КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сценарии досуга. Проблемы современной системы образования
Признаки игры Проблемы современной системы образования Современная система образования сложилась в средние века и до сих пор в своей организации сохраняет многие черты средневековой культуры. Доска, мел и тряпка, слушание лекций, пассивная работа учащегося. Необходимо внедрять компьютерное обучение, включение в интернет-программы и т.д. Культура игры 1. Свободная деятельность ( доборовольная, не долг, излишество). 2. Неутилитарность, отсутствие других целей, кроме удовольствия от игры. 3. Выход за рамки реального в область воображаемого. 4. Обособленность от «обыденной» жизни, существование в замкнутом пространстве-времени. 5. Законы – правила, отклонение от которых расстраивает игру, порядок внутри игрового пространства-времени - эстетика игры. 6. Напряжение, дух борьбы, непредсказуемость исхода игры, эмоциональная насыщенность, зрелищный характер игр, наличие болельщиков 7. Стремление к ассоциации и объединению играющих в содружество. Игровые сценарии в культуре: · религиозные культы · игровые элементы в искусстве · игры, связанные с исполнением социальных ролей · манипулятивные игры · праздничные церемониалы · игровой элемент в экономике, правосудии, политике, дипломатии, военном деле, науке В настоящее время – две тенденции: вытеснение игровых элементов из деловой жизни общества и разрастание мира игр как особой сферы деятельности. Культура досуга Досуг – условие развития культуры Для того, чтобы культура развивалась, у людей должно быть свободное от труда время и силы для его активного использования. Имущественное неравенство между классами - цена, которую человечество заплатило за культурный прогресс 1. Отсутствие отдыха. 2. Будничное безделье. 3. Домашняя работа. 4. Праздник. 5. Смена занятий. 6. Сочетание отдыха с работой. Культура общения Аспекты культуры общения: · внешний, ритуальный, «этикетный» - выполнение общепринятых ритуалов общения, правил этикета, предписывающих, что и как надлежит во время общения делать; · внутренний, социально-психологический - характер отношений между людьми. Виды общения: 1. Формальное · Анонимное - кратковременный контакт между незнакомыми людьми · Функциональное - люди вступают в контакт как исполнители определенных функций 2. Неформальное: · Приятельское - общение достаточно хорошо знающих друг друга людей · Интимное – общение, основанное на личностной эмоциональной заинтересованности друг в друге и глубокой душевной близости: дружба, любовь.
Часть III. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
Глава 11. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА Общество как социальный организм Общественная жизнь есть реальность особого рода – социальная реальность, которая: - объединяет в себе материальное и духовное; - не сводится к сумме составляющих его индивидов, потому что они не просто сосуществуют независимо друг от друга, а взаимодействуют между собою; - не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Общество как единая целостная система – социальный организм, способный к исторически длительному автономному существованию («самодостаточный»). Синергетический подход к пониманию общества Общество как социальный организм представляет собою сверхсложную диссипативную эволюционирующую систему. Ее свойства: 1. Взаимодействие со средой – материальное производство à экономика. 2. Самоорганизация – социальная иерархизация, управление, власть à политика. 3. Рост объема используемой информации – информационная среда в человеческом обществе à культура. Генезис культуры «Системный эффект»: не изменение частей определяет свойства целого, а изменение организации системы ведет к появлению новых свойств у ее частей. Культура возникает не потому, что у человека появляется разум, а, наоборот, разум у человека развивается потому, что возникает культура. Антропогенез есть продукт социогенеза и культурогенеза. Энергетика и динамика развития культуры Закон культурной эволюции Л.Уайта: Культура развивается по мере роста потребляемой обществом энергии. В свете информационных и синергетических представлений рост информации – это «оборотная сторона» роста энергетической мощи общества. Культура – «механизм для обработки информации». Культура как коллективный интеллект Подобно интеллекту индивида, культура – интеллект общества: · Самоорганизующаяся синергетическая структура, элементами которой являются индивидуальные интеллекты. · Фрактальная система. · Функциональная асимметрия – как в мозге, формально-логическая (наука) и художественно-образная (искусство) подсистемы. Социальные условия культурной динамики · Людские ресурсы (творцы и последователи) · Финансы · Свобода творчества, коммуникации, обмена и распространения информации В «закрытом» обществе: «избыточная нормативность», регламентация всех форм человеческой жизнедеятельности, строгое соблюдение традиций, неодобрительное отношение к творческим новациям, враждебность ко всему чужому. В результате – застойный характер общественной жизни.
В «открытом» обществе: демократия, свобода мышления и поведения, плюрализм, социальная мобильность, возможностью перемещений по уровням социальной иерархии в зависимости от личных достижений и заслуг, отсутствие жесткой регламентации поведения людей «сверху», поощрение активности, личной инициативы, оригинальных новаций, свобода коммуникаций и обмена информацией. В результате – динамичность развития культуры и высокие темпы социально-экономического прогресса. Культура как средство и культура как цель По закону оборачивания средств в цели изменяется роль культуры в обществе: сначала - средство информационного обеспечения жизни общества, затем - самоцель.
Глава 12. ТВОРЧЕСТВО - ДВИЖУЩАЯ СИЛА КУЛЬТУРЫ Основные признаки творчества: · Качественная новизна · Социальная значимость (ценность, важность для общества). Логика и интуиция в творческом мышлении Творческое мышление неалгоритмично. Если для решения задачи нет готовых алгоритмов, принципиально новую идею решения подсказывает интуиция, а логика оправдывает (или отвергает) выбор идеи, но не предопределяет его. Генерация и селекция · Генерация – порождение новых идей · Селекция – выбор из множества этих идей тех, которые ведут к решению поставленных задач. Творческий процесс сам себя регулирует: в нем есть внутренняя логика, обусловленная содержанием творческой задачи. Это самоуправляемый процесс.
Глава 13. МЕХАНИЗМЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ Традиционная и инновационная культура · Традиционная: доминирование традиционности над новаторством. Общество веками остается почти неизменным. · Инновационна я: новаторство доминирует над традиционностью Создаются условия для технического и социально-экономического прогресса общества. Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к культуре инновационной. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура · Постфигуративная: подрастающее поколение перенимает опыт у старших. · Кофигуративная: и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников. · Префигуративная: не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |