Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями




Автономность

 

Термин «автономность», или «автономия» не является собственно психологическим, а относится к философским понятиям [36]. Под автономией понимается «способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства.

Любой человек будет удовлетворен своим профессиональным решением (выбор или смена профессии, места обучения, места работы, специализации, переобучения и т. д.) только в том случае, если он будет воспринимать это решение как свое собственное, а не навязанное извне. Какими же основными характеристиками обла­дает «автономный» человек?

1. Вычленение себя из мира окружающих людей. Умение от­делить свои цели от целей родителей и других значимых лиц. Понимание целостности своей личности, социальной общ­ности, к которой принадлежит человек, какому типу лично­сти хотел бы соответствовать, образа жизни, который хотел бы вести.

2. Стремление реализовать возможности в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Уверенность в том, что человек обязательно будет иметь глубокие знания и навыки. Общая ориентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия.

3. Накопление опыта. Наличие собственного опыта решения жизненных проблем. Самостоятельный опыт по планированию своих поступков, общих дел, своего времени и т.д. С накоплением опыта возникает умение соотносить свои действия с требованиями общества.

4. Умение прогнозировать профессиональный рост. Однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени.

5. Инициатива и изобретательность в реализации возможностей. Собственная активность в получении информации и выборе профессионального пути. Наличие собственной инициативы и активности в карьерном решении.

6. Уровень реализма в принятии карьерных решений (в том числе собственная оценка уровня реализма). Компромисс между желаниями и возможностями, на который способен пойти человек. Осознание необходимости таких компромиссов.

Для возникновения основных признаков автономности необходим определенный набор новообразований:

- человек должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, мыслях, поступках);

- от внешней детерминации своего поведения он должен пе­рейти на самодетерминацию;

- он должен осознавать свой идеальный образ Я-концепции и стремиться к его достижению.

 

Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обла­дать значительным объемом информации на двух уровнях.

1. Информация о мире профессий в целом.

В круг этой информации входят: а) осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства; б) знание общетрудовых и общепроизводственных понятий (культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования производства, структура предприятия, принципы оплаты); в) знание отдельных профессий; г) знание или практическое умение по приобретению профессии; по поиску и поступлению на работу; о требуемом уровне образования для различных профессий; о том, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице.

По данным исследований, большой объем информации о мире профессий в целом должны иметь уже школьники 4-го класса, когда поиск в мире профессий идет вширь. Уже в 4-м классе сформированность профессиональной позиции проявляется:

- в положительном отношении к любому виду труда;

- в определенном уровне осведомленности относительно основных массовых профессий;

- в умении различать связи между профессиями, отраженные в классификации;

- в умении выделять основные требования профессии к человеку;

- в стремлении к самооценке в контексте профессионально­го самоопределения.

2. Информация об отдельных профессиях или группах профессий.

В практике профконсультирования обычно диагностируется:

- уровень знакомства клиента с различными профессиями
по «Схеме описания профессии»;

- его знания о способах овладения предпочитаемой профессией;

- знание социально-экономических потребностей общества,
конкретного региона и потребности в кадрах отдельных
предприятий.

В «Схему описания профессии» входят следующие разделы:

1) условия работы (физические и социально-экономические);

2) требования профессии к человеку (особенности психофизиологической сферы, познавательной сферы и личности);

3) требования к уровню образования и конкретные места
получения образования;

4) перспективы профессионального роста.

Кроме того, важным является вопрос об источниках получе­ния профессиональной информации. Именно с незнанием источников получения информации связаны основные трудности и ошибки в выборе профессии. Но все же основная проблема, встающая при обсуждении влияния информированности на адекватный выбор профессии, заключается в том, как человек усваивает поступающую информацию и соотносит ее со своими особенностями. До сих пор неизвестно, отмечает Л. Брукс, как информация влияет на принятие лучшего решения и как клиент перерабатывает информацию.

Исследователи, занимающиеся вопросами профессиональной информации, сходятся на мысли, что информация не будет иметь аффекта, пока клиент не готов принять ее. Миллер в своих исследованиях пришел к выводу, что существует высокая положительная корреляция между потребностью в информации и уровнем самоосознания («клиент не готов получать информа­цию, пока чувство собственной значимости не будет достаточно велико»). Кроме того, в ряде для принятия адекватного решения клиент должен обладать комплексной информацией, т.е. – информацией обоих уровней, полученной из различных источников. Человек с высоким уровнем профессиональной зрелости не накапливает информацию, а ищет ее дополнительно для вынесения суждения о соответствии специфики личности специфике профессиональной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.