![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные методы1.1. Сравнительный метод (или метод поперечных срезов) – представляет собой сопоставление различных групп (например, экспериментальный и контрольный классы). Этот метод определяет состояние групп на момент исследования. Данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. Достоинства метода: - возможность получить быстро статистически достоверные данные Недостатки метода: - не прослеживаются природа, движущие силы, механизмы развития; - полученные данные усредняются, - не полностью учитываются индивидуальные различия, - процесс развития (динамика) отсутствует. 1.2. Лонгитюдный метод – длительный, предполагает несколько методик (продольные срезы). Прослеживается развитие каждого ребенка в течение длительного времени. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании. Выборочное исследование: изучается динамика развития отдельного психического процесса одной и той же методикой через промежуток во времени. Комплексное исследование: изучается динамика комплекса интересующих параметров. Достоинства метода: - возможность изучения качественных особенностей развития; - возможность выявления механизмов формирования психики и личности в целом; - позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами. Недостатки метода: - опасность перенесения индивидуального случая на выборку в целом (данные одного ребенка на всех детей группы). 1.3. Комплексный метод – предполагает сочетание сравнительного и лонгитюдного методов (поперечных и продольных срезов). 2. Эмпирические методы (опытные): 2.1. Метод наблюдения – целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. 2.2. Экспериментальный метод – преднамеренное создание определенных условий с целью изучения процесса развития и активного влияния на него. Виды эксперимента в возрастной психологии: - Констатирующий эксперимент – определяется уровень и особенности развития (личностного и интеллектуального) исследуемых. - Естественный эксперимент – проводится в условиях естественной жизни, исследователь сам активно вызывает процесс необходимый для исследования. - Формирующий эксперимент - представляет собой следующую схему организации научного исследования: - констатирующий эксперимент – получение системы фактов; - формирующий эксперимент – организованное контролируемое воздействие на систему фактов (обучение); - контрольный эксперимент – фиксация изменений в системе изучаемых фактов. 2.3. Психодиагностические методы: 2.3.1. Беседа – способствует установлению доверительных отношений, настраивает на сотрудничество и откровенность. Беседа используется для сбора биографических данных, с целью выяснения особенностей поведения испытуемых, способов реагирования в различных ситуациях, и др. 2.3.2. Тест – стандартизированная измерительная методика, которая используется для определения уровня развития психических процессов, личностных образований, выявления эмоционального состояния и пр. 2.3.3. Социометрия (измерение коллектива) - выявление межличностных отношений в группе и динамику развития, позволяет измерить коэффициент сплоченности, социальный статус каждого члена группы. 2.3.4. Анкета – наиболее распространенный метод сбора первичной информации с помощью списка вопросов, логически связанных с задачей исследования. 2.3.5. Опрос - проводится в устной или письменной форме, форме стандартизированной беседы (список вопросов заранее составлен). 2.4. Анализ процессов и продуктов деятельности – хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ, в том числе дневниковых записей, ученических работ, произведений и пр. 2.4.1. Традиционные методы анализа продуктов деятельности (документов) – подразделяются на общие (понимание, интуиция, осмысление) и специальные (источниковедение, психологические, юридические методы). 2.4.2. Формализованные методы анализа продуктов деятельности – контент-анализ, который заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношение различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации. 2.5. Биографический метод – анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д. 2.6. Обсервационные методы – наблюдение и самонаблюдение. 3. Методы обработки данных: 3.1. Количественный (статистический) анализ - дисперсионный, корреляционный, факторный, дискриминантный анализ; 3.2. Качественный анализ – дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями. 4. Интерпретационные методы: 4.1. Генетический метод – интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности; 4.2. Структурный метод – интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д. Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования. Методология исследования – система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Метод исследования – путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления. Методика – это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Рис.1. – Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования
1.2 Становление возрастной психологии как науки: исторический очерк
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |