения.

2. Назовите уровни процесса усвоения.

3. Допишите недостаточное.

Все исследователи усвоения (учения) выделяют в нем несколько компонентов:

- положительное отношение учащихся к учению;

-________________________________________________;

- мышление как процесс активной переработки полученного материала;

- _________________________________________________.

4. Что является движущими силами процесса учения?

5. Назовите противоречия содержательной сферы.

6. Назовите противоречия мотивационной сферы.

7. Назовите противоречия операционной сферы.

8. Дайте определение учебной деятельности.

9. Допишите недостающее.

Исследователи выделяют несколько характеристик учебной деятельности:

- она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

- ____________________________________________;

- общие способы действий предваряют решение задач;

- учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (по определению Д.Б.Эльконина, это основная ее характеристика),

-_______________________________________________.

10. Дополните недостающее.

Алгоритм учебной деятельности включает:

- принятие и осмысление учебной задачи;

- анализ задачи, актуализацию имеющихся знаний, необходимых для ее решения;

- ______________________________________________;

- осознание способов решения, выбор оптимального;

- ____________________________________________;

- рефлексия, контроль и оценка решения задачи.

11.Что являе6тся продуктами учебной деятельности?

12. Какие качества личности влияет на эффективности учебной деятельности?

13.Дайте определения понятия «обучаемость».

Тема 1.2. Педагогический процесс, его содержание и структура. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе

Педагогический процесс, его содержание и структура. Система формирования умственных действий. Алгоритмизация в обучении, условия формирования алгоритмов. Значение самостоятельного открытия алгоритмов в формировании творческой деятельности.

Теория поэтапного формирования умственных действий: понятие ориентировочной основы действия, этапы формирования умственных действий. Формирование системы общих умственных действий. Общие и конкретные умственные действия, условия формирования общих умственных действий.

Программированное обучение в формировании общих и конкретных умственных действий. Возможности использования компьютера в формировании умственных действий.

Возможности проблемного обучения в развитии школьников, особенности построения проблемного обучения. Теория развивающего обучения. Современные подходы к разработке теории личностно развивающего обучения.

Ключевые понятия: педагогический процесс, структура педагогического процесса, содержание педагогического процесса, сотрудничество в педагогическом процессе, алгоритмизация, поэтапное формирование умственных действии, проблемное обучение, развивающее обучение, личностно развивающее обучение.

Педагогический процесс, его содержание и структура. Педагогический процесс – процесс целостно и во взаимосвязи реализующей цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (40).

По определению В.А.Сластенина (67) педагогический процесс это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством, во всем его многообразии. А успешное усвоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства – еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников есть существенная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Существенный интерес вызывает цель, сориентированная на новый тип культуры - культуру достоинства. «В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями развитии священны1.

Культура достоинства требует новой парадигмы педагогического процесса - образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности, требующего коренного изменения содержания и организационных форм всей системы образования.

Младший школьный возраст – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, пригодностью, готовностью и включенностью в нее.

В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные умения и навыки. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие дальнейшее усвоение системы научных знаний, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. С этим периодом связана психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.

Исследователи определяют целый ряд трудностей, с которыми сталкивается младший школьник в связи с новой жизненной позицией, т.е. позицией школьника как субъекта. Это трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем. В это время начальная радость знакомства со школой часто сменяется на безразличие, апатию, вызываемые невозможностью преодолеть эти трудности. Все это приводит к тому, что состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. По данным института возрастной физиологии, около 20% приходящих в школу имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса число этих детей превышает 60%. За годы обучения в школе в пять раз возрастает число детей с нарушением зрения и осанки.

Наряду с неприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических (школьных) факторов. К их числу относятся:

- стрессовая педагогическая тактика;

- интенсификация учебного процесса;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям;

- нерациональная организация учебной деятельности;

- недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья;

- отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

- недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.

В этих условиях при организации педагогического процесса в начальной школе необходимо помнить, что главной задачей сегодня является создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья.

Для это необходимо:

1. Нормализация учебной нагрузки:

- отказ от раннего обучения детей дошкольного возраста (4-5 лет);

- разработка методов комплексной психолого-педагогической диагностики «школьной зрелости»;

- приведение образовательных программ и педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на разных этапах развития, создание программ возрастного и личностно-ориентированного развития детей на основе научных достижений в области возрастной психологии и физиологии;

- разработка и постоянное обновление комплексных методик физиолого-гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций;

- осуществление строгого государственно-общественного контроля (процедуры лицензирования, экспертизы образовательных учреждений, программ, учебных пособий и технологий) на основе психофизиологических, гигиенических требований и СНИПов, согласованных с федеральными органами управления образование.

2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательных учреждений:

- разработка и реализация вариативных социальных и образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

- коренное изменение содержания и форм физического воспитания, превращение его в действительную меру охраны здоровья и гармонизации личности;

- привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.

Цель педагогического процесса реализуется в педагогическом взаимодействии в совместной деятельности учителя (педагогически целесообразные и обоснованные цели, задачи, содержание, формы, методы и средства педагогического взаимодействия) и деятельности воспитуемого (обучаемого) и детского коллектива (осознаваемые и неосознаваемые мотивы, цели, содержание, формы, методы и средства деятельности).

Результатом совместной деятельности является система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.

Система формирования умственных действий. Учебные действия могут рассматриваться с разных точек зрения. С позиции субъекта деятельности в учении, прежде всего, выделяются действия целеполагания, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Каждый из них соответствует определенному этапу учебной деятельности и реализует его.

С позиции предмета самой учебной деятельности выделяются преобразующие, исследовательские действия. В терминах учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова) учебные действия вообще строятся как «активные преобразования ребенком объекта для раскрытия свойств предмета усвоения». При этом, как отмечают исследователи, эти действия могут быть двух планов: 1) учебное действие по обнаружению всеобщего генетически исходного отношения в частном (особенном) материале и 2) учебное действие по установлению степени конкретности ранее выявленного всеобщего отношения.1

Теоретические знания как предмет учебной деятельности усваивается, по В.В.Давыдову, посредством исследовательско - воспроизводящих действий, направленных на содержательное обобщение, и служит для учащегося способом «открыть некоторую закономерность, необходимую взаимосвязь особенных и единичных явлений с общей основой некоторого целого, открыть закон становления, внутреннего единства этого целого».2

В соотнесении с психической деятельностью обучающегося выделяют мыслительные, мнемические действия, интеллектуальные действия, составляющие внутреннюю психическую деятельность субъекта. Каждое из этих действий распадается на более мелкие действия. Так, мыслительные действия включают, прежде всего, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию и др. При этом, как подчеркивает С.Л.Рубинштейн, «… все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – «опосредования», т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений».3

Наряду с мыслительными, в учебных действиях реализуются перцептивные (опознавание, индентификация и т.д.) и мнемические (запечатление, фильтрация информации, ее структурирование, сохранение, актуализация и т.д.) действия и операции. Другими словаки каждое сложное учебное действие, предполагающие интеллектуальные действия, означает включение большого количества не дифференцируемых операций. Это затрудняет диагностирование характера затруднений школьников в учебной деятельности.

В учебной деятельности также разграничиваются репродуктивные и продуктивные действия (Д.Б.Эльконикн, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) К репродуктивным относятся исполнительские, воспроизводящие действия. Аналитические, синтетические, контрольно-оценочные и др., если они осуществляются по заданным критериям, шаблонным способом, также репродуктивны. Осуществляемые по самостоятельно сформированным критериям действия целеобразования, преобразования, воссоздания, а также контроля, оценки, анализа и синтеза рассматриваются как продуктивные.

Теория поэтапного формирования умственных действий. Новые оттенки приобретает структура цикла учебной деятельности (деятельности усвоения) в теории, разработанной П.Я.Гальпериным и развиваемой Н.Ф.Талызиной. Они выделяют шесть этапов усвоения новых действий:

- этап формирования мотивационной основы действий, т.е. выработка у обучаемого отношения к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала усвоения;

- этап составлениясхемы ориентировочной основы действия (ООД), на котором выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия, постоянно проверяемые и уточняемые;

- этап формирования действия в материальном (материализованном) виде. На этом этапе действия выполняются как внешние, практические, с реальными предметами (например, счет с перекладыванием палочек) или с помощью модулей (схем, чертежей);

- этап формирования действий как внешнеречевого (проговаривание алгоритмадействия) без опоры на материальные средства. Содержание ориентировочной схемы действия отражается в речи, которая выступает основой для становящегося действия;

- этап формирования действия во внутренней речи «про себя». Действие сопровождается проговариванием про себя, постепенно сокращаясь, оно автоматизируется;

- шестой этап связан с переходом действия во внутренний (умственный) план (интериоризация действия).

Управление процессом обучения согласно этой теории происходит путем смены этапов и осуществления контроля со стороны учителя. Эта теория имеет как позитивные, так и негативные стороны.

Достоинства теории:

- создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе;

- сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий;

- достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией;

- обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций;

- возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.

Недостатки:

- ограничение возможностей усвоения теоретических знаний;

- сложность разработки методического обеспечения;

- формирование у обучаемых стереотипных мыслительных действий в ущерб развитию их творческих способностей.

Программированное обучение. Технология программированного обучения начала активно внедряться в образовательную систему в середине 60-х годов ХХ столетия. Основная цель программированного обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. У истоков программированного обучения стояли американские психологи и дидакты Н.Краудер, Б.Скиннер, С.Пресси.

В отечественной педагогике технологию программированного обучения разрабатывали П.Я.Гальперин, Л.Н.Ланда, А.М.Матюшкин, Н.Ф.Талызина и др.

Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.).

Она обеспечивает возможность обучения в индивидуальном темпе в соответствии с индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности).

Характерными чертами программированного обучения являются:

- разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваеваемые части;

- включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части;

- проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении контрольных заданий обучающийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

- фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, которые становятся доступными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).

Преимущества программированного обучения:

- применение алгоритмизированных предписаний помогает обучаемым находить верные решения определенного круга задач кратчайшим путем;

- выработка способа рациональных умственных действий, логичности мышления;

- приобщение к использованию в обучении современных информационных технологий;

- индивидуализация учебного процесса;

- обеспечение эффективной организации и управления учебным процессом;

- возможное обучение любых категорий обучаемых (вплоть до детей с умственными или речевыми ограничениями по специальным программам).

Недостатки программированного обучения:

- преобладание репродуктивных методов и регламентации деятельности обучаемых;

- использование только для алгоритмически разрешаемых познавательных задач;

- ограничение живого общения с обучающимися;

- торможение развития внешней речи обучаемых;

- необходимость технических устройств или специальных пособий и умений ими пользоваться.

На практике педагог может воспользоваться линейным или разветвленным построением образовательной программы.

При выборе линейного построения про­граммы учащиеся работают над всеми порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предполагает выбор учеником своего индивидуального пути освоения целостной учебной информации.

Усвоение информации зависит от уровня подготовленности учсащихся. В обоих случаях прямая и обратная связь учителя с учеником осуществляется с использованием специальных cpедств (программированных учебных пособий разного вида, компьютера).

Достоинством данного вида обучения является получение полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной программы.

В программированном обучении нет хлопот с вопросом соответствия темпа обучения индивидуальным возможностям ученика, поскольку каждый учащийся работает в удобном для него режиме. Другое преимущество состоит в экономии времени преподавателя на процесс передачи информации, а также в увеличении количества времени на постоянный контроль за процессом и результатом усвоения.

