Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основания группаналитической психотерапии




Основателем группового анализа является С. Г. Фулкс (S. H. Foulkes, 1899—1976), который после более чем тридцатилетней работы с группами писал в одной из своих последних статей, что групповой анализ — это форма психотерапии группой самой себя, включая ведущего. Широкая теоретическая база и детально отработанный методический аппарат позволили Фоулксу и его последователям успешно использовать групповой анализ в тех сферах человеческой деятельности, в которых объектом или субъектом является человек; медицинские учреждения, учебно-воспитательные заведения, область социально-психологической реабилитации, менеджмент, места лишения свободы и т. д.

Групповой анализ основывается на концептуальных положениях гештальтпсихологии, социальной психологии (в плане социальной реабилитации и психиатрии), медицины и психоанализа. Он помогает членам группы устранять свои фрустрации и внутренние конфликты путем установления целостности в деятельности различные структур психики. Социальная психология используется в групповом анализе для изучения взаимоотношений в группе и анализа динамики ее развития. Психоанализ практикуется для описания событий, явлений, конфликтов и т. п., происходящих в группе.

Основную задачу группового анализа можно сформировать как изучение существующих границ между людьми. Например, это могут быть "границы и барьеры" между клиентами и психотерапевтами, менеджерами и рабочими, обучающими и обучающимися, между культурами, организациями и т. д.

Итак, группаналитическая психотерапия — это форма психотерапии группой самой себя, включая ее ведущего. При этом определяющим является то, что личность и метод работы ведущего группы — важнейшие факторы группового процесса.

Концептуальной базой группового анализа, является идея о том, что жизнь человека начинается в группе, в семье. Далее группы, в которые он включается, увеличиваются, опосредуя сетью взаимоотношений его развитие (конечной такой группой может мировое сообщество). Индивидуальность всегда является уникальным результатом опыта человека и необъятной вариативности социальных взаимосвязей, в которых он оказывается. В частности, совершенно очевидно, что ребенок, выросший в детском доме, будет иметь социальный опыт, отличающийся от опыта ребенка, выросшего в полной семье.

Все психиатрические и.психологические проблемы человека в групповом анализе рассматриваются как результат конфликта в коммуникациях между людьми. Эти конфликты могут начинаться в семье или иметь в ней корни. Конфликты актуализируются во всех тех группах, в которые индивид включается по мере своего развития. Например, возможно повторение конфликтных отношений между родителями и ребенком в будущей его супружеской жизни. Это то, что З.Фрейд называл принудительным повторением (навязчивым повтором). Такого типа конфликты делают людей клиентами группаналитической психотерапии, которая имеет дело с личностью в целом, включая ее социальное, политическое, семейное и прочее окружение.

В групповом анализе различают малые группы (до 8 человек), средние (от 12 до 20 человек) и большие (более 22 человек). Средние и большие группы используются для разрешения “менеджмент-конфликтов”, т. е. для решения общественных, управленческих, организационных, социальных и прочих конфликтов. Собственно психотерапевтической считается малая группа, которая состоит из 8 человек, встречающихся один-два раза в неделю по 2—3 часа. Как и на сеансах идивидуального психоанализа, люди начинают в группе проектировать и развивать трансферы. Но, в отличие от индивидуального психоанализа, в групповом возникают двойные взаимосвязи между терапевтом и клиентом — прямые и опосредованные групповыми процессами трансферы, которые должны быть сфокусированы на клиенте.

Как уже отмечалось, малая группа используется как модель функционирующей первичной семьи. Однако на начальном этапе работы группы в ней нет условий для возникновения всех трансферов и проекций, присущих первичной семье. Для многих участников группы обстановка групповой работы является новой, что стимулирует их тревожность, подозрительность, конкуренцию за внимание психотерапевта и т. п., проявляясь в форме любви, гнева или ярости по отношению к отдельным участникам.

Психоаналитик, который в группаналитической терапии называется дирижер — не контролирует и не управляет этими чувствами в группе, что позволяет проявиться враждебным бессознательным эмоциям, агрессиям и аффектам. Другими словами, в группе создаются условия для проявления тех ролей, которые человек играет в реальной жизни.

В процессе групповых занятий неизбежно возникают личностные конфликты. Психотерапевтический эффект участники группы первоначально воспринимают “плохо”, т. к. они имеют дело и с личным бессознательным и, одновременно, с коллективным бессознательным группы в целом. Задача ведущего — довести драматизацию конфликтов до такой степени, чтобы каждый член группы начал их осознавать.

Для полноценной терапии в групповом анализе требуется 1—3 года. Продвижения в глубину проблем и конфликтов участников группы происходят путем не только драматизации конфликтов, но и повторением одних и тех же “тем”; последние могут отвергаться группой, но от их обсуждения она не может уйти. Впоследствии члены группы начинают понимать, что ими управляет, но понимание само по себе недостаточно для человека: он может знать, что у него не в порядке—и не изменять этого. Но он может измениться при поддержке группы, а именно в этом суть “терапии группы с помощью группы”. Изменения у клиента зависят не от ведущего, а от групповой культуры, которая устанавливается на начальном этапе формирования группы и обычно проявляется в движении некоторых членов группы как бы “следом за дирижером” (подобно тому как дети подражают своим родителям),— и в хорошем, и в плохом.

Групповой анализ очень эффективен для невротиков, психосоматических клиентов; он может быть полезен для всех людей, у которых имеются нарушения в коммуникация или тех, кому необходимо расширить внутриличностные или межличностны контакты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.