Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гибридизация




Гибридизация не только помогает соединить в гибриде качества двух растений, но и позволяет ослабить консерватизм наследственности и сде­лать ее более податливой к воздействию внешних условий.

Половая и вегетативная гибридизация растений имеют общую основу. Этой основой является обмен веществ между соединяющимися компонента­ми, их взаимная ассимиляционная деятельность.

При половой гибридизации в процессе оплодотворения обе половые клетки (материнская и отцовская) ассимилируют друг друга. В конечном итоге вместо двух клеток получается новая гибридная клетка, которая дает начало новому организму, сочетающему в себе задатки наследствен­ных признаков отцовской и материнской форм и отличающемуся большей жизнеспособностью.

При вегетативной гибридизации свойства и признаки также передают­ся потомству, т. е. вегетативные гибриды не отличаются от гибридов, получаемых половым "путем при скрещивании. Гибридизация вызывает широкую изменчивость организмов.

В зависимости от систематического положения скрещиваемых растений различают внутривидовую межвидовую и даже межродовую гибриди­зацию.

Половая гибридизация осуществляется путем скрещивания. При скрещивании родительских организмов, отдаленных друг от друга по своему родству или географическому происхождению, происходит наиболь­шее расшатывание наследственности.

При скрещивании более близких форм (в пределах одного и того же вида) расшатывание наследственности бывает менее значительным. Орга­низмы с расшатанной наследственностью глубже подвергаются внутренней перестройке и легче приспосабливаются к новым внешним усж>виям.

И. В. Мичурин учил, что при скрещивании по наследству передаются не готовые признаки или свойства родительских пар, а лишь потенциаль­ные возможности развития тех или иных признаков или свойств, которые реализуются лишь в процессе онтогенетического развития гибрида под влиянием условий внешней среды.

Большую роль при скрещивании может сыграть метод стадийного анализа исходных форм. Он позволяет выводить новые сорта не случайно, а создавать их преднамеренно, заранее предвидя результаты такого созна­тельного скрещивания. Это заставляет строить селекционную работу с цветочно-декоративными растениями с учетом стадийного развития растений, взаимоотношений развивающегося растительного организма и среды.

Скрещивание. При естественном оплодотворении растении перенесению пыльцы на рыльце пестика способствуют насекомые, ветер, соответствующее расположение пыльников и рыльца.

Опыление естественным путем может идти направленно: специально подобранные в качестве родителей растения высаживают обособленно на отдельных участках; в большинстве случаев насекомые, залетев на эти участки, не улетают до тех пор, пока не посетят большинство цветков. Поэтому опыление на обособленных участках почти всегда происходит пыльцой растений, произрастающих на данном месте. Этот способ позволяет использовать одновременно большое количество колтбинаций, поскольку опыление смесью пыльцы часто дает хорошие результаты. При таком опы­лении завязывается больше семян и отсутствует до некоторой степени вредное влияние кастрации и искусственного опыления (обрывание ле­пестков, разрывы трубок, венчиков и т. д.).

Этот способ может быть применен, например, при выведении крупно­цветных сортов. В качестве родительских форм берут крупноцветные сорта, но разных расцветок и высаживают обособленно. Также обособ­ляют исходные формы, когда подбирают сорта с однородными признаками, например низкорослые, высокорослые, или с гофрированными, волнистыми лепестками, или раноцветущие, поздноцветущие и т. д.

Если желают получить у гибридов более детальные признаки, проводят искусственное целеустремленное оплодотворение.

Выбор цветков на материнском растении. «Выб­ранные для оплодотворения на материнском дереве цветки, — указывал И. В. Мичурин, — помещающиеся ближе к главным вертикальным ветвям ствола, дают гораздо лучшие и более крупноплодные гибриды, но с боль­шим уклонением в своем строении в сторону материнского растения, и, наоборот, цветки горизонтальных ветвей, расположенные на периферии (наружной части) кроны, вообще дают гибриды с менее крупными плода­ми и с уклонением в сторону мужского производителя. Теневая сторона материнского растения дает гибриды с худшими качествами в сравнении с более освещенной».

