КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Риторика в Древней Греции
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ Возникновение риторики тесно связано с греческой цивилизацией. Термин «риторика» (rhetorike) греческого происхождения, восходит к слову rhetor, что означает «оратор». Современному человеку сложно представить, какое значение имела для античности культура красноречия и каким почетом оно пользовалось. Чтобы оценить это исключительное значение ораторского слова в древности, следует прежде всего вспомнить, что вся культура древности в большой степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги создавались рукописные, очинения приходилось заучивать наизусть, и люди не только хранили их в памяти, но и декламировали на публике. Красноречие играло важную роль и в общественной жизни античных государств. Древность не знала представительной системы правления, власть в государстве принадлежала только тем членам правящего сословия, которые являлись в сенат, и только тем гражданам, которые принимали участие в народном собрании. Обращаясь к ним лично, хороший оратор одной выразительной речью мог решающим образом повлиять на государственную политику. Общественную роль играли не только речи в сенате и народном собрании, но и речи торжественные и судебные. Торжественные речи на празднестве или чествовании очень часто выливались в декларацию политической программы, а судебные речи обычно использовались, чтобы свести политические счеты с противником, обвинив его в злоупотреблении властью или опорочив как частное лицо. Очевидно, что больше всего простора для развития красноречия предоставлял демократический строй. Афинская демократия V-IV вв. до н. э. породила целую плеяду славных ораторов. Великим оратором считали Фемистокла, о Перикле говорили, что его речь подобна громам и молниям. Правда, все их речи остались незаписанными, и потомки могут о них судить лишь по великолепной речи, которую Фукидид в своей «Истории» вкладывает в уста Перикла. Первым оратором, который стал записывать свои речи, считается Антифонт. Лисий, признанный образец простоты и изящества, стал основателем первой риторической школы. Исократ - "отец красноречия", сам почти не выступал публично, но оставил много написанных речей и воспитал множество талантливых учеников. В обстановке подъема и расцвета политического красноречия складывалось представление демократической Греции об идеале человека. Это был образ "общественного человека", способного держать в своих руках управление государством; и искусство владения речью являлось непременной и важнейшей чертой этого образа. Выразителями этого человеческого идеала выступили во второй половине V в. до н. э. софисты - странствующие "учителя мудрости" (от греч. sophia – «мудрость»). В основе софистики лежит учение об относительности истины и представление о человеке, как мере всех вещей. Объективной истины нет, есть только субъективные суждения о ней, поэтому можно лишь утверждать, что одно мнение убедительнее другого. Научить убедительности, научить "делать слабое мнение сильным" - так представляли свою главную задачу софисты-преподаватели. Для этого в их распоряжении были два средства: диалектика, искусство рассуждать, и риторика - искусство говорить; первая обращалась к разуму слушателей, вторая - к чувствам. Тот, кто умело владеет обоими искусствами, может переубедить любого противника и добиться торжества своего мнения. Приемы доказательств, применяемые софистами, породили особый термин – «софизм». Софизм - это доказательство по форме правильное, но по существу ложное, основанное на игре слов. В современном языке термин используется в значении «средство обмана и манипуляции людьми». Примеры софизмов: Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Следовательно, у тебя есть рога. Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать. Горгий - софист с самой громкой славой. Именно ему принадлежит речь в защиту Елены Прекрасной, жены Менелая, царя Трои. Горгием был написан один из первых учебников красноречия. Он также первый взялся обучать риторике всех желающих с тем, чтобы они умели покорять людей речью, делать их «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Горгий первым стал художественно использовать три риторические фигуры: параллелизм, антитезу и созвучие окончаний; афиняне долго помнили о том неслыханном успехе, какой имели непривычно изысканные, звучавшие как стихи, речи оратора. Горгий, несомненно, был незаурядным психологом: эффект своих речей он усиливал тем, что выступал в пурпурных одеждах. Расцвет софистики был бурным, но недолгим. Возвысившись с подъемом афинской демократии, она закатилась вместе с нею. Первый вызов софистическому идеалу единства философии и риторики был брошен Сократом (470-399 гг. до н.э.). Сократ выступил против краеугольного положения софистов - учения об относительности истины. Для Сократа абсолютная истина существует, она божественна, выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. В то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние. В отличие от странствующих софистов Сократ все время жил в Афинах, где у него сложился круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога. Этот диалог принимал форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе не ради развлечения, не ради практических дел, а ради обретения истины. Итак, прекрасная речь, по Сократу, - это диалог, в котором рождается истина. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - утверждал Сократ. Идеи Сократа были развиты его учеником Платоном (427-347 гг. до н.э.). Платон познакомился с Сократом в Афинах и как ревностный ученик посещал собеседования с великим учителем в течение восьми лет. Позже, основав Академию, Платон продолжает развивать идеи Сократа, став величайшим мастером диалога и полемики. - чтобы речь вышла хорошей, оратор должен постичь истину о том предмете, о котором собирается говорить; - сила речи заключается в воздействии на душу, поэтому оратор должен быть хорошим психологом, чтобы понять, какого человека какими речами удастся убедить; - необходимо правильно построить речь (вступление, изложение, свидетельства, доказательства, выводы). Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены и теоретически обоснованы Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Знаменитый аристотелевский трактат «Риторика», созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств – античных, а впоследствии европейских, в том числе и российских. Аристотелю принадлежит заслуга создания научной теории риторики, которая была им изложена в трактате «Риторика», состоящем из трех частей. В «Риторике» Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие идеи Платона об ораторском искусстве. В первой части книги Аристотель определял риторику следующим образом: «Риторика – искусство убеждать». Все речи Аристотель делил на три вида: совещательные, судебные, торжественные (эпидейктические). «Дело речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, хвалебных – хвалить или порицать», - указывал Аристотель. Наиболее важным в те времена был вид совещательных речей, характерных для политического красноречия. Тематика совещательных речей относилась к финансам, войне и миру, защите страны, вывозу и ввозу продуктов и товаров, законодательству. Речь должна быть: · правильной · благозвучной Аристотель первым заговорил о необходимости использовать различные стилистические средства в зависимости от того, с какой целью произносится речь, с какой аудиторией оратор имеет дело.
В период борьбы Афин против македонского наступления на Грецию Демосфен (384 – 322 гг. до н.э.) стал величайшим оратором страны. Речи Демосфена считаются вершиной аттического красноречия, преклонение перед его гением было всеобщим, его называли «законодателем слова». Демосфен в молодости вел тяжбу с опекунами, расхитившими его наследство. Юноша сам защищал свои права, и суд вынес решение в его пользу. Окрыленный этим успехом, Демосфен решил посвятить себя политической карьере. Обличительные речи Демосфена против македонского царя Филиппа вошли в историю, получив название «филиппики». В современном языке «филиппика» – это гневная обличительная речь.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 5047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |