Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповая психотерапия




Момент возникновения терапевтических групп можно исчислять с возникновения шаманизма, опытов Месмера, подавляюще-вдохновляющей терапии Джозефа Пратта (США) или первых опытов группового психоанализа в 20-30-х годах теперь уже прошлого столетия. Но пожалуй первым употребил данный термин «групповая психотерапия» Якоб Морено, создатель психодрамы, которая по сути и была групповой терапией. Огромный вклад в создание групповой терапии внес Карл Роджерс, уже после второй мировой войны. Расцвет этой формы терапии начался в 60-е годы 20-го века.

В настоящее время практически любое направление психотерапии (даже психоанализ) практикуется не только в индивидуальной, но и в групповой форме. Это связано с тем, что групповая терапия обладает рядом преимуществ, а также значительно дешевле, чем индивидуальная. Терапевтический процесс в группах различного типа подчиняется общей логике той теоретической школы, в рамках которой проводится групповая терапия. В книге К.Рудестама [1] рассматриваются Т-группы, группы встреч (Роджерианская терапия), гештальт-группы, психодрама, группы телесной терапии, арт-терапии, темоцентрированной терапии, трансактного анализа, группы тренинга умений (бихевиористски ориентированной терапия) и даже группы танцевальной терапии.

Несмотря на изобилие различных направлений терапия в группах самого различного толка имеет общие черты.

Основные задачи терапевтических групп совпадают по смыслу с индивидуальной терапевтической работой, но за счет наличия группы возникают дополнительные возможности взаимного исследования и самоисследования личности. Ялом [3] выделяет 12 основных факторов, возникающих при проведении групповой работы и способствующих ее эффективности. Его коллеги и он исследовали значимость этих факторов с точки зрения пациентов и получили следующий список, в котором они расположены в порядке от наиболее значимых к менее значимым (понятно, что с точки зрения терапевта оценка факторов может быть другой, также он может зависеть от типа терапевтического процесса):

1. Межличностное научение\узнавание.

2. Катарсис.

3. Сплоченность группы.

4. Самопонимание.

5. Межличностное научение\формирование (навыки общения).

6. Экзистенциальные факторы.

7. Универсальность переживаний.

8. Вселение надежды.

9. Альтруизм.

10. Воспроизведение семьи.

11. Руководство.

12. Идентификация.

Межличностное научение\узнавание представляет собой усвоение человеком того, как его воспринимают другие люди. В группе возникает возможность исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций, а также для анализа новых форм поведения. Члены группы могут открыто просить друг друга о помощи и поддержке и демонстрировать сколь угодно сильные аффекты, способствующие приобретению корригирующего эмоционального опыта. Группа выступает как социальный микрокосм, внутри которого личность может получить много опыта. Многие клиенты считают, что больше получили от группы, чем от ведущего группу терапевта.

Катарсис. Когда долго время сдерживаемые чувства вины, беспомощности, злости или другие «недопустимые» побуждения находят выход в группе, это приносит чувство облегчения и освобождения. В результате катарсиса усиливается сплоченность группы, что создает условия для интенсивного взаимодействия членов группы друг с другом в обстановке безопасности и понимания.

Сплоченность. Стабильный состав участников группы является необходимым условием эффективной работы долгосрочной групповой терапии. Большинство терапевтических групп на ранних этапах проходят через фазу нестабильности, когда одни клиенты покидают группу, а другие присоединяются к ней, затем наступает длительная фаза стабильности, на которую и приходится основная масса терапевтической работы. Непрерывность пребывания в группе является необходимой предпосылкой успешного лечения. Чем выше привлекательность группы для пациента, тем больше вероятность, что он будет продолжать оставаться ее участником. Один успешный пациент [3], оглядываясь назад после двух с половиной лет терапии, выразил это такими словами: «Самое важное было то, что группа просто была рядом, что это были люди, с которыми я всегда мог поговорить, которые не станут от меня отделываться. Там, в группе, было так много заботы, любви и ненависти, и я был частью этого. Теперь мне лучше, у меня есть своя собственная жизнь, и все же грустно думать, что нашей группы больше нет».

Самопонимание. Во всем терапевтическом процессе есть настоятельная потребность в интеллектуальном понимании. Клиенты стремятся к пониманию автоматически, а терапевты вознаграждают интеллектуальный поиск, присоединяются к ним. И хотя целью терапии является изменение, а не самопонимание, последнее облегчает и направляет изменение.

Межличностное научение\формирование (навыки общения). Явно или неявно, но члены группы совершенствуют свои навыки общения и взаимопонимания. Например, в группе которую я вел, присутствовала девушка, которая ни с кем не разговаривала и не участвовала в терапевтической работе. Однако, постепенно она стала улыбаться, нашла друзей и стала вызываться на терапевтические сеансы. Для овладения навыками общения могут использоваться специальные приемы, например ролевые игры и обратная связь.

Экзистенциальные факторы. Сюда относятся такие чувства и суждения, которые касаются индивидуального мироощущения, например: «Я осознаю, что какая бы близость ни связывала меня с другими людьми, все равно я должен предстать перед жизнью один» или «Я понял, что должен принять на себя всю ответственность за способ, которым я живу свою жизнь, и при этом неважно, сколько поддержки и руководства я получаю от других». Для многих клиентов очень важно обсуждать в группе проблемы своей жизненной ограниченности и смертности.

Альтруизм. Для клиентов целительным оказывается осознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим.

Вселение надежды. Вера в возможность изменений сама по себе обладает терапевтическим воздействием. Пример успешного решения проблем одним клиентом вдохновляет других.

Универсальность переживаний. Люди приходят в группу каждый со своими проблемами, но скоро осознают, что и у других есть такие же трудности, такое состояние собственной несостоятельности и отчужденности от других.

Воспроизведение семьи. В терапевтической группе в той или иной форме возрождается первичная семья пациента. Хотя этот фактор не столь уж высоко оценивается самими пациентами, он является одним из главных источников силы терапевтической группы.

Руководство. Этот фактор обеспечивает не только адекватное функционирование группы, но и позволяет снабдить пациентов необходимой информацией по вопросам душевного здоровья, дать советы, предложения и прямые указания к тем или иным действиям.

Идентификация (или подражательное поведение). Умение себя вести отчасти приобретается в процессе наблюдения за другими. На начальном этапе возможно подражание поведению руководителя или других особо популярных членов группы с целью получения одобрения. Постепенно участники начинают экспериментировать со всеми имеющими место в группе моделями поведения.

С нашей точки зрения наибольший эффект групповой терапии определяется изобилием возможностей для изучения любой проблемы и организации ролевой игры, плюрализмом мнений, позволяющим организовать плодотворную дискуссию.

Некоторые исследователи изучали определенные роли, которые играют в группе те или иные ее члены. Были найдены довольно характерные типы ролей, которые встречаются довольно часто (см. рис.8) в терапевтических группах.

 

Рис. 8.

Также изучался тот или иной стиль руководства группой и его связь с эффективностью группового процесса (см. табл. по [1]), наиболее эффективным считается демократический стиль.

 

Таблица 4. Основные стили руководства

 

Авторитарный Демократичный Попустительский
Все аспекты политики определяет руководитель Политика вырабатывается на основе направляемых руководителем дискуссий и принимаемых в группе решений Полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии руководителя
Все шаги в деятельности группы последовательно диктует руководитель В процессе дискуссии определяются общие этапы пути к стоящей перед группой цели. Руководитель часто предлагает выбор из двух или более возможностей Руководитель предоставляет материалы для работы и отвечает на вопросы, если они есть
Индивидуальные задания и пары для их выполнения определяет руководитель Распределение обязанностей и выбор партнеров отдаются на усмотрение группы Руководитель никак себя не проявляет
Руководитель хвалит или критикует того, кого сочтет нужным, но сам в работе не участвует, кроме случаев, когда надо что-либо показать Руководитель хвалит или критикует других, старается быть объективным и принимает участие в работе группы, не беря на себя слишком много Деятельность членов группы редко комментируется руководителем, который не пытается оценивать или регулировать ход событий

 

 

Самой традиционной функцией руководителя -терапевта можно считать роль постоянного эксперта при группе. Руководитель может давать свои интерпретации, советы, рекомендации, объяснять психологические и философские принципы.

Как катализатор руководитель группы способствует развитию событий, как бы держит перед группой зеркало, в котором ее члены могут видеть свое поведение.

Руководитель группы еще и аранжировщик поведения ее членов. Он старается облегчить обмен вопросами, чувствами и информацией между участниками и помочь группе в решении ее проблем.

Руководитель группы может играть роль образцового участника. Активное участие руководителя в работе группы помогает ее членам ощутить уважение к себе и заботу. Занимая в группе особое положение, руководители часто ничего не могут поделать с тем, что другие им подражают.

Но все-таки прежде всего руководитель - это организатор работы группы, он определяет правила взаимодействия членов группы, следит за выполнением регламента, определяет групповые упражнения и ставит задачи.

В каждом типе группы задаются свои правила поведения участников. Они определяют временные рамки работы группы, принципы ведения дискуссии, нормы общения, обеспечивающие психологическую и физическую безопасность членов группы, конфиденциальность происходящего в группе.

 

Ведение психотерапевтической группы требует развития особых навыков, тонкого соблюдения психологической этики.

 

Вопросы:

1. Какие преимущества имеет групповая форма психотерапии?

2. Какие типы терапевтических групп вам известны?

3. Какие типичные роли играют участники группы?

4. Каковы функции руководителя группы?

5. Какие могут быть стили ведения группы? Какой стиль предпочтительнее?

 

 

Литературные источники:

1. Рудестам К. Групповая психотерапия. - С.-Пб., 2000.

2. Роджерс К. О групповой психотерапии. -М., 1993.

3. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. - С.-Пб., 2000.

 

Краткий терминологический словарь

Автоматические мысли - быстро и незаметно возникающие мысли, являющиеся промежуточным звеном между восприятием ситуации и эмоциями.

Агрессия - враждебные чувства или действия по отношению к другим живым существам или предметам, имеющие целью нанесение им вреда, ущерба. Также может пониматься как сильная тенденция к достижению цели, к экспансии, победе.

Анальная стадия - стадия развития ребенка от 1до 3 лет, когда он приучается к туалетному поведению. Либидо связано с процессами дефекации и мочеиспускания. Формируется Супер-Эго.

Анима - образ женской души в бессознательном мужчины.

Анимус - образ мужской души в бессознательном женщины.

Архетипы - древние формы мыслительных представлений, составляющие содержание коллективного бессознательного. Отражены в мифах и сказаниях.

Аутизм - самозамыкание личности, уход от контакта с людьми и миром.

Базисные посылки - глубинные когнитивные схемы, порождающие соответствующую интерпретацию опыта.

Бихевиоризм - поведенческая психология, прежде всего изучающая механизмы образования новых поведенческих навыков и методы обучения навыкам.

Вытеснение - волевое изгнание из сферы психического нежелательных чувств, мыслей или образов.

Гештальт -целостность, несводимая к сумме элементов; образ.

Дерефлексия - метод психотерапии, состоящий в перенесении внимания со своей личности на какую-то внешнюю цель.

Десенсибилизация - снижение чувствительности клиента к тем или иным неприятным факторам (например, вызывающим чувство тревоги) с помощью системы упражнений, прежде всего с помощью релакскции.

Защита -тот или иной способ не допустить в сознание нежелательное понимание собственных мотивов или неприятные переживания.

Зрелость личности - состояние индивида, при котором он способен опираться на собственные силы при решении своих проблем и принимать ответственность за свои решения на себя.

Игра (психологическая) - часто повторяемая серия трансакций, часть из которых является скрытыми, со скрытым мотивом, называемым расплатой.

Интенция парадоксальная - метод психотерапии, состоящий в том, что клиент должен парадоксально стремиться испытать то, чего он опасается или стремиться совершать навязчивые действия или думать навязчивые мысли, от которых он хотел бы отделаться.

Интервенция - психотерапевтическое воздействие терапевта (вопрос, утверждение, действие), преследующее те или иные терапевтические цели.

Интроекция - принятие индивидом чужих мнений и установок без переработки или попытки сделать их своими собственными.

Инсайт - озарение, возникновение нового понимания, творческого решения проблемы.

Катарсис - вторичное проживание патогенных аффектов, приводящее к их разрядке.

Латентная стадия - стадия развития ребенка от 6 лет до пубертата, когда детская сексуальность временно останавливается в своей эволюции.

Конструктивное поведение - ведущее к решению проблемы, избавлению от психологической зависимости и обретению новых возможностей, принятию ответственности за свою жизнь.

Объект - предмет, человек (или группа людей), подвергающийся(аяся) воздействию со стороны ситуации или другого человека (группы людей).

Оно (Ид) - структура личности, ответственная за влечения и инстинкты.

Оральная стадия - стадия развития ребенка с рождения до 1 года, когда либидо в основном связано с процессом сосания. Формируется Эго ребенка.

Оргонная энергия - энергия, циркулирующая в теле человека вверх и вниз вдоль позвоночника и от центра тела к периферии и обратно, обеспечивающая физическое и психологическое здоровье, удовлетворение жизнью.

Медитация -углубленное размышление, результатом которого является инсайт, творческое решение проблемы, просветление личности.

Панцирь мышечный - система хронических мышечных напряжений в теле индивида, препятствующая свободному протеканию энергии по телу, и соответствующая особенностям его характера.

Психотерапия медицинская - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного, психологическая - решение внутриличностных проблем человека психологическими средствами.

Проблема психологическая - невозможность достижения индивидом желаемых целей, причина которой коренится в психике самого индивида.

Проекция - приписывание другому человеку и даже предмету своих собственных желаний и суждений.

Протагонист - член группы в психодраме, чья проблема в данный момент является основой психодраматического действия.

Рационализация - попытка разумным способом объяснить иррациональное поведение и скрыть от себя свои истинные мотивы.

Регрессия - переход на более ранние, детские формы поведения и переживания.

Репрессия - подавление нежелательных мотивов и действий.

Самоактуализация - наиболее полное осуществление в жизни потенциала своих способностей и развитие этих способностей.

Сверх-Я (Супер-Эго) -структура личности, ответственная за моральные установления и социальные нормы.

Стиль жизни - уникальный способ достижения своих жизненных целей.

Сократический диалог - метод беседы, восходящий к древнегреческому философу Сократу, считавшему, что истина уже находится внутри человека, необходимо только правильно задавать вопросы, чтобы она проявилась. Он называл это майевтикой, то есть искусством родовспоможения для истины.

Сублимация - перевод энергии неудовлетворенных низших мотивов на более высокий уровень, иногда понимается как удовлетворение этих мотивов в фантазии, в какой-то другой превращенной форме.

Субъект - человек (или группа людей), проявляющий(ая) свое воздействие на ту или иную социальную ситуацию или решение той или иной проблемы.

Сценарий жизни - постепенно разворачивающийся жизненный план, создаваемый в детстве на основе родительских предписаний и культурных влияний.

Теле - специфическое переживание взаимопонимания, глубокого эмоционального контакта, возникающее между членами психодраматической группы.

Тень - (альтер-эго), центр личного бессознательного, куда вытесняются все несовместимые с личностью влечения и особенности характера.

Трансакция -любое слово, жест или действие, направленное от одного человека к другому.

Трансфер (перенос) - перенос чувств, испытываемых к кому-либо ранее на новый объект. Перенос обычно проявляет себя в неадекватности этих чувств в новой ситуации.

Фаллическая стадия -стадия развития ребенка от 3 до 6 лет, когда он постигает свою половую принадлежность. На этой стадии ребенок драматически переживает Эдипов комплекс.

Формирование симптома - создание симптома болезни с целью избежать осознания нежелательных мотивов или совершения нежелательных действий.

Фрустрация - негативное психическое состояние в результате невозможности достижения желаемой цели, неудовлетворения важной потребности.

Эскапизм - избегание неприятных переживаний и ситуаций, а также осознания подавленных мотивов.

Я-концепция -представление человека о самом себе, отношение к самому себе и поведение, порождаемое этими факторами.

Я (Эго) - структура личности, ответственная за сознательное управление поведением в соответствии с требованиями реальности, способная подавлять те или иные инстинкты.

ОБЩИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998.

2. Адлер А. Наука жить. - Киев, 1997.

3. Адлер А. О нервическом характере. -С.-Пб., М., 1997.

4. Адлер А. Понять природу человека. -С.-Пб., 1997

5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М., 1995.

6. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. - М., 2000.

7. Александров А.А. Современная психотерапия. - С.-Пб., 1997.

8. Алман Б.М., Ламбру П.Т. Самогипноз. -М., 1995.

9. Аммон Г. Психосоматическая терапия. - С.- Пб., 2000.

10.Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами.-С.-Пб., 1994.

11.Андреас К., Андреас С. Сердце разума.-Новосибирск, 1993.

12.Ассаджоли, Психосинтез. Теория и практика. - М. 1994.

13.Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. - М., 2001.

14.Баскаков В.Свободное тело. - М., 2001.

15.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. -М., 1994.

16.Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непос­вященных, - С. -Пб,, 1991.

17.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Лениздат, 1992.

18.Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - С. -Пб., 1992.

19.Бернс Д. Хорошее самочувствие. - М., 1995.

20.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

21.Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. - М., 1998.

22.Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 1996.

23.Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...» М., 1996.

24.Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии. - Екатеринбург, 1998.

25.Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. - Киев, Москва, 1999.

26.Бухановский А.О., Кутявин Ю.А.,Литвак М.Е. Общая психопаталогия. - Ростов-на-Дону, 1998.

27.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. -С.-Пб., 1997.

28.Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М., 1984.

29.Вейс Л., Кейн Л. Сделай себя счастливым. - Вильнюс-М., 1998.

30.Гавэйн Ш. Созидающая визуализация. -М., 1997.

31.Гештальтерапия. Теория и практика. - М., 2000.

32.Гиллиген С. Терапевтические трансы. -М., 1997.

33.Гордон Д. Психотерапевтические метафоры.- Подольск, 1994.

34.Гостев А.А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. -М., 1998.

35.Гринсон Р.Р. Практика и техника психоанализа. -Новочеркасск, 1994.

36.Гроф С. Области человеческого бессознательного. -М., 1994.

37.Гроф С. За пределами мозга. - М., 1993.

38.Гроф С. Путешествие в поисках себя. -М., 1994.

39.Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. -Киев, 1996.

40.Грэхем Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик.-М., 1993.

41.Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. - М., 1997.

42.Данилова В. Как стать собой. - Харьков, 1994.

43.Джаффе Д.Т. Доктор внутри вас. -Минск, 1998.

44.Джеймс Д., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. -М., 1995.

45.Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. -М., 1997.

46.Джонсон Р. Сновидения и фантазии.-М., 1996.

47.Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М., 1982.

48.Знаменитые случаи. Из практики психоанализа. (Сб.) - М., 1995.

49.Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. - М., 1994.

50.Каптен Ю.Л. Исцеление через медитацию. -С.-Пб., 1994.

51.Каптен Ю.Л. Основы медитации. - С.-Пб., 1991.

52.Карвасарский Б.Д. Психотерапия (учебник).- С.-Пб., 2000.

53.Кемпински А. Экзистенциальная психотерапия. - М., С.-Пб., 1998.

54.Кёниг К. Когда нужен психотерапевт... М., 1996.

55.Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия. - М., 1999.

56.Кондрашенко В, Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. -Минск, 1993.

57.Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей. -М., 1995.

58.Криппнер С., Диллард Д. Сновидения и творческий подход к решению проблем. -М., 1997.

59.Куттер П. Современный психоанализ. - С.-Пб., 1997.

60.Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. -М., 1993.

61.Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М., 1996.

62.Лейнер Х. Кататимное переживание образов. -М., 1996.

63.Линде Н. Д. Медитативная психотерапия. - М., 1994.

64.Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. -М., 1996.

65.Лоренцен А. Археология психоанализа. - М., 1996.

66.Лоуэн А. Биоэнергетика. -С.-Пб., 1998.

67.Лоуэн А. Любовь и оргазм. -М., 1997.

68.Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

69.Макдональд В. Руководство по субмодальностям. -Воронеж, 1994.

70.Маслоу А. Психология бытия. -М., 1997.

71.Мей Р. Любовь и воля. -М., 1997.

72.Мэй Р. Смысл тревоги. - М., 2001.

73.Менегетти А. Словарь образов. -Ленинград, 1991.

74.Менинжер В., Лиф М. Вы и психоанализ. - С.-Пб., 1998.

75.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - С.-Пб., 2000.

76.Обухов Я.Л. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. -М., 1997.

77.Осборн Р. Фрейд для начинающих. - Минск, 1998.

78.Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2000.

79.Ошо. Оранжевая книга. Измерение неведомого. - М., 1991.

80.Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. -С.-Пб., 1996.

81.Пек М.С. Нехоженые тропы. -М., 1996.

82.Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. -М., 1996.

83.Перлз Ф. Гештальт-семинары. -М., 1998.

84.Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. -М., 1997.

85.Прайор К. Не рычите на собаку! -М., 1995.

86.Привальская С.Р., Персиц Д.Б. Как жить в радости. -М., 1996.

87.Райх В. Психология масс и фашизм. -С.-Пб., 1997.

88.Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. - М., 1993.

89.Рейнхард Л. Трансформация. Программа просветления Вернера Эрхарда. -М., 1994.

90.Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. - Ростов-на-Дону, 1999.

91.Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. -М., 1994.

92.Роджерс К. Клиенто-центрическая терапия. -М., 1997.

93.Роджерс К. О групповой психотерапии. -М., 1993.

94.Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. - М., 1999.

95.Рудестам К. Групповая психотерапия, - М., 1990.

96.Руководство по психотерапии (ред.Рожнова В.Е.) - Ташкент, 1979.

97.Руффлер М. Игры внутри нас. -М., 1998.

98.Садлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. - Воронеж, 1993.

99.Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью. -С.-Пб., 1995.

100.Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. - М., 1997.

101.Сандлер Д., Дар К., Ходдер А. Пациент и психоаналитик, - Воронеж, 1993.

102.Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1991.

103.Свит К. Соскочить с крючка. - С.-Пб., 1997.

104.Свядощ А.М. Неврозы. Руководство для врачей. - С.-Пб., 1997.

105.Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. - С.- Пб., 2000.

106.Символдрама. - Минск, 2000.

107.Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. -М., 1995.

108.Скиннер Р., Клииз Д. Жизнь и как в ней выжить. - М., 2001.

109.Сметанников П.Г. Психиатрия. - С.-Пб., 1996.

110.Соколов Э.В. Введение в психоанализ. - С.-Пб., 1998.

111.Соколова Е.Т. Общая психотерапия. - М., 2001.

112.Сосланд А. Фундаментальная структура психотерапевтического метода или как создать свою школу в психотерапии. - М., 1999.

113.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. -

114.Столин В. В. Самосознание личности, - М., 1993.

115.Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. -М., 1998.

116.Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. - С.-Пб., 1994.

117.Судзуки Д., Кацуки С. Дзэн-буддизм. - Бишкек, 1993.

118.Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. - Екатеринбург, 1998.

119.Тейлор Д. Работа со сновидениями. - М., 2000.

120.Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. - М., 1996.

121. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. - М., 1996.

122.Фонтана Д. Как справиться со стрессом. -М., 1995.

123.Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. - С.-Пб., 2000.

124.Франкл В. Психотерапия на практике. - С.-Пб., 1999.

125.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

126.Франкл Дж. Неизведанное я. - М., 1998.

127.Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989.

128.Фрейд А. Введение в детский психоанализ. - М., 1991.

129.Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. -М., 1993.

130.Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск, 1997.

131.Фрейд З. Толкование сновидений. - в кн. Тайна сна. - Харьков, 1995.

132.Фрейд З. Тотем и табу. - М., 1997.

133.Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. - Минск, 1998

134.Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

135.Хаббард Рон Л. Дианетика. -М., 1993.

136.Харрис Т.А. Я - О’Кей, Ты - О’Кей. -М., 1997.

137.Харт У., Левин С. Искусство жизни. Постепенное пробуждение. - С- Пб., 1994

138.Хей Л. Исцели себя сам. -Кишинев, 1996.

139.Хей Л. Через медитацию к лучшей жизни. -М., 1998.

140.Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии. - М., 2001.

141.Хилман Д. Архетипическая психология. - С.-Пб., 1996.

142.Хорни К. Ваши внутренние конфликты. -С.-Пб., 1997.

143.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Само­анализ, - М., 1993.

144.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -С.-Пб., 1997.

145.Хэзлем М.Т. Психиатрия. - Львов, 1998.

146.Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. - М., 1998.

147.Шерман Р., Фредман Структурированные техники семейной и супружеской терапии. -М., 1997.

148.Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. -Минск, 1992.

149.Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. - С.- Пб., 2001.

150.Шрайнер К. Как снять стресс. - М., 1993.

151.Штейнхард Л. Юнгтанская песочная терапия. - С.- Пб., М., 2001.

152.Юнг К.Г. Аналитическая психология. - С.-Пб., 1994.

153.Юнг К.Г. Душа и миф. - М., Киев, 1996.

154.Юнг К.Г. Конфликты детской души. -М., 1997.

155.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. -М., 1993.

156.Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1992.

157.Юнг К.Г. Психология переноса. -М., 1997.

158.Юнг Карл Избранное. - Минск, 1998.

159.Япко М. Депрессия. - М., С.-Пб., 1996.

160.Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. -М., С.-Пб.,1996.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.177 сек.