Для гибридизации больше под­ходят цветки средней части побега, расположенные на южной стороне куста. Не рекомендуется на одном растении оплодотворять большое количество цветков. Ото вызывает истощение растения, задерживает вызревание семян. Так, на гла­диолусах опыляют не более 3—4 цветков. Верхнюю половину цветоч­ной стрелки с нераспустившимися бутонами надо срезать.

Для успеха опыления небез­различна, например, длина пестика. Столбик пестика отцовского растения не должен быть короче материнского, иначе оплодотворение может не про­изойти. Если пыльцой кливии опы­лить цветок панкрациума, то опло­дотворения не произойдет, так как столбик пестика панкрациума в 2— 3 раза длиннее, чем у кливии. Пыльца кливии проникает своей трубкой только через короткий столбик, и поэтому она не дает завязи у панкрациума. В данном случае может быть только материнским растением.

Строение густомахровых цвет­ков затрудняет опыление. Чтобы ослабить махровость цветков и тем самым облегчить опыление, Л. А. Ко­лесников заранее несколько укорачивает корни у намечаемых к скрещи­ванию растений и пересаживает их в малоплодородную почву Ухудшая условия роста, он этим вызывает усиленное развитие органов плодоношения и на время изменяет форму лепестков в цветке: махровость цветка ослабляется, и это облегчает опыление. Если такие растения поместить потом в нормальные условия, то они в следующем году восстанавливают свои декоративные качества.

При необходимости скрещивания поздноцветущих сортов с раноцветущими применяют приемы, ускоряющие зацветание поздноцветущих и замедляющие цветение раноцветущих растений. Например, чтобы уско­рить цветение поздноцветущих растений, их сажают на открытые солнеч­ные места, раньше прекращают азотистые подкормки, сокращают полив, пасынкуют. Для задержки цветения раноцветущих растений их высажи­вают в затененные влажные места, подкармливают азотными удобрениями, предоставляют длину дня, не соответствующую природе данного растения, ранние бутоны у некоторых растений выщипывают и т. д.

Кастрация и изоляция цветков. Цветки, предназ­наченные для искусственного опыления, кастрируют и изолируют. Ка­страция цветков предупреждает возможность самоопыления. Изоляция имеет целью не допустить опыления цветка посторонней пыльцой, которая может быть занесена на рыльце пестика насекомыми или ветром.

Кастрация цветков заключается в тщательном удалении тычинок, когда пыльца еще не созрела. Эту операцию проводят в готовящемся распу­ститься бутоне. Однако возможно, что в некоторых цветках пыльца созре­ет до раскрытия бутонов, и, таким образом, может произойти самоопыление.

Пыльники наиболее удобно выщипывать небольшим, мягко пружиня­щим остроконечным чистым пинцетом. Ножки пинцета должны с внутрен­ней стороны иметь (к концу) мелкую нарезку. Пыльники можно выщи­пывать простой иглой, насаженной на деревянную ручку, или небольшими узкими остро отточенными ножницами.

Кастрацию проводят осторожно. Надо стремиться не прикасаться к рыльцу, чтобы не нанести повреждений цветку. При кастрации все должно быть под руками: пинцет на шнурке, накинутом на шею, изоляторы в одетой на правое плечо сумке, нитки, шпагат и вата в такой же сумке слева.

Тщательность кастрации в мелких цветках проверяется с помощью лупы, которая служит также для определения наиболее благоприятного момента опыления по влаге, выступающей на рыльце пестика.

Иногда для облегчения кастрации удаляют часть околоцветника. Например, лепестки гладиолуса подрезают наполовину. В этом нет необхо­димости при скрещивании гладиолусов с широко раскрытыми цветками.

Л. Бербанк применял при кастрации срезку острым ножом у еще не раскрывшегося цветка пыльников не только с венчиком, но и с верхней частью чашечки. Эта операция проводится осторожно, чтобы не повредить пестик. И. В. Мичурин предостерегал против такой кастрации, посколь­ку венчик играет роль защитного, увлажняющего покрова и имеет значе­ние для успешного оплодотворения. По наблюдениям И. В. Мичурина, подрезка венчика часто приводит к неудачам.

После кастрации следует проверить, не осталось ли в детке скрытых тычинок. Полезно также при помощи сильной лупы убедиться, что ни один из пыльников не высыпал своей пыльцы. Во избежание случайного заноса насекомыми или ветром посторонней пыльцы, на цветки сразу же после кастрации надевают изоляционные мешочки.

В изоляционный мешочек заключают один или несколько кастриро­ванных цветков. Изоляционные мешочки бывают из марли (не накрахма­ленной), тюля, тонкой кальки, целлофана, пергамента, который не рвется от дождя и ветра. Мягкую белую марлю, низшие сорта тюля нарезают на квадратные куски. По краям квадрата продевают редкими стежками толстую нитку. При стягивании образуется мешочек округлой формы, который служит для защиты кастрированных цветков от случайного заноса пыльцы с других растений ветром или насекомыми.

После надевания изоляционного мешочка следует прикрепить расте­ние к надежной опоре, В месте прикрепления изоляционного мешочка на побеге (стебле) последний обматывают ватой. При отсутствии ваты края изоляционного мешочка смачивают водой. В этом случае он лучше при­легает к побегу (стеблю) и его легче привязать наглухо. Перед опылением изоляционный мешочек снимают, после опыления вновь надевают.

Надежным способом изоляции является соломинка, надетая на рыльце пестика после его опыления (например растения из семейства пасленовых). Как только завязь начнет развиваться, изоляционные мешочки можно снять: это улучшает условия образования семян.

Искусственное опыление состоит в нанесении жизне­способной пыльцы на созревшее рыльце пестика.

Пыльца должна быть здоровой, зрелой и обладать способностью к оплодотворению. Высокая температура часто снижает оплодотворяю­щую способность пыльцы. Низкие температуры пыльца переносит безбо­лезненно.

Не следует собирать пыльцу с уже раскрытых цветков, так как насекомые могли их посетить и засорить посторонней пыльцой. Поэтому пыльцу надо брать с рыхлых бутонов, которые вот-вот распустятся. В это время пыльца наиболее близка к зрелости. Готовые распуститься цветки можно сорвать заблаговременно и концом цветоножек воткнуть во влажный песок; пыльники с пыльцой будут дозревать.

Для получения пыльцы пинцетом отгибают лепестки. Наилучшие пыльники сощипывают в бумажную коробочку. На пыльниках не должно оставаться кусочков нижних тычинок, что может вызвать загнивание. Пыльники должны быть созревшими, о чем говорит их растрескивание. При прикосновении к таким пыльникам мизинцем на нем остаются следы пыльцы. Если нужно, пыльники подсушивают в бумажной коробке. Просушенную пыльцу хранят в эксикаторе или в насухо вытертых стек­лянных банках, фарфоровых стаканчиках и т. д.

Стаканчики, банки с пыльцой закрывают марлей или кисеей, но не толстой бумагой, так как в последнем случае пыльца теряет жизнеспособ­ность. Рекомендуют посуду с пыльниками закрывать легкой бумагой, которая не задерживает воздуха и воспринимает испарения пыльцы. Хранить пыльцу нужно в тени, оберегая от лучей солнца и обязательно в сухом месте. При излишней влаге пыльца загнивает.

На коробке или банке с пыльцой должны быть этикетки с названием растения и датой сбора пыльцы. Такие же записи надо сделать в журнале или в дневнике работ.

Жизнеспособность пыльцы. В селекционной практике часто приходится сталкиваться с неодновременным созреванием пыльцы и рыльца пестика у родительских пар. Например, пыльцой раноцветущих роз приходится часто пользоваться для опыления чайно-гибридных и дру­гих поздноцветущих роз.

Пыльца при надлежащем хранении не теряет жизнеспособности сравни­тельно продолжительное время. В литературе имеются сведения, что в Северной Африке арабы сохраняют пыльцу финиковых пальм от двух до трех лет. Известно также, что в условиях воздушно сухого состояния пыльца гибридной кливии сохраняется год, пыльца георгинов — 30 дней, пыльца роз — 5—10 дней, пыльца нарцисса — 8 дней. Пыльца лилий кандидум и тигринум сохраняет жизнеспособность 60—65 дней, при оптимальных условиях хранения — до 140 дней; пыльца пеонов — соот­ветственно 65 и 150 дней, тюльпана Геснериана — 37 и 108 дней. Были случаи опыления рододендронов пыльцой, сохранявшейся почти два месяца. Однако все же лучше пользоваться пыльцой одно-двухдневного сбора.

Для проверки жизнеспособности долго хранившейся пыльцы можно прорастить ее в искусственной питательной среде (10%-ный раствор сахара с примесью агар-агара). Проращивание ведут на предметных стеклышках с углублением. Прорастание пыльцы можно обнаружить под микроскопом.

Основным условием сохранения жизнеспособности пыльцы является сухость воздуха. В частности, пыльцу рекомендуется хранить в темных, сухих, прохладных помещениях, в пробирках, закупоренных сосудах, на дно которых насыпают трехсантиметровый слой хлористого кальция и прикрывают его двух сантиметровым слоем ваты. Пробирки с пыльцой устанавливают на слой ваты. Роль хлористого кальция сводится к высушиванию воздуха в сосуде.

Готовность рыльца к восприятию пыльцы. На­несение пыльцы на рыльце пестиков кастрированных цветков проводится через 2—3 дня, а иногда и через 5—6 дней после кастрации. О готовности рыльца пестика к восприятию пыльцы говорит наличие на рыльце сладкой и липкой сиропообразной жидкости.

Время опыления. Опыление рекомендуется проводить в светлые солнечные дни, в сухую погоду. Холодная дождливая погода весны и лета, холодные северные и сухие восточные ветры, поздние утренние заморозки, сильная облачность с частыми осадками неблагоприятны для опыления. Чтобы провести оплодотворение, нужно знать строение цветка у каждого из намеченных к скрещиванию растений. Чем мельче цветки, тем труднее делать опыление, поэтому применяют лупу.

Наиболее благоприятны для опыления утренние часы до полудня, а иногда и вечер. Днем влага на рыльцах под действием солнца испаря­ется. Для лучшей гарантии опыление рекомендуется повторять в следую­щие два утра, а в дождливую погоду — три раза.

Перед опылением с кастрированного цветка снимают изолятор. На рыльце пестика наносят пыльцу и вновь надевают изолятор. Вся опе­рация должна.проводиться быстро, чтобы не была занесена посторонняя пыльца (особенно если вблизи имеются аналогичные растения). Опыляют цветок заранее заготовленной пыльцой или наносят ее непосредственно на рыльце пестика пыльниками отцовского цветка.

Заранее заготовленную пыльцу наносят (в достаточном количестве) на рыльце пестика легким прикосновением тонкой, чистой, сухой кисточки, специальной пылинкой в виде треугольного кусочка чистой резины или пробки (укреплены на проволоке) или просто чисто вымытым пальцем. Если пыльца хранится в банке, то последнюю слегка встряхивают. Пыльцу, осевшую в этом случае на стенках банки, берут пылинкой или кисточкой и осторожно наносят на пестик.

На растение вешают временную этикетку, например, из ватманской бумаги, кальки, пергамента и т. д. На одной стороне этикетки простым карандашом отмечают дату опыления, название или номер семенного растения, какой цветок опылен (например, на гладиолусе — по счету снизу), на обратной стороне — название или номер отцовского рас­тения.

Скрещивание отдаленных форм. И. В. Мичурин считал, что отдаленная гибридизация (межвидовая и межродовая) и гибри­дизация растений, различающихся по географическому местообитанию, расшатывает наследственность новых организмов. Однако при отдаленной гибридизации часто приходится сталкиваться с нескрещиваемостью. Для ее преодоления разработан ряд приемов.

Преодоление нескрещиваемости. При отдаленной гибридизации не всегда удается оплодотворить растение. И. В. Мичурин разрабо­тал способы преодоления нескрещиваемости при отдаленной гиб­ридизации.

Метод посредника. При неудаче прямого скрещивания одну из родительских форм скрещивают с близким ей растением, а полученный гибридный сеянец используют для скрещивания с другой родительской формой.

И. В. Мичурин так рассматривал действие посредника: «Еще в 1885 го­ду мною была поставлена задача введения в культуру в местностях средней России персиков.

На первый взгляд решение такой задачи казалось совершенно невы­полнимым, и прежде всего потому, что в нашей местности с ее относительно суровыми условиями не только не может расти на открытом воздухе ни один из культурных сортов этого южного вида плодовых растений, но даже и в диком виде в наших лесах, за исключением одного лишь так называе­мого бобовника, или дикого миндаля, нет других представителей, крайне нужных в таких случаях для выведения при посредстве гибридизации своих, местных выносливых сортов. К сожалению, многочисленные по­пытки скрещивания бобовника с персиком совершенно не дали никакой надежды на возможность такого соединения — уж слишком далеки между собой по строению эти виды.

Пришлось выводить новое подходящее посредственное звено растения...

Я в 1913 году произвел оплодотворение цветов сеянца высокорослой разновидности монгольского бобовника с миндалем «Давид»... Получился гибрид, очень устойчивый к морозам и способный скрещиваться с перси­ком».

Таким образом, этот гибрид миндаля является посредствующим зве­ном между миндалем и персиком, за что и получил название «посредник».

Метод предварительного вегетативного сбли­жения состоит в предварительной прививке скрещиваемых растений друг на друга. Для прививки должны быть взяты черенки с молодых еще не плодоносящих растений.

Привитые черенки будут расти под влиянием пластических веществ, вырабатываемых листьями подвоя, и изменяться в своем строении и физио­логических свойствах в сторону подвоя, как бы сближаясь с ним. Такое сближение растений может устранить их нескрещиваемость.

Метод смеси пыльцы. И. В. Мичурин установил, что, если растения не скрещиваются при отдаленной гибридизации, для успеха опыления цветков одного вида пыльцой другого далекого вида к послед­ней добавляется немного пыльцы материнского растения.или другого сорта, родственного опыляемому виду. Прибавка материнской пыльцы в малом количестве способствует принятию пестиком чужой пыльцы.

Метод опыления старых, дряхлеющих цвет­ков, избирательная способность которых утра­чена. Для преодоления нескрещиваемости при отдаленной гибридиза­ции А. Я. Кузьминым (Центральная генетическая лаборатория имени И. В. Мичурина) применяется метод, основанный на использовании естест­венного стремления растений к продолжению рода. Пестик стареющего цветка, когда исчерпаны все возможности к оплодотворению пыльцой близкородственных растений, принимает на грани отмирания пыльцу отдаленного растения.

Воздействие отцовскими рыльцами. И. В. Ми­чурин переносил частицы рыльца отцовского растения на рыльца мате­ринского растения. Это способствовало прорастанию пыльцы. «...Иног­да..., — писал И. В. Мичурин, — межвидовое и межродовое скрещива­ние не удается, и тогда я прибегаю к особому приему, а именно; перед самым актом оплодотворения на пестик опыленного цветка я наношу частичку рыльца от пестика мужского производителя, что способствует усилению деятельности пыльцевых трубочек на чужеродном рыльце женского производителя и повышает результативность отдельных скре­щиваний».

Облегчает оплодотворение многократное раздражение рыльца мате­ринского растения рыльцем отцовского растения.

Иногда растение, плохо завязывающее семена, если его посадить среди нескольких сортов, хорошо завязывающих семена и являющихся активными опылителями, начинает завязывать семена в небольшом коли­честве. Во втором и следующих поколениях растение уже значительно лучше завязывает семена.

Удаление части столбика пестика. Пыльцевые трубки в ряде случаев из-за чрезмерной длины столбика пестика не до­стигают зародышевого мешка. В этих случаях помогает укорачивание стол­бика, на срез которого тут же наносится пыльца.

И. В. Мичурин по этому поводу писал: «В таких случаях не лучше ли укорачивать длину пестика до возможного минимума длины его и затем врастить прививкой пестик с рыльцем мужского производителя».

Получение гибридных семян. И. В. Мичурин устано­вил правила ухода за семенными растениями. В уходе за семенными ра­стениями очень большую роль играют обильное почвенное питание, удоб­рение, влага, поддержание почвы в рыхлом состоянии, прищипка и под­резка излишних побегов, удаление лишних завязей, т. е. направление питательных веществ в завязи, оставленные для образования плодов или семян.

Уход за семенными растениями необходимо направить на ускорение созревания семян. Это достигается поддержанием почвы в рыхлом и влаж­ном состоянии, удалением сорняков, усилением питания, применением подкормок фосфорными и калийными удобрениями, способствующими Солее раннему вызреванию семян (азотные удобрения замедляют вызре­вание семян), удалением вновь образующихся бутонов и лишних побегов, предотвращением загнивания опыленных цветков, особенно в дождливую погоду, регулированием режима влажности.

После того как семенные коробочки достигнут нормального размера, иногда для ускорения созревания семян безопасной бритвой проводят продольный мелкий надрез стебля, чтобы приостановить его рост.

Вегетативная гибридизация — получение гибри­дов не скрещиванием, а прививкой (сращиванием) путем искусственного соединения в физиологически единый организм растений, принадлежащих к разным сортам, видам и даже родам. Вегетативная гибридизация наряду с половой гибридизацией является средством получения новых форм и сортов растений. При знании природы родительских пар она позволяет создавать новые формы и сорта растений с желательными качествами и свойствами.

Вегетативная гибридизация имеет преимущество перед половой гибри­дизацией в том, что она позволяет получать гибриды растений, почему-либо сбрасывающих бутоны, не цветущих и т. д. Часто вегетативным путем легче гибридизировать, чем половым, особенно различные виды, роды и даже семейства.

При вегетативной гибридизации надо в первую очередь обращать внимание на стадийность прививаемых растений. Стадийно старые расти­тельные организмы более устойчиво сохраняют наследственные признаки, а стадийно молодые растения, у которых признаки еще недостаточно за­крепились, будут изменяться с помощью прививки в большей степени.

Поэтому лучше всего прививать на стадийно старый подвой стадийно мо­лодой привой в фазе проросшего семени или имеющий не больше 1—4 листьев.

Успех получения вегетативных гибридов в основном зависит от того, в какой степени один из компонентов прививки (подвой или привой) будет расти и развиваться за счет усвоения пластических веществ, вырабаты­ваемых другим компонентом прививки. Путем регулирования процесса обмена веществ между подвоем и привоем можно управлять степенью влияния подвоя на привой и обратно. Учитывая избирательную способ­ность клеток к пище, не нужно давать клеткам привоя свойственные им пластические вещества, а заменять их веществами, выработанными подвойным растением.

Большое значение имеют повторные прививки, т. е. прививка черен­ков от семенных растений предыдущих прививок на тот же подвой. Этим достигается усиление влияния подвоя на привой.

И. В. Мичуриным был разработан особый прием воздействия на наследственность гибридов, названный методом ментора. Гибридный сеянец, подлежащий воспитанию, соединяется прививкой с растением другого сорта, которое должно воспитать гибрид. В качестве ментора (воспитателя) могут использоваться только такие растения, которые сами обладают свойствами, подлежащими передаче гибриду, и имеют достаточно прочную установившуюся наследственность. Ментором в одних случаях является привой, в других — подвой.

И. В. Мичурин установил, что в зависимости от поставленной задачи по воспитанию гибридов ментор следует применять в различное время. Если нужно воздействовать на вегетативный рост организма, то ментор надо использовать возможно раньше, пока сеянец еще молод. В тех случаях, когда требуется оказать влияние на цветок, к помощи ментора следует обращаться в период, предшествующий первому цветению.

В качестве ментора И. В. Мичурин применял стадийно старые расте­ния для активного влияния их на воспитание в молодом гибриде жела­тельных свойств и качеств. Например, он проводил окулировку глазков гибрида в крону растения, игравшего роль ментора, или в крону гибрид­ного сеянца прививал черенки растений-воспитателей с большей силой наследственной передачи свойств и качеств.

И. В. Мичурин так рассматривал действие ментора: «Нередко слу­чается, что некоторые гибридные сеянцы, в особенности происшедшие от скрещивания цветов с деревьев, привитых на подвои диких или различ­ных с привитым сортом видов (например, яблоня, груша на айве и т. п.), дают корневую систему плохого строения, неспособную достаточно питать надземные части растения. Это становится заметным по несоответствующему общему виду растения, слишком тонким побегам, мелкому размеру листовой пластины. В таких случаях для необходимой замены негодной корневой системы я употребляю в качестве ментора сильнорослый подвой двухлетнего возраста из сеянцев культурных сортов, выбранных по пригодности своих свойств к данному случаю, и окулирую его лучшими глазками гибридного сеянца или прививаю черенком за кору».

Метод ментора И. В. Мичурин применял при гибридизации роз. Под его наблюдениям, гибридные сеянцы, полученные от оплодотворения персидской розы желтой пыльцой казанлыкской розы, быстро гибли из за плохо развившейся корневой системы. Эти сеянцы удалось копулировкой на однолетние сеянцы розы канина. Для усиления влияния подвоя на привой И. В. Мичурин удалял у привоя часть листьев, чтобы заставить его питаться пластическими веществами подвоя. Это позволяло развивать у привоя желательные признаки или качества.

Чтобы расшатать консервативную наследственность и закрепить желаемую форму растений, И. В. Мичурин наряду с гибридизацией поль­зовался и другими методами — воспитанием гибридов и отбором.

Воспитание гибридов. После получения гибридов нужно умело их вырастить. В разных условиях жизни они дают растения с различными качествами и свойствами. И. В. Мичурин считал, что выращивая юный, еще формирующийся гибридный организм в определенных условиях, можно его воспитать, т. е. заставить измениться в желательном направ­лении. Полученные изменения в молодом гибриде можно воспитанием за­крепить и сделать их в дальнейшем сортовыми. Для правильного управ­ления развитием растения, преобразования его природы в желательном направлении нужно знать, каким растениям, с какой наследственной осно­вой и в какое время их жизни необходимо предоставить определенные условия питания, освещения, влаги, тепла.

«И. В. Мичурин много раз говорил нам, своим ученикам, — отмечает П. Н. Яковлев, — что с получением гибридных семян работа селекцио­нера не заканчивается, а только начинается. Скрещивание же является лишь тем могучим ударом, который заставляет вытолкнуть исходные родительские пары из их привычной среды существования, позволяет расшатать их наследственное основание, чтобы после этого получить пластичный организм, который можно было бы путем применения разно­образных приемов воспитания уклонить по тем или другим ценным хозяй­ственным признакам в желаемую для селекционера сторону».

Зная условия существования родительских пар, путем направлен­ного воспитания гибрида (создание гибридному сеянцу условий жизни, которые удовлетворяют потребностям родителя, в сторону которого жела­тельно уклонить нужные признаки) можно сознательно воздействовать на растение в требуемую сторону. Изменяя, согласно поставленной цели, водный режим, минеральное питание, регулирующие ростовые процессы, И. В. Мичурин блестяще управлял развитием молодых гибридных расте­ний. Он утверждал, что целесообразным воспитанием сеянцев усили­вается развитие полезных, ослабляется или совершенно погашается раз­витие вредных признаков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.