Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциальная психотерапия




 

Экзистенциализм - одно из интереснейших и глубоких направ­лений западной философии. Впервые термин "экзистенция" (существо­вание, сущность) был употреблен Кьеркегором, труды которого легли в основу этой философии. Другим источником экзистенциализма считается феноменология Гуссерля. Крупнейшими философами-экзистенциалистами являются Сартр, Камю, Ясперс, Хайдеггер и другие. Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание собственного существования, Естественно, что психология и психотерапия XX века не могли не подвергнуться воздействию этого учения.

Представителями экзистенциальной психологии можно считать В. Дильтея, Э. Фромма, В. Франкла, Р. Мэя, И. Ялома и других. Ф. Перлз называл гештальттерапию ветвью экзистенциальной психотерапии. В данной главе экзистенциальная терапия будет представлена на примере логотерапии В.Франкла, одного из авторитетнейших терапевтов Европы.

 

Основные идеи

Основным сугубо человеческим стремлением, отличающим его от других живых существ, по В. Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни - сама жизнь ставит этот вопрос перед ним и человеку приходится отвечать на него не словами, а действиями. Но этот смысл в принципе доступен любому человеку независимо от пола, интеллекта, характера, среды или религиозных убеждений. Этот смысл всегда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать. Он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Создание смысла жизни и следование ему можно назвать самотрансценденцией человека, то есть расширением себя за пределы своего локального существования. В поисках смысла человека направляет его совесть, совесть -это орган смысла.

Невозможно найти смысл в самом себе, он всегда находится за пределами самого человека. Поэтому самореализация является только следствием служения смыслу, и чем более человек отдает себя этому служению, тем более он становится самим собой.

Человек свободен найти и реализовать смысл своей жизни всегда, смысл жизни может быть найден при любых обстоятельствах. Именно в тяжелейших обстоятельствах люди нуждаются в том, чтобы понимать, ради чего стоило бы жить. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. Франкл, сам прошедший Освенцим и Дахау, утверждает, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели бы реализовать.

Таким образом, В. Франкл понимает смысл жизни вполне конкретно, он считает, что человек может найти его в двух вещах: либо в деле, которому искренне готов служить, либо в любимом человеке, ради которого ему хотелось бы жить, -во всех случаях речь идет об самоотдаче. Но также смысл можно найти и в страданиях, смертельно больные люди могут видеть смысл в жизни до последнего момента, если принимают брошенный им судьбой вызов и страдают мужественно.

Отсутствие смысла жизни, так сказать, экзистенциальный вакуум ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей. В. Франкл пишет о том, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов страдают ощущением утраты смысла жизни, Также он считает, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциальный вакуум.

Напротив того, чувство счастья, по Франклу, представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели, следование смыслу жизни. Когда же у человека отсутствует смысл жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его «в обход», например, с помощью химических препаратов (алкоголь, наркотики), стремления к сексуальным и другим наслаждениям. Однако, чем более человек стремится к наслаждению и счастью, тем более оно от него ускользает (поскольку он концентрируется на себе, а не на следовании смыслу) и требует все более искусственной и изощренной стимуляции, все больших доз, которые помогают человеку забыть, что его жизнь пуста.

Таким образом, обращение на себя, свои удовольствия, то есть рефлексия, имеющая целью личное счастье, ведет к потере этого счастья. Отсюда проистекает метод дерефлексии как способ достижения позитивных изменений путем отвлечения внимания от себя и переноса его на дело или других людей.

Однако, поскольку смысл жизни всегда уникален, всегда соответствует данной личности, его нельзя дать человеку извне, хотя именно так происходит в странах тоталитаризма, когда всем людям навязывается общий смысл (один на всех). В этом случае смысл жизни данной уникальной личности утрачивается вовсе (человек превращается в винтик системы).

В странах же капитализма большинство находит свой смысл по принципу конформизма (например, подражая успешным другим). Этот путь также не позволяет отыскать свой собственный уникальный смысл, придающий значение именно твоей жизни.

 

Терапия

Основной задачей логотерапии (так В. Франкл назвал созданное им направление психотерапии) является помощь клиенту в воссоздании утерянного смысла жизни, преодолении экзистенциального вакуума.

 

Пример.

В концлагере В. Франкл помогал отчаявшимся людям обрести смысл жизни в этих совершенно невыносимых условиях. Один из таких людей благодаря работе с Франклом вновь обрел смысл жизни, связанный со своей научной работой, которую только он мог завершить, другой - нашел смысл жизни в том, чтобы вновь встретиться с любимой дочерью, с которой их раз­лучила война.

 

Логотерапия включает в себя обучение клиентов взятию на себя ответственности, а также работу по разблокированию стремления клиентов к смыслу. Для этого проводится работа по углублению экзистенциального сознания, клиентам оказывается помощь в выслушивании ими голоса своего сознания в процессе поиска смысла.

Консультант ставит перед клиентом вопросы о смысле жизни и помогает ему искать ответы, он ведет с клиентом сократический диалог для приведения последнего к пониманию осмысленности своей жизни.

 

Пример (цит. по [2]).

Одну из клиенток Франкла мучило ощущение мимолетности жизни. Франкл попросил женщину назвать человека, которого она уважает и чьи достоинства она высоко ценит, и она вспомнила семейного доктора. Затем с помощью ряда вопросов Франкл подвел клиентку к признанию того, что, хотя доктор умер и некоторые неблагодарные пациенты, возможно не помнят, чем они ему обязаны, жизнь этого доктора не потеряла смысл.

 

Также применяется метод логодрамы (проживание в воображении различных ситуаций, выявляющих отношение клиента к смыслу жизни). В некоторых случаях консультант предлагает клиенту свое видение смысла его жизни, а также анализ сновидений.

 

Пример (из книги Р. Нельсона-Джоунса «Теория и практика консультирования» [2]).

Женщине приснилось, что вместе с грязным бельем она взяла в прачечную грязного кота. Когда она пришла забирать белье, то нашла кота мертвым. У этой женщины возникли следующие свободные ассоциации: «кот» был символом «ребенка», а «грязным бельем» была «грязь» сплетен, окружавшая личную жизнь дочери и ее любовный роман, к которому мать относилась очень критически. Франкл увидел в этом сновидении предупреждение матери, призыв к женщине перестать мучить дочь, ведь иначе она может ее потерять.

 

Охарактеризуем еще два оригинальных метода логотерапии: технику парадоксальной интенции и технику дерефлексии.

Франкл следующим образом описывает механизмы возникновения фобий (навязчивых страхов) и невроза навязчивых состояний.

 

 

Рис.6 а Рис. 6 б

В первом случае (см. рис.6а) некоторый симптом (например, боль в сердце или головокружение), испытываемый в некоторой ситуации, вызывает у клиента страх, что этот симптом может усилиться или повториться. Этот страх действительно приводит к тому, что симптом усиливается или повторяется, что приводит к усилению страха, снова к усилению симптома и т.д. Со временем это круговое взаимоусиление симптома и страха начинает происходить очень быстро, так что клиент уже не замечает самого процесса, но испытывает страх в исходной ситуации (например, в лифте), поэтому он начинает ее избегать. Сфера ситуаций, только похожих на первичную, может также начать вызывать страх и клиент может, например, начать бояться уже всех закрытых транспортных средств или всех закрытых помещений.

В случае же возникновения навязчивых состояний (навязчивые мысли или действия) клиент испытывает их гнет и пытается их подавить, оттолкнуть от себя. Это противодействие, однако, лишь усиливает первоначальное давление (рис. 6б). Понятно, что чем больше человек старается не думать о чем-либо, тем больше эти мысли «лезут в голову». В отличие от фобий здесь наблюдается не бегство от состояния, но борьба с ним.

Применяемая в этих случаях, техника парадоксальной интенции состоит в том, чтобы клиент захотел осуществления того, (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается. Тем самым прекращается избегание симптома или борьба с ним и симптом достаточно быстро исчезает.

 

Примеры (из книги В.Франкла «Человек в поисках смысла» [3])

Одна женщина страдала от постоянных ночных кошмаров: ей каждый раз снилось, что ее преследуют и в конце концов закалывают ножом.

В этом месте она кричала и просыпалась, равно как и ее муж. Врач посоветовал ей приложить все усилия, чтобы досмотреть этот ужасный сон до конца, пока убийство не закончится. И что же произош­ло? Кошмары больше не повторялись, но сон ее мужа не восстановился. Хотя пациентка уже больше не кричала во время сна, однако вместо этого она теперь так громко смеялась, что ее муж по-прежнему не мог спать спокойно,

В другом случае женщина боялась задохнуться в закрытом помеще­нии. Она страдала этим недугом более 15 лет. По методу Франкла ей било предписано отыскивать ситуации, вызывающие ее фобию, и желать того, чего она всегда так боялась, а именно задохнуться. Она должна была говорить себе: "На этом месте я и задохнусь, чтоб мне лопнуть!", Через два дня она уже была в состоянии без каких-либо затруднений прийти в ресторан, проехать в лифте и даже в автобусе.

(Из собственного опыта). Однажды я предложил девушке, которая боялась ездить в трамвае через мост (ей все время казалось, что трамвай может упасть вместе с ней в реку), во время поездки все время говорить себе: «Ну классно, сейчас я точно чебурахнусь с трамваем в реку, вот брызги то пойдут!» На следующий день она проехала по мосту совершенно спокойно, до этого она все время вцеплялась в подлокотники кресла во время поездки, вся сжималась и ладони ее становились мокрыми от страха.

Также из собственного опыта могу сказать, что очень многим людям, страдающим бессонницей помогает следующий совет (если они ему следуют): «Старайтесь не спать. Лежите и думайте, что вы не хотите и не будете спать, будете всю ночь о чем-то думать.» В этом случае сон наступает очень быстро.

 

Второй специфический метод логотерапии - метод дерефлексии состоит в том, чтобы перенести внимание с себя или желаемого для себя результата на другого человека или дело.

Пример. (там же)

Женщине, озабоченной своей фригидностью, было сказано, что лечение будет проводиться через 2 месяца, пока же не следует думать о своей проблеме, а во время интимных отношений больше уделять внимания партнеру. Случилось то, что пациентка пришла не через 2 месяца, а через 2 дня - полностью исцеленная. Таким образом, простое переключение внимания с себя на партнера, т.е. дерефлексия, ведет к здоровью и счастью.

 

Нечто похожее может происходить с актерами и ораторами. Когда они озабочены тем впечатлением, какое производят на публику, рефлекти­руют во время выступления, они выступают очень слабо и полностью теряют внимание публики, а порой и нить выступления. Простое перек­лючение внимания с себя на публику, на то, чтобы донести до зри­тельного зала смысл выступления, на самоотдачу, делают выступление ярким, живым, сильным и привлекающим внимание публики.

По сути дела метод создания смысла жизни (см. выше) также является методом дерефлексии, поскольку человек переносит внимание с себя на смысл своей жизни, который всегда воспринимается как нечто более важное, чем одна только своя жизнь, но является не презрением к этой жизни, но трансцендированием (расширением в бесконечность и приданием высшей значимости) этой же самой жизни.

В настоящее время распространена религиозная логотерапия и такие терапевты стремятся перевести религиозное бессознательное в сознательное. Франкл полагал, что многие люди скрывают и подавляют свою подлинную религиозность, поскольку подлинной религиозности свойственна интимность.

 

Вопросы для контроля.

1. Что такое экзистенциальный вакуум по В. Франклу?

2. Что лежит в основе человеческого счастья?

3. Охарактеризуйте технику парадоксальной интенции.

4. Охарактеризуйте технику дерефлексии?

5. Связь понятий смысл, совесть и ответственность?

 

Литература по данной теме:

1. Кемпински А. Экзистенциальная психотерапия. - М., С.-Пб., 1998.

2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - С.-Пб., 2000.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

4. Франкл В. Психотерапия на практике. - С.-Пб., 1999.

5. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. - С.-Пб., 2000.

6. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. - Минск, 1998.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.