КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы стимулирования и мотивации учения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, исходя из наличия двух групп мотивов, можно подразделить на методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить, исходя из основных источников обратной связи во время учебного процесса – устных, письменных и лабораторно-практических.
Выбор методов обучения зависит от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебного процесса, от отношения к этой проблеме педагогов. Ю.К.Бабанский выделяет три уровня принятия решений. Уровни принятия решений (по Ю. К. Бабанскому')
Выбор методов обучения не может быть произвольным. В психолого-педагогической литературе выделено немало причин, влияющих на выбор методов обучения: - общие цели обучения, воспитания и развития учащихся; - особенности изучаемого предмета и методики его преподавания; - цель, задачи и содержание материала конкретного урока; - время, отведенное на изучение того или иного материала; - возрастные особенности и уровень подготовленности учащихся; - оснащенность учебного кабинета и образовательного учреждения средствами обучения; - возможности и особенности стиля преподавания учителя, уровень его теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, личные качества. В дидактике установлена следующая закономерность: чем большим числом аспектов был обоснован выбор методов обучения (перцептивным, гностическим, логическим, мотивационным, контрольно-оценочным др.), тем более высокие учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время. Ю.К.Бабанский предланает примерную последовательность размышлений учителя при выборе методов. Учитель ставит перед собой такие вопросы: 1-й вопрос: Возможно ли организовать изучение этой темы методом самостоятельной работы школьников без объяснения учителя? И приходит к выводу: возможно, если содержание достаточно просто; ученики подготовлены к самостоятельной работе по теме; имеется время для самостоятельного изучения материала. Почему первый вопрос, который задает себе учитель при выборе методов обучения, касается самостоятельной работы? Остановимся на этом подробнее. Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности учеников во всех ее структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работ к более сложным, носящим поисковый характер. Этот метод обучения имеет значительные преимущества перед другими методами обучения, а именно: - при выполнении самостоятельной работы в полной мере учитывается стремление учащихся к действию и проявлению активности; - учащиеся сознательно принимают участие в достижении цели урока; - самостоятельная работа, как правило, вызывает интерес у большинства учащихся; - процесс обучения становится более живым и увлекательным; - есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ученику; - способствует овладению учениками умениями подняться от усвоения простого правила до продуманных оценок и идей. Пидкасистый П.И.(66) выделяет три уровня готовности школьников к выполнению самостоятельной работы. Первый – низкий. Для этого уровня характерно отсутствие умений и навыков самостоятельной работы при потребности в ней. На этом уровне необходимо: стимулирование учителем, жесткий контроль, помощь в выработке необходимых умений и навыков. Второй – средний. Учащиеся владеют умением выполнять задания по данной инструкции, организовать свою работу. Побуждение на этом уровне сводится к стимулированию со стороны учителя и личной мотивации. Третий уровень – высокий. Дети способны самостоятельно планировать, организовать и выполнить задания без предварительной инструкции, проявить инициативу в поиске новой информации, способны к самообразованию. На этом уровне отпадает необходимость в побуждении со стороны учителя, остается только личная мотивация. Выделяется три этапа самостоятельной работы: - самонастройку, которая включает целеполагание и составление программы; - самоорганизацию с планированием, выбором средств и источников, реализацией (усвоение и переработка информации), применением знаний, фиксацией результатов; - самоанализ и самоконтроль с оценкой значимости самостоятельной работы и корректировкой результатов, оценкой эффективности приемов работы и ее результатов, заключением о направлениях оптимизации самостоятельной работы и работы по самообразованию. Эффективность метода самостоятельной работы определяется по следующим результатам: - обучающему – накопление фактического материала и опыта его личностного осмысления и оценки; - развивающему – предельная активность и напряжение психических сил обучаемых, формирование умений и навыков самостоятельного труда; - воспитательному – воспитание таких качеств как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность, ответственность и др.; - диагностическому – проявляет истинную картину усвоения обучаемым знаний, умений и навыков, развитие их интеллектуальных и физических сил и способностей. 2-й вопрос: Возможно ли организовать изучение этой темы поисковыми методами? Возможно, если материал имеет средний уровень сложности; учащиеся подготовлены для самостоятельного «приращения» знаний в ходе разрешения проблемных ситуаций; имеется время для проблемных рассуждений. 3-й вопрос: Возможно ли, организовать изучение этой темы дедуктивным методом? Возможно, если содержание материала в учебнике изложено дедуктивно. 4-й вопрос: Возможно ли, сочетать на уроке словесные, наглядные и практические методы? Возможно, если это позволяет сделать содержание темы; учитель располагает учебно-методическими средствами или может изготовить их; учитель имеет время для использования наглядности, проведения опытов, практических работ. 5-й вопрос: Какие методы стимулирования активности школьников будут применены на уроке (познавательные игры, учебные дискуссии и др.) 6-й вопрос: Какие методы контроля и самоконтроля будут применяться с целью проверки степени усвоения нового материала в момент его закрепления? В результате таких рассуждений обоснованно, а не стихийно, избирается оптимальный комплекс методов обучения, технологизируется учебный процесс.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое метод обучения? 2. Какие составные части выделяются в структуре метода обучения? 3. Раскройте варианты классификаций методов обучения. 4. Какие общие функции выполняют все методы обучения.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |