Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторика в Древней Греции




ТЕМА 1. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ

Возникновение риторики тесно связано с греческой цивилизацией. Термин «риторика» (rhetorike) греческого происхождения, восходит к слову rhetor, что означает «оратор».

Современному человеку сложно представить, какое значение имела для античности культура красноречия и каким почетом оно пользовалось. Чтобы оценить это исключительное значение ораторского слова в древности, следует прежде всего вспомнить, что вся культура древности в большой степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги создавались рукописные, очинения приходилось заучивать наизусть, и люди не только хранили их в памяти, но и декламировали на публике.

Красноречие играло важную роль и в общественной жизни античных государств. Древность не знала представительной системы правления, власть в государстве принадлежала только тем членам правящего сословия, которые являлись в сенат, и только тем гражданам, которые принимали участие в народном собрании. Обращаясь к ним лично, хороший оратор одной выразительной речью мог решающим образом повлиять на государственную политику.

Общественную роль играли не только речи в сенате и народном собрании, но и речи торжественные и судебные. Торжественные речи на празднестве или чествовании очень часто выливались в декларацию политической программы, а судебные речи обычно использовались, чтобы свести политические счеты с противником, обвинив его в злоупотреблении властью или опорочив как частное лицо.

Очевидно, что больше всего простора для развития красноречия предоставлял демократический строй. Афинская демократия V-IV вв. до н. э. породила целую плеяду славных ораторов. Великим оратором считали Фемистокла, о Перикле говорили, что его речь подобна громам и молниям. Правда, все их речи остались незаписанными, и потомки могут о них судить лишь по великолепной речи, которую Фукидид в своей «Истории» вкладывает в уста Перикла.

Первым оратором, который стал записывать свои речи, считается Антифонт. Лисий, признанный образец простоты и изящества, стал основателем первой риторической школы. Исократ - "отец красноречия", сам почти не выступал публично, но оставил много написанных речей и воспитал множество талантливых учеников.

В обстановке подъема и расцвета политического красноречия складывалось представление демократической Греции об идеале человека. Это был образ "общественного человека", способного держать в своих руках управление государством; и искусство владения речью являлось непременной и важнейшей чертой этого образа.

Выразителями этого человеческого идеала выступили во второй половине V в. до н. э. софисты - странствующие "учителя мудрости" (от греч. sophia – «мудрость»). В основе софистики лежит учение об относительности истины и представление о человеке, как мере всех вещей. Объективной истины нет, есть только субъективные суждения о ней, поэтому можно лишь утверждать, что одно мнение убедительнее другого. Научить убедительности, научить "делать слабое мнение сильным" - так представляли свою главную задачу софисты-преподаватели. Для этого в их распоряжении были два средства: диалектика, искусство рассуждать, и риторика - искусство говорить; первая обращалась к разуму слушателей, вторая - к чувствам. Тот, кто умело владеет обоими искусствами, может переубедить любого противника и добиться торжества своего мнения.

Приемы доказательств, применяемые софистами, породили особый термин – «софизм». Софизм - это доказательство по форме правильное, но по существу ложное, основанное на игре слов. В современном языке термин используется в значении «средство обмана и манипуляции людьми».

Примеры софизмов:

Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Следовательно, у тебя есть рога.

Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать.
Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего - есть дело хорошее, следовательно, вор желает хорошего.

Горгий - софист с самой громкой славой. Именно ему принадлежит речь в защиту Елены Прекрасной, жены Менелая, царя Трои. Горгием был написан один из первых учебников красноречия. Он также первый взялся обучать риторике всех желающих с тем, чтобы они умели покорять людей речью, делать их «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Горгий первым стал художественно использовать три риторические фигуры: параллелизм, антитезу и созвучие окончаний; афиняне долго помнили о том неслыханном успехе, какой имели непривычно изысканные, звучавшие как стихи, речи оратора. Горгий, несомненно, был незаурядным психологом: эффект своих речей он усиливал тем, что выступал в пурпурных одеждах.

Расцвет софистики был бурным, но недолгим. Возвысившись с подъемом афинской демократии, она закатилась вместе с нею. Первый вызов софистическому идеалу единства философии и риторики был брошен Сократом (470-399 гг. до н.э.). Сократ выступил против краеугольного положения софистов - учения об относительности истины. Для Сократа абсолютная истина существует, она божественна, выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. В то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние.

В отличие от странствующих софистов Сократ все время жил в Афинах, где у него сложился круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога. Этот диалог принимал форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе не ради развлечения, не ради практических дел, а ради обретения истины. Итак, прекрасная речь, по Сократу, - это диалог, в котором рождается истина. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - утверждал Сократ.

Идеи Сократа были развиты его учеником Платоном (427-347 гг. до н.э.). Платон познакомился с Сократом в Афинах и как ревностный ученик посещал собеседования с великим учителем в течение восьми лет. Позже, основав Академию, Платон продолжает развивать идеи Сократа, став величайшим мастером диалога и полемики.
Жанр диалога Платон довел до совершенства. Для риторики особое значение представляют диалоги Платона «Горгий», «Федр» и «Пир». В диалоге «Горгий» представлена критика существующей риторики (т.е. риторики софистов). В знаменитом диалоге «Федр» Платон изложил свою теорию подлинного и убедительного красноречия. Одним из персонажей этого диалога является философ Сократ. Именно он объясняет юноше Федру, каким должно быть истинное красноречие:

- чтобы речь вышла хорошей, оратор должен постичь истину о том предмете, о котором собирается говорить;

- сила речи заключается в воздействии на душу, поэтому оратор должен быть хорошим психологом, чтобы понять, какого человека какими речами удастся убедить;

- необходимо правильно построить речь (вступление, изложение, свидетельства, доказательства, выводы).

Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены и теоретически обоснованы Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Знаменитый аристотелевский трактат «Риторика», созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств – античных, а впоследствии европейских, в том числе и российских.
В 17 лет Аристотель прибыл в Афины, чтобы получить образование, и поступил в Академию Платона. Аристотель преклонялся перед своим учителем, долгие годы их связывала дружба, которая, тем не менее, не мешала им критиковать друг друга («Платон мне друг, но истина дороже»). После смерти Платона Аристотель в Афинах открыл свою школу, так называемый Ликей.

Аристотелю принадлежит заслуга создания научной теории риторики, которая была им изложена в трактате «Риторика», состоящем из трех частей. В «Риторике» Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие идеи Платона об ораторском искусстве. В первой части книги Аристотель определял риторику следующим образом: «Риторика – искусство убеждать». Все речи Аристотель делил на три вида: совещательные, судебные, торжественные (эпидейктические). «Дело речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, хвалебных – хвалить или порицать», - указывал Аристотель. Наиболее важным в те времена был вид совещательных речей, характерных для политического красноречия. Тематика совещательных речей относилась к финансам, войне и миру, защите страны, вывозу и ввозу продуктов и товаров, законодательству.
В Древней Греции очень высоко ценилось умение произносить судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень важное место (и кардинально отличался от современного суда). Тогда обвинителем мог выступить каждый, так как не было прокуроров. Обвиняемый защищался сам, выступая перед судьями, число которых, например, в Афинах достигало 500 человек. В условиях запутанного судебного права судиться в Древних Афинах было делом нелегким. К тому же не все обладали даром слова, чтобы расположить к себе многочисленных судей. Поэтому обвиняемые прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладающих ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, за плату составляли выступления. Выступления заучивались наизусть и произносились в суде.
В торжественных (эпидейктических) речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились поздравительные речи, панегирики, надгробные речи. Панегирик в античном обществе - патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков, доблесть народа; позднее - похвальное слово оратора в честь кого или чего-либо.
Во второй части «Риторики» Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателей. В этой части заложены основы психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей.
Третья часть «Риторики» посвящена вопросам риторического стиля, его особенностям и достоинствам. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства.

Речь должна быть:

· правильной · благозвучной
· ясной · связной
· выразительной · уместной

Аристотель первым заговорил о необходимости использовать различные стилистические средства в зависимости от того, с какой целью произносится речь, с какой аудиторией оратор имеет дело.

 

В период борьбы Афин против македонского наступления на Грецию Демосфен (384 – 322 гг. до н.э.) стал величайшим оратором страны. Речи Демосфена считаются вершиной аттического красноречия, преклонение перед его гением было всеобщим, его называли «законодателем слова».

Демосфен в молодости вел тяжбу с опекунами, расхитившими его наследство. Юноша сам защищал свои права, и суд вынес решение в его пользу. Окрыленный этим успехом, Демосфен решил посвятить себя политической карьере. Обличительные речи Демосфена против македонского царя Филиппа вошли в историю, получив название «филиппики». В современном языке «филиппика» – это гневная обличительная речь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 4976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.