Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросник выявления мотивов профессионального выбора 1 страница




Выбор профессии является одним из важнейших в процессе жизненного самоопределения и личностного становления. Вместе с тем существует опасность ошибки в выборе профессии, которая может дорого обойтись как человеку, так и государству, потому что нелюбимая работа приводит к имитации деятельности. С другой стороны профессия, выбранная и осознанная человеком как призвание, позволяет ему наиболее полно реализовать себя в качестве целостной и гармонично развитой личности в соответствии со своими склонностями, интересами и потребностями.

Мы выбираем профессию, которая даст нам возможность наиболее полно удовлетворить основные потребности и социализировать внутренние побуждения, т.е. направить их энергию в социально-приемлемое русло. Между человеческими потребностями и способами их удовлетворения, предлагаемыми профессией, существует устойчивая взаимосвязь.

Чем больше количество склонностей, интересов и потребностей индивида удовлетворяется в профессиональной деятельности, тем больше вероятность, что эта профессия выбрана им не случайно, а что называется «по зову души». Причём здесь существует прямая взаимосвязь, когда склонности ведут за собой способности, а способности подкрепляют склонности и интересы. У человека лучше получается то дело, к которому он имеет личный интерес, а ситуация успеха закрепляет мотивацию заниматься именно этим делом.

Поэтому при выборе профиля обучения, а затем и предпочитаемой профессиональной сферы очень важно помочь понять молодому человеку, какие мотивы лежат в основе этого выбора. Такое осознание может изменить первоначальный навязанный кем-то или чем-то выбор в пользу осознанного и продуманного решения.

Все виды мотивации, кроме «свободного выбора», можно в разной степени отнести к «навязанным» (обществом, ситуацией, родителями и т.п.) факторам профессиональной судьбы.

Существуют две категории навязанных выборов [35]. отличающиеся друг от друга степенью активности «Я» индивида по отношению к своей наследственности.

- Псевдовыбор, когда при отсутствии подлинной диалектики между наследственностью и «Я» выбор обуславливают наследственность или кондукторная природа клиента.

- Зрелый, осознанный выбор, связанный с диалектикой между «Я» и наследственностью. «Я» осознает доминирующую навязанность наследственности и занимает определенную позицию по отношению к ней.

Выбор профессии может быть навязан наследственностью, индивидуальными особенностями, специфическими условиями воспитания и развития личности, внешним окружением, актуальной ситуацией.

Предлагаем диагностику и интерпретацию возможных мотивов выбора клиентом профессиональной сферы деятельности. Для выделения вида мотивации как значимого фактора необходимо, чтобы оптант в результате тестирования набрал не менее двух балов по данному типу.

Инструкция: При согласии с утверждением в бланке опросника возле цифры номера вопроса ставьте (+). Если вы не согласны с утверждением - ничего не ставьте. Если в вопросе есть скобки с пропущенными словами, то на регистрационном бланке впишите в скобки свой текст, указав номер вопроса.

Текст опросника:

1. Я выбираю свою профессию (поступаю в вуз, колледж, училище) по желанию моих родителей

2. Свою профессию я выбрал (выберу) по рекомендации специалиста (профконсультанта, психолога, педагога)

3. В нашем городе, работать практически негде, поэтому я пойду на предприятие, где есть свободные места

4. Мне очень нравятся занятия по (...), поэтому я стану (...)

5. Профессии (...) сделает меня сильным, смелым и уверенным в себе, хотя пока у меня этих качеств не хватает

6. Я выбрал это учебное заведение, потому что других, более или менее подходящих, в нашем городе нет

7. Я ещё даже не задумывался над выбором профессии

8. В этом вузе самые "денежные" специальности. (Варианты: не берут в армию, больше выбор парней (девушек), можно хорошо повеселиться в общаге, пожить без родителей и т.д.)

9. Я хотел бы стать (...), но профконсультант (психолог, учитель, мать, отец) убедил меня выбрать профессию, о которой я раньше даже не думал

10. Я должен продолжить семейную традицию и стать (...)

11. В детстве я начитался книг по (...), поэтому хочу стать (...)

12. Я выбрал эту профессию (специальность) только потому, что место работы (учёбы) находится недалеко от дома. (Вариант: туда легче добраться)

13. У меня нет своего мнения насчёт будущей профессии

14. Я выбрал свою будущую профессию по рекомендации (просьбам, настоянию) своих родителей

15. Я пойду только на ту работу, где платят высокую зарплату и можно сделать хорошую карьеру

16. Мне очень нравится герой фильма (...) и я хочу выбрать профессию такую же как у него

17. Я хочу выбрать профессию юриста (следователя, судьи, прокурора), чтобы отомсти за гибель моих близких

18. Мои самые любимые книги - это рассказы о приключениях (путешествиях, открытиях), поэтому я выбрал профессию (...)

19. Мои родители будут оплачивать обучение в этом вузе, поэтому я буду поступать в (...)

20. Только я несу ответственность за свой профессиональный выбор, и никто другой

21. Я выбрал эту профессию, потому что она даёт высокую зарплату, престиж, статус, возможность карьерного роста. Хотя я мог бы стать (...)

22. У меня было тяжёлое детство. Я не стану жить в нищете, как мои родители. Почему я не могу получить того, чего достоин?

23. Все наши предки были (...), и я просто не имею права выбрать другую профессию

24. Вместе с друзьями я решил поступать в (...)

25. Я много знаю о позитивных и негативных сторонах этой профессии, но тем не менее уверен, что она мне подходит

26. Выбором этой профессии я обязан нашему учителю по (...)

27. Больше всего мне нравится читать книги по (...), поэтому я выбрал профессии. (...)

28. Сейчас все нормальные люди работают (...). Я тоже пойду туда

29. Почему я должен жить хуже других? Просто надо уметь делать деньги. Сейчас все нормальные люди живут в своё удовольствие

30. Мне вообще ничего не охота делать

31. Мне нравятся герои сериала (...), и я хочу выбрать профессию (...) как у них

32. Я стану налоговым инспектором (милиционером, офицером и т.д.), чтобы чувствовать себя защищённым, чтобы меня уважали и боялись

33. Мы будем поступать в университет всем классом (с другом, подругой и т.д.)

34. Я хочу стать врачом, потому что мои близкие сильно болели

35. Мне легче всего даются занятия по (...), поэтому я буду поступать (...)

36. В нашем роду все мужчины (женщины) работали (...)

37. На основании собеседования (результатов тестирования) мне рекомендуют выбрать профессию (...), хотя она мне как то не нравится

38. Почему у некоторых людей есть машина (дача, квартира, фирма), а у меня нет? Чем я хуже, мне тоже надо

39. Я хотел бы работать (...), но к сожалению, не подхожу (по здоровью, возрасту, полу и т.д.). Поэтому я буду работать кем угодно, лишь бы в этой среде

40. Я сам выбрал себе эту профессию (работу), меня никто не заставлял

41. По телевизору часто показывают политиков (депутатов, журналистов, фотомоделей и т.д.). Я хочу стать таким как они. Это так интересно.

42. Я хочу стать (...), потому что этого хотели мои (умершие) родственники, (очень близкие мне люди).

 

Регистрационный бланк к тесту:

 

Ф.И.О. _________________________________________________________-

Возраст_____ класс________ Школа______________________

Место работы (если имеется) ______________________________________

Дата проведения__________

 

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 32. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42.

 

Ключ к опроснику (классификация мотивов выбора):

 

      Родительский сценарий
      Династический выбор
      Родительское завещание
      Консультационный выбор
      Компенсаторный выбор
      Стадный выбор
      Социально-инфраструктурный выбор
      Ситуационно-прагматический выбор
      Предметный выбор
      Инфантильный выбор
      Антипрофессия
      Свободный выбор
      Телевизионный фактор
      Книжный фактор

 

Интерпретация:

1. РОДИТЕЛЬСКИЙ СЦЕНАРИЙ. Под «родительским сценарием» понимается поведенческая модель, навязанная клиенту его родителями.

Жизненный сценарий - это универсальное понятие, которое охватывает всю человеческую жизнь, основывается на детских решениях и родительском программировании и постоянно подкрепляется в процессе межличностного общения. Большинство сценариев основывается на родительском программировании, которое дает возможность получить знания, необходимые для последующего успешного овладения профессией.

«Учиться, учиться и учиться» призывал классик молодых специалистов, однако делать это на собственных ошибках совсем не обязательно. Другой, не менее известный ученый, представитель трансактного анализа Э. Берн говорил по этому поводу следующее: «Человек едва ли станет хорошим пилотом, если разобьет несколько аэропланов, «обучаясь на своих ошибках». Хирургу нужен наставник, а не возможность удалять аппендиксы один за другим, пока, наконец, не выяснится, что он делал все неправильно. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились. Если они Неудачники, то передают свою программу неудачников. Если они Победители, то соответственно программируют и судьбу своего ребенка».

Согласно рассуждениям Э. Берна, ребенок программируется на выполнение родительского сценария, основу которого составляет их жизненный опыт, соединенный с их возможностями, или траектория не реализованного ими профессионального пути.

Программируя сценарий Победителя, родители участвуют в создании объективных и субъективных предпосылок для достижения детьми профессионального успеха, но окончательное решение остается за детьми. Развитие по этому сценарию происходит, если родители согласовали свои предложения с пожеланиями детей, вместе обсудили возможные варианты и перспективы, если выбор будущей деятельности планируется с учетом реальных возможностей (поступления в престижный вуз и последующего трудоустройства).

Навязывание детям какой-либо профессии («Мы так хотели, чтобы ты стал инженером!») приводит к формированию сценария Неудачника и говорит о том, что родители пытаются удовлетворить свои профессиональные нереализованные амбиции за счет своих детей, вместо того чтобы изменить собственный социальный статус. Иногда причиной неудачного выбора профессии может стать конфронтация ребенка с одним из родителей, например, когда сын «назло» матери выбирает профессию отца («Я тоже буду офицером!»).

Однако даже самый замечательный (навязанный) карьерный проект рухнет, подобно карточному домику, в ходе становления индивидуального самосознания индивида, переоценки ценностей, если он не принимает активного участия в подготовке этого проекта.

Впрочем, несмотря на довольно жесткую конструкцию родительского сценария, ребенок может выбрать собственный вариант профессионального становления и прожить счастливую жизнь, если его «Я» способно к принятию самостоятельных решений по выбору любимой профессии.

Формулировки родительского программирования:

«Мы всю жизнь мечтали, чтобы ты стал образованным человеком, окончил институт...»;

«Я так хочу, чтобы ты стал инженером...»;

«Из тебя получился бы такой хороший врач!»;

«С твоими способностями нужно поступать в МГУ на филфак (химфак и т.д.)».

Психокоррекционные процедуры:

После сбора первичной информации профконсультант знакомит клиента со всеми профессиональными и карьерными перспективами, которые обусловлены его задатками и способностями.

Обязательно следует провести собеседование с родителями подростка или молодого человека, чтобы выяснить наличие родительского программирования в его выборах.

Основной целью консультирования является примирение клиента с родителями, стимулирование личной активности, усиление его «Я» и побуждение к принятию самостоятельного решения в отношении выбора профессии.

 

2. ДИНАСТИЧЕСКИЙ ВЫБОР. Династическим называется выбор профессии, связанный с продолжением профессиональных традиций семьи.

Передача профессии из поколения в поколение приводит к образованию династий, специализирующихся на определенных видах деятельности со своими традициями, правилами поведения и отличительными особенностями. На первый взгляд, нет ничего плохого в том, что ребенок продолжает дело своих родителей и выбирает для себя их профессию. Ведь он получит необходимую моральную и материальную поддержку при трудоустройстве, профадаптации и профессиональной самореализации (например, при выборе профессии военного, врача, педагога, артиста, шахтера, сталевара и т.д.).

Одновременно происходит передача тайн ремесла, тех профессиональных секретов, которые обычно скрыты от посторонних глаз. В этом случае династическая профессия выполняет роль связующего звена между членом рода и его предками, не нарушая их целостности и свободы. Поэтому для молодых людей помощь родственников, как правило, выступает залогом будущей успешной профессиональной карьеры, разумеется, при наличии у них специальных способностей (врачебных, артистических, педагогических и т.д.).

С другой стороны, каждый человек, по Л. Зонди (18), является представителем своего рода и «распорядителем» его наследства, за хранение, умножение и дальнейшую передачу которого он несет ответственность. Это придает его жизни смысл и сознание «родовой идентичности». Такие «поручения» предъявляют очень высокие требования к каждому члену рода и зачастую являются; просто несовместимыми с их жизненными установками и способностями.

Если профессиональные занятия и увлечения предков были приняты бессознательно под давлением слепой необходимости, то они могут воспрепятствовать самореализации и саморазвитию потомков, которые превратятся в легкую добычу навязанной судьбы - своих предков. Внутренний конфликт, связанный с неинтересной работой, может спровоцировать манифестацию латентного заболевания, часто встречающегося в роду: аллергия, астма, мигрень, заикание и т.д.

Отказ же от продолжения профессиональных традиций рода провоцирует конфликт поколений: «нарушитель конвенции» объявляется ренегатом и наказывается по всей строгости «родовых законов2. В общем, не всегда «отцовские сапоги» оказываются впору детям.

Формулировки родительского программирования:

«У нас в роду все мужчины были офицерами»;

«Мы - семья хирургов!»;

«Все наши предки были учителями» и т.д.

Психодиагностические процедуры:

Сначала составляется генеалогическое дерево клиента с указанием основных профессий и заболеваний родственников.

После изучения полученных сведений профконсультант должен помочь клиенту определить «опасные» и «безопасные» для его здоровья профессии. Если клиент не обладает соответствующими способностями, мотивацией и личностными качествами, то династическая профессия может стать для него драматической или даже травматической.

Напомним историю 48-летнего пациента Л. Зонди, в роду которого мужчины, занимавшиеся педагогикой, заканчивали жизнь самоубийством. А мужчины, выбравшие традиционные для рода профессии взрывников или шахтеров, проживали долгую счастливую жизнь. Получается, что в качестве опасной для представителей этого рода выступала профессия педагога, а в качестве безопасных - взрывника и шахтера. (Консультация этого клиента по вопросам выбора профессии опубликована в статье Л. Зонди "Каин в мире профессий", Персонал-Профи, №1, 2000).

 

3. РОДИТЕЛЬСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ. Деятельность, выбранная с разумным учетом профессиональных традиций предков, может стать условием полной профессиональной и личностной реализации. Под «родительским завещанием» понимается выбор профессии, вызванный сильной психологической травмой, полученной в детском или подростковом возрасте в связи со смертью близких людей, и обусловленный чувством долга и вины перед ними.

Этот вариант выбора можно считать разновидностью родительского сценария (родительского программирования). Речь здесь идет о выборе оптантом «спасающей» (врач) или «защищающей» (офицер, милиционер, пожарный) профессии, который навязан травматической ситуацией и не связан с глубинной мотивацией личности, ее интересами, способностями и талантами.

Ниже мы приведем основные варианты такого выбора, которые не нуждаются в дополнительных комментариях.

1. После смерти одного из родителей от тяжелой болезни (рак, туберкулез, инсульт и т.д.), ребенок принимает решение всю свою жизнь бороться с этой болезнью в качестве врача.

2. Гибель кого-либо из близких от рук бандитов часто приводит юношей к выбору профессии офицера милиции, призванного уничтожать преступность как явление.

Подобный невротический выбор профессии, связанной с забой о больных или пострадавших как о своих «родителях» (классический трансфер), является попыткой искупить свою вину перед ними за недостаток внимания, любви и ласки. Человек постоянно слышит этот «плач ягнят», напоминающий о чувстве вины и побуждающий к активным «помогающим» действиям, которые ненадолго избавят его от нравственных терзаний. Этот вид навязанного выбора в такой степени изобилует проблематикой, связанной с чувством «вины» и «долга», что самый искушенный психоаналитик не отказал бы себе в удовольствии как следует в нем покопаться.

Действительно, профессиональная деятельность приобретает невротические черты: болезненные тенденции отреагируются через их «ритуальное» повторение в трудовых действиях с соответствующей профессиональной средой и предметом труда. Таким образом, «родительское завещание» практически полностью исключает свободу выбора, а значит, не решает проблему самореализации клиента в профессиональной деятельности. Поэтому рано или поздно индивид становится жертвой внутреннего конфликта, следствием которого являются необратимые характерологические изменения, психосоматические расстройства. Такие прометеевского склада люди обычно «горят на работе», которая становится для них одновременно и болезнью, и смыслом существования.

Справедливости ради отметим, что именно такие специалисты до конца сохраняют верность профессии и своему профессиональному долгу. Но не слишком ли дорогой ценой им приходится расплачиваться за свой выбор?

Формулировки:

«Я буду счастлив только тогда, когда рак будет побежден».

«Я не успокоюсь, пока он (имя) не получит по заслугам».

«Они ответят за смерть моего брата!».

«Ненавижу всех этих бандитов!» и т.д.

Психологические процедуры:

Профконсультант проводит анализ мотивации, побудительной сферы и способностей клиента. В случае совпадения его способностей с профессиональными требованиями можно предположить возможность благоприятного становления личности в выбранной «спасающей» или «защищающей» профессии.

Важным моментом консультации является определение дополнительных форм разрядки второстепенных тенденций личности в трудовой и спортивной деятельности (подбор хобби, спортивных занятий), знакомство клиента с кругом родственных профессий, рекомендации относительно поведения в различных ситуациях, способов преодоления стресса и т.д.

 

4. КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ВЫБОР. Под «консультационным» понимается выбор клиентом профессиональной деятельности, навязанный ему авторитетом консультанта.

Одной из задач профконсультации является побуждение клиента к процессу самопознания. При эффективном взаимодействии с профконсультантом у клиента запускается механизм когнитивной и эмоциональной рефлексии, в результате которой происходит осознание и осмысление своих бессознательных побуждений (в частности, имеющих отношение к выбору профессии).

У клиента должно составиться представление, что он без труда получил хорошо подогнанную под свою биографию тестовую интерпретацию, которую консультант составил на основании какого-то «особого знания». На самом же деле клиент сам активно включен в процесс интерпретации и сам же является источником эффективности теста.

В процессе консультации между клиентом и экспертом устанавливаются доверительные отношения (раппорт), от которых зависит эффективность и качество консультации. Обратная вербальная и невербальная связь помогает консультанту понять, насколько глубоко он соприкоснулся с конкретной психической реальностью клиента. При установлении раппорта клиент способен специфицировать общие и расплывчатые формулировки речевого шаблона в соответствии с личной биографией. Если наблюдаются непроизвольные реакции, указывающие на опасность потери раппорта, то консультанту следует ослабить остроту своих, очевидно, слишком специфицированных высказываний. В этих целях консультанты пользуются номинализациями, генерализациями, модальными операторами возможности типа «наверное», «возможно», «пожалуй», «чаще всего», «едва ли»; «смотря по обстоятельствам» и т.п., которые делают высказывание открытым и исключают прямую суггестию.

Таким образом, любую провоцирующую диагностическую формулировку можно перестроить так, чтобы она не вызывала сопротивления клиента и восстановила потерянный раппорт.

Например, вместо категоричного утверждения: «Вы - ленивый человек» употребляется фраза: «Возможно, в прошлом лень была для Вас большой проблемой, но теперь она, вероятно, больше не обременяет Вас» и т.д. Опытный консультант способен транслировать результаты тестирования клиенту в виде текста, с одной стороны, подкупающего своей содержательной неопределенностью и неспецифичностью, а с другой - видимостью конкретизации.

Практический опыт консультирования показал, что авторитарные формулировки типа: «Ругая мать, Вы ведете себя агрессивно по отношению к ней», «Вы ревнуете сестру» легко провоцируют клиента на агрессию.

Составленному же по всем правилам лингвистического искусства речевому шаблону по Л. Зонда клиент едва ли окажет сопротивление, которое означает потерю раппорта.

Но парадокс ситуации заключается в том, что (сознательно или бессознательно) консультант всегда навязывает своему клиенту выбор профессии или группы профессий, так как он лучше знаком с требованиями профессиональной среды к способностям и склонностям оптантов. И дело здесь не только в педагогическом авторитете «старшего по званию» и в самом статусе консультанта, но и в технологии его работы (концепция, тесты и т.д.).

Популярный треугольник «хочу» - «могу» - «надо» уже программирует профконсультанта на то, чтобы навязать клиенту совершение «нужного» выбора. Две грани – «хочу» и «могу», - упираясь в железобетонное «надо», лишают оптанта возможности свободного выбора интересующей его профессии.

Поэтому получается, что подбор профессии в «Службе занятости» часто напрямую зависит от количества свободных вакансий на рынке труда, приверженности консультанта к определенной психологической школе или технологии работы, и не в последнюю очередь от его порядочности, ответственности и профессиональной честности.

Формулировки:

«Результаты тестирования показывают, что вам лучше всего подойдет профессия маляра-штукатура».

«Я знаю, что тебе надо на самом деле».

«Для тебя так будет лучше».

Психокоррекционные процедуры:

В своей работе профконсультант пользуется определенным методологическим и диагностическим инструментарием. Между тем, даже самая безобидная методика тестирования (типа ДДО) может выступать в качестве средства навязывания клиенту профессии (в особенности, если его сознание перестраивается при помощи технологий нейролингвистического программирования).

Поэтому нужно четко понимать основные принципы функционирования тестов, которые применяются в профконсультировании, пользоваться дополнительными методиками, чтобы исключить возможность консультационного выбора.

 

5. КОМПЕНСАТОРНЫЙ ВЫБОР. Под «компенсаторным выбором» понимается выбор вида деятельности, компенсирующей «дефекты» развития личности.

Под «компенсацией» в психологии понимается один из механизмов защиты, позволяющий личности (сознательно или бессознательно) уменьшать напряжение, возникающее при невозможности достичь какой-либо цели, путем замены ее другой.

Навязанность компенсаторного выбора проявляется в том, что человек не хочет, а порой и не может выбрать себе другую деятельность, кроме той, по отношению к которой у него сформировалась зависимость. Некоторые профессии выступают в качестве компенсаторных для молодых людей с комплексом неполноценности, как бы авансируя им недостающие качества и создавая иллюзию изменений в характере, поведении и личности.

Особенно часто это проявляется в стремлении застенчивых, робких и неуверенных в себе юношей выбрать одну из так называемых «героических» профессий с определенной символикой, униформой и ритуалами: офицер вооруженных сил, сотрудник милиции и т.д. То же самое имеет место при выборе спортивных занятий, который чаще связан с желанием застенчивых молодых людей развить недостающие качества, компенсировать недостатки (например, бокс, борьба, каратэ).

В своей знаменитой книге «Застенчивость» (1991) Ф. Зимбардо рассмотрел феномен внутренней (скрытой) застенчивости среди успешных людей.

Результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что многие представители публичных профессий (популярные актеры, певцы, журналисты, телеведущие и т.д.) являются застенчивыми людьми. И никто даже не догадывается о том, что происходит у них в душе, каких невероятных усилий им стоит «не терять лицо», сколько энергии тратится на самоконтроль. Просто они научились скрывать свои чувства и производить впечатление людей, которые находятся на своем месте.

Таким образом, «творческие и артистические профессии» предоставляют им возможность отреагировать в художественно-выразительной форме свои негативные чувства и переживания, т.е. компенсировать застенчивость профессиональной деятельностью. С другой стороны, существует опасность компенсации чувства неполноценности не позитивными, а негативными качествами, такими как цинизм, наглость, агрессивное поведение (формирование реакций), что приведет к выраженной профдеформации, формированию невроза и, в конце концов, к необходимости смены деятельности.

Утверждение «каждый человек на своем месте должен делать своё дело» неизбежно подводит к вопросу о цене успеха, или плате за собственную некомпетентность. Не окажется ли «компенсаторное» выполнение энергозатратной работы, истощающей нервную систему человека, на поверку Пирровой победой?

Формулировки:

«Эта профессия сделает меня сильным, смелым и уверенным в себе».

«Если я стану налоговым инспектором или офицером милиции, все будут меня бояться и уважать» и т.д.

Психокоррекционные процедуры:

Компенсаторный выбор профессии может предупредить своевременная помощь квалифицированного психолога, который помог бы клиенту избавиться от комплекса неполноценности. В противном случае компенсаторная профессия может привести к интенсивному эмоциональному выгоранию и превратить человека в нетрудоспособного опасного для окружающих и самого себя невротика.

В своей практике психолог-профконсультант сталкивается с вопросами не столько компенсаторного выбора, сколько компенсаторного приспособления к профессиональной деятельности людей с поврежденными функциями зрения, слуха, расстройствами памяти, травмированными конечностями, при котором необходимо адаптировать к работе дефективную функцию или дефективный организм.

 

6. СТАДНЫЙ ВЫБОР. Под «стадным» выбором подразумевается конформный выбор профессии под влиянием значимой для человека референтной группы при недостатке сведений о профессии и отсутствии сформированной мотивации.

«Стадный» (конформный) выбор наиболее часто встречается в период становления социальных качеств индивида. Подростковый возраст характеризуется повышенным интересом к общению со сверстниками и ориентацией на выработку групповых ценностей и норм, имеющих отношение к игровой, учебной и трудовой деятельности.

Групповое развитие является необходимым этапом человеческого становления и способствует формированию индивидуального самосознания. В группе сверстников отрабатывается самооценка подростка, формируются такие социальные качества, как коллективизм, самопожертвование, чувство общности, ответственность перед другими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.