Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Благополучного положения в жизни, в % от опрошенных но группе




Степень важности тех или иных условий для того, чтобы добиться

 

Условия благополучия Очень важно Довольно важно Не очень важно Совсем не важно Трудно сказать
Происходить из богатой семьи 18,6 34,8 26,1 15,4 5,0
Иметь образованных родителей 19,7 39,5 27,0 11,3 2,4
Самому иметь хорошее образование 57,1 31,6 8,9 1,7 0,7
Быть честолюбивым 31,9 41,9 17,0 4,2 5,0
Иметь хорошие способности 59,5 33,9 4,3 1,2 1,1
Упорно трудиться 56,4 32,4 7,8 1,9 1,6
Иметь нужные знакомства 46,9 40,2 9,4 2,2 1,2
Иметь политические связи 12,7 19,2 32,9 23,5 11,8
Национальность 4,7 11,0 38,8 37,3 8,2
Место, откуда человек родом 3,0 10,0 32,9 49,4 4,6
Политические убеждения 2,6 7,6 32,4 44,1 13,3
Пол 6,8 19,7 36,3 30,7 6,6
Неразборчивость в средствах, нахальство   10,9   21,4   19,5   25,3   24,9

 

Источник: Социологические исследования. 2000. № 3. С. 17.

 

На первые места среди ценностей вышли хорошее образование, хорошие способности, трудолюбие, а также нужные знакомства. Место рождения, пол, политические убеждения, национальность высокого рейтинга не имеют. Таким образом, главными оказались характеристики, связанные с их личностными особенностями. Понятие “хороших способностей”, которое россияне считают главным фактором успеха, означает готовность и умение жить в условиях конкурентной рыночной экономики и ориентироваться на индивидуальную свободу как высшую ценность.

Если сравнить представление о факторах успеха в России и на Западе, то окажется, что россияне придают личностным факторам успеха гораздо большее значение, а факторам, связанным с образованием, трудом и социальным происхождением, меньшее значение, чем западноевропейцы.

Как показал более глубокий анализ, немалое значение для достижения успеха имеют моральные установки, точнее, готовность нарушить некоторые нравственные и юридические нормы ради достижения успеха и материального благополучия.

С суждением о том, что можно перешагнуть через некоторые нормы морали, если стремишься преуспеть, согласились 54,9% зажиточных и 13,9% бедных. А готовность поступиться материальным успехом, лишь бы не идти вразрез с совестью, проявили 45,1% зажиточных и 86,1% бедных. Таким образом, вырисовывается интересная закономерность: чем богаче человек, тем с большей готовностью он может переступить нравственные нормы, и наоборот[308] (схема 9.2).

По мере движения вниз вдоль социальной лестницы изменяются экономические ценности. В верхнем слое среднего класса более половины выступают за либеральную модель развития экономики (свободный рынок без вмешательства государства), в среднем слое наиболее популярной является модель рыночной экономики с мягким государственным регулированием, а для низших слоев российского общества экономическим идеалом служит модель госкапитализма (современный вариант нэпа).

 

Я лучше не достигну успеха, Чтобы преуспеть, необходимо

но не пойду вразрез с перешагнуть через некоторые нормы морали.

совестью и моралью

 

Схема 9.2. Правовой и нравственный нигилизм усиливается

по мере роста материального положения людей

 

Российские социологи, применив методику Института демоскопии в Алленсбахе, выявили отношение среднего класса к отдельным элементам социально-экономического устройства общества (табл. 9.4).

Из таблицы видно, что россияне более позитивно, чем немцы, относятся к конкуренции. Те и другие одинаково негативно относятся к уравниловке в распределении доходов.

Таблица 9.4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.