Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умение принимать решения




 

Все крупные и важные шаги человека в профессиональной жизни объединяет одно – всегда есть альтернатива для оценки и принятия на этой основе решения. Именно наличие нескольких возможных путей решения приводит к тому, что человек воспринимает ситуацию как требующую принятия решения (ПР). Как отмечает Е.А. Климов, «вся ситуация выбора является сложным образованием. Ее компоненты, выступающие в качестве факторов – движущих сил профессионального самоопределения, – находятся в тесной связи и взаимовлиянии друг на друга».

Мало понять, что в данной ситуации от человека требуется самостоятельное принятие решения. Важным условием умения принимать решение является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу. Таким образом, уровень умений по ПР неразрывно связан с уровнем зрелости личности.

Кроме того, важно знать алгоритм принятия решения. Суще­ствует несколько моделей подобных алгоритмов. Дж. Крумбольтц в 1965 г. выделил шесть основных этапов.

1. Сбор возможных вариантов решения. На этом этапе задачей человека становится сбор как можно большего их числа – глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть первичному анализу.

2. Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее собранная информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы. На этапе сбора информации некоторые идеи уже отвергаются.

3. Исследование шансов успешности в каждой альтернативе. На этом этапе человек ищет ответ на вопрос: «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?».

4. Связь каждой альтернативы с целями и ценностями чело­века. Иногда наиболее успешный путь решения конкретной проблемы не соответствует общим принципам человека, его этическим нормам или жизненным целям. Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое бы учитывало все эти факторы.

5. Разработка конкретного плана действий и определение фак­торов, способствующих или препятствующих данному ва­рианту решения проблемы.

6. Формулировка плана действий для новых возможностей и
развития. Это очень важный этап принятия решения. Человек должен всегда иметь перспективные цели. Только в этом случае его развитие не остановится. Поэтому решать частные проблемы необходимо в русле
перспективного развития и их решение не должно препятствовать развитию.

Решение не должно быть «тупиковым». Как это ни парадоксаль­но, но такое решение возможно только в случае, когда:

- сохраняется неопределенным один из трех параметров целеполагания – цели, ценности и условия;

- выбор кажется необоснованным в рамках имеющихся воз­можностей;

- в основе выбора лежат противоречия;

- при решении осуществляется проигрывание нескольких жизненных ролей и сценариев.

Для того чтобы принимать эффективные решения, учитыва­ющие все важные факторы настоящей ситуации и перспективы, человек должен обладать определенными качествами, способно­стями, знаниями и навыками. Основными среди них являются:

- любознательность, любопытство – желание и умение со­бирать и накапливать информацию;

- предвидение, предусмотрительность – способность пред­восхищать проблемы и заранее готовить альтернативы;

- здравый смысл, проницательность – способность соотне­сти имеющуюся информацию с рассматриваемой пробле­мой и оценить ее;

- решительность – способность поручиться за принятое ре­шение и взять на себя ответственность за него;

- делегирование полномочий – умение эффективно разде­лить авторитет и ответственность с коллегами;

- планирование – умение разработать для коллектива ре­альный, конкретный и действенный план решения про­блемы;

- оценка риска – способность оценить потенциальный риск
принятого решения;

- ответственность за риск – способность оценить риск
и взять ответственность на себя;

- контроль – способность получить в процессе решения про­блемы именно тот результат, который планировался.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 4606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.