Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросник профессиональных выборов




Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии

Период принятия решений, как и профессиональный путь, всегда связан с эмоциями. Они проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группам (частный случай – к конкретным людям, представителям той или иной профессии) и к необходимости принятия решения о выборе профессии.

Роль эмоционального фактора в ситуации карьерного реше­ния практически не исследована, поэтому можно основываться лишь на самых общих положениях.

Эмоциональное отношение, или эмоциональная включенность, оказывает на принятие решения большое влияние. Данный фак­тор включает в себя не только отношение к различным вариан­там при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Некоторые исследования говорят о том, что негативное отношение к необходимости при­нять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс и в результате может быть принято ошибочное ре­шение. Таким образом, эмоциональный компонент профессио­нальной зрелости проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в це­лом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешен­ности и переносимости неудач.

У старшеклассников эмоциональная включенность в выбор является одним из важнейших показате­лей профессиональной зрелости.

 

 

Инструкция: В бланке опросника при ответе «Да» на вопрос ставьте «+», при ответе «Нет» ставьте «–».

Текст опросника:

1. Нравятся ли Вам любовные романы, лирика, романтика?

2. Нравится ли Вам бороться, сражаться, соревноваться?

3. Верно ли, что для Вас главное законность, порядок, справедливость?

4. Любите ли Вы находиться в центре внимания?

5. Любите ли Вы точность, аккуратность, порядок во всём?

6. Можете ли вы сочинять стихи, писать прозу?

7. Нравятся ли Вам резкие, острые запахи?

8. Любите ли Вы готовить?

9. Важны ли для вас тёплые отношения между людьми и спокойный ритм работы?

10. Любите ли Вы работу, связанную с большими физическими усилиями?

11. Любите ли вы учить, лечить, объяснять, помогать?

12. Трудно ли Вам переносить невнимание окружающих?

13. Умеете ли Вы планировать, структурировать, классифицировать?

14. Развиты ли у Вас воображение и фантазия?

15. Считаете ли Вы себя «коллекционером» по призванию?

16. Считаете ли Вы себя разговорчивым и общительным человеком?

17. Нравятся ли Вам сладости, шоколад, пирожные и т.д.?

18. Нравилась ли Вам в школе физкультура и/или уроки труда?

19. Нравится ли Вам командовать (руководить) другими людьми?

20. Обладаете ли Вы актёрским талантом?

21. Можно ли про Вас сказать, что Вы не переносите беспорядок?

22. Считаете ли Вы себя наблюдательным и осторожным человеком?

23. Любите ли Вы наводить чистоту?

24. Нравится ли Вам игра духовых инструментов?

25. Нравится ли Вам обслуживать людей?

26. Считают ли Вас жёстким и сильным человеком?

27. Хотелось бы Вам заниматься рискованными занятиями, борьбой со стихиями или экстремальными видами спорта?

28. Можете ли Вы назвать себя эмоциональным и увлекающимся?

29. Можете ли Вы назвать себя индивидуалистом?

30. Любите ли вы что-нибудь изобретать, придумывать, рационализировать?

31. Вы не боитесь «грязной работы»?

32. У Вас много друзей и приятелей?

33. Считают ли вас гуманистом, человеком любящим всех людей?

34. Любите ли Вы стрелять из различных видов оружия?

35. Любите ли Вы соревнования, споры, соперничество?

36. Считаете ли Вы себя человеком, заслуживающим особого внимания?

37. Любите ли Вы решать задачи, кроссворды?

38. Нравятся ли Вам романы с детективным или психологическим сюжетом?

39. Любите ли Вы ходить в туристические походы?

40. Считаете ли Вы себя разносторонним человеком?

 

Бланк опросника:

               
               
               
               
               
I II III IV V VI VII VIII

 

Обработка результатов:

Подсчитайте количество положительных выборов по каждому фактору. Выбор предпочитаемых профессий является значимым, если фактор набрал 4 или 5 баллов. В случае равенства баллов выбор профессии или профессиональной области определяется как интеграция свойств и качеств разных факторов.

 

Интерпретация результатов:

Выбор профессии - это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы, это длительный, часто многолетний процесс активного личностного самоопределения. Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Данная методика позволяет определить качественную и количественную направленность профессиональных выборов.

 

ПРОФЕССИИ ПЕРВОГО ФАКТОРА. К данной группе относятся профессии, основным содержанием которых является работа с мягкими, сладкими и неопасными предметами.

 

Основные и дополнительные профессии (парикмахер, воспитатель детского сада, массажист, портной, косметолог, хореограф (танцор), педиатр, учитель младших классов, кондитер, сексопатолог, дерматолог).

Психологический тип личности: готовность услужить;желание доставить удовольствие клиенту;чувствительность и сензитивность;мягкость в речи, манерах, поведении;нежность;теплота в отношениях;тактильные потребности.

В основном профессии этой группы выбирают женщины или мужчины с мягким, женственным характером, с наличием тактильных потребностей, удовлетворяемых через ощупывание, поглаживание, прикосновения и т.д.

 

ПРОФЕССИИ ВТОРОГО ФАКТОРА. К этой группе относятся профессии, требующие большой физической силы, которая направляется на преодоление сопротивления прочного материала. В связи с этим можно говорить о «железных» и «силовых» профессиях, предметом труда в которых являются железо, камень, животные, реже - люди.

Основные и дополнительные профессии (токарь, скульптор, лесоруб, фрезеровщик, мясник, слесарь, охотник, спортсмен, оперативник дорожный рабочий, хирург, охранник).

Психологический тип личности: витальность (хорошее здоровье);упорство;эмоциональная холодность;высокий болевой порог;развитая мускулатура;энергия;смелость.

Это группа маскулинных профессий, требующих от исполнителей большой физической силы и мужского характера (смелости, силы воли, упорства в достижении цели, ответственности, решительности, инициативности).

 

ПРОФЕССИИ ТРЕТЬЕГО ФАКТОРА. Довольно разноплановая группа, в которую входят, с одной стороны, «помогающие», «лечащие», «обучающие» профессии класса «Человек – человек», а с другой стороны, «спасающие» и «экстремальные» профессии, предметом труда в которых являются вода, земля, огонь, воздух.

Основные и дополнительные профессии ( врач, педагог, сварщик, военнослужащий, летчик, спасатель мчс, пожарный, моряк, судья, электрик, дефектолог, железнодорожник).

Психологический тип личности: справедливость;ответственность;чувство долга;выносливость;экономность;педантичность;аккуратность.

Профессии этой группы отличаются характерной социальной направленностью, этичностью поведения и готовностью исполнителя к самопожертвованию. Эту группу можно назвать одной из самых популярных и распространенных среди мужчин.

 

ПРОФЕССИИ ЧЕТВЁРТОГО ФАКТОРА. Это группа «артистических» профессий, где конечной целью является получение удовольствия от демонстрирования зрителям себя или продуктов своего творчества в самой разнообразной «упаковке».

Основные и дополнительные профессии (модельер, актер, художник-оформитель, продавец-демонстратор, фитодизайнер, фотограф, рекламный агент, имиджмейкер, секретарь-референт, балерина, фотомодель, фокусник).

Психологический тип личности: художественный и эстетический вкус;презентабельность;чувственно-эмоциональная выразительность;яркость;оригинальность;активность;увлеченность.

Профессии этого фактора чаще всего выбирают женщины (или мужчины с фемининными наклонностями), имеющие развитые художественные способности и чувство прекрасного. Особенностью профессий этой группы является необходимость все время находиться в центре внимания, получать высокую оценку и восхищение окружающих.

 

ПРОФЕССИИ ПЯТОГО ФАКТОРА. Эта группа связана с «точными» и «знаковыми» профессиями, требующими от исполнителя консервативности, педантизма, устойчивости в работе и способности к «отключению эмоций», т.е. «холодной головы», которая очень часто остается на плечах именно благодаря этим качествам.

Основные и дополнительные профессии (экономист, бухгалтер, аудитор, печатник, социолог, директор, программист, офис-менеджер, инженер-системотехник, служащий почты, строитель, математик).

Психологический тип личности: аккуратность;точность;педантизм;эмоциональная сухость;интровертированность;абстрактно-логическое мышление;устойчивость к монотонной работе.

Представители этой группы профессий наиболее эффективно работают индивидуально, а не в группе. В работе ценят плановость, упорядоченность, целесообразность, во всем являются сторонниками планомерного и пропорционального развития, защитниками старого, привычного.

 

ПРОФЕССИИ ШЕСТОГО ФАКТОРА. Это группа «творческих», «поисковых» и «наблюдательных» профессий, основным содержанием которых является изменение старой формы и поиск нового, т.е. «революционные» преобразования.

Основные и дополнительные профессии (журналист, переводчик, изобретатель, дизайнер, писатель, предприниматель, психолог, политик революционер, юрист, режиссер, композитор, физик).

Психологический тип личности: наблюдательность;нестандартное и творческое мышление;«свободолюбие» (предпочитают работу по контракту);развитая интуиция;склонность к расширению функции «Я»;поисковая активность;революционность.

Представители этих профессий относятся к разряду «творческой интеллигенции», не любят работать по плану, по шаблону, а также в условиях монотонии и жесткого нормирования. Отличаются высокой продуктивностью при индивидуальной работе или самостоятельных действиях.

 

ПРОФЕССИИ СЕДЬМОГО ФАКТОРА. В эту группу входят «собирательные», «накопительные», «денежные» и «грязные» профессии. К «грязным» профессиям в данном случае относятся, те, где человек занимается «наведением чистоты» и порядка. «Накопительные» и «денежные» профессии связаны с накоплением и содержанием денег и материальных ценностей.

Основные и дополнительные профессии ( аптекарь (провизор), работник прачечной, банкир, логист, мусорщик, ассенизатор, работник химчистки, антиквар, гастроэнтеролог, директор ломбарда, фермер, маляр).

Психологический тип личности: надежность;упорство;экономность;устойчивость к монотонии;рациональность;материалистичность;«накопительный» тип.

Вышеназванная группа профессий предпочитается консерваторами, традиционалистами, разного рода коллекционерами. Эти люди терпеливы, надежны и, видимо, поэтому верны своей работе.

 

ПРОФЕССИИ ВОСЬМОГО ФАКТОРА. Это группа «разговорных» и «пищевых» профессий, связанных с удовлетворением оральных потребностей, как самого индивида, так и общества.

Основные и дополнительные профессии (маркетолог, диктор, конферансье, бармен, экскурсовод (гид), музыкант (духовик), лектор, повар, певец, дегустатор, ди-джей, рекламный агент).

Психологический тип личности: общительность и контактность;разносторонность;жизнерадостность;эмпатия;организаторские способности;витальность;«оральный» тип.

Представители этих профессий обладают вербальными способностями, которые необходимы практически для всех профессий класса «Человек – человек».

 

Анкета «Ориентация»

(И.Л. Соломин)

 

Инструкция: напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься данным видом деятельности (А1) и степени вашей способности к этому виду деятельности (А2). При ответах на вопросы пользуйтесь следующей градацией ответов:

0 – вовсе нет;

1 – пожалуй так;

2 – верно;

3 – совершенно верно.

Текст анкеты:

А 1 - Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю)

  Обслуживать людей 0 1 2 3  
Заниматься лечением 0 1 2 3
Обучать, воспитывать 0 1 2 3
Защищать права и безопасность 0 1 2 3
Управлять людьми 0 1 2 3
  Управлять машинами 0 1 2 3  
Ремонтировать оборудование 0 1 2 3
Собирать и налаживать технику 0 1 2 3
Обрабатывать материалы, изготавливать вещи 0 1 2 3
Заниматься строительством 0 1 2 3
  Обрабатывать тексты и таблицы 0 1 2 3  
Производить расчеты и вычисления 0 1 2 3
Перерабатывать информацию 0 1 2 3
Работать с чертежами, картами, схемами 0 1 2 3
Принимать и передавать сигналы и сообщения 0 1 2 3
  Заниматься художественным оформлением 0 1 2 3  
Рисовать, фотографировать 0 1 2 3
Создавать произведения искусства 0 1 2 3
Выступать на сцене 0 1 2 3
Шить. вышивать, вязать 0 1 2 3
  Ухаживать за животными 0 1 2 3  
Заготавливать продукты 0 1 2 3
Работать на открытом воздухе 0 1 2 3
Выращивать овощи и фрукты 0 1 2 3
Иметь дело с природой 0 1 2 3
  А Работать руками 0 1 2 3  
Выполнять решения 0 1 2 3
Воспроизводить имеющиеся образцы 0 1 2 3
Получать конкретный практический результат 0 1 2 3
Воплощать идеи в жизнь 0 1 2 3
  Б Работать головой 0 1 2 3  
Принимать решения 0 1 2 3
Создавать новые образцы 0 1 2 3
Анализировать, изучать, исследовать 0 1 2 3
Планировать, конструировать, проектировать 0 1 2 3

А 2 - Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками)

  Знакомиться с новыми людьми 0 1 2 3  
Быть чутким и доброжелательным 0 1 2 3
Выслушивать людей 0 1 2 3
Разбираться в людях 0 1 2 3
Хорошо говорить и выступать публично 0 1 2 3
  Искать и устранять неисправности 0 1 2 3  
Использовать приборы, машины, механизмы 0 1 2 3
Разбираться в технических устройствах 0 1 2 3
Ловко обращаться с инструментами 0 1 2 3
Хорошо ориентироваться в пространстве 0 1 2 3
  Быть сосредоточенным и усидчивым 0 1 2 3  
Хорошо считать в уме 0 1 2 3
Кодировать информацию 0 1 2 3
Оперировать знаками и символами 0 1 2 3
Искать и исправлять ошибки 0 1 2 3
  Создавать красивые со вкусом сделанные вещи 0 1 2 3  
Разбираться в литературе и искусстве 0 1 2 3
Петь, играть на музыкальных инструментах 0 1 2 3
Сочинять стихи, писать рассказы 0 1 2 3
Рисовать 0 1 2 3
  Разбираться в животных или растениях 0 1 2 3  
Разводить растения или животных 0 1 2 3
Бороться с болезнями, вредителями 0 1 2 3
Ориентироваться в природных явлениях 0 1 2 3
Работать на земле 0 1 2 3
  А Быстро выполнять указания 0 1 2 3  
Точно следовать инструкциям 0 1 2 3
Работать по заданному алгоритму 0 1 2 3
Выполнять однообразную работу 0 1 2 3
Соблюдать правила и нормативы 0 1 2 3
  Б Создавать новые инструкции, давать указания 0 1 2 3  
Принимать нестандартные решения 0 1 2 3
Легко придумывать новые способы деятельности 0 1 2 3
Брать на себя ответственность 0 1 2 3
Самостоятельно организовывать свою работу 0 1 2 3

Обработка результатов:

Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмета труда»: 1 – «человек-человек»; 2 – «человек-техника»; 3 – «человек-знаковая система»; 4 – «человек-художественный образ»; 5 – «человек-природа».

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»: А - исполнительские; Б - творческие.

Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую для вас профессиональную группу.

Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.

В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).

Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.