Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Торговые сети и основные принципы размещения магазинов




В последние годы в России стали получать развитие розничные торговые сети, представляющие собой сово­купность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Различают транснациональные и общенациональные се­ти. Они могут образовываться в основном за счет:

· поглощения (покупки) существующей розничной торго­вой сети;

· занятия свободной, ниши;

· агрессивного проникновения — покупки существующих субъектов, их модернизации и строительства новых мага­зинов;

· ассортиментного проникновения — создания специали­зированных торговых предприятий с отсутствующим на региональном рынке ассортиментом товаров и услуг.

Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:

• концентрация аппарата управления сетью в едином центре;

• централизация коммерческой деятельности по закуп­кам товаров;

• сокращение коммерческих функций в магазинах и передача их менеджерам центра; внедрение количественно-стоимостного учета в тор­говой сети;

• оснащение магазинов, входящих в сеть, современны­ми контрольно-кассовыми машинами;

• использование методов штрихового кодирования;

• внедрение информационной системы, соответствую­щей задачам выбранной модели управления.

При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления.

Так, «инвестиционная» модель основана на создании ин- вестирующего и объединяющего финансового центра с са­мостоятельными объектами хозяйствования. При такой мо­дели задачи управления в центре упрощены, а предприя­тия, входящие в сеть, могут быть более инициативными в плане коммерческой деятельности. Однако отсутствие кон­солидации закупочной деятельности, зависимость от каче­ства работы коммерческих служб участников сети не позво­ляет полностью использовать преимущества сетевой органи­зации розничной торговли.

В определенной степени этих недостатков лишена «хол­динговая» модель, при которой центр определяет закупоч­ную политику, но объекты торговли самостоятельны в опе­ративном управлении. Такая модель позволяет более гибко управлять магазинами, но ей присущ чрезмерный рост ап­парата управления и, как следствие, высокие издержки.

Наиболее эффективной моделью сетевой организации розничной торговли является «централизованная» модель. Она основана на том, что единый центр управления деле­гирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентариза­цией и переоценкой товаров. Использование такой модели позволяет снизить издержки и более эффективно исполь­зовать аппарат управления при его концентрации в еди­ном центре, но при этом должна быть обеспечена надеж­ная связь с магазинами, входящими в сеть. Наибольшая экономия технических и трудовых ресур­сов обеспечивается при использовании так называемой «лоточной» модели управления, основанной на полной концентрации управления в центре и практически полном от­сутствии функций управления в магазинах. Информаци­онная система находится в центральном офисе, здесь же сосредоточен весь аппарат управления. При такой системе практически исключаются прямые поставки товаров в ма­газины.

На практике также может быть использована «гибрид­ная» модель, при которой часть магазинов управляется централизованно, а другая часть может работать по «ло­точному» или «холдинговому» принципу.

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рацио­нального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений.

Решая вопросы размещения магазинов в городах, сле­дует учитывать влияние градостроительных, транспорт­ных, социальных и экономических факторов.

В группу градостроительных факторов входят величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, разме­щение мест приложения труда, а также административ­ных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы включают направ­ление и интенсивность основных потоков движения обще­ственного и индивидуального транспорта.

К социальным факторам относят необхо­димость снижения совокупных затрат времени на посеще­ние предприятий розничной торговли, достижение высо­кого качества торгового обслуживания.

Экономические факторы — обеспечение необ­ходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.

К основным принципам рационального размещения роз­ничных торговых предприятий относятся равномерность, групповой признак и ступенчатость размещения магазинов.

Равномерность размещения предполагает расположе­ние магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и, в первую очередь, тор­гующим товарами повседневного спроса и обслуживаю­щим в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение означает необходимость терри­ториального сближения магазинов разного товарного про­филя с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это, в первую очередь, касается разме­щения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствуют универсам или магазин с универсальным ассортиментом продоволь­ственных товаров.

Ступенчатость размещения (ориентация магазинов на определенную зону торгового обслуживания) заключается в делении магазинов на местные и общегородские с учетом их функционального значения.

Магазины местного значения, занимаю­щиеся обеспечением населения основными продовольст­венными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса, размещают в жилой зоне города (микро­районах, жилых комплексах). Они обслуживают население в пределах пешеходной доступности. Основным типом мага­зина местного значения является универсам. Радиус обслу­живания магазинов этой группы составляет 500 м.

Магазины общегородского значения должны предоставлять населению возможность макси­мального выбора товаров и услуг. К этой группе магазинов относят универмаги, продовольственные магазины типа «Гастроном», специализированные магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами. Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города.

Удобным для населения городов является размещение магазинов в составе торговых центров, пред­ставляющих собой комплексы взаимосвязанных предпри­ятий торговли, общественного питания, а также предпри­ятий бытового и коммунального обслуживания, размещае­мых в одном или сблокированных зданиях, объединенных в едином архитектурном ансамбле.

Переход к рыночным отношениям привел к необходи­мости новых подходов к развитию сети розничных торго­вых предприятий. Одной из тенденций в формировании розничной торговой сети в городах становится образова­ние «торговых цепей», включающих в свой состав:

• продовольственные магазины самообслуживания с со­путствующими непродовольственными товарами, рас­считанные на каждодневные покупки, — супер­маркеты;

• крупные универсальные магазины с широким ассор­тиментом продовольственных и непродовольственных товаров массового спроса, расположенные преиму­щественно в пригородах и на трассах, с большими стоянками для автомобилей и рассчитанные в основ­ном на закупки товаров на неделю или на более дли­тельный период, — гипермаркеты;

• магазины, торгующие товарами по ценам более низким по сравнению с другими предприятиями, — мага­зины-дискаунты.

Иные принципы положены в основу размещения роз­ничной торговой сети потребительской кооперации. Ее размещение должно обеспечить создание на территории каждого административного района комплексной системы торгового обслуживания, позволяющей населению приобретать все необходимые товары на месте, не выезжая за покупками в города. Сеть магазинов должна развиваться во взаимосвязи с сельским расселением. При этом обяза­тельно должна учитываться функциональная роль сельских населенных пунктов, которые в связи с этим делятся на следующие типы:

ü районные центры — города, поселки, крупные населен­ные пункты, являющиеся административными, экономи­ческими и культурно-бытовыми центрами обслуживания сельских районов;

ü межхозяйственные центры — малые города, поселки городского типа, крупные села без административных функций;

ü внутрихозяйственные центры — центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий, леспромхозов, а так­же центры производственных подразделений (отделений, бригад и т. д.);

ü рядовые населенные пункты, представленные в основ­ном мелкими поселениями.

Функциональная значимость каждого населенного пунк­та в общей системе расселения на территории сельского ад­министративного района, намечаемые изменения в разви­тии поселений должны в первую очередь учитываться при решении вопросов перспективного развития и размещения розничной торговой сети потребительской кооперации.

Они должны решаться с учетом происходящих измене­ний в экономике обслуживаемых ею районов, финансовых возможностей кооперативных организаций и других фак­торов на основе обоснованных перспективных схем разви­тия и размещения предприятий розничной торговли, разра­батываемых для каждого административного района.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.