Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альтернативные подходы к пониманию культурно-исторического процесса




От традиционной культуры к креативной

От первобытной культуры к феодальной

Антропосоциокультурогенез

Аттрактор, определивший направленность этого процесса – облавная охота на крупного зверя.

Первобытная культура: синкретизм и традиционность. Три направления эволюции:

1. Скотоводство

2. Земледелие

3. Ремесло.

Выход на главную магистраль развития культуры – чрез ремесло и образование городов

Феодальная культура – с истема четырех субкультур:

· религиозная - «культура храма и монастыря»;

· светско-аристократическая - «культура замка и дворца»;

· простонародная (фольклорная) - «культура села и хутора»;

· бюргерская - «культура средневекового города», требующая знаний и умений, рождающая побудительные силы для развития.

Культура Ренессанса – п ереход от феодального типа культуры к буржуазному.

· освобождение от религиозного мистицизма;

· осознание единства телесного и духовного, «открытие личности».

 

Основные течения в развитии культуры XVIII-XX вв.:

· Просвещение

· Романизм

· Позитивизм

· Модернизм

· Постмодернизм.

Буржуазная культура:

Смена традиционализма креативизмом.

Три подсистемы:

1. Массовая субкультура

2. Элитарная субкультура

3. Пережитки фольклора.

Современная культурная ситуация

Постмодернизм - новый тип культуры, перелом в истории мировой культуры,

поиск путей к преодолению разрыва между элитарной и массовой культуры, традициями и новаторством, Западом и Востоком, эпоха «многомерного диалога» как способа существования культуры и человека в культуре.

Три ступени развития культуры:

1. Теоцентристская - имела своей основой мифологическое сознание, которое достигло высшей своей формы в мировых религиях эпохи феодализма.

2. Натуроцентристская - началась с эпохи Возрождения, поставила на место Богов природу: ей поклоняются, ее изучают, преобразовывают, изображают в искусстве.

3. Антропоцентристская - с середины ХХ в. Переход к ней – смысл современного периода истории.

От разобщенности – к культурному единству человечества

· Однолинейность: все страны и народы движутся по одной и той же магистрали культурного развития. Одни из них (западные) вырываются в этом движении вперед, достигая более высокой ступени развития культуры; другие отстают и застревают на более низком культурном уровне, но рано или поздно их культура тоже должна подняться на эту ступень.

· Полилинейность: история человечества предстает как история отдельных обществ (стран, народов), существующих в течение какого-то ограниченного времени; культуры этих обществ рождаются и умирают вместе ними. Универсального, охватывающего все общества процесса развития не существует. Культуры разных обществ несопоставимы, сравнивать их по уровню развития нельзя, ибо каждая из них развивается по-своему.

Альтернативу можно преодолеть, исходя из того, что при полилинейности и разнообразии культур в них существуют одинаковые компоненты – универсалии культуры. Наличие их определяет общность и единство всех культур.

Культурное объединение человечества – формирование единой мировой культуры

В прошлом, когда связи между локальными культурами были слабы, - история шла полилинейно. В современную эпоху связи между культурами растут, и антропологическое единство человечества дополняется его культурным единством. Полилинейность сменяется однолинейным прогрессом – движением к единому общему аттрактору. Две тенденции: сохранение уникальности и движение к синтезу культур.

 

 


[1] Подробное изложение учебного курса на основе этой концепции см. в книге: Кармин А.С Культурология. СПб. Изд-во «Лань», 2003 (2-е изд.).

[2] От лат. cognitio - знание, познание.

[3] Таким образом, регулятивы, как и ценности, связаны со знаниями. Но одно дело - сами регулятивы, а другое - знание о них. Разница тут очевидна: она выражается хотя бы в том, что можно знать нормы и правила, но не следовать им.

[4] ЛотманЮ.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994. С. 6-11.

[5] Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2001. С. 395.

[6] От греч. eicõn – изображение

[7] От лат. conventio - соглашение, договор, условие

[8] Слово «символ» часто употребляется не только в описанном здесь смысле, но также и для обозначения всякого знака вообще, т.е. как равнозначное слову «знак» (так, в частности, толковал его Л.Уайт).

[9] СоссюрФю де. Труды по языкознанию. М., 1977. С.101.

[10] Следует отметить, что слово “язык” используется в двух смыслах: в узком - для обозначения только естественных языков, в широком - для обозначения и других знаковых систем (например, выше говорилось о “ художественном языке”). Обычно из контекста нетрудно понять, в каком из этих смыслов оно употреблено.

[11] В физической теории относительности доказывается, что пространственные и временные параметры явлений зависят от системы координат, в которой проводится наблюдение; аналогично этому гипотеза лингвистической относительности, как поясняется ниже, утверждает, что картина мира зависит от языковой системы, в которой она описывается.

[12] Мечковская Н.Б.Социальная лингвистика. М., 1996. С. 53.

[13] О переводах стихотворения Гейне «Сосна и пальма» и многих других интересных фактах из истории русского языка занимательно рассказывает писатель Лев Успенскийв книге «Слово о словах».

[14] Здесь имеется в виду как устная, так и письменная речь; коммуникативные функции языка рассматриваются применительно к обоим этим видам речи. Подробнее о письменности (знаковых системах записи) и о специфических особенностях письменной речи говорится в §6.

[15] Бывает, правда, и так, что предмет сообщения отсутствует; в этом случае сообщение бессодержательно, и референтной функции язык не выполняет.

[16] М.М.Бахтинпоказал, что необходимость постоянного следования нормативам культуры закономерно порождает потребность в хотя бы кратковременном нарушении их, выходе из рамок добропорядочного, размеренного повседневного «культурного поведения»; эта потребность реализуется в «карнавале» - символическом бунте против культуры. «Карнавальная жизнь»- хаос, разгул, потеха, оргия - санкционированное нормами культуры время забвения этих норм. Даваемая инвективой разрядка есть своего рода «карнавальное действие», совершаемое вне официально разрешенного времени карнавала.

[17] Языков, на которых говорят более 100 миллионов человек, всего 12 (по данным 1990 г.): китайский (1000 млн.), английский (500 млн.), хинди вместе с урду (350), испанский (300), русский (250), индонезийский (200), арабский (200), бенгальский (180), португальский (150), японский (130), немецкий (100), французский (100).

[18] Например, юкагирский - около 250 чел., ливский - прибалтийско-финский язык с двумя диалектами - около 100 чел. (поданным 1979 г.).

[19] ДешариевЮ.Д. Социальная лингвистика. М., 1977.

[20] Кузнецова Н.И.Наука в ее истории. М., 1982. С. 87.

[21] КнабеГ.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С.99-112.

[22] РадищевА.Н. Избр.соч. М.-Л., 1949. С.12-13.

[23] Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб, 1996. С. 69.

[24] «Аргументы и факты». 1996. № 21 (Воспоминания Зои Томашевской).

[25] Как в повседневной речи, так и в научной литературе до сих пор не сложилось единообразное и однозначное употребление этнической терминологии. Народы, живущие в условиях доиндустриальной экономики, обычно называют народностями. Этим же словом именуют и просто малые по численности этнические группы. Слово «нация» часто считают синонимом «национальности» и обозначают им этническое происхождение человека. Вместе с тем им пользуются также и для обозначения государства или его населения в целом (например, «Организация Объединенных Наций»).

[26] МечковскаяН.Б. Социальная лингвистика. М., 1996. С. 98.

[27] От греч stereos – твердый, typos -- отпечаток

[28] Введение в этническую психологию. СПб, 1995. С. 95.

[29] Более подробно об этнокультурных стереотипах см.: КарминА.С. Культурология. СПб., «Лань», 2003

[30] БердяевН.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. // О России и русской философской культуре: философы послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 44.

[31] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви, т. 2. Париж,1959. С. 543.

[32] Ключевский В.О. Соч., т. 8. М, 1990. С. 396.

[33] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 13.

[34] От греч. syncretis – соединение.

[35] Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры. М,, 1984. С. 191.

[36] Рассел Б.История западной философии. М., 1959. С. 115-116.

[37] Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. С. 6.

[38] БаткинЛ.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978, с.170

[39] Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.169.

[40] На Западе вместо «модернизм» часто говорят «модерн». В то же время термин модерн используется также для обозначения определенного направления в архитектуре и изобразительном искусстве, включающего в себя такие стили, как символизм, импрессионизм, декоративизм.

[41] См., напр.: КонрадН.И. Запад и Восток. М., 1972; КаганМ.С., ХилтунинаЕ.Г. Проблема «Запад–Восток» в культурологии. Взаимодействие художественных культур. М., 1994; КульпинЭ.С. Бифуркация Запад–Восток. М., 1996.

[42] СенгорЛ. Негритюд: психология африканского негра. // Ступени, 1992, № 3.

[43] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

[44] [44] Слово парадигма по-гречески означает пример, образец.

[45] В литературе иногда «технологической культурой» (или «технической», «технотронной», «гехногенной» и т.п.) называют этап в развитии культуры, начавшийся с возникновения крупного машинного производства, или эпоху индустриальной цивилизации. В этой книге понятие технологической культуры употребляется в ином смысле – как обозначение некоторой «зоны» культурного пространства, т.е. области, части, стороны мира культуры, которая существует в различных типах культур, в том числе и в древних. В эпоху же индустриальной цивилизации эта область культуры приобрела особенно большое значение, что и побудило некоторых авторов характеризовать эту эпоху как период технологической (технической, технизированной и.д.) культуры..

[46] ФрейдЗ. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 19.

[47] Верование и вера – не одно и то же. Вера – это убеждение в истинности какого-либо знания при отсутствии доказательств его истинности. А верование – это знание, основанное на вере.

[48] Следует заметить, что существуют идеологические системы, отстаивающие противоположные ценности: социальное неравенство (элитарная идеология – например, у аристократии), ограничение свободы (например, свободы слова, печати и др. в идеологии тоталитаризма), безгосударственность (в анархизме, а также в идеальном коммунистическом обществе по Марксу).

[49] От лат. deviatio - отклонение

[50] Соколова В.К. весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. С. 47.

[51] Курс философии читается во всех вузах, и поэтому нет необходимости на ней здесь останавливаться

[52] О мистике см. гл.6, §1.3

[53] См. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Л.,1 930. С.45.

[54] Определение стереотипа см. в гл.3,§1.3

[55] См.: Иллюстрированная история религии. В 2-х тт. Т.2. М., 1992. С. 82-83.

[56] ЛопухинА.В. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986 (репринт издания 1887 г.). С. 120.

[57] «Если мы рассмотрим все теоретическое и все нравственное содержание учения Христа, которое мы находим в Евангелии, то единственно новым, специфически отличным от всех других религий, будет здесь учение Христа о Себе самом, указание на Себя самого как на живую воплощенную истину». (Соловьев Вл. Чтения о Богочеловечестве / Соч. в 2 тт. Т. 1. М., 1989. С. 196).

[58] См. также гл.14,§6.4, где говорится об идеационной культуре в концепции П.Сорокина.

[59] Сергей Довлатов в своих «Записных книжках» со свойственным ему остроумием выразил эту мысль так: «Самое большое несчастье моей жизни – гибель Анны Карениной».

[60] См.: Тендряков В. Плоть искусства / Собр.соч. в 5 тт. Т.3. М., 1988; его же: Искусство и самопознание / Вопросы философии, 1977, №8.

[61] Набоков В. Две лекции по литературе / Иностранная литература, №11, 1997. С. 196.

[62] Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи, беседы, речи. М., 1970. С.398.

[63] См. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

[64] Порталь Ф. Символика цвета от античности до Нового времени / Серов Н.В. Античный хроматизм. СПб, 1995. С. 431.

[65] БранскийВ.П. Искусство и философия. Калининград, 1999. С. 112.

[66] Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999. С. 109.

[67] Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. Начало общей психологии. Часть 2. СПб, 1999. С. 423, 422..

[68] Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М., 1979. С. 9.

[69] Каган М.С.Философия культуры. СПб, 1996. С. 131.

[70] Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997. С. 313.

[71] Геродот. История (III, 38). Л., 1972.

[72] Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб, 1995. С.241.

[73] ЛюбутинК.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М, 1981. С. 228.

[74] Кант И. Соч. в 6 тт. Т. 4, ч.2. М., 1965. С. 376.

[75] Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 509.

[76] В латинском языке право – jus, отсюда juridicus – юридический, т.е. правовой, justitia – юстиция..

[77] Галеры – гребные суда. На них к каждому веслу приковывали 5-6 человек, которые ели и спали, не покидая своей скамьи. Ссылка на галеры обычно была бессрочной, но гребцы, измученные тяжкой рпботой, лишенные воздуха, света и нормальной пищи, быстро погибали.

[78] Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.М., 1997.С. 205, 209.

[79] Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузоваи А.В.Малько. М., 1997. С. 602.

[80] Жуховицкий Л. Век стукача? // Литературная газета, 29.4.1998.

[81] Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 115.

[82] Вебер М. Политика как призвание и профессия / Избр. произв. М., 1990. С.645.

[83] Федеративное государство, в отличие от унитарного, состоит из регионов, которые обладают какими-то элементами государственного суверенитета - например, собственным законодательством и т.п.

[84] Парламентарная республика отличается от президентской тем, что в ней должность президента либо отсутствует, либо занимается не на основе всенародных выборов и наделяется малым объемом реальных полномочий.

[85] От греч. χαριςμαбожественный дар.

[86] Понятие «технология» в традиционном, более узком смысле используется для обозначения организации какого-либо производства («конвейерная технология», «технология машиностроения»). Но это понятие исторически изменяется и приобретает все более широкое значение. Здесь оно используется в современном, наиболее общем смысле. О современном понимании технологии см.: Иванов Б.И. Философские проблемы технознания. СПб, 1997; Горохов В.Г.,Розин В.М. Техническое знание в современной культуре. М., 1987.

[87] При этом техника включает и средства «бездеятельности» (например, телевизор, являющийся для многих средством бездеятельного отдыха).

[88] Бек Х. Сущность техники / Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 176.

[89] Точно так же теоретически есть вероятность того, что стоящая на столе бутылка пива вдруг без всякого внешнего воздействия взлетит к потолку: для этого достаточно, чтобы в какой-то момент все молекулы ее содержимого в процессе хаотического броуновского движения одновременно направились кверху; но вероятность такого события ничтожно мала.

[90] По некоторым данным, уже на рубеже XXI в., можно было бы избавить весь мир от голода и нищеты, если рационально организовать мировое производство и распределение материальных благ.

[91] Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С. 57.

[92] ВебленТ. Теория праздного класса. М., 1984. С. 108.

[93] Прайс Д.Малая наука, большая наука / Наука о науке. Сб. статей. М., 1966. С.329.

[94] См.: Степин В.С. Идеалы и нормы в динамике научного поиска // Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.

[95] Кравец А.С.Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1993. С.55.

[96] От англ. scienceнаука.

[97] Hersey P. The Situational Leader. N.Y., 1984.

[98] Полани М. Личностное знание. М., 1985. С. 87.

[99] Там же.

[100] Дистервег А.Избр. пед. соч. М., 1956. С. 158..

[101] От англ. creative – творческий, созидательный.

[102] Кстати, часто высказываемая мысль, что все дети от рождения талантливы и обладают способностями к творческому мышлению, и только «жизнь» или «плохие учителя» не дают им развернуть свои таланты, является недоказуемым домыслом. В действительности люди рождаются (и становятся в результате первых лет жизни) неравными по своим психическим данным, и никакой учитель не может превратить любого глуповатого ребенка в умницу, бесталанного - в гения. Другое дело, что ставить окончательный диагноз о неспособности ученика к креативному обучению следует с большой осторожностью. Известно, например, что Эйнштейнав детстве считали тупым ребенком. Подобные ошибки, когда нестандартное умственное развитие принимается чуть ли за неисправимую умственную отсталость, нередки.

[103] Homo Ludens (Человек Играющий) – по аналогии с названием человека как биологического вида: Homo Sapiens (Человек Разумный)

[104] Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.С. 24.

[105] Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. С. 180.

[106] Должно ли человечество и дальше оплачивать этой ценой развитие культуры или же, уплатив ее однажды на определенном этапе своей истории, оно сможет создать общество, способное идти по пути культурного прогресса в условиях классового равенства людей? Социалисты решают этот вопрос, принимая вторую из указанных альтернатив. Они рисуют идеалы общества, которое строится на принципах общественной собственности, не допускающих классового неравенства и роста пропасти между бедными и богатыми. Опыт построения социализма в СССР и других странах пока не подтвердил их надежды. Это, однако, не значит, что социалистическая идея окончательно опровергнута исторической практикой. Не исключено, что на новом витке истории, начинающемся в наше время и связанном с переходом к новому типу цивилизации (которую называют «постиндустриальной», «информационной», «электронной»), возникнет не только возможность, но и необходимость проведения в жизнь идеи классового равенства – правда, в существенно ином виде, чем это было в советском государстве.

[107] «Я называю половой любовью (за неимением лучшего названия) исключительную привязанность (как обоюдную, так и одностороннюю) между лицами разного пола, могущими быть между собою в отношении мужа и жены, нисколько не предрешая при этом вопроса о значении физиологической стороны дела» (Соловьев Вл.Смысл любви // Соч. в 2-х т., т. 2. М., 1988. С. 511.

[108] МакутонП.Я. Любовь, любовь, любовь... Минск, 1997. С. 101-102.

[109] См. ЭфроимсонВ. Генетика этики и эстетики. СПб, 1995. С.86.

[110] Лесли Уайт (1900-1970) – выдающийся американский исследователь культуры, которого называют «крестным отцом» культурологии. Будучи профессором Мичиганского университета, он в начале 1930-х гг. впервые ввел в преподавание курс культурологии как особой науки.

[111] Уайт Л. Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры. Т.1. СПб: Университетская книга, 1997. С.444.

[112] В физике информация рассматривается как негэнтропия – величина, обратная энтропии, характеризующая «работоспособную» энергию системы.

[113] ЛотманЮ.М. Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума / Семиосфера. СПб: Искусство-СПб, 2001. С. 557-568.

[114] Следует иметь в виду, что всякое общество как диссипативная система является в синергетическом смысле открытой (т.е. обменивающейся веществом и энергией с окружающей средой). Утвердившиеся в философской и социологической литературе понятия «закрытое общество» и «открытое общество» появились до создания синергетики и характеризуют общественные системы в другом смысле – по указанным в тексте чертам. Не следует смешивать «закрытость» и «открытость» в синергетическом смысле и в трактовке Бергсонаи Поппера.

[115] Пигров К.С.Социально-философские проблемы творчества. Л., 1982. С. 15.

[116] Рибо Т.. Опыт исследования творческого воображения. СПб, 1901. С.102.

[117] Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 322.

[118] Подчеркнем, что речь идет не о создании нового, а только о способах его ассимиляции, о том, как новации распространяются в обществе. Творчество нового – это процесс, который требует овладения необходимыми знаниями и, следовательно, достаточно большого периода обучения.

[119] Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996. С. 10-11.

[120] Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996. С. 10.

[121] См.: Проблемы экономической динамики. М., 1989.

[122] Кондратьев разрабатывал свою теорию в 1920-х гг., и его анализ доведен до начала «понижательной волны» 1914-1920 гг. Примерные сроки следующих волн добавлены мною.

[123] См.:Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика. Вып. 20. М.: ВИНИТИ, 1983; Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. Вып. 1 Пространство и время художественного мира. М.: Смысл, 2000.

[124] Понятие взрыва здесь следует толковать не наподобие разрушительного взрыва бомбы, а скорее как рождение нового живого существа, как творческое преобразование жизни.

[125] Кун Т Структура научных революций. М., 1975.

[126] Точнее было бы говорить не о би-, а о полифуркации, так как исходящих из точки ветвления траекторий может быть много.

[127] См. об этом: КарминА.С., БернацкийГ.Г. Философия. СПб: ДНК, 2001. С. 404-405.

[128] См.:Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1999; Бранский В.П., ПожарскийС.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб: Политехника, 2002.

[129] АртановскийС.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб, 1994. С. 27.

[130] Гегель. Г. Философия истории. М., 1995. - С. 411.

[131] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб, 1971. С. 90.

[132] Там же, с. 101.

[133] В оригинале книга Шпенглера носит название «Der Untergang des Abendlandes», что по-немецки означает «Закат Запада».

[134] Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С. 264.

[135] Там же, с. 538.

[136] Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. С. 33.

[137] Там же, с. 292.

[138] Если учесть, что, по современным данным, человеческий род возник около 2 млн. лет назад, то указанное Тойнби отношение надо уменьшить до 0,3%.

[139] Там же, с. 100.

[140] Там же, с. 104.

[141] Там же, с. 135.

[142] Там же, с. 243.

[143] Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб: РХГИ, 2000.

[144] По-английски mental означает умственный, духовный.

[145] Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. Vol.1. N.Y., 1962. P. 55.

[146] Как критики, так и последователи Сорокина отмечали, что это название неудачно, и предлагали называть ее «синтетической», «дуалистической» и т.п.; по мнению Н.С. Тимашева, сотрудничавшего с Сорокиным, лучше было бы именовать эту культуру «гармонической» (Н.С. Тимашев. Научное наследие П.А. Сорокина. // Социологос. М., 1991).

[147] Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. Vol.2. N.Y., 1962. P. 93.

[148] Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. Vol.1. N.Y., 1962. P. 248.

[149] В России господство идеационной культуры длилось до XVIII (Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русский философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С.483-484).

[150] Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. Vol.1. N.Y., 1962. P. xiii.

[151] Сорокин П. Кризис нашего времени.// Человек, цивилизация, общество. М,. 1992.

[152] Сорокин П. Кризис нашего времени. // Человек, цивилизация, общество. М,. 1992. С.111.

[153] См. также Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб, 2000.

[154] Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996. С.333.

[155] КаганМ.С. Философия культуры. СПб, 1996. С.337.

[156] Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996. С.343.

[157] Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996. С.347.

[158] Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996. С.361.

[159] Каган пишет слова Романтизм, Позитивизм, Модернизм и Постмодернизм с большой буквы, чтобы показать, что имеются в виду не конкретные течения в искусстве и философии, а явления общекультурного масштаба, определяющие состояние культуры в целом, - как Возрождение и Просвещение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.