Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и типология товаров




ТЕМА 1.5. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА И УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ

 

Во всем многообразии объектов коммерции преобладающую роль играют товары. Товар — это: продукт труда, произведенный для продажи; все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью приобретения, использования или потребления; обособленная ценность, характеризуемая показателями величины, внешнего вида, цены и прочими атрибутами (от лат. attribuo — придаю, наделяю), необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта [БСЭ, 3-е изд., 1970, Т. 2, с. 407]. Товар обладает двумя принципиальными свойствами — потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

Отличительная особенность потребительной стоимости состоит в том, что она выступает носителем меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться в известной пропорции на другие товары. Меновая стоимость является формой стоимости, внешним проявлением ее в акте обмена. Товары классифицируются по различным критериям: товары конечного и промежуточного потребления, товары производственного назначения, товары длительного и краткосрочного пользования, товары повседневного и «интерваль­ного» пользования, товары пассивного и повышенного спроса, то­вары сезонного спроса, товары роскоши, сырьевые продукты и го­товые изделия, экспортные товары, уникальные, новые и подер­жанные товары.

Большинство из приведенных классификационных признаков товаров очевидны по смыслу и не требуют особых пояснений. Не­которые же классификационные признаки, особенно перспектив­ной ориентации, нуждаются в дополнительных пояснениях. К ним в первую очередь относятся следующие товары:

Товар высший — товар, спрос на который растет при росте дохо­дов потребителей за счет уменьшения спроса на низшие товары.

Товар низший — товар, спрос на который падает при росте пред­ложения этого товара и смещается в сторону товаров более высоко­го качества. В условиях роста доходов потребителей эти товары по­степенно вытесняются из потребления и заменяются более качест­венными товарами.

Товар дополняющий — товар, который необходимо использовать в качестве расходного материала или необходимого дополнения к другому (основному) товару. Например, кассеты к фотоаппарату, производящему моментальные снимки, лезвия к бритвенному стан­ку, запасные части к автомобилю и т.п.

Товар инновационный — товар, удовлетворяющий новые потреб­ности (мобильная телефонная связь) или существующие потребно­сти принципиально новым способом (холодильный аппарат без фреона). Подобные товары являются принципиально новыми как для производителей, так и для потребителей.

Товар марочный — товар, имеющий марку, которая предназначена для его идентификации и отличия от товаров и услуг конкурентов.

Товар новый — товар или изделие, принципиально или существенно отличающиеся от известных ранее на рынке, содержащие новые или дополнительные функциональные возможности, изменения в форме, дизайне, имеющие важное значение для потребителей; что сви­детельствует о начальной стадии его жизненного цикла. Товар но­вый: а) открывает перед потребителями возможность удовлетворе­ния совершенно новых потребностей (так называемый пионерный или принципиально новый товар; им в свое время были радиопри­емники, телевизоры, телефон); б) поднимает на новую качествен­ную ступень удовлетворение обычной, известной потребности (цветной телевизор в сравнении с телевизором черно-белого изо­бражения); в) позволяет более широкому кругу потребителей удов­летворять существующую потребность (персональные ЭВМ).

Товар повышенного спроса — товар с уникальными свойствами, для приобретения которого покупатель готов нести дополнительные затраты.

Товар престижный — особый товар, обладающий уникальными качествами, свойствами, выделяющийся из других товаров. Обычно это обладающие высокой ценой товары, производимые и продавае­мые известными фирмами.

Товар сопутствующий — товар, использование которого позво­ляет расширить круг удовлетворяемых потребностей, улучшить ис­пользование других товаров.

Товар стандартизованный — товар, все единицы которого пол­ностью заменяют друг друга, идентичны. Это продукт, который по­купателю безразлично у кого покупать при условии одинаковой цены.

Товары взаимозаменяемые — товары, способные в определенной степени заменять друг друга благодаря тому, что выполняют анало­гичные функции, удовлетворяют те же или похожие потребности. Например, мясо как пищевой продукт можно заменить рыбой или другими белками, фрукты — ягодами, одни виды одежды — други­ми. При повышении цены на один из таких товаров растет спрос на другой, заменяющий его товар, если цена на другой не изменилась и тем самым стала более выгодной для покупателя.

Товар экспортный — товар, который создан для реализации в сегменте рынка той страны (группы стран), куда предприятие намерено осуществлять поставки.

Товарная интервенция — массовая продажа потребительских то­варов из подготовленных заранее резервов с целью сбить ажиотажный спрос и не допустить резкого повышения рыночных цен. Ис­пользуется как одно из средств регулирования и обеспечения стабильности рынка, цен, предотвращения кризисных ситуаций на рынках.

Товарные запасы — количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах. Наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров. В то же время запасы не должны быть избыточ­ными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения. Товарные запасы являются объектом ряда направлений теории запасов, позволяющих рационализировать и при определенных условиях оптимизации запасов (при установленном критерии и введении организационно-экономических ограничений решаемой задачи), что требует применения современных методов исследования операция и экономического моделирования.

Товарный шлейф — комплекс дополнений к товару, которые могут представлять интерес для потребителя и обеспечить успех в конкурентной борьбе, например, послепродажный сервис, прилагаемые запасные узлы, сопутствующие товары.

Товародвижение — физическое перемещение товаров от произ­водителя к потребителю. Выбор схем и условий товародвижения зависит: от необходимой скорости выполнения заказов; возможно­стей срочной доставки товаров; готовности принять товар обратно, если в нем обнаружен дефект; возможности пользоваться различ­ными видами транспорта и обеспечивать необходимые объемы ра­зовых поставок в зависимости от требований покупателей, уровня организации складской сети, наличия достаточных уровней страхо­вых запасов, цен и тарифов по перемещению грузов. Скорость и надежность товародвижения напрямую связаны с затратами по: за­ключению и ведению заказов; упаковке, сортировке, комплектова­нию товаров; получению и отправке грузов; поддержанию запасов; складированию, транспортировке. В настоящее время они состав­ляют весьма существенную часть затрат на организацию сбыта, по­этому их минимизация представляет важную статью экономии всех издержек сбыта.

Товарооборот — это: 1) движение товаров в сфере обращения, свя­занное с их обменом на деньги и переходом от производства к по­треблению; 2) объем проданных и купленных товаров в денежном выражении за определенный период времени; 3) один из важнейших объемных показателей работы торговых организаций, торговой сети.

В системе товародвижения и товарооборота важную роль играет деление товаров на потребительские и товары производственного назначения.

Товары потребительские — это товары, предназначенные для удов­летворения личных (семейных) потребностей, товары индивидуаль­ного потребления. Они в свою очередь классифицируются по: на­значению — продовольствие, одежда, обувь, бытовая техника и т.д.; срокам использования — товары длительного пользования (автомо­били, мебель, телевизоры и т.п.), краткосрочного пользования (пи­щевые продукты, продукция бытовой химии, парфюмерия и др.); характеру спроса — товары массового спроса (пищевые продукты, хозяйственные товары и т.д.) и выборочного спроса (ювелирные изделия, электронная техника и т.д.). Рынки потребительских това­ров обладают массовым типом потребления, множественной конку­ренцией, их структура децентрализована. На данных рынках преоб­ладают стандартные товары, хотя отмечается стабильная тенденция к их индивидуализации; каналы товародвижения многоступенчаты; значительное влияние на спрос оказывает реклама; мотивы покуп­ки сложны и зависят от психологии покупателя, его эмоций, престижных соображений, характера реакции на товары-новинки и др.

Товары производственного назначения (ТПН) — товары, предназначенные для потребления организациями, предприятиями, предпринимателями (индивидуальными и юридическими лицами) в производственных целях (производственно-технологическое обору­дование, строительно-дорожная техника, средства транспорта для перевозки грузов производственного назначения, топливно-сырьевые ресурсы, материалы, комплектующие элементы, полуфаб­рикаты, научные приборы, приспособления и т.п.). При производ­стве и реализации ТПН предпочтение отдается прямым связям производителей с потребителями. Например, на долю прямых про­даж у американских и английских промышленных компаний при­ходится более 2/3 поставок. Необходимость в прямых контактах определяется технико-технологической сложностью данных това­ров, высокой стоимостью единицы товара, длительными сроками потребления (эксплуатации), необходимостью послепродажного и сервисного обслуживания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.