Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умение планировать свою профессиональную жизнь




Говоря о профессиональном пути, мы говорим о пути, имею­щем определенную протяженность во времени. Соответственно человек, находясь в одной из точек этого пути, является резуль­татом своего развития в прошлом и предполагает определенное развитие в будущем.

Существует несколько определений слова «план»: а) заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы; б) основные вехи; в) способ подхода к чему-либо или построения чего-либо. Планирование жизненного пути, скорее всего, идет согласно второму определению – как намет­ки основных вех. Причем вехи эти могут быть разные: времен­ные (например, «к 30 годам встать на ноги», хотя путь к этому не указан); событийные (к примеру, «стать врачом», «окончить вуз» – без четкого указания возраста человека при совершении события). Крайне редко человек планирует одновременно и со­бытие, и время его достижения, хотя бы приблизительно (напри­мер, «получить диплом врача не позднее 25 лет»).

Планирование обычно различают: долгосрочное (на не­сколько десятилетий вперед); на «средний» срок (несколько ме­сяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).

Для оценки умений по планированию проводится диагности­ческое интервью, которое бывает единственной методикой для исследования некоторых данных, предоставляющих возможность всматривания во внутренний мир человека и понимания его зат­руднений. Оно включает в себя: а) введение – привлечение к сотрудничеству; б) свободное, неуправляемое высказывание человека; в) общие вопросы («Ты можешь мне рассказать о шко­ле?»); г) подробное исследование; д) попытку ослабить напря­жение и заключение с выражением признательности человеку.

Очень часто как план для профконсультационной беседы ис­пользуется схема профессионального планирования, разработан­ная Е.А. Климовым:

1. Главная цель (кем я буду? чего достигну? какой трудовой
вклад внесу в общенародное дело?).

2. Цепочка более отдаленных конкретных целей (где буду
учиться? первая работа, дальнейшие перспективы).

3. Пути и средства достижения ближайших жизненных целей
(ознакомление, проба сил, самообразование и т.п.).

4. Возможные внешние препятствия.

5. Свои возможности.

6. Запасные варианты.

В исследованиях Е.И. Головахи [10] были выделены также некоторые характеристики перспективы, кото­рыми должен обладать план:

1. Реалистичность перспективы – это способность личнос­ти разделять реальность и фантазию, концентрировать усилия на том, что имеет основания для реализации в будущем.

2. Перспектива должна обладать качеством оптимистичности – соотношением положительных и отрицательных про­гнозов относительно своего будущего, а также степенью уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность перспективы тес­но связана с реальными достижениями и с социальной
интегрированностью личности.

3. Дифференцированность перспективы характеризуется сте­пенью разделения будущего на последовательные этапы.

Ли и Лейбовиц [38] предлагают следующие этапы планирования профессионального пути, особо подчеркивая, что данные ста­дии применимы ко всем видам карьерных решений, вне зависи­мости от их сложности или возраста, в котором они принимаются.

Этапы планирования профессионального пути: а) сбор информации (основная деятельность – сбор и оценка информации); б) концептуализация (основная деятельность – моделирование и визуализация); в) дизайн (основная деятельность – выработка стратегии); г) претворение в жизнь (основная деятельность – планирование действий); д) оценка и формирование нового плана (основная деятельность – оценка и выработка нового плана).

Таким образом, планирование профессиональной жизни – это непрерывный процесс: даже не меняя своего рабочего места, человек всегда развивается – получает дополнительную квалификацию, осваивает новые методы работы, меняет свою роль от ученика до наставника, от подмастерья до мас­тера и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.