КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень умений
1. Область работы с людьми: А) умение помогать другим людям в решении проблем и принятии решений; Б) умение знакомиться с новыми людьми, поддерживать беседу с ними; В) умение продавать идеи, планы, изделия, услуги. 2. Область работы с информацией, данными: А) умение планировать встречи, приемы, спортивные мероприятия; Б) умение аккуратно вести книги с адресами сотрудников, с их днями рождения, аккуратно вести финансовые счета и учет расходов; В) умение так сортировать и хранить вещи (фотографии, пластинки, рецепты, газетные вырезки), чтобы их можно было в дальнейшем легко найти. 3. Область работы с материальными предметами: А) умение, следуя инструкциям, собирать мебель, детские игрушки, полки, велосипеды, приготовить хороший обед или блюдо и.т.д.; Б) умение пользоваться инструментами, электроприборами, машинами (швейными, пилорамами, электродрелью, бензопилой и т.д.); В) умение находить более оптимальный вариант изготовления, построения, выполнения чего-либо. 4. Область работы с идеями: А) умение понимать законы науки, математические правила, разбираться в политике; Б) умение сравнительно быстро и глубоко понять смысл, идею стихотворения, картины, пьесы, рассказа; В) умение выражать свои мысли и чувства средствами искусства, музыки, литературы.
Инструкция 3: Посмотрите выписанные вами четыре умения и решите, каким из них Вы владеете лучше всего и подчеркните его. Обработка результатов: Определите область умений по таблице 2. Отметьте на рис. 2 секторы, соответствующие им, буквой «У» (умения). Таблица 2
Продолжение таблицы 2
Для выявления видов деятельности, составляющих жизненный опыт клиента, предлагается их перечень и зачитывается следующая инструкция: Инструкция 4: Ваш жизненный опыт может подсказать Вам дополнительные аргументы в выборе конкретной специальности. Вам предлагается оценить перечень различных видов ежедневной деятельности. Внимательно прочтите каждый из перечисленных видов деятельности и проанализируйте, как часто в прошлом Вы этим занимались? Оцените по трехбалльной системе каждый из предлагаемых Вам видов деятельности (2 балла – Вам приходилось делать это неоднократно; 1 балл – Вам приходилось делать это 1-2 раза; 0 баллов – Вам не приходилось это делать вообще.)
Перечень видов ежедневной деятельности: 1. Помогал помириться и стать друзьями двум людям, которые испытывали неприязнь друг к другу. 2. Занимался благотворительной деятельностью – участием в кампании сбора помощи пострадавшим от пожара, землетрясения и т.п. 3. Помогал новичкам быстрее освоиться в школе, на работе. 4. Работал в качестве обслуживающего персонала, оказывал добровольную помощь в больнице, доме престарелых, в центре досуга и т.д. 5. Помогал друзьям в решении личных проблем. 6. Планировал какие-либо общественные мероприятия для своего рабочего коллектива, профсоюзной организации и т.п. 7. Руководил какой-либо детской командой, детским клубом и т.д. 8. Помогал разрешить спор между двумя друзьями. 9. Водил группы детей на прогулки. 10. Помогал друзьям в принятии важного решения. 11. Помогал клубам, общественным группам, различным организациям провести мероприятия, приносящие деньги, доход. 12. Веселил других людей, поднимал им настроение. 13. Ремонтировал детские игрушки. 14. Морил, красил, покрывал лаком мебель. 15. Читал чертежи. 16. Пользовался электроприборами (электропилой, электродрелью, токарным станком и т.п.) 17. Работал манометрами для определения давления в шинах. 18. Разбирал по частям различные машины, чтобы понять, как они работают. 19. По письменным инструкциям собирал вещи, которые продаются в разобранном виде, например, детские игрушки, велосипеды, металлические полки и т.п. 20. Чинил электрические приборы или производил замену электрошнура. 21. Помогал установить или отремонтировать тете- и радиоантенны или подсоединить наружные громкоговорители к стереосистеме. 22. Сбирал и изучал такие вещи как камни, ракушки, насекомых. 23. Модифицировал электроприборы, машины, механизмы, чтобы добиться их лучшей работы. 24. Собирал или ремонтировал что-либо с помощью таких мелких деталей, что приходилось пользоваться увеличительными линзами. 25. Проводил инвентаризацию продуктовых поставок, спортивного оборудования, предметов домашнего обихода. 26. Заносил в файлы или картотеки различные письма, счета, документы таким образом, чтобы их можно было восстановить 27. Занимался чтением или разбором страховых свидетельств на автомобили, домашнее имущество и т.д. 28. Работал продавцов или официантом/официанткой 29. Вел учет цен на акции, облигации, товары и т.д. 30. Превратил свое «хобби» в небольшое дело, приносящее доход. 31. Подводил балансы своих доходов и расходов. 32. Вел учет километров, пройденных автомобилем и учет количества бензина, купленного на автостанциях, чтобы подсчитать расход бензина на километр пробега автомобиля. 33. Осуществлял руководство финансами в какой-либо группе в своем рабочем коллективе, туристической поездке, клубе, компании друзей и т.д. 34. Писал жалобы директору ресторана, гастронома и др., в администрацию учебного заведения, в правительственные учреждения. 35. Разрабатывал систему бухучета для бизнеса, для личного пользования, для семьи. 36. Составлял точные записи и отчеты по эксплуатации автомобиля или какого-либо электроприбора. 37. Посещал какой-либо научный музей, краеведческий музей по собственному желанию. 38. Читал книги или журналы по музыке, искусству. 39. Читал материалы о зависимости между курением и раком, курением и сердечными заболеваниями. 40. Посещал художественные музеи. 41. Читал статьи, объясняющие поступки и поведение отдельных людей и групп людей. 42. Смотрел телепрограммы по научной тематике. 43. Обсуждал вопросы существования жизни на других планетах. 44. Читал в газетах и журналах рецензии на книги, музыкальные произведения, театральные постановки. 45. Обсуждал с кем-либо теорию происхождения человека. 46. Изучал историю искусств и музыки. 47. Читал такие журналы как «Популярная механика», «Наука и жизнь» и т.п. 48. Изучал функции транзистора, радиоэлектронной лампы.
Обработка результатов: 1) Подсчитать сумму баллом согласно ключу в таблице 3. 2) Определить область, в которой клиент имеет наибольший опыт; следует обратить внимание на интенсивность и глубину опыта по каждой области. 3) Определить секторы, соответствующие наибольшему опыту, пользуясь таблицей 3 и отметить их на рис. 2 буквой «О» (опыт).
Таблица 3
Далее оптант совершает пробный выбор профессии.
Инструкция 5: Ниже приведен перечень профессий, объединенных по роду деятельности в 23 группы. Группы, в свою очередь, объединены в 6 «семей» по областям деятельности. Найдите в перечне одну «семью», где перечислены специальности, по которым Вам хотелось бы попробовать работать.
Перечень профессий по «семьям» I. ДЕЛОВЫЕ КОНТАКТЫ 1. Маркетинг, сбыт, торговля (сектор 2, рис. 1) Профессии: работники торговли в магазинах; водители специализированных машин по доставке заказов; коммивояжеры; агенты по недвижимости; страховые агенты; биржевые брокеры; снабженцы; работники системы потребкооперации. 2. Менеджмент и планирование (сектор 3, рис. 1) Профессии: директор магазина, отеля, ресторана; начальник строительного управления; руководители различных организаций; агенты по закупкам; руководители крупного бизнеса; директор парка или учреждения для отдыха; специалист, планирующий работу городских служб; руководитель планово-экономического отдела предприятия; руководитель с/х организации (совхоза, колхоза, фермерского хозяйства). II. ДЕЛОВЫЕ ОПЕРАЦИИ 3. Средства связи и составление отчетов (сектор 3, рис. 1) Профессии: служащий конторы; библиотекарь; служащий гостиницы; почтовый работник; регистратор; секретарь в офисе или суде. 4. Финансовые сделки (сектор 4, рис. 1) Профессии: служащий банка; агент по распространению билетов; страховой агент; работник финансово-экономического отдела предприятия 5. Диспетчерские службы и хранение грузов (сектор 4, рис. 1) Профессии: работник службы по отгрузке и приемке; курьер; диспетчер такси, грузового транспорта; диспетчер электросетей; авиадиспетчер; агент по транспортировке грузов; работник службы снабжения предприятия; кладовщик. 6. Работа на компьютерах и аналогичном оборудовании (сектор 5, рис. 1) Профессии: техник по обслуживанию компьютеров; программист; оператор офисного оборудования (телексов, факсов, множительного оборудования); машинистка. III. ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 7. Вождение и ремонт транспортных средств (сектор 6, рис. 1) Профессии: водитель автобуса, грузовика, такси; автомеханик; авиамеханик; оператор лифтов; офицер торгового флота; авиапилот. 8. Строительство и эксплуатация (сектор 6, рис. 1) Профессии: столяр; плотник; штукатур; маляр; уборщик; каменщик; жестянщик; бульдозерист; крановщик; техник-строитель; прораб; слесарь-сантехник. 9. Сельское хозяйство и природные ресурсы (сектор 6, рис. 1) Профессии: фермер; лесничий; животновод; садовник; пчеловод; растениевод; продавец зоомагазина; тракторист; комбайнер; сельский механизатор. 10. Рабочие специальности (сектор 6, рис. 1) Профессии: повар; рубщик мяса; пекарь; мастер по ремонту обуви; настройщик музыкальных инструментов; портной; ювелир; электромонтер. 11. Ремонт домашних приборов и офисного оборудования (сектор 6, рис. 1) Профессии: телемастер; мастер по ремонту электроприборов, телефонов, отопительных систем, фотокопировального оборудования. 12. Обслуживание и ремонт промышленного оборудования (сектор 6, рис. 1) Профессии: машинист; печатник; швея-мотористка; сварщик; слесарь промышленного оборудования; оператор станков на заводах, в шахтах и т.д.; пожарник; стропальщик; машинист котельных установок; фрезеровщик; токарь. IV. НАУКА 13. Медицинские специальности, медицинские технологии (сектор 7, рис. 1) Профессии: санитар стоматологического кабинета; техник по снятию ЭКГ и ЭГ; оптик; техник по изготовлению протезов; технолог-рентгенолог; стоматолог; окулист; фармацевт; ветеринар. 14. Инженерные специальности и другие прикладные технические специальности (сектор 8, рис. 1) Профессии: инженер или техник по различным отраслям; техник биологических и химических лабораторий; системный программист; чертежник; топограф; землемер; технический иллюстратор; технолог-кулинар. 15. Естественные науки и математика (сектор 9, рис. 1) Профессии: агроном; биолог; химик; эколог; географ; геолог; математик; селекционер; физик. 16. Общественные науки (сектор 10, рис. 1) Профессии: экономист; специалист по маркетингу; политолог; психолог; социолог. V. ОБЛАСТЬ ИСКУССТВ 17. Прикладные виды искусства ( визуальные) (сектор 10, рис. 1) Профессии: оформитель витрин; художник-модельер; фотограф; дизайнер по интерьеру; архитектор. 18. Исполнительские виды искусства (сектор 10, рис. 1) Профессии: артист развлекательного жанра; актер театра; танцор; музыкант; певец; писатель; преподаватель музыки и других видов искусств. 19. Прикладные виды искусства (устные и письменные) (сектор 11, рис. 1) Профессии: диск-жокей; юрисконсульт на предприятии; переводчик-синхронист; репортер; юрист; библиотекарь; автор-составитель технической литературы; полиграфист. VI. СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 20. Общее здравоохранение (сектор 12, рис. 1) Профессии: обслуживающий больничный персонал; ассистент стоматолога; медсестра; персонал физиотерапевтического кабинета; терапевт; логопед; врач общего профиля. 21. Сфера образования и сопутствующие службы (сектор 12, рис. 1) Профессии: преподаватель по дошкольному обучению; тренер; преподаватель колледжа; консультант по профориентации; учитель начальной и средней школы; преподаватель специальных учебных заведений; воспитатель в детском доме; преподаватель группы продленного дня. 22. Службы общественных и правительственных организаций (сектор 12, рис. 1) Профессии: милиционер; работник службы безопасности (охраны); организатор служб отдыха и развлечений; инспектор по технике безопасности; санитарный врач; работник службы занятости, отдела социального обеспечения и т.п. 23. Сфера обслуживания (сектор 12, рис. 1) Профессии: стюардесса; стюард; косметолог; парикмахер; служащий салона красоты; грузчик гастронома; дежурный в гостинице; гувернер.
Обработка результатов: 1) Отметить на рис. 2 буквой «В» (пробный выбор профессии) секторы, к которым относятся выбранные клиентом профессии. 2) Предложить оптанту обратиться к справочнику «Перечень групп профессий» для ознакомления с профессиями и проинформировать оптантов о необходимом уровне подготовки к ней. 3) Предложить выбрать, как минимум, три профессии. Для выявления ценностей работы предлагается список ценностей в таблице 4 и следующая инструкция: Инструкция 6: Прочитайте все пункты в таблице 4 и выберите только три ценности работы, которые наиболее важны для Вас. Поставьте знак «+» напротив каждого из трех пунктов в колонке «Что я ценю наиболее всего». Подумайте, обеспечивают ли выбранные Вами профессии то, что Вы больше всего цените в работе. Поставьте «Да», «?» или «Нет» напротив каждого знака «+» для каждой выбранной профессии.
