Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление ассортиментом товаров и ассортиментная политика предприятия




Понятие и классификация ассортимента товаров

В составе количественных характеристик товаров одной из важнейших является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

Под ассортиментом товаров принято понимать набор товаров, объединенный и формируемый по определенному или совокупности признаков.

Этимологическая трактовка понятия «ассортимент» состоит в следующем: ассортимент (от франц. assortment — от assorti — подобранный) набор (подбор) товаров по различным видам, наименованиям и назначению [Словарь иностранных слов. — М.: Рус. яз., 988, С. 59]. А в БСЭ, [т. 2, С. 329] определяется: 1) ассортимент п родукции — состав и соотношение отдельных видов изделий в выпуске продукции предприятия, отрасли производства или в какой-либо группе товаров; 2) в торговом предприятии — подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении принято набор товаров ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к ассортименту.

Одновременно с понятием ассортимента в экономике, коммерции и товароведении применяется понятие «номенклатура». Эти понятия по смыслу близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении понятий: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение — для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения. Говорят, понятие номенклатуры (продукции) применяется главным образом в сфере производства, для обозначения количест­ва наименований производимой продукции, а понятие ассортимен­та (товаров)— главным образом в торговле и товароведении.

Многообразие ассортимента потребительских товаров упорядо­чивается с помощью его классификации, включающей деление на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают ассортимент промыш­ленный и торговый.

Промышленный (производственный) ассортимент — набор това­ров, выпускаемых изготовителем с учетом его производственных возможностей. Торговый ассортимент — набор товаров, формируе­мый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей, стратегия которых ос­новывается на сбыте товаров только конкретной организации. На­пример, в торговый ассортимент любого кондитерского магазина входят товары, изготавливаемые многими кондитерскими предпри­ятиями, хлебозаводами, предприятиями общественного питания. В торговый ассортимент магазина электро- электронно- и радиотех­нической аппаратуры могут входить изделия, выпускаемые фирма­ми «Филипс», «Панасоник», «Сони», «LG», «Горизонт» и др.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

Простой ассортимент — набор товаров, представленный не­большим количеством групп, видов и наименований, которые удов­летворяют ограниченное число потребностей, например, хлебобу­лочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местно­стях.

Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значи­тельным количеством групп, видов, разновидностей и наименова­ний товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Такой ассортимент присущ оптовым базам, розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориен­тирующимся на покупателей с разным спросом.

Групповой ассортимент — выбор однородных товаров, объеди­ненных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулочные, плодовоовощные, молочные, обувные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха — социального.

Видовой ассортимент — набор товаров различных видов и на­именований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он явля­ется составной частью группового ассортимента.

Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значи­тельной степени нацелены на удовлетворение социальных и психо­логических потребностей. Эти потребности удовлетворяются пре­стижными марками автомобилей, моделями одежды, обуви, совре­менной косметикой, коллекцией марочных вин и др.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наиме­нований, в том числе марочных, относящихся к группе однород­ных, но отличающихся однородными признаками. Такой ассорти­мент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравни­тельно небольшим. Так, в торговый ассортимент магазинов, спе­циализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок.

Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые вы­полняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента, на­пример, в обувном магазине — это предметы ухода за обувью, в продовольственном магазине — мыло, спички, хозяйственные товары.

Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функцио­нального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей различают рациональ­ный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии. Формирование ра­ционального ассортимента требует большого учета факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и особенностей внешней среды.

В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменение рационального ассор­тимента. Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом при ог­раниченных затратах для потребителя либо при минимальных за­тратах на их проектирование, производство и доведение до потре­бителя при требуемом (приемлемом) эффекте (результате) для по­требителя.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имею­щийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент — перечень товаров, систематизирован­ный по определенным научно обоснованным признакам для дости­жения обучающих целей.

Ассортимент товаров характеризуется определенной совокупно­стью свойств и показателей.

Свойство ассортимента — специфическая особенность ассор­тимента, проявляющаяся при его формировании.

Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

Состав свойств и показателей ассортимента включает: широту, полноту, устойчивость, новизну, структуру, ассортиментный мини­мум, рациональность, гармоничность. Они могут быть действитель­ными и базовыми. Их содержание и порядок расчета подробно рас­сматриваются в дисциплинах товароведного цикла и в сжа­том виде приведены в табл. 1.

Таблица 1

Состав свойств и показателей ассортимента товаров

Наименование свойств и показателей Определение свойств и показателей
   
Широта ассортимента Количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп
Полнота ассортимента Способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности
Устойчивость ассортимента Способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары
Новизна (обновление) ассортимента Способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров
Структура ассортимента Удельная доля каждого вида и/или наименования товара в общем объеме
Ассортиментный минимум (перечень) Минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации (утверждается органами местного самоуправления)
Рациональность ассортимента Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребления
Гармоничность ассортимента Свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования

 

 

Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента и его развитие в соответствии с конъюнктурой рынка и стратегическими целя­ми организации.

Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющая удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации. При формировании ассортимента учитываются практически все виды активности организации, направленные на отбор продукции для производства и последующей их реализации, а также приведение характеристики продукции в соответствии с требованиями и возможностями потребителей. Развитие ассортимента осуществляется не на основе его расширения (сужения), а углубления и прореживания отдельных продуктовых линий.

Формирование ассортимента не может абстрагироваться от кон­кретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассорти­мента. Это определяет ассортиментную политику организации.

Ассортиментная политика — это цели, задачи и основные направ­ления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента — форми­рование реального и/или прогнозируемого ассортимента, макси­мально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибы­ли. Для этого должны быть решены следующие основные задачи:

§ установлены реальные и предполагаемые потребности в опре­деленных товарах;

§ определены основные показатели ассортимента и проведен анализ его рациональности;

§ выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;

§ оценены материальные возможности организации для выпус­ка, распределения и/ или реализации отдельных товаров;

§ определены основные направления формирования ассорти­мента.

Основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенст­вование, гармонизация. Это направления, краткая характеристика которых приведена в табл.2.

Выбор того или иного направления формирования ассортимен­та требует знания влияющих на него факторов. При этом различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента. Общими факторами, влияющими на формирование промышлен­ного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность. Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента, в свою очередь зависит от сегмента рынка потребителей (их дохо­дов, национальных, демографических и других особенностей). Рентабельность производства и реализации определяется затра­тами производства и обращения, на величину которых значительное влияние оказывают внешние (государственные меры по под­держке отечественных предприятий, налоговая политика и др.) и внутренние факторы (уровень технологических процессов, эконо­мия ресурсов и др.).

Специфичными факторами формирования промышленного ас­сортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торго­вого ассортимента — производственные возможности изготовите­лей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса (ФОССТИС), материально-техническая база торговой орга­низации.

Табл. 2

Характеристика основных направлений в области формирования ассортимента

Направление формирования ассортимента Характеристика направления Причины и факторы
     
Сокращение ассортимента Количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счёт уменьшения его широты и полноты Падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и реализации отдельных товаров
Расширение ассортимента Количественные и качественные изменения набора товаров за счёт увеличения показателей широты, полноты и новизны Увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и реализации товаров, появление новых товаров или изготовителей
Стабилизация ассортимента Состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления Стабильность потребления пищевых продуктов повседневного спроса
Обновление ассортимента Количественные и качественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателей новизны Появление новых потребностей, необходимость повышения качества и конкурентоспособности, стимулирование спроса
Совершенствование ассортимента Количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности Комплекс причин и факторов
Гармонизация ассортимента Количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующим целям организации Стремление ряда «элитных» магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм, при наличии дочерних предприятий в разных регионах

Важную роль в управлении ассортиментом и формировании ас­сортиментной политики предприятия играют нормативные и техно­логические документы, регламентирующие базовую широту и пол­ноту ассортимента. Перечень видов и наименований ассортимент­ных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ, СТО) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел называется «Классифика­ция и ассортимент», или «Ассортимент», или «Виды». Кроме того, в ряде нормативных документов приводится краткая характеристика видов и разновидностей товаров.

Наряду со стандартами различного уровня ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют предприятия-изготовители или торговые организации. Эти документы выполняют двойную функцию, информируя потре­бителей об ассортиментных, качественных и стоимостных характе­ристиках товаров.

За рубежом широко распространены каталоги, которые разраба­тываются на государственном и фирменном уровнях. В нашей стране также проводится работа по созданию Единого государст­венного каталога, после выпуска которого появится технологиче­ский документ, содержащий полный ассортимент российских това­ров, который может быть в качестве базового показателя широты. В настоящее время в России уже выпущен ряд изданий, содержащих перечни отечественных товаров по различным отраслям народного хозяйства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.