КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребительной стоимости при наличии общественно-нормальных 1 страница
Тесты
1. Определите предметы труда: а) инструменты, механизмы, машины, автоматы б) рыба, нефть, газ в) трубы, сосуды, бочки, цистерны г) здания, дороги, каналы д) земля
2. Определите средства труда: а) рыба б) нефть в) газ г) сырьё д) инструменты, механизмы, машины, автоматы
3. Современные экономисты к факторам производства относят: а) время б) менеджмент в) экологию г) информацию д) все вышеперечисленные факторы 4. К условиям возникновения товарного производства не относится: а) общественное разделение труда б) отделение скотоводства от земледелия в) обособления производителей друг от друга г) война за разделение территорий д) возникновение частной собственности
5. Определите материальную потребность: а) участие в городском субботнике б) консультация юриста в) жилье г) благотворительность д) посещение филармонических концертов
6. Три основных фактора производства – это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие: а) воздух, ученые, автомобили б) предпринимательская способность, деньги, рента в) рабочие, станки, здания г) нефть, газопровод, ювелирные изделия д) автомобили, нефть, станки
7. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?
8. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?
9. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?
10. Как Вы считаете, является ли производительной деятельностью поиск покупателями дефицитных продуктов (да, нет)?
11. Верны ли следующие утверждения: а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет) б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет) в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет) г) продукты питания являются ресурсами (да, нет)?
12. Ограниченность ресурсов означает, что: а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления г) отношения между рабочими в процессе производства определенного товара д) отношения между людьми в процессе производства, распределения и потребления материальных благ
13. Определите базис: а) экономическая политика государства б) юридические законы в) идеология государства г) производственные отношения д) семейные и национальные отношения.
Тема 3. Основные типы и модели экономических систем
3.1 Вопросы по теме
1. Классификация типов экономических систем. 2. Чистый капитализм. 3. Административно-командная система. 4. Рыночная экономика. 5. Традиционная экономика. 6. Модели экономических систем. Казахстанская модель экономики.
3.2 Методические советы
В экономической литературе встречаются различные классификации экономических систем. В предыдущей теме мы ознакомились с политэкономическим подходом изучения производственных отношений, а в данной теме рассматривается современный подход к экономической системе. При изучении первого вопроса темы, прежде всего, обратите внимание на основные критерии классификации экономических систем. Выяснив, что различные страны мира в основном различаются по двум признакам: по форме собственности на средства производства и по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность, рассмотрите типы экономических систем. Обратите внимание на то, что любая система базируется на двух фундаментальных экономических аксиомах: неограниченных потребностях и ограниченных ресурсах. При этом важно понять, что конечной целью производства является потребление, которое, в свою очередь, является стимулом развития производства. Далее следует уяснить суть основных вопросов экономики. В любой системе в условиях ограниченности ресурсов возникает система выбора. Необходимо найти наиболее эффективный способ их использования, для чего требуется ответить на главные вопросы экономики: Что следует производить? Как эту продукцию следует производить? Сколько следует производить? Кто должен получить эту продукцию? Способна ли система адаптироваться к изменениям? При этом важно понять, что в различных странах по-разному отвечают на главные вопросы экономики. Определяя эти отличия, используйте фактические данные разных стран, а также материалы по Республике Казахстан. Второй вопрос посвящён анализу капиталистического способа производства, который рассматривается в работах представителей классической политической экономики Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса и др. Используя работы классиков политической экономики, продумайте, как в результате роста производительных сил и углубления общественного разделения труда развивалось товарное производство и товарное обращение, расширялась внешняя торговля. Здесь важно понять, что развитие товарного производства ведёт к разложению цехового строя в городе и дифференциации крестьян в деревне. Определите роль торгового и ростовщического капитала, который способствовал подрыву натурального хозяйства и усилению влияния рынка, что в дальнейшем привело к возникновению и развитию капиталистического производства. Выявив основные свойства чистого капитализма, обратите внимание на такие характерные его черты, как частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, свободная конкуренция, а также на то, что частный интерес является главным мотивом поведения людей. В заключение по данному вопросу определите положительные и отрицательные последствия свойств чистого капитализма. При изучении третьего вопроса, прежде всего, необходимо рассмотреть суть административно-командной системы, вскрыть отличия этой системы от научного подхода к социализму, понять исторические условия и этапы становления административно-командной системы. Далее рассмотрите характерные черты административно-командной системы, выявите общие закономерности и общие черты экономических законов «социализма» в бывших социалистических странах. Важно уяснить отрицательные влияния государственной формы собственности на использование и достижения современной научно-технической революции, на способ соединения в процессе производства работников со средствами производства, на изменение социально-экономического содержания совокупного продукта общества и характер его распределения, обмена и потребления. При изучении этих вопросов используйте статистические данные по экономике бывших социалистических стран. Необходимо отметить, что государственная форма собственности на основные средства производства не изменила характер труда и не придала, как утверждала политическая экономия марксизма-ленинизма, ему такие черты, как свободный труд на себя и общественный, добровольный характер объединения для производства материальных благ и общность экономических интересов. Всё это позволит понять характер хозяйственного механизма административно-командной системы. Подготовку четвертого вопроса следует начать с изучения положительных сторон чистого капитализма и административно-командной системы. Важно понять, что рыночная экономика находится как бы между чистым капитализмом и социализмом. Но смешанная экономика отличается как от чистого капитализма, так и от административно-командной системы. Определив, какое важное значение в рыночной экономике имеет развитие производства, выясните, какие существуют социально-экономические отличия рыночной экономики от чистого капитализма. Обратите внимание на то, что особенностями рыночной экономики являются масштабы обособления, преобладающая форма собственности, методы регулирования экономики. Используя статистические материалы, обоснуйте преимущества рыночной экономики. Пятый вопрос темы посвящён традиционной экономике. Здесь, прежде всего, обратите внимание на особенности экономики слаборазвитых стран, где господствуют традиции и обычаи. Следует раскрыть характерные черты традиционной экономики. Продумайте, почему в традиционной экономике религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономической деятельностью, технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены, огромную роль играет иностранный капитал, характерна многоукладность экономики, государство активно регулирует социально-экономическую жизнь общества. О социально-экономическом положении слаборазвитых стран можно подготовить специальное сообщение для СРСП, используя статистические материалы. При подготовке шестого вопроса темы выясните сущность и особенности экономических моделей. В связи с этим, важно понять характерные черты моделей ведущих стран мира. Изучение вопроса заканчивается подготовкой сообщения для СРСП. Приступая к изучению казахстанской модели экономики, определите, к какому типу экономических систем относится экономика Казахстана. В связи с этим надо понять, что Казахстан имеет свою собственную историю и своё собственное будущее, поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Выясните десять основных принципов третьего приоритета РК. Обратите внимание на его формулировку: «Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений». Используя фактические материалы по Республике Казахстан, покажите внутренние и внешние возможности Казахстана в решении социально-экономических задач.
3.3 Термины и понятия, которые необходимо усвоить
Типы экономических систем. Чистый капитализм. Административно-командная система. Рыночная экономика. Традиционная экономика. Модели экономических систем. Приоритетные цели Казахстана. Экономические принципы экономического роста. Внутренние и внешние возможности Казахстана.
3.4 Структурно-логические схемы и графики
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 4566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |