Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Специальности: «Журналистика», «Связи с общественностью»




Учебное пособие

РИТОРИКА

СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

 

Нижний Новгород

 

Дисциплина: Риторика

Специальности: «Журналистика», «Связи с общественностью»

Цель учебного пособия - формирование риторической компетенции, развитие речевых способностей студентов, обучение основным навыкам профессиональных коммуникаций в сферах журналистики и связей с общественностью. Изучение теории риторики предполагает совершенствование риторической грамотности, знакомство с законами и правилами построения публичной речи. В ходе практических занятий осуществляется тренировка в написании и произнесении речей, анализ образцовых ораторских текстов, развитие культуры полемической речи.

Учебное пособие включает основные части, соответствующие проблемным областям риторической науки: историко-культурный аспект, типология речей, этапы создания публичной речи, приемы взаимодействия оратора и аудитории, культура полемической речи, риторические основы журналистики и связей с общественностью.

Учебное пособие рекомендовано студентам специальностей «Журналистика», «Связи с общественностью», а также может быть использовано студентами других специальностей при изучении дисциплины «Стилистика русского языка и культура речи».

 

Составитель: О. С. Браун, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка и культуры речи

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….4

Тема 1. История риторики……………………………………………………………………..5

1.1 Риторика в Древней Греции………………………………………………………………...5

1.2 Риторика в Древнем Риме…………………………………………………………………..9

1.3 Традиции красноречия в России…………………………………………………………..12

Тема 2. Основные роды и виды красноречия………………………….…………………….21

Тема 3. Цели и виды речи……………………………………………………………………..30

3.1 Информирующая речь……………………………………………………………………..30

3.2 Аргументирующая речь…………………………………………………………………...32

3.3 Эпидейктическая речь……………………………………………………………………..36

Тема 4. Классический риторический канон и современное публичное выступление…..39

4.1 Инвенция……………………………………………………………………………………40

4.2 Диспозиция…………………………………………………………………………………43

4.3 Элокуция……………………………………………………………………………………50

Тема 5. Культура полемической речи………………………………………………………..57

5.1 Типология споров…………………………………………………………………………..58

5.2 Полемические приемы и психологические уловки……………………………………...62

Тема 6. Риторические основы журналистики………………………………………………..66

Тема 7. Риторика в сфере связей с общественностью………………………………………71

Контрольные задания…………………………………………………………………………..76

Практические задания………………………………………………………………………….80

Тесты…………………………………………………………………………………………….89

Литература………………………………………………………………………………………99

Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций, что требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить правильно и убедительно. Особенно риторические компетенции важны в профессиональных сферах, связанных с постоянным межличностным общением, к которым относятся преподавательская деятельность, журналистика, связи с общественностью и др.

Толковые словари определяют риторику как науку и ис­кусство красноречия, убеждения словом. Так, в Словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение риторики:

1. Теория ораторского искусства.

2. Напыщенная и бессодержательная речь (перен.).

Первое известное определение риторики было дано в Древней Греции, где ее описывали «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Такой взгляд на риторику как науку о формах и методах речевого воздействия на аудиторию разрабатывался и последовательно излагался в трактатах греческих риторов. Другой подход дает нам римская традиция, считавшая риторику наукой о «хорошей речи», причем в это определение вкладывалось как требование убедительности речи, так и внимание к выражению, к словесному оформлению.

Современная риторика расши­рила сферу влияния, охватив разнообразные области общения — публичного, официального, научного и делового, как устного, так и письменного. Сегодня риторика представляет собой науку, а также образовательную дисциплину, помогающую научиться правильно выражать свои мысли, воздействовать на аудиторию при помощи речи. Именно с таких позиций дает определение риторики А.К. Авеличев: «Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта».

Риторика как наука пользуется открытиями и достижениями многих наук, опирается на систему категорий таких наук, как лингвистика, философия, логика, психология, этика и др.

Риторика подразделяется на общую и частную. К общей риторике относятся общие принципы построения речи, которые не зависят от того, в какой сфере оратор выступает с речью. Частные риторики касаются специфики употребления этих общих принципов в определенной сфере общения.

Таким образом, в системе профессионального образования необходимо изучать не только основные положения общей риторики, но и соответствующую частную риторику, т. е. сосредоточиться на специфике создания речи в определенной профессиональной сфере (к примеру, журналистики, связей с общественностью, юриспруденции и пр.), изучить систему соответствующих жанров речи и указать особенности построения каждого из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.