В начальной школе технология программированная обучения не получила широкого распространения. Причин несколько, в том числе:

- несформированность навыков самостоятельной работы у младших школьников;

- необходимость умственного развития младших школьников в процессе формирования познавательной деятельности, ведущей в этом возрасте;

- потребность в живом общении с учителем, в процессе которого успешно усваивается учебная информация;

- отсутствие специальных средств обучения и др.

Однако учителя начальных классов использую некоторые элементы программированного обучения, в частности, тестовые задания для контроля процесса усвоения изучаемого.

С программированным обучением тесно связана алгоритмизация процесса обучения, имеющая своей основой, как и программирование, кибернетический подход (Л.Н.Ланда). Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся. Алгоритм – это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (например, как решать задачу, как определить написание безударной гласной в корне слова и т.д.)

Научно обоснованный алгоритм характеризуют следующие черты:

- детерминированность (решение по алгоритму строго направлено, полностью управляемо, не допускает произвольных действий),

- массовость (в качестве исходных данных берется большое количество заданий),

- результативность (действия нацелены на получение фиксированного результата).

Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся состоит из следующих операций:

- выделения условий для обучающих действий;

- выделение обучающих действий;

- определение способа связи обучающих и учебных действий.

Алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самостоятельной работы школьников и способствует совершенствованию управления учебным процессом, вооружает учащихся средствами управления своими мыслительными операциями и практическими действиями.

Технология компьютерного обучения. Бурный прогресс в области развития электронно-вычислительных машин, оснащение всех школ России компьютерами и доступ к интернету вывел педагогов на новую технологию обучения.

Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, дают возможность решать почти все дидактические задачи. Они одновременно выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические навыки, открывают доступ к электронным библиотекам; за считанные секунды могут найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное и т.д.

Некоторые компьютеры, называемые адаптивными, могут приспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порции учебного материала, регистрировать ответы, увеличивать или уменьшать в зависимости от уровня сложности задаваемых вопросов время, необходимые для подготовки ответа учеником.

Эффективность технологии компьютерного обучения обуславливается качеством обучающих программ, качеством вычислительной техники и уровнем владения ею учителями и учащимися. За этой технологией обучения будущее нашей школы, в том числе и начальной.

Проблемное обучение. Концепция проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития учащихся, и, прежде всего, творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. Разработка этой концепции связана с тем, что в последние годы быстро увеличивается общий объем научной информации. Это приводит к тому, что растет разрыв между общим количеством научных знаний и той частью, которая усваивается в школе, вузе. Ни одно образовательное учреждение не способно дать то количество знаний, которые необходимы для работы. Учиться надо всю жизнь, школа должна подготовить к этому.

Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х – начале 70-х гг. (Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Окунь и др.)

Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций, в процессе осознания, принятия и решения этих ситуаций в совместной деятельности учащихся и учителя (при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего).

Проблемное обучение в отличие от традиционного не только формирует необходимую систему знаний и умений, но и обеспечивает достижение высокого уровня умственного развития школьников, развитие у них способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть успешно решены, так как усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач, при этом формируется особый стиль умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся.1

Проблемное обучение в общем виде состоит в следующем: перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т.е. строят гипотезу, намечают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Коджаспирова Г.М. выделяет три уровня проблемного обучения, основываясь на характере взаимодействия учителя и учащихся.

 

Уровень Деятельность учителя Деятельность учащихся Задачи уровня
Проблемное изложение Ставит проблему, выдвигает гипотезу, показывает путь ее доказательства, формулирует вывод Мысленно следит за процессом творческого поиска и логикой доказательства Формирование образца умственных действий в проблемной ситуации
Частично-поисковый уровень Конструирует общее задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает план поиска, консультирует и помогает в процессе реализации обучаемыми последующих поисковых этапов Самостоятельно осуществляют последующие этапы поиска решения по составленному плану при корректирующей роли педагога Формирование элементарных умений и навыков поисковой деятельности
Исследовательский уровень Объявляет тему, постепенно подводит к необходимости пройти весь путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы. Самостоятельно формулируют проблему, находят ее решение, делают выводы Формирование навыков исследовательской, творческой деятельности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.