Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоционально-образная терапия




Образы служат языком бессознательного, как говорил еще К.Юнг, и это очень понятно, ведь образы возникли много раньше, чем слова. К.Юнг первый применил метод активного воображения, заложив основы данного направления терапии. Во всех направлениях психотерапии огромное внимание всегда уделялось образам, продуцируемым пациентом. Но из всех направлений можно выделить те, которые сосредоточили основную работу не на толковании образов, но на их трансформации в ходе специальных процедур, что позволяет непосредственно влиять на подсознание индивида. Сюда относятся метод кататимно-имагинативной терапии Х.Лейнера (символдрама), а также ряд сходных методов:, метод эмоционально-образной терапии Н.Линде [9,10], холодинамика Вернона Вульфа [12], метод Саймонтонов[13], метод развития образной сферы человека А.Гостева [2 ] и другие методики.

 

Кататимно-имагинативная терапия Х.Лейнера.

Название метода происходит от греческих слов «ката» - «соответствующий», «зависящий» и «тимос» - одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность»). На русский язык название метода можно перевести как «эмоционально-обусловленное переживание образов»[3]. Также этот метод известен под названием сивмолдрамы, и может быть назван психоанализом в образах. Может более удачным с точки зрения русского языка было бы название «эмоционально-образная терапия».

 

Основные идеи.

Теоретической основой кататимно-имагинативной психотерапии был и остается психоанализ как в классической, так и в его современной форме. Одновременно этот метод имеет много общего и теорией архетипов К.Юнга и его методом активного воображения. В основе его лежит подтверждаемое практикой допущение, что трансформация образов фантазий в позитивную форму, приводит к аналогичному изменению бессознательных комплексов, выраженных в этих образах. Однако, это не может быть произвольной трансформацией по заданному шаблону, клиент должен менять образы самостоятельно (терапевт лишь направляет его) и на основе большой душевной работы, только тогда произойдет реальное изменение в его внутреннем мире.

Терапия.

Клиент лежит на терапевтической кушетке или сидит в удобном кресле, терапевт применяет сначала ту или иную технику для его расслабления. После достижения им состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную терапевтом тему. Причем, клиент рассказывает терапевту о спонтанно представляемых им образах и возникающих при этом переживаниях, а терапевт как бы мягко сопровождает его в этом путешествии и направляет, если это необходимо, его воображение в нужную для достижения терапевтического эффекта сторону. По сути дела он в нужные моменты времени делает замечания типа «да», «угу», «вот как!» и т.п., повторяет те или иные описания пациента, задает вопросы на уточнение: «Дерево большое?» и т.д.

Длительность сеанса в среднем составляет 20 минут, но не больше 35-40 минут. Весь курс терапии состоит из 8-15 сеансов, в сложных случаях до 30-50 сеансов.

Кататимно-имагинативная терапия имеет три ступени (основную, среднюю и высшую), которые различаются прежде всего используемыми темами (мотивами), но и некоторыми особенностями терапевтических техник.

Стандартные мотивы основной ступени:

1. мотив луга, который можно использовать как начало сновидения наяву;

2. мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по течению до его истока, либо вниз по течению до устья;

3. мотив горы, которую сначала наблюдают издалека, а потом на нее надо подняться, чтобы увидеть с ее вершины панораму внизу;

4. мотив дома, который осматривается;

5. мотив опушки леса, где находясь на лугу, надо заглянуть в темноту леса, чтобы посмотреть, какая символическая фигура выйдет из леса.

Стандартные мотивы средней ступени: представление значимого лица, исследование установки по отношению к сексуальности (для женщин - поездка на повозке или машине, для мужчины - куст роз на краю луга), исследование установки по отношению к агрессии (представляется дикая кошка - лев или тигр), определение идеала Я (выбрать себе имя того же пола, потом представить себе этого человека.

Стандартные мотивы высшей ступени: пещера, вулкан и фолиант.

В конкретной работе с пациентом можно использовать образы различных ступеней, но начинается терапия с мотивов основного уровня. Кроме перечисленных мотивов могут использоваться и многие другие: встреча с семьей животных (с целью получить представление о проблемах в семье ребенка), получение во владение надела земли, дерево, три дерева, цветок, лодка и т.д. Может также представляться какая-нибудь значимая ситуация из реальной жизни, сцена из сновидения, представление значимого предмета, например, любимой игрушки.

Для пациентов с психосоматическими проблемами эффективным может быть просмотр органов тела изнутри (пациент представляет себя маленьким человечком, путешествующим по телу).

Каждая из тем соответствует определенной психологической проблематике. Например, мотив ручья символизирует оральные проблемы и отношения с матерью, а также выражает процесс текущего психического развития. То как клиент воображает себе ручей может иметь диагностическое значение, признаками нарушений, указывающими на существование внутреннего конфликта может быть то, что вода кажется ему грязной или ледяной, так что ее нельзя пить или опустить в нее ноги, если исток ручья еле сочится из песка и т.д. В ходе нескольких сеансов образ ручья может спонтанно меняться в более позитивную форму, что сопровождается исчезновением той или иной симптоматики.

 

Пример (из книги Я.Л.Обухова «Символдрама» - М.,1997, стр.42).

9-летняя девочка уже больше года страдала рецидивирующей крапивницей. С ней было проведено несколько сеансов символдрамы с представлением сцен купания, и была обсуждена выявленная тем самым конфликтная проблематика. После нескольких коротких рецидивов кожное заболевание исчезло полностью, и в течение 3 лет последующего наблюдения не было выявлено ни одного проявления крапивницы.

 

Весьма важным представляется также мотив подъема в гору. Гора может выражать проблемы конкурентных отношений с родителями, высота горы характеризует уровень притязаний и самооценки клиента. У невротических пациентов с заниженным уровнем притязаний и самооценки гора может оказаться всего лишь холмом или даже кучей песка, при завышенном уровне - очень большой, высокой, покрытой снегом и ледниками. Важен и путь до вершины и панорама, открывающаяся с нее и многое другое, опытный терапевт умеет «читать», возникающие у клиента образы.

 

Пример (там же, стр.37, сокращено - Н.Л.).

18-летний подросток страдал заиканием, особенно в присутствии отца или учителя, что по мнению Х.Лейнера, лечившего его, свидетельствовало о не преодоленной авторитарной проблематике. Представляя в ходе терапии гору, подросток смог подняться на нее, сделав определенное усилие, но с вершины горы он увидел еще более высокую и массивную гору, на вершине которой стояла массивная обзорная башня. Х.Лейнер сделал вывод, что покоренная гора соответствовала собственному уровню притязаний подростка. Это усиливало сравнение с огромной горой напротив, намного превышающей гору подростка. Эта гора с мощной башней на вершине представляла типичный фрейдистский символ мужского начала, символ отцовско-авторитарного мира.

Х.Лейнер предположил, что если удастся побудить пациента подняться и на отцовскую гору с ее башней (как выражение идентификации с отцом, которая до сих пор оставалась нарушенной), то должно произойти изменение в его отношении к отцовскому авторитету.

Прохождение через долину и подъем на большую гору и подъем на башню удались, хотя и не без трудностей. В последний момент «разразилась» такая гроза, что без подбадриваний терапевта, он не смог бы подняться на башню. Пациент очень гордился своим достижением, а терапевт в свою очередь его положительно комментировал, но не давал никаких интерпретаций.

Когда спустя три дня пациент опять пришел на прием, он сообщил, что у него больше не осталось никаких следов заикания, он мог чисто говорить как в присутствии отца, так и учителя и отстаивать свое мнение в споре с ними.

 

Каждая тема, предлагаемая клиенту для направленного воображения может быть подробно охарактеризована с точки зрения тех глубинных проблем, которые могут с ее помощью быть выявлены и решены, но мы не можем изложить здесь все эти данные.

Эмоционально-образная терапия Н.Линде [9,10]. Это сравнительно новое направление, от кататимно-имагинативной терапии оно отличается рядом признаков. Во-первых исходные темы не задаются терапевтом, а образы создаются клиентом, исходя из проблемного эмоционального состояния. Общая формула этой терапии может быть выражена так: чувство-образ-трансформация-чувство. Во-вторых, терапевт совместно с клиентом анализируют проблему клиента, используя, например, прием диалога с образом, в результате чего выясняется суть внутреннего конфликта. В-третьих, терапевт предлагает клиенту те или иные методики мысленного воздействия на образ, которые могут с его точки зрения привести к решению проблемы или продвинуться в сторону решения. Задача всех предпринимаемых действий состоит в том, чтобы трансформировать исходное негативное состояние в позитивное или нейтральное, поскольку исходное теоретическое положение состоит в том, что любая проблема изначально фиксируется некоторой «застрявшей» эмоцией. Если эта эмоция найдена и устранена, то когнитивная и поведенческая сторона решения проблемы находятся почти автоматически, в противном же случае «доводы разума» практически не действуют.

В некоторых случаях при выборе способа воздействия на соответствующий образ терапевт доверяет интуиции клиента (или своей), но в большинстве случаев действия должны соответствовать структуре проблемы и преследовать конкретные цели. Главное: не рекомендуется предпринимать насильственные и чисто механические (без понимания) действия. Например, часто сталкиваешься с непроизвольным желанием клиента выкинуть, зарыть, сжечь и т.д. негативный образ. Однако, практика показывает, что это лишь подавление или вытеснение с помощью образов исходной проблемы, что не приводит к ее решению. Более того, то что представляется негативным в итоге оказывается искаженной частью личности клиента, которая содержит в себе важнейшие ресурсы. Поэтому опытный терапевт «читает» образы и понимает какая психологическая реальность за ними скрыта, работа происходит с этой реальностью, но через образы, наивно думать, что простое механическое изменение образов приведет к результату.

Понимание проблемы клиента требует знания различных психотерапевтических теорий: психоанализа, индивидуальной психологии А.Адлера, гештальттерапии, транзактного анализа Э.Берна и т.д.

Весь терапевтический процесс по этой схеме может быть представлен как последовательность из десяти шагов:

1. Клиническая беседа. Результатом данной клинической беседы должно быть ясное выделение некоторого значимого симптома: чувства или состояния. Это чувство должно быть актуализировано (в той или иной степени) здесь и теперь.

2. Прояснение симптома. На этом этапе симптом должен быть ясно очерчен и найдены его психосоматические проявления. То есть, если чувство недостаточно ясно осознается индивидом, то терапевт старается его усилить, проявить здесь и теперь, выяснить его оттенки. Во-вторых, необходимо установить каким образом это чувство или состояние выражено телесно. В-третьих, следует установить связь между некоторой конкретной ситуацией и возникновением симптома.

3. Создание образа. Теперь субъекту предлагается представить данное чувство (симптом) в форме некоторого образа, находящегося перед ним на стуле или просто в пространстве.

Как правило используется зрительный образ, но можно подключать и слуховой и кинестетический каналы.

4. Исследование образа. Образ изучается с точки зрения его чувственных характеристик (размер, форма, цвет и т.д.), с точки зрения функций (что он делает для субъекта), и с точки зрения отношения (как субъект относится к образу и какое отношение к себе он ощущает от образа).

5. Проверка на фиксацию. Под фиксацией мы подразумеваем наличие эмоционально-энергетической связи между образом и состоянием субъекта. Если такая связь действительно существует, то какие-либо намеренные изменения образа должны привести к изменениям состояния субъекта, например, увеличение размера образа может привести к усилению негативного состояния и наоборот.

6. Трансформация. Здесь может быть применена одна из десяти базовых стратегий трансформации образа, наиболее часто применимые - мысленное действие с образом, передача чувства и взаимодействие с парным образом. К этому моменту у должна сложиться достаточно ясная гипотеза о механизмах возникновения психологической проблемы у индивида и вы должны предлагать ему те или иные методы трансформации на основе этого понимания. Однако, можно довериться и интуиции вашего клиента или провести предварительные пробы с разными методами.

7. Интегрирование образа с личностью. Если достигнуто желаемое состояние субъекта, то необходимо, чтобы последний принял полученный позитивный образ в тело или иным способом интегрировался с ним, как с частью своей личности, или установил с ним другого рода позитивные отношения.

8. Ситуационная проверка. Если субъект представит себе ту ситуацию, которая обычно вызывала данное негативное состояние и при этом состояние не возникнет снова, то это может служить критерием успешности трансформации.

9. Экологическая проверка. Следует выяснить не возникло ли у субъекта побочных нежелательных симптомов. Если нет - можно закрепить результат.

10. Закрепление. Субъекту предлагается поставить внутренний якорь, то есть мысленно договориться с достигнутым состоянием, чтобы оно сохранилось на необходимый срок.

Основные приемы трансформации образа:

1. Созерцание. Состоит в сосредоточении внимания на том или ином отрицательном качестве образа (зрительном, слуховом или кинестетическом), что приводит к бессознательной психологической коррекции.

2. Мысленное действие. Включает любые мысленные действия с образом (исключая подавляющие и вытесняющие), которые адекватно разрешают проблему индивида.

3. Диалог. Разговор с образом (и от его имени), как будто он имеет возможность отвечать на вопросы, с целью выяснить психологическое содержание, им выражаемое.

4. Взаимодействие противоположностей. Взаимодействие образов, выражающих противоборствующие или взаимно определяющие существование друг друга чувства.

5. Замена. Мысленная замена негативного образа на позитивный, который «должен» быть на его месте по природе вещей.

6. Передача или выражение чувства. Процесс высвобождения подавленного чувства при контроле этого процесса по соответствующим изменениям образа этого чувства (управляемый катарсис).

7. Прослеживание судьбы образа. Мысленное прослеживание истории возникновения образа и его дальнейшей истории.

8. Свободное фантазирование. Поток свободных фантазий клиента на тему, отраженную в образе, до спонтанного ее завершения или инсайта.

9. Установление новых отношений между частями личности. Принятие ранее отвергаемой части личности, через ее образ, и установление других необходимых отношений.

10. Выражение нового решения. Заявление образу, выражающему негативное жизненное решение, о своем новом позитивном решении, до его полного исчезновения.

11. Конверсия негативной энергии. Мысленное возвращение позитивной энергии, затраченной ранее на создании негативных чувств.

12. Метод парадоксального разрешения. Разрешение образу именно того действия или чувства (позитивного), которое он запрещает индивиду (например, если образ тюрьмы лишает индивида свободы, то необходимо дать свободу тюрьме, что на самом деле освобождает клиента).

Здесь мы не можем охарактеризовать все эти приемы, о некоторых можно судить по приводимым ниже примерам.

 

Пример1.

Молодая женщина, подвергшаяся в 14 лет жестокому изнасилованию, страдала от приступов депрессии и кошмарных сновидений. Я попросил ее рассказать, как это произошло. “Что ты чувствуешь прямо сейчас?” - спросил я после завершения ее ужасного рассказа. “Отвращение.” - ответила она. Я попросил ее создать образ этого чувства. “Это существо как будто целиком состоящее из грязи, и у него красные глаза,” - был ответ. “Что тебе хочется с ним сделать?” - “Хочется вымыть его.” - “Сделай это.” - “А я уже сделала (метод мысленного действия). Ой, оно стало такое беленькое, чистое и у него голубые глаза!”

Мне стало очевидно, что это ее собственный автопортрет и что до сих пор она относилась к себе как к грязному существу, вызывающему отвращение. Поэтому дальнейшую работу я сосредоточил на аспекте самопринятия и самоподдержки, работая посредством полученного образа. Состояние клиентки резко изменилось и она ушла сияя, продолжая мысленно ласково беседовать с вновь обретенной самостью (естественно, многие детали здесь опущены, сеанс длился 2 часа).

Пример2.

Женщина средних лет, испытывающая состояние беспомощности, в связи со своей работой, выразила свое чувство в образе тяжелого, затвердевшего мешка с цементом, давящего на нее. Интересно, что у большинства участников группы заболело сердце. Никакие попытки преобразовать образ не удавались. Тогда я спросил: “Что в твоей жизни заменяет этот мешок?” “Смысл жизни.” - ответила она. Тогда я подал ей пустой стул со словами: “Вот, здесь находится твой смысл жизни. Что ты теперь хочешь сделать?” “Я хочу этим смыслом уничтожить этот мешок!” - и она замахнулась стулом на то место, куда был спроецирован первый образ. Получив разрешение и одобрение своих действий от терапевта и группы, она разбила воображаемый мешок цемента до степени песка и замела этот воображаемый песок (замена образа и взаимодействие противоположностей). Сердце у всех участников тут же перестало болеть, настроение было праздничным, а сама “виновница торжества” плакала от счастья.

Пример 3..

Молодой студент после семинара обратился ко мне с проблемой, что он ощущает себя замурованным в собственном теле, он пытается вырваться, но ничего не получается. “Как ты это чувствуешь?” - уточнил я. “Как будто вокруг меня толстая черная оболочка как из резины, я пытаюсь прорваться, а она меня отбрасывает.” - ответил он. “Тогда попробуй поступить по другому, вырази ей нежные чувства, попробуй отнестись к ней с теплом, нежностью.” - посоветовал я (метод выражения чувств). Студент на минуту сосредоточился, потом с удивлением произнес: ”У меня такое ощущение, что я нахожусь в Эдеме, вокруг так прекрасно...” “Ну теперь ты можешь выбраться оттуда?” - спросил я. “А зачем, там хорошо и там открытое пространство, никто меня не держит... Да, мне всегда было свойственно как-то насильственно решать проблемы!” - заключил он. А я подумал, что может быть все мы уже давно живем в Эдеме, только не подозреваем об этом. (Понятно, что чем больше он старался преодолеть напряжение своего тела, тем больше оно усиливалось, потому что он напрягался!)

Пример4.

Молодая девушка, участвующая в моем семинаре, испытывала депрессивные чувства, которые напоминали ей образ трактора, который пашет все подряд: и пашню, и лес, и...помойку! Понятно, что это символизировало ее тягостное чувство долга. Никакие прямые преобразования ничего не меняли в этом образе. Тогда я спросил, что должно быть вместо трактора по природе вещей. Она сразу же ответила, что - птичка. Взглянув на нее, я понял, что сама она похожа на птичку, но взвалила на себя не свойственную птицам ношу. «Стань в своем воображении птичкой и расскажи нам, что ты чувствуешь (метод замены).» - предложил я. Она была в восторге, она видела себя в небе, она радостно летала, а внизу были поля, леса..., не было только трактора - он исчез! Далее она сказала, что ее плечи испытывают такое чувство, как будто она поднимала тяжести (штангу), а теперь мышцы «отходят», расслабляются. Напомню, что напряжение плечевого пояса характерно для человека взвалившего на себя избыточное чувство долга.

Пример5.

Девушка чувствовала, что почему-то не может ощущать себя самой собой. Я предложил ей представить ту силу, которая запрещает ей быть самой собой. Это было прочное стекло, которое ругало девушку, считало ее недостойной. Тогда я предложил ей разрешить «стеклу» быть самим собой (метод парадоксального разрешения), от чего стекло сразу же «растаяло» и «перетекло» в состояние «самособойности». Путь был открыт и девушка смогла почувствовать себя самой собой, оказалось, что это состояние делает ее счастливой. (Секрет этого приема прост: человек дает разрешение самому себе и перестает с собой бороться.)

 

 

Другие варианты образной терапии.

К.Саймонтон и С.Саймонтон [13] используют метод визуализации для помощи раковым больным. Они предлагают методики для релаксации, стимулирования борьбы с раковыми клетками, для освобождения от обид, преодоления боли и встречи с «внутренним наставником». Все их методы построены на идее формирования позитивных образов, можно сказать, что это методы самовнушения с помощью образов.

 

Пример ([13], стр.92-93).

1. Найдите тихое место с мягким освещением. Закройте дверь и поудобнее устройтесь на стуле или в кресле. Ноги поставьте так, чтобы ступни полностью касались пола. Закройте глаза.

2. Сосредоточьте внимание на своем дыхании.

3. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и с каждым выдохом мысленно произнесите слово «расслабься».

4. Сосредоточьте внимание на своем лице и постарайтесь ощутить любое напряжение лица и глаз. Мысленно представьте себе это напряжение в виде какого-то образа. Это может быть завязанная узлом веревка, сжатый кулак. Затем представьте себе, что они расслабляются, разжимаются, повисают, подобно натянутой, а затем отпущенной резинке.

5. Ощутите, как расслабляются мышцы вашего лица и глаз. Почувствуйте как одновременно с этим волна расслабления распространяется по всему вашему телу.

6. Напрягите лицо и глаза, сжав их как можно сильнее, а затем отпустите и почувствуйте, как расслабляется все ваше тело.

7. Повторите то же самое со всеми остальными частями тела. Медленно продвигайтесь от лица вниз, к нижней челюсти, шее, плечам, спине, верхней и нижней части рук, к ладоням, груди, животу, бедрам, голени, щиколоткам, ступням, пальцам ног, пока не окажется расслабленным все тело. Для каждой части тела мысленно представляйте себе напряжение, а потом воображайте, как оно исчезает, тает.

8. Теперь представьте себе, что вы находитесь где-нибудь на природе, в приятном для вас месте. Постарайтесь как можно точнее увидеть все подробности - все окружающие вас краски и звуки, все, что вы ощущаете, когда соприкасаетесь с окружающими предметами.

9. Продолжайте мысленно оставаться в этом месте в очень расслабленном состоянии в течение двух-трех минут.

10. Затем в символическом или реалистическом виде постарайтесь увидеть свой рак. Представляйте его состоящим из очень слабых клеток с неправильным строением. Помните, что в обычном состоянии в течение жизни наш организм уничтожает тысячи таких атипичных клеток. Зрительно представляя себе рак, подумайте о том, что для вашего выздоровления необходимо, чтобы защитный механизм вашего тела вернулся к естественному, здоровому состоянию.

11. Если вы сейчас получаете какое-то традиционное лечение, представьте, что это лечение поступает в ваш организм определенным, понятным вам образом. Если это радиотерапия, то представьте себе ее как луч, состоящий из миллионов энергетических зарядов, поражающих все клетки, попадающиеся им на пути. Нормальные клетки способны восстановить любой нанесенный им ущерб. Раковые клетки этого не могут - они слишком слабы. (Это как раз главный принцип, на котором основана радиотерапия.) Если вы получаете химиотерапию, представьте себе, что введенное вам лекарство попадает в ваши сосуды. Вообразите, что это лекарство действует как яд. Нормальные клетки - умные и сильные - не очень восприимчивы к этому яду, а раковые клетки - слабые, и поэтому достаточно небольшого количества яда, чтобы их убить. Они поглощают яд и умирают, а затем выводятся из организма.

12. Представьте себе, как ваши белые кровяные тельца приближаются к месту, где находится рак, определяют атипичные клетки и разрушают их. В вашем распоряжении огромная армия белых кровяных телец. Они очень сильны и полны энергии. Кроме того, они очень умные. Они по всем статьям превосходят раковые клетки, и в их победе не может быть никакого сомнения.

13. Представьте себе, как рак уменьшается в размерах, белые кровяные тельца подхватывают мертвые раковые клетки и через печень и почки выводят их из организма вместе с мочой и калом.

Это образ ваших представлений о желаемом.

Продолжайте представлять себе, как уменьшается рак, пока полностью не исчезнет.

Представьте себе, что по мере того, как рак уменьшается и наконец полностью исчезает, у вас становится больше энергии, улучшается аппетит. Вы хорошо чувствуете себя в окружении семьи, видите, как вас любят.

14. Если вы ощущаете в каком-то месте боль, зрительно представьте себе, как целая армия белых кровяных телец устремляется туда, чтобы унять ее. Какова бы ни была причина этой боли, отдайте своему организму приказ исцелить себя. Представьте себе, как ваше тело поправляется.

15. Постарайтесь мысленно увидеть себя бодрым, здоровым, полным энергии.

16. Представьте себе, как вы добиваетесь выполнения тех задач, которые перед собой поставили. Вы осуществляете свои жизненные цели; у всех членов вашей семьи дела идут хорошо; ваши отношения с окружающими становятся все более значимыми. Помните, что если вы будете видеть смысл в том, чтобы поправиться, то это поможет вам выздороветь. Посвятите некоторое время тому, чтобы подумать о своих жизненных ценностях.

17. Мысленно похвалите себя за то, что вы сами способствуете своему выздоровлению. Представьте себе, как вы делаете это упражнение три раза в день, сохраняя в течение всего времени сосредоточенность и внимание.

18. Теперь почувствуйте, что мышцы ваших век стали легче. Будьте готовы к тому, чтобы открыть глаза и вновь оказаться в комнате.

19. Откройте глаза. Вы снова можете возвращаться к своим обычным делам.

 

Сходные по сути приемы позитивной визуализации предлагаются в книгах многих авторов [1-14 ], а истоки этого метода уходят в древние методы йоги и других религиозных систем.

А. Лазарус [7] использовал образы для мысленной тренировки человека в каком-то желательном качестве. Например, неуверенная женщина могла представлять тот идеальный образ уверенной женщины, какой бы она хотела быть и в ходе своей жизни все время стараться подражать ей в своем поведении. Спортсмен теннисист, сломавший себе руку, тренировался в игре с помощью воображения по системе Лазаруса, и после излечения показал результаты даже более существенные, чем при обычных тренировках.

А.Гостев [3 ] предлагает систему развития образной сферы человека, насыщенной многими методиками, предназначенными для решения тех или иных психологических проблем.

В.Вернер [12 ] создал систему работы с образами, названную им холодинамикой. Задача которой привести негативный (незрелый) холодайн (или мыслеобраз) к позитивному состоянию или зрелости, что в свою очередь изменяет состояние и даже судьбу клиента. У данной системы много общего с трансперсональной психологией.

 

Вопросы для контроля:

1. Что такое кататимно-имагинативная терапия?

2. Почему работа с образами может воздействовать на эмоциональные проблемы индивида?

3. Какие основные темы для направленного фантазирования предлагает Х.Лейнер?

4. Каковы особенности его терапевтической процедуры?

5. В чем состоят процедура и приемы эмоционально-образной терапии Н.Линде?

6. Какие еще направления терапии через работу с образами вам известны?

 

Литература по данной теме:

1. Гавэйн Ш. Созидающая визуализация. - Минск-Москва, 1997.

2. Гостев А.А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. -М., 1998.

3. Джаффе Д.Т. Доктор внутри вас. - Минск, 1998.

4. Джонсон Р. Сновидения и фантазии.-М., 1996.

5. Каптен Ю.Л. Исцеление через медитацию. -С.-Пб., 1994.

6. Каптен Ю.Л. Основы медитации. - С.-Пб., 1991.

7. Лазарус А. Мысленным взором. Образы как средство психотерапии. - М., 2000.

8. Лейнер Х. Кататимное переживание образов. -М., 1996.

9. Линде Н. Д. Медитативная психотерапия. - М., 1994.

10. Линде Н.Д. Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния. - Журнал практического психолога, №8, 1998, стр.50-60.

11.Обухов Я.Л. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подрост

12.Привальская С.Р., Персиц Д.Б. Как жить в радости. - М., 1996.

13. Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью. -С.-Пб., 1995.

14. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. -М., 1998.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.