Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика структурной мобильности США: 1900—1980 2 страница




В Венеции в 1296 г. слой аристократии был открытым, а с 1775 г., утратив былое значение, становится закрытым. В Римской империи перед ее крушением все социальные страты и группы стали закрытыми. Место среди придворной знати в раннефеодальной Европе было доступно любому дворянину, но впоследствии этот слой становится непроницаемым для новых людей. Тенденция к кастовой замкнутости стала проявляться среди буржуазии в Англии после XV в., а во Франции после XII в.

Современные западные общества характеризуются социологами как одновременно и открытые, и закрытые социальные структуры. К примеру, Б. Шефер, сравнивший масштабы социальной мобильности в Германии в 30-е и в 70-е годы, отметил наряду с фактом высокой вертикальной мобильности также удивительную неизменность, сходство социальной структуры общества в разные исторические эпохи[431]. В США и Японии в высший класс поднимается только 7-10% рабочих. Дети бизнесменов, политиков, юристов имеют в 5—8 раз больше возможностей следовать по стопам своих отцов, чем это случилось бы, будь общество совершенно открытым. Чем выше социальный класс, тем труднее в него проникнуть. Богатые устраивают своих детей в привилегированные школы и университеты, которые стоят дорого, но дают прекрасное образование. Хорошее образование — необходимое условие для того, чтобы иметь престижную профессию и получить должность дипломата, министра, банкира, профессора. Именно высший класс принимает законы, которые выгодны ему и невыгодны другим. Согласно данным исследования Л. Дубермана, в течение целого столетия американская классовая структура сохранялась относительно неизменной[432]. Эмпирические исследования процесса классообразования в Англии также свидетельствуют о неподвижности иерархической структуры и ее закрытости[433].

Социальная мобильность населения, подсчитанная в пределах жизни одного или двух поколений, подтверждает жесткую неизменность социальной структуры во Франции, где наблюдается преобладание наследования профессий из поколения в поколение. Во Франции в периоде 1945 по 1975 г. на каждом уровне социальной структуры наблюдалась скорее тенденция к неизменности, чем к изменению: верхний и нижний слои иерархии оставались изолированными[434]. Эти выводы подтверждаются исследованиями социальных биографий Д. Берто, который показал, что лишь небольшая часть служащих повышает свой социальный статус, а 41% детей служащих становятся рабочими[435].

Таким образом, тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Она характеризует стабилизацию социальной жизни, переход от раннего к зрелому этапу развития, а также возрастание роли приписываемого статуса и снижение роли достигаемого.

В молодом быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность проявляется очень интенсивно. Россия эпохи Петра I, Советская Россия в 20—30-е годы, Россия эпохи перестройки (90-е годы XX в.) - примеры подобного общества. Выходцы из средних и даже низших классов благодаря счастливым обстоятельствам, способностям или изворотливости быстро продвигаются наверх. Здесь имеется множество свободных вакансий. Но когда все места заполнены, движение вверх замедляется. Новый высший класс отгораживается от проникновения запоздавших искателей множеством социальных барьеров. Социальная группа закрылась.

 

По мнению западных социологов, только в период индустриализации в СССР было открытое общество, что объясняется острой нехваткой управленческих кадров. Тогда в СССР все люди, разумеется, за исключением классовых врагов, имели равное исходное положение и равные шансы на социальное восхождение. В стране была создана система массовой подготовки специалистов. Позже потребности в кадрах были удовлетворены — даже с некоторым запасом: люди с высшим образованием стали занимать рабочие места. Таким образом, появились рабочие-интеллигенты. Советские обществоведы сочли это за очередное достижение социализма. Но в “застойный” период, т.е. в 70—80-е годы, начинается саморекрутирование социальных слоев. Общество стабилизировалось, и вертикальная мобильность снизилась. Социальные слои стали воспроизводиться преимущественно за свой счет: дети рабочих становились рабочими, дети служащих — служащими. Социологические исследования этого периода выявили явную тенденцию к получению высшего образования у детей, чьи родители тоже имели высокий уровень образования. Эта тенденция была значительно ниже в других группах населения[436]. Результаты социологических исследований 70—80-х годов свидетельствуют о высокой степени закрытости даже рабочего класса. С 1986 г. он пополнялся главным образом за счет выпускников ПТУ, ТУ и других аналогичных учебных заведений[437]. Такая же структура воспроизводства была характерна и для группы работников сферы обслуживания. Застой и стагнация, охватившие общество, заставили руководство страны начать перестройку, перешедшую в капитализацию.

В стабильных капиталистических обществах (США, Англия, Франция, ФРГ и др.) высший класс давно уже стал потомственным. Накопление богатств началось внутри родственных кланов, создаваемых взаимными браками, несколько столетий назад. В США высший класс сохраняет непрерывность во времени с XVIII в. и восходит корнями к переселенцам из Северной Ирландии. Социализация детей в закрытых школах, а затем практика в родительских областях деятельности, корпорациях и компаниях обособляют высший класс от остального общества.

Какие же группы населения составили новый высший класс в России? Основной костяк представлен теми, кто принадлежал к нему и при советской власти, а именно номенклатурой (70%); теми дельцами, которые занимались при советской власти подпольным бизнесом и в новых условиях смогли легализировать сколоченное состояние, т.е. криминальными элементами (15%); ловкими людьми, представителями разных групп – от сотрудника НИИ до преподавателя вуза, оказавшимися полезными либо номенклатуре, либо криминалитету (15%). В целом высший класс был укомплектован к 1994 г., вся общественная собственность в основном поделена между мощными группировками и кланами.

Специфической особенностью нового высшего класса в России стало очень быстрое его складывание и такое же быстрое – в гораздо более короткие сроки, чем в западных странах, – его закрытие.

Социальное закрытие высшего класса в России стало наблюдаться уже в 1994 г. До того, т.е. в период с 1989 по 1993 г., возможности продвинуться наверх для всех россиян были хотя бы формально открытыми, хотя и неравными.

Известно, что емкость высшего класса объективно ограничена и составляет не более 3 – 5 % от численности населения. В 1989 – 1992 гг. крупные капиталы “сколачивались” легко. Сегодня, чтобы получить доступ в элиту, необходимы капиталы и возможности, какими большинство людей не располагает.

Вместе с тем открыт доступ в сельский и городской средний класс. Прослойка фермеров крайне незначительна и не превышает 1%. Средние городские сло еще не сформировалисью Но их пополнение зависит от того, как скоро новые русские и руководство страны будут оплачивать квалифицированный умственный труд не по прожиточному минимуму, а по его рыночной цене.

В современном российском обществе у высшего класса есть вторая черта – демонстративная роскошь, но нет первой – наследственности. Но и она начинает активно формироваться благодаря закрытию высшей страты.

По мнению М. Ф. Черныша, процесс модернизации современного российского общества не сопровождается увеличением социальной мобильности. “Закрытость” основных социальных групп продолжает нарастать независимо от реформ в экономике. Иными словами, сколь ни серьезны нынешние перемены, они не затронули основ социальной структуры российского общества[438].

Модернизация российского общества сводится прежде всего к перераспределению материальных и социальных ресурсов. Нынешняя попытка модернизации похожа на то, что происходило в России после октября 1917 г. Тогда “локомотивом” перехода к “современности” считалась радикальная перестройка социальных отношений. Складывается впечатление, что нынешние реформаторы верят в то, что главная задача состоит в том, чтобы любой ценой создать предпринимательский класс, который возьмет под свой контроль экономические ресурсы страны и выведет ее из кризиса. Но опыт других стран свидетельствует, что предпринимательский класс, возникший вне

 

производственной деятельности, не способен выполнить эту роль[439].

Россия пережила минимум две крупные волны маргинализации. Первая наступила после революции 1917 г. Из социальной структуры были насильственно выбиты два класса – дворянство и буржуазия, входившие в элиту общества. Новая пролетарская элита стала формироваться из низших классов. “Красными директорами” и министрами в одночасье стали рабочие и крестьяне. Минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения – через средний класс, – они перескочили одну ступеньку и попали туда, куда не могли попасть раньше и не попали бы в будущем (схема 11.2).

 

 

Схема 11.2. Первая волна маргинализации. После революции 1917 г. в

социальной структуре российского общества произошли серьезные

трансформации. Исчезли дворянство и буржуазия, составлявшие высший

класс (элиту). Освободившееся место заняли представители низших

классов, которые тут же оказались в маргинальной ситуации.

По существу, представители советской элиты оказались теми, кого можно назвать восходящими маргиналами. Они оторвались от одного класса, но не стали полноценными, как это требуется в цивилизованном обществе, представителями нового, высшего класса. У них сохранились прежние манеры поведения, ценности, язык, культурные обычаи, свойственные низам общества, хотя они искренне старались приобщиться к художественным ценностям высокой культуры, обучались грамоте, ходили в культпоходы, посещали театры и агитационные студии.

Такой путь снизу наверх сохранялся вплоть до начала 70-х годов, когда отечественные социологи впервые установили, что все классы и слои советского общества теперь воспроизводятся на собственной основе, т.е. только за счет представителей своего класса. Так продолжалось всего два десятилетия, которые можно считать периодом стабилизации советского общества и отсутствия массовой маргинализации.

Вторая волна наступила в начале 90-х годов и также в результате качественных изменений социальной структуры российского общества (схема 11.3).

Возвратное движение общества от социализма к капитализму привело к радикальным изменениям в социальной структуре. Элита общества сформировалась из трех пополнений: криминалитета, номенклатуры и разночинцев. Определенная часть элиты пополнилась из представителей низшего класса — бритоголовые прислужники российских мафиози, многочисленные рэкетиры и оргпреступники – часто являли собой бывших пэтэушников и недоучек. Эпоха первоначального накопления — ранняя фаза капитализма — вызвала к жизни брожение во всех слоях общества. Путь к обогащению в этот период, как правило, лежит вне правового пространства. Среди первых начали обогащаться и те, кто не имел высокого образования, высокой нравственности, но вполне олицетворял “дикий капитализм”.

В элиту вошли кроме представителей низов разночинцы, т.е. выходцы из разных групп среднего советского класса и интеллигенции, а также номенклатура, которая в нужное время оказалась в нужном месте, а именно у рычагов власти, когда предстояло делить общенародную собственность. Напротив, преобладающая часть среднего класса совершила нисходящую мобильность и пополнила ряды бедных. В отличие от старых бедных (деклассированных элементов: хронические алкоголики, нищие, бездомные, наркоманы, проститутки), существующих в любом обществе, эту часть называют “новыми бедными”. Они являют специфическую черту России. Такой категории бедных нет ни в Бразилии, ни в США, ни в одной стране мира. Первая отличительная черта – высокий уровень образования. Учителя, преподаватели, инженеры, врачи и другие категории бюджетников оказались среди бедных только по экономическому критерию – доходам. Но они не являются таковыми подругам более важным критериям, связанным с образованием, культурой и уровнем жизни. В отличие от старых хронических бедных “новые бедные” — временная категория. При изменении экономической ситуации в стране в лучшую сторону они готовы вернуться в

 

Схема 11.3. Вторая волна маргинализации. В результате перехода

российского общества в 90-е годы от социализма к капитализму в

социальной структуре произошли серьезные трансформации. В состав

новых русских (элита) вошли представители из низших слоев. Средний

класс поляризовался, распавшись на два потока: часть (номенклатура и

разночинцы) пополнили элиту, а другая часть (“новые бедные”)

пополнила ряды бедных.

 

средний класс. И детям они стараются дать высшее образование, привить ценности элиты общества, а не “социального дна”.

Таким образом, радикальные изменения социальной структуры российского общества в 90-е годы связаны с поляризацией среднего класса, расслоением его на два полюса, пополнивших верхи и низы общества. В результате численность этого класса существенно сократилась.

Попав в слой “новых бедных” российская интеллигенция оказалась в маргинальной ситуации: от старых культурных ценностей и привычек она отказываться не хотела и не могла, а новые принимать не желала. Таким образом, по своему экономическому положению эти слои принадлежат к низшему классу, а по образу жизни и культуре – к среднему. Точно так же в маргинальной ситуации оказались представители низшего класса, пополнившие ряды “новых русских”. Для них характерна старая модель “из грязи в князи”: неумение прилично вести себя и говорить, общаться так, как требовал того новый экономический статус. Напротив, нисходящую модель, характеризующую движение бюджетников, можно было бы назвать “из князи в грязи”.

Некоторые специалисты полагают, что маргинальность — это однопоколенное явление, временный фантом. Приехавшие из сельской местности в города маргинальны, но их дети лишь отчасти наследуют по инерции некие элементы маргинальной субкультуры. А уже во втором-третьем поколениях эта проблема исчезает, и, таким образом, маргинальность преодолевается[440].

 

Р. Дарендорф полагал, что чем выше уровень жизни населения, тем в большей степени население склонно ассимилировать буржуазные ценности западной цивилизации и в меньшей — ценности социализма. Процесс обуржуазивания присущ обществу, выходящему из социалистической фазы развития, и связан он с постепенным обретением индивидуалистических ценностей и собственнических ориентации.

К демографическим факторам относятся: рождаемость и смертность населения, его миграция, брачность, разводимость, дробление и укрупнение семей. Демографические процессы переводят структуру населения в новое состояние: складываются иные пропорции между разными категориями населения, меняются их размещение по территории, степень их однородности, типичные средние параметры.

Влияние демографических факторов в статистике определяется из расчета, в котором общий прирост (ОП) населения (всего населения или отдельных его категорий) подразделяется на естественный (ЕП) и миграционный (МП). Показатели могут быть представлены в абсолютном выражении и в расчете на 1000 человек населения. В табл. 11.2 приведены результаты таких расчетов по России в динамике (АТП — административно-территориальное преобразование).

Данные табл. 11.2 свидетельствуют об устойчивой долговременной тенденции перемещения сельского населения в города, на это указывает отрицательное сальдо миграции сельского населения. Кроме того, имел место миграционный отток в другие республики. Наиболее резкие изменения показателей произошли к 1993 г. В 90-е годы в связи с переменой социально-экономической и политической обстановки в стране возникли новые тенденции. Они вызваны прежде всего значительными миграционными потоками из бывших союзных республик в Россию. Сместились все прежние пропорции: соотношение естественного и миграционного приростов, соотношение показателей по городскому и сельскому населению. Экономический кризис, с разной силой затронувший различные регионы, обострение межнациональных отношений и появление очагов военных действий резко изменили демографическую ситуацию в стране и по отдельным территориям, что привело к сдвигам в составе населения[441].

 

Таблица 11.2

 

Компоненты динамики численности постоянного населения Российской Федерации (на 1000 человек среднегодового населения)

 

  Годы Все население Городское население Сельское население
ОП ЕП МП ОП ЕП МП АТП ОП ЕП МП АТП
1966 – 1970 0,55 0,65 -0,10 1,98 0,67 1,16 0,15 -1,65 0,61 -2,03 -0,23
1976 – 1980 0,64 0,55 0,09 1,42 0,64 0,68 0,10 -1,10 0,34 -1,21 -0,22
1986 – 1990 0,64 0,50 0,14 1,06 0,52 0,47 0,07 -0,48 0,45 -0,74 -0,19
  1,09 0,74 0,35 -1,13 0,60 -0,05 -1,68 7,31 1,14 1,47 4,71
  -2,07 -4,96 2,89 -4,21 -5,08 1,53 -0,65 3,80 -4,63 6,64 1,79

 

Источники: Население России. Ежегодный демографический доклад. М.: Евразия, 1993. С. 73; Демографический ежегодник РФ. 1993. М.: Госкомстат России. 1993: С. 10-12.

 

 

На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Молодым свойственна профессиональная, взрослым — экономическая, пожилым — политическая мобильность. Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших — меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.

Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное.

Профессионалы (врачи, юристы и т.п.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, скажем, в США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.

Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.

 

Миграция представляет собой разновидность горизонтальной мобильности. Миграция населения — это перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства (переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню и обратно, из города в город, из деревни в деревню). Она подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года), зависящую от времени года (туризма, лечения, учебы, сельхозработы), маятниковую — регулярные передвижения изданного пункта и возвращение в него (табл. 11.3).

 

Таблица 11.3

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.