Таблица 4
После заполнения методики оптанту предлагается проанализировать полученные результаты и проверить позволят ли выбранные профессии реализовать ценности работы.
Методика «Карта интересов» (С.Я. Карпиловская, адаптированный вариант Г.В. Резапкиной)
Инструкция: Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли Вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится – «-». Если сомневаетесь, тогда поставьте «?». Это не экзамен и не контрольная работа, поэтому здесь не может быть неправильных ответов – могут быть только необдуманные. Чем искреннее Вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат, который Вы получите сразу после завершения работы. Не советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени на размышления.
Текст опросника: Мне нравится... 1.Узнавать об открытиях в области физики и математики. 2. Смотреть передачи о жизни растений и животных. 3. Выяснять устройство электроприборов. 4. Читать научно-популярные технические журналы. 5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах. 6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях. 7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом. 8. Наблюдать за работой медсестры, врача. 9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе. 10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях. 11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями. 12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии. 13. Ремонтировать бытовые электроприборы. 14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники. 15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах. 16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах. 17. Участвовать в общественной жизни школы, города. 18. Объяснять одноклассникам учебный Материал. 19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству. 20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни. 21. Проводить опыты по физике. 22. Ухаживать за животными, растениями. 23. Читать статьи об электронике и радиотехнике. 24. Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, велосипеды. 25. Коллекционировать камни, минералы. 26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы. 27. Читать биографии известных политиков, книги по истории. 28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам. 29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов. 30. Участвовать в военных играх, походах. 31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы. 32. Замечать и объяснять природные явления. 33. Собирать и ремонтировать компьютеры. 34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере. 35. Участвовать в географических, геологических экспедициях. 36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях. 37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом. 38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели. 39. Искать и находить способы зарабатывания денег: 40. Заниматься физической культурой и спортом. 41. Участвовать в физико-математических олимпиадах. 42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии. 43. Разбираться в принципах работы электроприборов. 44. Разбираться в принципах работы различных механизмов. 45. "Читать" географические и геологические карты. 46. Участвовать в спектаклях, концертах. 47. Изучать политику и экономику других стран. 48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма. 49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет. 50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Бланк ответов:
Обработка и анализ результатов: Среди факторов, которые определяют выбор жизненного пути, той или иной профессии, важнейшее место отводят выраженности интересов к конкретному виду труда [39, 21, 23]. Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату. Профессиональный интерес представляет собой эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. Интерес выступает как побудитель активности личности и способствует повышению продуктивности работы, учебы. С.Л. Рубинштейн отмечал, что когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно, когда не получают пищу интересы, или же их нет, жить скучно. Интересы являются сильным побудительным фактором, обуславливающим выбор профессии. Особую ценность при этом представляют устойчивые, содержательные, глубокие интересы, стимулирующие активный выбор трудового пути. Профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами. Только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах Исследование интересов, необходимых для различных профессий, проводится при помощи методики «Карта интересов» (С.Я. Карпиловская), при помощи которой выясняются предметные интересы учащегося. По каждой группе интересов методика содержит пять вопросов. 1-й и 2-й направлены на выяснение желания, познакомиться с определенной областью знаний или деятельности; 3-й и 4-й выясняют отношение к углубленному познанию; 5-й - определяет склонность к активной практике в данной сфере. После того как оптанты завершили работу с опросником, они должны подсчитать количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок - это десять возможных направлений профессиональной деятельности. I. - физика и математика; II. - химия и биология; III. - радиотехника и электроника; IV. - механика и конструирование; V. - география и геология; VI. - литература и искусство; VII. - история и политика; VIII. - педагогика и медицина; IX. - предпринимательство и домоводство; X. - спорт и военное дело. Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл - 5 - говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма ни в одном столбце не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы еще не сформированы. Чаще всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трех-четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростка. Возможно, его будущая профессия будет находиться на стыке 2-3 профессиональных областей. Например, максимальные баллы по шкалам 1 и 8 будут указывать на выбор профессии учителя или преподавателя физики. Если к этим доминантам, например, добавится профессиональная область № 4 (механика и конструирование), то это уточнит профессиональный выбор подростка, сделает его более конкретным - инженер в области высоких технологий или преподаватель технического вуза. Если же с данными выборами будет конкурировать пункт № 10 (спорт и военное дело), то, скорее всего, какая-то из этих областей уйдёт в область личных увлечений или будет говорить о возможности применения профессиональных интересов в экстремальных условиях работы. Например, специалист в ракетных войсках.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |