КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Альтернативные подходы к пониманию культурно-исторического процесса
От традиционной культуры к креативной От первобытной культуры к феодальной Антропосоциокультурогенез Аттрактор, определивший направленность этого процесса – облавная охота на крупного зверя. Первобытная культура: синкретизм и традиционность. Три направления эволюции: 1. Скотоводство 2. Земледелие 3. Ремесло. Выход на главную магистраль развития культуры – чрез ремесло и образование городов Феодальная культура – с истема четырех субкультур: · религиозная - «культура храма и монастыря»; · светско-аристократическая - «культура замка и дворца»; · простонародная (фольклорная) - «культура села и хутора»; · бюргерская - «культура средневекового города», требующая знаний и умений, рождающая побудительные силы для развития. Культура Ренессанса – п ереход от феодального типа культуры к буржуазному. · освобождение от религиозного мистицизма; · осознание единства телесного и духовного, «открытие личности».
Основные течения в развитии культуры XVIII-XX вв.: · Просвещение · Романизм · Позитивизм · Модернизм · Постмодернизм. Буржуазная культура: Смена традиционализма креативизмом. Три подсистемы: 1. Массовая субкультура 2. Элитарная субкультура 3. Пережитки фольклора. Современная культурная ситуация Постмодернизм - новый тип культуры, перелом в истории мировой культуры, поиск путей к преодолению разрыва между элитарной и массовой культуры, традициями и новаторством, Западом и Востоком, эпоха «многомерного диалога» как способа существования культуры и человека в культуре. Три ступени развития культуры: 1. Теоцентристская - имела своей основой мифологическое сознание, которое достигло высшей своей формы в мировых религиях эпохи феодализма. 2. Натуроцентристская - началась с эпохи Возрождения, поставила на место Богов природу: ей поклоняются, ее изучают, преобразовывают, изображают в искусстве. 3. Антропоцентристская - с середины ХХ в. Переход к ней – смысл современного периода истории. От разобщенности – к культурному единству человечества · Однолинейность: все страны и народы движутся по одной и той же магистрали культурного развития. Одни из них (западные) вырываются в этом движении вперед, достигая более высокой ступени развития культуры; другие отстают и застревают на более низком культурном уровне, но рано или поздно их культура тоже должна подняться на эту ступень. · Полилинейность: история человечества предстает как история отдельных обществ (стран, народов), существующих в течение какого-то ограниченного времени; культуры этих обществ рождаются и умирают вместе ними. Универсального, охватывающего все общества процесса развития не существует. Культуры разных обществ несопоставимы, сравнивать их по уровню развития нельзя, ибо каждая из них развивается по-своему. Альтернативу можно преодолеть, исходя из того, что при полилинейности и разнообразии культур в них существуют одинаковые компоненты – универсалии культуры. Наличие их определяет общность и единство всех культур. Культурное объединение человечества – формирование единой мировой культуры В прошлом, когда связи между локальными культурами были слабы, - история шла полилинейно. В современную эпоху связи между культурами растут, и антропологическое единство человечества дополняется его культурным единством. Полилинейность сменяется однолинейным прогрессом – движением к единому общему аттрактору. Две тенденции: сохранение уникальности и движение к синтезу культур.
[1] Подробное изложение учебного курса на основе этой концепции см. в книге: Кармин А.С Культурология. СПб. Изд-во «Лань», 2003 (2-е изд.). [2] От лат. cognitio - знание, познание. [3] Таким образом, регулятивы, как и ценности, связаны со знаниями. Но одно дело - сами регулятивы, а другое - знание о них. Разница тут очевидна: она выражается хотя бы в том, что можно знать нормы и правила, но не следовать им. [4] ЛотманЮ.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994. С. 6-11. [5] Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2001. С. 395. [6] От греч. eicõn – изображение [7] От лат. conventio - соглашение, договор, условие [8] Слово «символ» часто употребляется не только в описанном здесь смысле, но также и для обозначения всякого знака вообще, т.е. как равнозначное слову «знак» (так, в частности, толковал его Л.Уайт). [9] СоссюрФю де. Труды по языкознанию. М., 1977. С.101. [10] Следует отметить, что слово “язык” используется в двух смыслах: в узком - для обозначения только естественных языков, в широком - для обозначения и других знаковых систем (например, выше говорилось о “ художественном языке”). Обычно из контекста нетрудно понять, в каком из этих смыслов оно употреблено. [11] В физической теории относительности доказывается, что пространственные и временные параметры явлений зависят от системы координат, в которой проводится наблюдение; аналогично этому гипотеза лингвистической относительности, как поясняется ниже, утверждает, что картина мира зависит от языковой системы, в которой она описывается. [12] Мечковская Н.Б.Социальная лингвистика. М., 1996. С. 53. [13] О переводах стихотворения Гейне «Сосна и пальма» и многих других интересных фактах из истории русского языка занимательно рассказывает писатель Лев Успенскийв книге «Слово о словах». [14] Здесь имеется в виду как устная, так и письменная речь; коммуникативные функции языка рассматриваются применительно к обоим этим видам речи. Подробнее о письменности (знаковых системах записи) и о специфических особенностях письменной речи говорится в §6. [15] Бывает, правда, и так, что предмет сообщения отсутствует; в этом случае сообщение бессодержательно, и референтной функции язык не выполняет. [16] М.М.Бахтинпоказал, что необходимость постоянного следования нормативам культуры закономерно порождает потребность в хотя бы кратковременном нарушении их, выходе из рамок добропорядочного, размеренного повседневного «культурного поведения»; эта потребность реализуется в «карнавале» - символическом бунте против культуры. «Карнавальная жизнь»- хаос, разгул, потеха, оргия - санкционированное нормами культуры время забвения этих норм. Даваемая инвективой разрядка есть своего рода «карнавальное действие», совершаемое вне официально разрешенного времени карнавала. [17] Языков, на которых говорят более 100 миллионов человек, всего 12 (по данным 1990 г.): китайский (1000 млн.), английский (500 млн.), хинди вместе с урду (350), испанский (300), русский (250), индонезийский (200), арабский (200), бенгальский (180), португальский (150), японский (130), немецкий (100), французский (100). [18] Например, юкагирский - около 250 чел., ливский - прибалтийско-финский язык с двумя диалектами - около 100 чел. (поданным 1979 г.). [19] ДешариевЮ.Д. Социальная лингвистика. М., 1977. [20] Кузнецова Н.И.Наука в ее истории. М., 1982. С. 87. [21] КнабеГ.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С.99-112. [22] РадищевА.Н. Избр.соч. М.-Л., 1949. С.12-13. [23] Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб, 1996. С. 69. [24] «Аргументы и факты». 1996. № 21 (Воспоминания Зои Томашевской). [25] Как в повседневной речи, так и в научной литературе до сих пор не сложилось единообразное и однозначное употребление этнической терминологии. Народы, живущие в условиях доиндустриальной экономики, обычно называют народностями. Этим же словом именуют и просто малые по численности этнические группы. Слово «нация» часто считают синонимом «национальности» и обозначают им этническое происхождение человека. Вместе с тем им пользуются также и для обозначения государства или его населения в целом (например, «Организация Объединенных Наций»). [26] МечковскаяН.Б. Социальная лингвистика. М., 1996. С. 98. [27] От греч stereos – твердый, typos -- отпечаток [28] Введение в этническую психологию. СПб, 1995. С. 95. [29] Более подробно об этнокультурных стереотипах см.: КарминА.С. Культурология. СПб., «Лань», 2003 [30] БердяевН.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. // О России и русской философской культуре: философы послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 44. [31] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви, т. 2. Париж,1959. С. 543. [32] Ключевский В.О. Соч., т. 8. М, 1990. С. 396. [33] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 13. [34] От греч. syncretis – соединение. [35] Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры. М,, 1984. С. 191. [36] Рассел Б.История западной философии. М., 1959. С. 115-116. [37] Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. С. 6. [38] БаткинЛ.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978, с.170 [39] Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.169. [40] На Западе вместо «модернизм» часто говорят «модерн». В то же время термин модерн используется также для обозначения определенного направления в архитектуре и изобразительном искусстве, включающего в себя такие стили, как символизм, импрессионизм, декоративизм. [41] См., напр.: КонрадН.И. Запад и Восток. М., 1972; КаганМ.С., ХилтунинаЕ.Г. Проблема «Запад–Восток» в культурологии. Взаимодействие художественных культур. М., 1994; КульпинЭ.С. Бифуркация Запад–Восток. М., 1996. [42] СенгорЛ. Негритюд: психология африканского негра. // Ступени, 1992, № 3. [43] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. [44] [44] Слово парадигма по-гречески означает пример, образец. [45] В литературе иногда «технологической культурой» (или «технической», «технотронной», «гехногенной» и т.п.) называют этап в развитии культуры, начавшийся с возникновения крупного машинного производства, или эпоху индустриальной цивилизации. В этой книге понятие технологической культуры употребляется в ином смысле – как обозначение некоторой «зоны» культурного пространства, т.е. области, части, стороны мира культуры, которая существует в различных типах культур, в том числе и в древних. В эпоху же индустриальной цивилизации эта область культуры приобрела особенно большое значение, что и побудило некоторых авторов характеризовать эту эпоху как период технологической (технической, технизированной и.д.) культуры.. [46] ФрейдЗ. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 19. [47] Верование и вера – не одно и то же. Вера – это убеждение в истинности какого-либо знания при отсутствии доказательств его истинности. А верование – это знание, основанное на вере. [48] Следует заметить, что существуют идеологические системы, отстаивающие противоположные ценности: социальное неравенство (элитарная идеология – например, у аристократии), ограничение свободы (например, свободы слова, печати и др. в идеологии тоталитаризма), безгосударственность (в анархизме, а также в идеальном коммунистическом обществе по Марксу). [49] От лат. deviatio - отклонение [50] Соколова В.К. весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. С. 47. [51] Курс философии читается во всех вузах, и поэтому нет необходимости на ней здесь останавливаться [52] О мистике см. гл.6, §1.3 [53] См. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Л.,1 930. С.45. [54] Определение стереотипа см. в гл.3,§1.3 [55] См.: Иллюстрированная история религии. В 2-х тт. Т.2. М., 1992. С. 82-83. [56] ЛопухинА.В. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986 (репринт издания 1887 г.). С. 120. [57] «Если мы рассмотрим все теоретическое и все нравственное содержание учения Христа, которое мы находим в Евангелии, то единственно новым, специфически отличным от всех других религий, будет здесь учение Христа о Себе самом, указание на Себя самого как на живую воплощенную истину». (Соловьев Вл. Чтения о Богочеловечестве / Соч. в 2 тт. Т. 1. М., 1989. С. 196). [58] См. также гл.14,§6.4, где говорится об идеационной культуре в концепции П.Сорокина. [59] Сергей Довлатов в своих «Записных книжках» со свойственным ему остроумием выразил эту мысль так: «Самое большое несчастье моей жизни – гибель Анны Карениной». [60] См.: Тендряков В. Плоть искусства / Собр.соч. в 5 тт. Т.3. М., 1988; его же: Искусство и самопознание / Вопросы философии, 1977, №8. [61] Набоков В. Две лекции по литературе / Иностранная литература, №11, 1997. С. 196. [62] Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи, беседы, речи. М., 1970. С.398. [63] См. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. [64] Порталь Ф. Символика цвета от античности до Нового времени / Серов Н.В. Античный хроматизм. СПб, 1995. С. 431. [65] БранскийВ.П. Искусство и философия. Калининград, 1999. С. 112. [66] Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999. С. 109. [67] Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. Начало общей психологии. Часть 2. СПб, 1999. С. 423, 422.. [68] Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М., 1979. С. 9. [69] Каган М.С.Философия культуры. СПб, 1996. С. 131. [70] Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997. С. 313. [71] Геродот. История (III, 38). Л., 1972. [72] Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб, 1995. С.241. [73] ЛюбутинК.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М, 1981. С. 228. [74] Кант И. Соч. в 6 тт. Т. 4, ч.2. М., 1965. С. 376. [75] Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 509. [76] В латинском языке право – jus, отсюда juridicus – юридический, т.е. правовой, justitia – юстиция.. [77] Галеры – гребные суда. На них к каждому веслу приковывали 5-6 человек, которые ели и спали, не покидая своей скамьи. Ссылка на галеры обычно была бессрочной, но гребцы, измученные тяжкой рпботой, лишенные воздуха, света и нормальной пищи, быстро погибали. [78] Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.М., 1997.С. 205, 209. [79] Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузоваи А.В.Малько. М., 1997. С. 602. [80] Жуховицкий Л. Век стукача? // Литературная газета, 29.4.1998. [81] Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 115. [82] Вебер М. Политика как призвание и профессия / Избр. произв. М., 1990. С.645. [83] Федеративное государство, в отличие от унитарного, состоит из регионов, которые обладают какими-то элементами государственного суверенитета - например, собственным законодательством и т.п. [84] Парламентарная республика отличается от президентской тем, что в ней должность президента либо отсутствует, либо занимается не на основе всенародных выборов и наделяется малым объемом реальных полномочий. [85] От греч. χαριςμα – божественный дар. [86] Понятие «технология» в традиционном, более узком смысле используется для обозначения организации какого-либо производства («конвейерная технология», «технология машиностроения»). Но это понятие исторически изменяется и приобретает все более широкое значение. Здесь оно используется в современном, наиболее общем смысле. О современном понимании технологии см.: Иванов Б.И. Философские проблемы технознания. СПб, 1997; Горохов В.Г.,Розин В.М. Техническое знание в современной культуре. М., 1987. [87] При этом техника включает и средства «бездеятельности» (например, телевизор, являющийся для многих средством бездеятельного отдыха). [88] Бек Х. Сущность техники / Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 176. [89] Точно так же теоретически есть вероятность того, что стоящая на столе бутылка пива вдруг без всякого внешнего воздействия взлетит к потолку: для этого достаточно, чтобы в какой-то момент все молекулы ее содержимого в процессе хаотического броуновского движения одновременно направились кверху; но вероятность такого события ничтожно мала. [90] По некоторым данным, уже на рубеже XXI в., можно было бы избавить весь мир от голода и нищеты, если рационально организовать мировое производство и распределение материальных благ. [91] Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С. 57. [92] ВебленТ. Теория праздного класса. М., 1984. С. 108. [93] Прайс Д.Малая наука, большая наука / Наука о науке. Сб. статей. М., 1966. С.329. [94] См.: Степин В.С. Идеалы и нормы в динамике научного поиска // Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981. [95] Кравец А.С.Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1993. С.55. [96] От англ. science – наука. [97] Hersey P. The Situational Leader. N.Y., 1984. [98] Полани М. Личностное знание. М., 1985. С. 87. [99] Там же. [100] Дистервег А.Избр. пед. соч. М., 1956. С. 158.. [101] От англ. creative – творческий, созидательный. [102] Кстати, часто высказываемая мысль, что все дети от рождения талантливы и обладают способностями к творческому мышлению, и только «жизнь» или «плохие учителя» не дают им развернуть свои таланты, является недоказуемым домыслом. В действительности люди рождаются (и становятся в результате первых лет жизни) неравными по своим психическим данным, и никакой учитель не может превратить любого глуповатого ребенка в умницу, бесталанного - в гения. Другое дело, что ставить окончательный диагноз о неспособности ученика к креативному обучению следует с большой осторожностью. Известно, например, что Эйнштейнав детстве считали тупым ребенком. Подобные ошибки, когда нестандартное умственное развитие принимается чуть ли за неисправимую умственную отсталость, нередки. [103] Homo Ludens (Человек Играющий) – по аналогии с названием человека как биологического вида: Homo Sapiens (Человек Разумный) [104] Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.С. 24. [105] Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. С. 180. [106] Должно ли человечество и дальше оплачивать этой ценой развитие культуры или же, уплатив ее однажды на определенном этапе своей истории, оно сможет создать общество, способное идти по пути культурного прогресса в условиях классового равенства людей? Социалисты решают этот вопрос, принимая вторую из указанных альтернатив. Они рисуют идеалы общества, которое строится на принципах общественной собственности, не допускающих классового неравенства и роста пропасти между бедными и богатыми. Опыт построения социализма в СССР и других странах пока не подтвердил их надежды. Это, однако, не значит, что социалистическая идея окончательно опровергнута исторической практикой. Не исключено, что на новом витке истории, начинающемся в наше время и связанном с переходом к новому типу цивилизации (которую называют «постиндустриальной», «информационной», «электронной»), возникнет не только возможность, но и необходимость проведения в жизнь идеи классового равенства – правда, в существенно ином виде, чем это было в советском государстве. [107] «Я называю половой любовью (за неимением лучшего названия) исключительную привязанность (как обоюдную, так и одностороннюю) между лицами разного пола, могущими быть между собою в отношении мужа и жены, нисколько не предрешая при этом вопроса о значении физиологической стороны дела» (Соловьев Вл.Смысл любви // Соч. в 2-х т., т. 2. М., 1988. С. 511. [108] МакутонП.Я. Любовь, любовь, любовь... Минск, 1997. С. 101-102. [109] См. ЭфроимсонВ. Генетика этики и эстетики. СПб, 1995. С.86. [110] Лесли Уайт (1900-1970) – выдающийся американский исследователь культуры, которого называют «крестным отцом» культурологии. Будучи профессором Мичиганского университета, он в начале 1930-х гг. впервые ввел в преподавание курс культурологии как особой науки. [111] Уайт Л. Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры. Т.1. СПб: Университетская книга, 1997. С.444. [112] В физике информация рассматривается как негэнтропия – величина, обратная энтропии, характеризующая «работоспособную» энергию системы. [113] ЛотманЮ.М. Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума / Семиосфера. СПб: Искусство-СПб, 2001. С. 557-568. [114] Следует иметь в виду, что всякое общество как диссипативная система является в синергетическом смысле открытой (т.е. обменивающейся веществом и энергией с окружающей средой). Утвердившиеся в философской и социологической литературе понятия «закрытое общество» и «открытое общество» появились до создания синергетики и характеризуют общественные системы в другом смысле – по указанным в тексте чертам. Не следует смешивать «закрытость» и «открытость» в синергетическом смысле и в трактовке Бергсонаи Поппера. [115] Пигров К.С.Социально-философские проблемы творчества. Л., 1982. С. 15. [116] Рибо Т.. Опыт исследования творческого воображения. СПб, 1901. С.102. [117] Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 322. [118] Подчеркнем, что речь идет не о создании нового, а только о способах его ассимиляции, о том, как новации распространяются в обществе. Творчество нового – это процесс, который требует овладения необходимыми знаниями и, следовательно, достаточно большого периода обучения. [119] Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996. С. 10-11. [120] Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996. С. 10. [121] См.: Проблемы экономической динамики. М., 1989. [122] Кондратьев разрабатывал свою теорию в 1920-х гг., и его анализ доведен до начала «понижательной волны» 1914-1920 гг. Примерные сроки следующих волн добавлены мною. [123] См.:Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика. Вып. 20. М.: ВИНИТИ, 1983; Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. Вып. 1 Пространство и время художественного мира. М.: Смысл, 2000. [124] Понятие взрыва здесь следует толковать не наподобие разрушительного взрыва бомбы, а скорее как рождение нового живого существа, как творческое преобразование жизни. [125] Кун Т Структура научных революций. М., 1975. [126] Точнее было бы говорить не о би-, а о полифуркации, так как исходящих из точки ветвления траекторий может быть много. [127] См. об этом: КарминА.С., БернацкийГ.Г. Философия. СПб: ДНК, 2001. С. 404-405. [128] См.:Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1999; Бранский В.П., ПожарскийС.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб: Политехника, 2002. [129] АртановскийС.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб, 1994. С. 27. [130] Гегель. Г. Философия истории. М., 1995. - С. 411. [131] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб, 1971. С. 90. [132] Там же, с. 101. [133] В оригинале книга Шпенглера носит название «Der Untergang des Abendlandes», что по-немецки означает «Закат Запада». [134] Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С. 264. [135] Там же, с. 538. [136] Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. С. 33. [137] Там же, с. 292. [138] Если учесть, что, по современным данным, человеческий род возник около 2 млн. лет назад, то указанное Тойнби отношение надо уменьшить до 0,3%. [139] Там же, с. 100. [140] Там же, с. 104. [141] Там же, с. 135. [142] Там же, с. 243. [143] Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб: РХГИ, 2000. [144] По-английски mental означает умственный, духовный. [145] Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. Vol.1. N.Y., 1962. P. 55. [146] Как критики, так и последователи Сорокина отмечали, что это название неудачно, и предлагали называть ее «синтетической», «дуалистической» и т.п.; по мнению Н.С. Тимашева, сотрудничавшего с Сорокиным, лучше было бы именовать эту культуру «гармонической» (Н.С. Тимашев. Научное наследие П.А. Сорокина. // Социологос. М., 1991). [147] Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. Vol.2. N.Y., 1962. P. 93. [148] Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. Vol.1. N.Y., 1962. P. 248. [149] В России господство идеационной культуры длилось до XVIII (Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русский философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С.483-484). [150] Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. Vol.1. N.Y., 1962. P. xiii. [151] Сорокин П. Кризис нашего времени.// Человек, цивилизация, общество. М,. 1992. [152] Сорокин П. Кризис нашего времени. // Человек, цивилизация, общество. М,. 1992. С.111. [153] См. также Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб, 2000. [154] Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996. С.333. [155] КаганМ.С. Философия культуры. СПб, 1996. С.337. [156] Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996. С.343. [157] Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996. С.347. [158] Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996. С.361. [159] Каган пишет слова Романтизм, Позитивизм, Модернизм и Постмодернизм с большой буквы, чтобы показать, что имеются в виду не конкретные течения в искусстве и философии, а явления общекультурного масштаба, определяющие состояние культуры в целом, - как Возрождение и Просвещение.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |