Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие профессии, профессиональной деятельности




Цели и задачи изучения темы

Тема 1. Профессиональная деятельность как объект научного познания

Цель – познакомиться с особенностями профессиональной деятельности как объекта научного познания и рассмотреть специфику психофизиологии профессиональной деятельности.

Задачи:

1) рассмотреть понятие профессии, профессиональной деятельности;

2) проанализировать структуру профессиональной деятельности;

3) познакомиться с различными типологиями и классификациями профессий.

Профессиональная деятельность является объектом изучения многих наук: психологии, социологии, физиологии, экономики, менеджмента, эргономики и т.д.

Психофизиология профессиональной деятельности - область междисциплинарных исследований на стыке психологии, физиологии, нейрофизиологии, психологии труда, эргономики и инженерной психологии, которая занимается проблемами становления, развития субъекта трудовой деятельности, изучает психологические и физиологические закономерности, психические процессы, состояния и свойства личности в их взаимосвязи с предметами и орудиями труда, с физической и социальной средой. Основное внимание уделяется проблеме функциональных состояний в трудовой деятельности, особенностям их проявления и диагностики, влияния на производительность и качество работы, а также профилактике и коррекции неблагоприятных состояний в профессиональной деятельности.

Основные задачи, стоящие перед психофизиологией профессиональной деятельности в при­кладных исследованиях, – это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессио­нальной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудяще­гося, расцвета его способностей.

Термин «профессия» происходит из латинского и французского языков и имеет примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.

Основным условием существования живого организма в мире является его активность. Типология активности по В.Н. Дружинину представлена на Рис.1.иРиРРРРРHР

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

В процессе развития человек включается в различные виды деятельностей, на каждом возрастном этапе существует ведущая деятельность (предметно-манипулятивная, игровая, трудовая и т.д.), в которой развиваются новообразования данного возрастного периода.

 

Рис.1. Типология активности.

 

Основные значения понятия «профессия»:

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих одинаковый образ жизни.

2. Профессия как общность приложения сил. (В каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал).

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. (Профессия позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала).

4. Профессия как исторически развивающаяся система.

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда.

Основные характеристики профессии:

а) это ограниченный вид трудовой деятельности;

б) это общественно полезная деятельность;

в) это деятельность, предполагающая специальную подготовку;

г) это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение;

д) это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус;

е) отношение к работе как к профессии.

У американцев различаются понятия:

- «труд», «трудовые занятия» (occupation) – связано с различным уровнем выполнения работы;

- «профессия» (profession) – связано с относительно высокими уровнями выполнения данной работы.

Специальность – конкретное выражение профессии. Профессия – это группа родственных специальностей.

Квалификация – уровень профессионального мастерства. Выделяются:

1) формальная квалификация – выражается в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях;

2) реальная квалификация – уровень мастерства, который данный человек может проявить.

«Профессиональная компетентность» - «индивидуальная готовность человека выполнять данную работу на высоком уровне».

Должность – более размытое и путаное понятие:

· должность как разновидность руководящей работы;

· должность как квалификация (старший сотрудник, младший сотрудник);

· любая фиксированная работа и профессия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.