КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика РИАСПО
(Голландская профориентационная методика) В основе методики лежит теория Дж. Холланда. Суть теории заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Предпочитаемый тип профессии определяется первыми тремя наиболее предпочитаемыми сферами деятельности. Профориентационная работа проводится консультантом по следующей схеме: 1) Определяется предпочитаемая область деятельности, связанная с непосредственным рабочим местом. 2) Выясняется значимость различных аспектов работы (по критериям ценности) и выделяются пять наиболее важных из них; определяется, для каждой из выбранных профессий, степень удовлетворения требованиям, выделенным критериям ценности. 3) Оцениваются собственные адаптационные умения клиента. 4) Сопоставляются имеющиеся умения с миром профессий.
Описание работы с методикой: Для определения предпочитаемой области деятельности клиента профконсультант предъявляет ему схему рабочего места (табл. 1), сопровождая следующей инструкцией. Инструкция 1: «Представьте себе, что Вы находитесь в своей рабочей обстановке, которая целиком Вас устраивает, и люди здесь полностью разделяют Ваши интересы и образ жизни. Ниже приведена схема Вашего рабочего места: каждая область (см. табл. 1) скомпонована из людей, имеющих одинаковые интересы и одинаковый подход к рабочим ситуациям. Выберите для себя область, т.е. рабочую обстановку и тех людей, с которыми Вы бы хотели провести треть своей жизни. Необходимо сделать три выбора». Таблица 1 Схема рабочего места
После выбора клиентом области предпочитаемой деятельности, профконсультант знакомит его с профессиональными типами. При этом важно помнить, что описания каждого типа относятся к группе людей в целом. Все описания могут не давать четкой характеристики какого-либо конкретного человека, но они представляют среднестатистического. В соответствии с делением рабочей обстановки на области РИАСПО выделяются следующие качества основных сотрудников: Р – тип (реалистичный) – эти люди любят работать руками (как правило, вне стен учреждений); их называют исполнителями. Основные характеристики Р – типов: — крепкие, грубые, практичные, физически сильные; — чувствуют дискомфорт при необходимости заниматься общественной работой; — хорошая моторная координация; — отсутствие красноречия, слабы в межличностном общении; — склонности к занятию физическим и механическим трудом; — стойкие, непосредственные, упорные; — предпочитают конкретные задачи абстрактным; — имеют житейские, политические и экономические цели: — редко занимаются творчеством в области искусства или науки; — любят создавать вещи при помощи различных инструментов; — любят работать на открытом воздухе; — равнодушны к радикально новым идеям; — покупают лодки, палатки, снегоходы, мотоциклы и т.п. И – тип (исследовательский) – эти люди любят работать в лаборатории, заниматься научной деятельностью; их называют мыслителями. Основные характеристики И – типов: — научная ориентация; — нацеленость на проблемность; всецело поглощены работой; — интроспективны и ассоциативны; — думают много быстрее, чем действуют при решении проблем; — стараются познать окружающий мир; — любят целенаправленные задачи; — предпочитают работать независимо; — малоэффективны в качестве исполнителей; — производят впечатление людей со слабыми организаторскими способностями; — уверены в своих умственных способностях; — аналитическое мышления, серьезность, любознательность, независимость; — совершенно не переносят однообразной деятельности; — покупают телескопы, калькуляторы, электронные при- боры и оборудование. А – тип (артистический) – эти люди любят работать на творческом поприще; их называют творцами. Основные характеристики А – типов: — любят изобразительное и драматическое искусство, музыку, имеют творческие интересы; — предпочитают свободные, неструктурированные условия деятельности; — импульсивны, независимы, имеют свой взгляд на окружающее; — неохотно следуют правилам; — самовыражаются в искусстве; — ценят красоту и эстетические ценности; — выразительны, оригинальны, интуитивны; — любят работать в непринужденной обстановке; — любят небольшие, независимые компании; — склонны к риску во имя чего-то нового; — в одежде более раскованные, чем остальные люди; — имеют потребность в индивидуальном самовыражении; — нет чрезмерной уверенности в своих способностях; — чувствительны и эмоциональны; — тратят деньги на предметы искусства, книги, картины, записи. С – тип (социальный) – этим людям нравится помогать другим; их называют консультантами-помощниками. Основные характеристики С – типов: — общительны, ответственны, гуманны, религиозны; — любят работать в коллективе; — умеют говорить, приятны в общении; — избегают проблем, связанных с решением интеллектуальных задач или физическим напряжением; — любят проявлять заботу, тренировать, просвещать других; понятливы, хорошие помощники, несколько идеалистичны; — не любят работу с машинами или работу в жестко структурированных организациях; — беспокоятся о благосостоянии других; — любят философствовать; — коммуникабельны, дружелюбны, общительны; — посещают множество магазинов, другие общественные места. П – тип (предпринимательский) – эти люди любят продавать вещи или заниматься бизнесом; их называют умеющими убеждать. Основные характеристики П – типов: — коммуникабельны, умеют убеждать; — ярко выраженные лидеры; — избегают заниматься работой, требующей длительного интеллектуального напряжения; — проявляют упорство в достижении поставленной цели; — ценят власть, статус, возможность руководства; — агрессивны, популярны, самоуверенны, общительны; — очень энергичны; — авантюристичны, амбициозны; — любят «делать события»; — ценят деньги и материальное положение; — не любят науку и систематизированное мышление; — покупают большие машины, красивую одежду, имеют членство в отечественных клубах. О – тип (обычный, традиционный) – эти люди любят paботать над отдельными деталями общего вопроса (дела, разработки), они предпочитают высокую степень организации труда; их называют организаторами. Основные характеристики О – типов: — предпочитают хорошо налаженную (организованную) обстановку; — любят систематизированное общение и работу с цифрами; — избегают неопределенных ситуаций; — порядочны, практичны, рациональны; — считаются с властью; — ценят материальные блага и статус; — упорны, спокойны, соблюдают порядок; — избегают свободного, несистематизированного, исследовательского характера работы; — не стремятся к руководящим должностям; — стабильны, хорошо контролируемы, хорошие подчиненные; — наибольшую эффективность проявляют в решении четко поставленных задач; — хранят свои деньги в банке, либо приобретают недвижимость (мебель, дома и т.п.).
Для выяснения значимости различных аспектов работы профконсультант предлагает клиенту список критериев ценности профессии, сопровождая следующей инструкцией: Инструкция 2: «Ниже перечислены различные аспекты работы, которые приносят удовлетворение своей деятельностью – критерии ценности профессии. Внимательно прочтите каждый пункт и оцените для себя степень значимости каждого положения, т.е. в какой мере Вы хотели бы, чтобы Ваша профессия включала бы перечисленные возможности, оценки проставьте в листе ответов. Используйте для этого следующую шкалу оценок: 1 – неважно совсем; 2 – важно отчасти; 3 – достаточно важно; 4 – очень важно». После заполнения клиентом листа ответов «Критерии ценности профессий», необходимо попросить его выбрать 5 (можно меньше или больше) наиболее важных критериев, набравших максимальную оценку.
Таблица 2 Лист ответов «Критерии ценности профессий»
Содержание «Критериев ценности профессий»: Риск – иметь работу, которая требует риска, здравого авантюризма, предприимчивости. Полномочия – иметь работу, в которой Вы можете использовать свое положение для контроля за другими сотрудниками. Состязание – иметь работу, связанную с соперничеством, конкуренцией, соревнованием. Художественное творчество – заниматься творческой работой, включающей различные виды искусств. Творчество (общего характера) – иметь возможность использовать свое воображение, мировоззрение для формулирования новых нестандартных идей, программ, организационных структур и т.п., отличных от того, что было создано ранее. Творчество (литературное) – иметь возможность самовыражения через литературу. Гибкий рабочий график – заниматься такой работой, где Вы сами распоряжаетесь своим рабочим временем. Помощь другим – заниматься работой, в ходе которой Вы непосредственно оказываете помощь окружающим. Высокая зарплата – заниматься работой, за которую служащие получают высокую зарплату. Независимость – самостоятельно определять, какую работу выполнять и каким образом. Влияние на других – заниматься такой работой, в ходе которой Вы влияете на мнения или решения других сотрудников. Умственная деятельность – заниматься работой, требующей постоянной интенсивной работы ума. Лидерство – руководить, управлять или осуществлять надзор за работой других. Работа вне помещения – работать на свежем воздухе, вне стен учреждения. Убеждение – заниматься работой, в ходе которой Вы убеждаете других предпринять те или иные действия. Физическая работа – заниматься работой, требующей напряжения физических сил. Престиж – заниматься работой, обеспечивающей весомое положение в обществе и уважение окружающих. Популярность – заниматься работой, при которой Ваша деятельность или Ваше появление на людях немедленно привлекает к Вам внимание. Контакты с людьми – иметь ежедневную работу с людьми. Признание – заниматься работой, в ходе которой Вы получаете общественную известность. Исследовательская работа – поиск, новые открытия и разработка путей их практического применения. Монотонная работа – постоянно следовать установленному ходу операций, не требующему значительных изменений. Путешествия – иметь работу, требующую частых поездок. Разнообразие – иметь работу, в ходе которой Ваши обязанности часто меняются. Работа с детьми – обучать или каким-либо способом опекать детей. Работа руками – работать руками или с помощью ручных инструментов. Сезонная работа – работать только в течение определенного времени года. Работа с машинами или машинным оборудованием – заниматься работой, в ходе которой Вы используете машины и прочее оборудование. Работа с цифрами – работать с использованием математики или статистики. Семейная жизнь – иметь такой график работы, который позволяет Вам много времени проводить с семьей/друзьями. Работа с окружающими – в ходе работы тесно взаимодействовать с группой людей (или быть членом команды) для достижения общей цели. Дружба – иметь возможность устанавливать дружеские взаимоотношения с людьми как результат своей работы. Принимать решения – иметь полномочия определять основное направление действий, политики. Работа под «давлением» – работать в ситуациях, когда либо «поджимает» время, либо качество работы критически оценивается контролерами, покупателями и т.п. Работа в одиночку – выполнение работы своими силами без контактов с другими людьми. Интеллектуальный статус – считаться человеком высокого интеллекта, высококвалифицированным экспертом какой-либо области (сфере деятельности). Эстетика – в ходе деятельности изучать или давать оценку красоте вещей, идей и т.п. Размеренность работы – иметь работу, не связанную появлением ситуаций цейтнота и штурмовщины. Работа «на передних рубежах» – работать в фирме, которая считается одной из лучших в своей области и стремится к еще большему совершенствованию продукции. Компетенция – работа в тех отраслях, в которых, как Вы чувствуете, Ваши способности много выше среднего уровня.
Далее клиент заполняет табл. 3, в которой определяет для каждой из выбранных профессий степень удовлетворения требованиям выбранных критериев ценности профессий, отмечая знаком «+», когда ответ утвердительный, и знаком «–», если отрицательный. Рассматриваются все 5 выбранных критериев. Количество знаков «+» для каждой профессии свидетельствует о возможности получить удовлетворение от работы.
Таблица 3 Соответствие выбранных профессий критериям ценности
Консультант предлагает клиенту список адаптационных умений (см. табл. 4), зачитывая следующую инструкцию: Инструкция 3: «Отметьте карандашом каждое из перечисленных умений, которым Вы в настоящее время владеете. При этом включайте как общие умения (опыт), которые Вы приобрели в течение Вашей жизни, так и умения, которые в настоящее время развиты настолько, что их можно использовать в работе. Каждое из выделенных умений встречается в нескольких столбцах. Поэтому если Вы отметили подчеркнутое умение в каком-либо столбце, обязательно отметьте его во всех остальных, где оно встречается». Таблица 4 Список адаптационных умений
Обработка результатов: Необходимо подсчитать количество баллов по каждой группе умений, исходя из следующего: 1) в первых двух группах («умение общаться с людьми» и «организаторские умения» и «умения систематизировать») за каждое отмеченное умение дается по 1 баллу; 2) во всех остальных четырех группах (с 3 по 6) за каждый отмеченный пункт дается по 2 балла; 3) из полученных результатов выбрать 3 наибольших суммы баллов. С помощью консультанта клиент соотносит свои умения с выбранными профессиями.
Соответствие адаптационных умений профессиям: 1. Умение общаться с людьми ведет к профессиям, которые связаны с общением с людьми путем оказания услуг, помощи, инструктажа, продажи, организации отдыха, представительства и т.п. Области профессий: юриспруденция, библиотечное дело, журналистика, образование, торговля, медицина; службы физической реабилитации, общественные формирования(организации), консультативная деятельность, брокеры или агенты по продаже, бизнесмены, банковское дело (ссуды и вложение капитала), театральная деятельность, искусство, канцелярская работа. 2. Организаторские способности и умение систематизировать ведут к профессиям, которые предполагают возможность руководить и направлять других в структурированныхучреждениях. Те, кто выбирает эти сферы деятельности, предпочитают выполнять трудноразрешимые дела или приниматьна себя окончательную ответственность. Они выбирают работу, которая дает возможность им создать или улучшить организацию или систему. Эти люди также бывают хорошими работниками в службе безопасности. Области профессий: юриспруденция, среднее звено управления, управление музеями, инженерия, управление службой здравоохранения, управление складами, правительственные службы, планирование, школьная администрация, учет и финансы, управление бизнесом, проверка и проведение сделок, управление развлекательными программами, продюсерство, канцелярское дело (клерки). 3. Исследовательские способности и умение теоретизировать приводят к профессиям, связанным с областью идей иконцепций, открытиями и внесением полного пониманиясути явлений. Работа в области данных профессий требуетинтенсивного мышления, мозгового штурма с тем, чтобы довести решение проблем до практического применения. Области профессий: специалисты по информации, юриспруденция, научные исследования, информационный анализ, финансовый анализ, анализ управления, анализ торговли, литературные, театральные и т.п. критики, обучение и инструктаж в области ремесел. 4. Технологические умения ведут к профессиям, связанным с технологическими процессами и изготовлением различных предметов по этим технологиям. В этих профессиях приходится решать проблемы путем внедрения идей в практику. Области профессий: библиотечное дело, обслуживание компьютеров, программирование и компьютерное системное программирование, инженерное дело, исследования и наблюдения в области техники, технологии, профессии техников и технологов, сфера взаимодействий: человек – технология, техническая эстетика, механика и ремонт оборудования. 5. Деловая активность предполагает занятие работой, требующей от человека огромной физической активности. Иногда это означает работу вне стен учреждений. Деловая активность (умение действовать), как правило, оказывает неоценимую услугу при работе вне офиса. Деловая активность – это активность, независимость, склонность к приключениям и в какой-то степени авантюризм. Области профессий: журналистика и литература, инженерное и военное дело, транспортировка грузов, уход за животными и растениями, забота о здоровье и безопасности населения, охрана офисов и магазинов, службы защиты населения, управление бизнесом, конструкторские разработки, представительство какого-либо лица или организации, торговля, фотография, промышленные ремесла, разнообразные ремесла. 6. Творческие умения необходимы в профессиях, представляющих возможность творческого самовыражения, в которых творческая индивидуальность личности проявляется через картины, различные жанры художественной литературы, художественные поделки и т.п. Области профессий: реклама, журналистика и литература, дизайн и графика, консультирование и физиотерапия, управление бизнесом, художественное творчество и другие виды искусства.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |