КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация бухгалтерского учета в торговой организации
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЛЕ Розничные торговые предприятия подразделяются на крупнорозничные (магазины, универмаги, универсамы, торговые дома и т. д.) и мелкорозничные (лотки, палатки, павильоны), которые отличаются друг от друга не только объемами деятельности и размерами товарооборота, но и формами бухгалтерской отчетности. Так, индивидуальные предприниматели не ведут бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 54 Налогового кодекса РФ учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете», освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Остальные организации должны вести бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с общепринятой системой. Для того чтобы понять, как организовать бухгалтерский учет в торговле, необходимо учесть некоторые моменты. Согласно ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади, а также объекты нестационарной торговой сети. В соответствии со ст. 346.27 кодекса под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям (физическим лицам) за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Вместе с тем следует иметь в виду, что розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли предполагает заключение между розничными продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи. Таким образом, одним из основных условий, позволяющих отнести осуществляемую налогоплательщиком деятельность, связанную с реализацией товаров, к деятельности в сфере розничной торговли, является факт заключения им с покупателями договоров розничной купли-продажи. Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание предусмотренное главой 26.3 Налогового кодекса определение розничной торговли, розничными продавцами и, следовательно, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются налогоплательщики (юридические лица или индивидуальные предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт на основе договоров розничной купли-продажи (§ 2 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации). Налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю одновременно через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м и через магазины и павильоны с площадью торгового зала свыше 150 м2, подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход только в отношении розничной торговли, осуществляемой ими через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2. Доходы, полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала свыше 150 м2, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, на основе данных раздельного учета доходов и расходов (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Статьей 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. В соответствии с требованиями, установленными гл. 26.2 Налогового кодекса, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденную Приказом Минфина РФ от 30.12.2005 № 167н «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка ее заполнения». Однако предприятие может не применять или не подпадать под действие упрощенной системы налогообложения. Тогда она должна вести бухгалтерский учет по общим основаниям. Организация бухгалтерского учета — это система построения учетного процесса, который слагается из следующих основных элементов: 1) первичный учет; 2) регистры бухгалтерского учета; 3) документооборот; 4) инвентаризация; 5) отчетность. Учетный процесс организует главный бухгалтер, подчиняющийся непосредственно руководителю организации. При формировании учетной политики главный бухгалтер определяет структуру бухгалтерской службы и уровни подчиненности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и обязательств организации. Поэтому именно главный бухгалтер разрабатывает систему первичного учета. Он определяет, какими первичными документами должны оформляться все хозяйственные операции, которые осуществляются в данной организации. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Главному бухгалтеру организации запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству или нарушают договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю организации. Если руководитель издает распоряжение о принятии указанных документов к учету, то главный бухгалтер исполняет это распоряжение. При этом всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель. Каждая хозяйственная операция должна оформляться первичным документом, только в таком случае она принимается к бухгалтерскому учету. Первичный документ составляется в момент совершения операции или сразу после ее окончания. Учесть операцию — значит сделать бухгалтерскую проводку, т. е. отразить операцию на счетах бухгалтерского учета. Причем эти счета берутся из рабочего плана счетов, который разрабатывается главным бухгалтером в учетной политике организации. Выбор того или иного варианта зависит от профиля предприятия, объемов его деятельности, условий хозяйствования, характера договорных отношений, способов расчетов и др. На основе бухгалтерской отчетности также корректируются плановые показатели, расчеты с финансовыми органами, бюджетом и т. п. Осуществляя постоянный контроль над хозяйственной деятельностью предприятия, бухгалтерский учет превращает этот вид учета в основной инструмент управления любым предприятием независимо от формы собственности. Осуществляя сплошное и непрерывное наблюдение, измерение и регистрацию разнообразных хозяйственных операций, бухгалтерский учет дает обобщенную количественную характеристику в денежной форме. Хорошо организованный учет позволяет своевременно обнаруживать недостачи, хищения ценностей, выявлять виновных лиц и предупреждать возможность подобных нарушений в будущем. Формы и методы учета постоянно совершенствуются, унифицируется документооборот, компьютеризируется учет на предприятиях. Широко применяется программное обеспечение учета (например, «1С: бухгалтерия», «Бемби+» и др.). Бухгалтерский учет в торговле — очень трудоемкий участок управленческой работы, поэтому его механизация, широкое применение вычислительной и компьютерной техники, системы кодирования, шифровки товаров является неотъемлемой частью и важным направлением учета. Задачами бухгалтерского учета в торговой организации являются: а) учет всего имущества организации в количественно-суммовом выражении, т. е. по количеству в натуральных единицах и стоимости в денежных единицах. Правильно налаженный учет имущества обеспечивает его сохранность и рациональное использование; б) учет источников формирования имущества организации (обязательств организации); в) описание всех хозяйственных процессов, происходящих в торговой организации, которое производится с помощью бухгалтерских проводок: каждому хозяйственному явлению соответствует одна или несколько бухгалтерских проводок; г) учет количества и качества затраченного в торговой и управленческой деятельности труда. Количество труда измеряется в часах, днях, месяцах. Качество труда оценивается в денежном выражении; д) формирование полной и достоверной информации о результатах деятельности торговой организации. Эта информация необходима для оперативного руководства и управления организацией. Руководитель, который своевременно получает такую информацию, может проанализировать ее текущую деятельность и принять правильное управленческое решение. Это необходимо для получения удовлетворительных финансовых результатов, предотвращения негативных явлений в коммерческой деятельности, выявления внутрипроизводственных резервов и их эффективного использования, обеспечения финансовой устойчивости организации. Кроме руководителя и менеджеров организации, пользователями указанной информации являются инвесторы, банки, налоговые органы, поставщики, покупатели, кредиторы, иные заинтересованные лица. Законодательство о бухгалтерском учете выдвигает следующие требования: — бухгалтерский учет должен быть сплошным. Это означает, что необходимо учитывать все имущество и все хозяйственные операции организации, не допуская выборочности; — бухгалтерский учет должен быть непрерывным во времени, т. е. отражать хозяйственные операции непрерывно в хронологическом порядке изо дня в день; — бухгалтерский учет должен быть строго документальным: хозяйственные операции можно отражать только на основании первичных документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства. Бухгалтерский учет ведется предприятиями и организациями непрерывно, с момента их регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. Организации осуществляют бухгалтерский учет путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Свод правил бухгалтерского учета — это система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса можно разделить по уровням (табл. 8).
Таблица 8 Уровни нормативных документов бухгалтерского учета
Закон «О бухгалтерском учете» определяет: — состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность; — правовые основы бухгалтерского учета; — содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета; — порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлено, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ предприятия сами могут определять формы и методы бухгалтерского учета исходя из объемов учетных работ, наличия компьютерной техники и других условий. Причем можно применять не только рекомендованные формы, но и разрабатывать собственные, с учетом своей специфики, соблюдая технологию обработки учетных данных, установленных в централизованном порядке. Различают следующие формы бухгалтерского учета: — мемориально-ордерную (в том числе журнал-главная); — журнально-ордерную; — автоматизированную. При мемориально-ордерной форме учета на основании первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера. Мемориальный ордер — это документ бухгалтерского оформления. В нем отражается бухгалтерская проводка. Мемориальные ордера составляются на специальных бланках и подписываются главным бухгалтером или его заместителем. К ордерам прилагаются оправдательные документы. Каждому мемориальному ордеру присваивается порядковый номер. Мемориальные ордера, составленные по однородным операциям, должны иметь одинаковые номера из месяца в месяц. Количество составляемых за месяц ордеров определяет главный бухгалтер. Мемориальный ордер имеет вид журнала №1:
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 4004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |