КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностическая методика
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЧАСТЬ 1. ДИАГНОСТИКА Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Методики, представленные в первой части пособия позволят определить качественную и количественную направленность профессиональных выборов. Исследовать готовность личности к выбору профессии: автономность при выборе профессии, информированность о мире профессий, умение планировать свою профессиональную жизнь и принимать решения о будущей профессиональной судьбе, эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии [28, 38]. В данной части представлены методики, направленные на определение предпочтений человека разных типов профессий в зависимости от предмета труда: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ [22]. Исследовать профессиональные интересы, опыт и навыки, значимые при работе с людьми, с материальными предметами, с информацией, с идеями. На основе предпочитаемых областей деятельности и критериев ценности профессий определить профессиональный тип личности и наиболее подходящие оптанту сферы деятельности [7, 40]. «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская)
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то поставьте в бланке ответов плюс, если не согласны минус. Текст методики: 1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования: 2. Я не принимаю серьезных решений мгновенно. 3. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю свои способности. 4. Я знаю, в каких условиях я буду работать 5. Я анализирую свое прошлое. 6. Я тяжело переношу неудачи в жизни. 7. Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе. 8. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт. 9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем. 10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий. 11. Все мои действия подчинены определенным целям. 12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше. 13. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований. 14. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической). 15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни. 16. Я ничего не делаю без причины. 17. Меня вполне устраивает моя пассивность. 18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем. 19. Я пред почитаю, спокойную, малоответственную работу. 20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно 21. Я буду менять места работы до тех пор, пока но найду то, что мне нужно. 22. Первая же крупная неудача может «выбить меня им седла» 23. Я не задумываюсь, о своём, будущем. 24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи. 25. Я знаю самого себя. 26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких. 27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать. 28. Мне не нравится быть самостоятельным. 29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить. 30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения. 31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач. 32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен. 33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством. 34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя. 35. Мне трудно думать о перспективах, которые дает та или иная профессия. 36. Я считаю, что интуиция основана на знании. 37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает. 38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее. 39. В моей жизни мало успехов. 40. Я стремлюсъ целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы. 41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни. 42. Я признаю только обдуманный риск. 43. Многие мои планы срывается из-за моей неуверенности в себе. 44. Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим. 45. Я с детства привык доводить начатое до конца. 46. Я боюсь делать важные шаги в своей жизни. 47. Я знаю, что мне интересно. 48. Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия. 49. Когда я иду на компромисс, у меня портится настроение. 50. Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно. 51. Я знаю, чего я добьюсь в жизни. 52. Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве. 53. Я мало задумываюсь о своей жизни. 54. Я не могу определить, своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения 55. В оценке профессий эмоции у меня играют большую роль. 56. Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия. 57. У меня нет определённых требований к будущему. 58. При принятии решений я полагаюсь на интуицию. 59. Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности. 60. Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии. 61. Я – соломинка, влекомая течением жизни. 62. Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение. 63. При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна. 64. Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего. 65. Если что-то помешает мне получить выбранную профессию, я легко поменяю ее на другую. 66. Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий. 67. Я считаю, что люди, которые многого достигли в жизни, знали, почему они поступают так, а не иначе. 68. Практическая работа (в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий 69. Я с трудом уживаюсь с другими людьми. 70. Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей. 71. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии. 72. Я знаю, что для меня в жизни важно. 73. Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях. 74. Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед. 75. Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию! 76. Лучший способ познакомиться с профессией — поговорить с тем, кто по ней работает. 77. Мне не нравится, когда много думают о будущем. 78. В учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду. 79. Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других. 80. Заранее известных способов изучения мира профессий не существует. 81. Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть. 82. Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед. 83. Я считаю, что в обществе все равны по своему положению. 84. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные. 85. Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания. 86. Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала. 87. В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения. 88. Все, что со мной происходит, — дело случая. 89. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии. 90. В важных решениях я не иду на компромиссы. 91. Я не доверяю рекламе профессий. 92. Я не понимаю причин многих моих поступков. 93. Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья. 94. Я не понимаю самого себя. 95. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает. 96. Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало. 97. Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор. 98. Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей 99. Я представляю, каким я буду через 10 лет.
Ключ:
Интерпретация шкал: Готовность – это активно-действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего ее решения и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности. Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи). Далее идет разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению сформировавшейся готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход выполняемой работы и ее промежуточные результаты с намеченной целью, вносит коррективы. В формировании состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности. Вне реально существующих связей с другими характеристиками психической деятельности состояние готовности теряет свое содержание. Состояние готовности имеет сложную динамическую структуру. Выделяют следующие компоненты готовности к деятельности: - мотивационный (ответственность за решение задачи); - ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности); - операциональный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями и др.); - волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей); - оценочный (оценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам). Согласно мнению Л.Н. Кабардовой, о степени готовности обучаемых к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере можно судить на основании наличия, успешности реализации и эмоционального подкрепления у обучаемых профессионально ориентированных навыков и умений [40]. С этой целью ею был разработан опросник для определения профессиональной готовности, в основу которого был положен принцип оценки обучаемыми: - своих возможностей в реализации определенных умений (трудовых, социальных и т. д.); - своего реального, сформированного на основе личного опыта эмоционального отношения, возникающего при выполнении описанных в опроснике видов деятельности или занятий; - своего предпочтения или нежелания выполнять действия (занятия) в будущей профессиональной деятельности. Достаточная выраженность этих компонентов – показатель высокого уровня готовности обучаемого (специалиста), его активности, самостоятельности в процессе деятельности. Опросник Л.Н. Кабардовой представлен в первой части пособия [14]. В данном пособии рассмотрен опросник А.П. Чернявской [38], включающий в себя следующие компоненты профессиональной готовности:
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 5093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |