Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система показателей себестоимости продукции




Для управления себестоимостью необходимо располагать систе­мой показателей, отражающих ее уровень и динамику.

В настоящее время по-прежнему актуальна применявшаяся ранее система обобщающих показателей для планирования и оценки себес­тоимости продукции. Основные показатели этой системы — себесто­имость единицы продукции, себестоимость всей продукции, затраты на рубль продукции — используются в качестве обобщающих и в настоящее время.

Себестоимость единицы продукции в принятых натуральных еди­ницах измерения определяется путем распределения затрат на произ­водство, включаемых в себестоимость продукции, по отдельным ви­дам (группам) однородных изделий или продукции, которая может быть приведена к условно-однородному измерителю, например себес­тоимость одного киловатт-часа электроэнергии, себестоимость одной тонны условного топлива и др.

Себестоимость всей продукции организации (предприятия) — это совокупная себестоимость всех видов изделий, работ, услуг, вклю­чаемых в объем выпущенной (проданной) продукции. Этот показа­тель является универсальным, так как рассчитывается различными организациями независимо от типа производства и характера выпус­каемой продукции.

Показатель — затраты на рубль продукции (на 100 или 1000 руб. продукции) — используется для характеристики динамики себе­стоимости всей продукции, как сравнимой, так и впервые освоенной. Он исчисляется как отношение себестоимости всей произведенной или реализованной продукции к ее объему в продажных ценах (без косвенных налогов). Показатель также приобрел универсальное зна­чение, так как рассчитывается повсеместно. При этом к сравнимой относится продукция, производившаяся в предыдущем (базовом) пе­риоде.

Себестоимость как единицы, так и всей совокупности продукции в зависимости от этапов ее формирования в производственном процессе может быть операционной, цеховой, производственной, пол­ной.

Операционная себестоимость — это условно-переменные мате­риальные затраты и расходы на оплату труда. Цеховая себестои­мость складывается из операционной себестоимости и общепроиз­водственных расходов. Производственная себестоимость состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов. Полная себестоимость — это производственная себестоимость продукции и расходы на ее продажу.

В процессе экономического анализа используются и другие пока­затели себестоимости: по статьям, элементам и видам затрат, по от­дельным видам продукции, по цехам и участкам хозяйственной дея­тельности и др., а также специфические, отражающие отраслевые осо­бенности продукции.

На рис. 9.1 представлена схема основных направлений анализа обобщающих показателей себестоимости продукции, методика кото­рых будет рассмотрена в следующих параграфах.

9.1.3. Анализ динамики (выполнения плана) по показателю полной себестоимости продукции

Полная себестоимость всей выпущенной (реализованной) продук­ции — это обобщающий показатель универсального характера. С него и следует начинать анализ. Необходимо определить динамику (выполнение плана) по показателю, а также влияние факторов на полученные отклонения.

Следует иметь в виду, что себестоимость продукции в отчетном периоде не сопоставима с аналогичным показателем за предыдущий или плановый период по следующим параметрам:

Рис. 9.1. Схема основных направлений анализа себестоимости продукции

— объем и структура продукции

—цены на материальные ресурсы, тарифы на энергию и перевоз­
ки;

—уровень затрат производственных ресурсов1.

Расчет влияния этих факторов может быть осуществлен спосо­бом цепных подстановок. Условные обозначения и исходные величи­ны показателей приведены в табл. 9.1, а методика анализа и расчеты по факторам — в табл. 9.2.

Таблица 9.1

Исходные данные для факторного анализа показателя полной себестоимости продукции

 

 

Примечание. В табл. 9.1 и 9.2 приняты следующие обозначения пока­зателей: qt — количество г-х видов продукции в натуральном выраже­нии (/ = 1,..., п); ct - индивидуальные затраты на производство единицы 1-го вида продукции; рг - цена единицы /-го вида продукции; 0; 1 — подстрочные индексы, означающие принадлежность показателя соответ­ственно к базовому и отчетному периодам

Таблица 9.2 Расчет влияния факторов на изменение полной себестоимости продукци способом цепных подстановок

 

Факторы (условные Формула Номер Изменение полной себестоимости, тыс. руб.
обозначения)   формулы Расчет Результат
Изменение объема и структуры ассортимента продукции ( С) 9.1 31 800-29 000 +2800
В том числе: а) изменение объема продукции ( С9) 9.2 29 000 х (36 200: 30 000 - 1) +5993
б) изменение структуры ассортимента продукции ( Са) 9.3 31 800 - (29 000 х 36 200: 30 000) -3193
Изменение цен и тарифов на материальные ресурсы ( СЦмр) 9.4 +500 +500
Изменение затрат производственных ресурсов ( Сзр) 9.5 42 000 - 500- 31 800 +9700
Итого   9.6 42 000 - 29 000 +13000

 

В приведенном примере общее изменение себестоимости продук­ции в отчетном периоде по сравнению с базовым составило 13 000 тыс. руб. (42 000 - 29 000).

Факторами, способствовавшими удорожанию расходов, являются:

увеличение объема продукции — 5993 тыс. руб.;

• рост непосредственно затрат — 9700 тыс. руб. (данный перерасход свидетельствует об ухудшении использования производственных ресурсов на предприятии);

• удорожание цен и тарифов на материальные ресурсы —500 тыс. руб.

В целом в результате влияния всех перечисленных выше факторов себестоимость возросла на 16 193 тыс. руб. (5993 + 9700 + 500). Для оценки же принимается сумма перерасхода, равная 9700 тыс. руб., свиде­тельствующая об ухудшении использования ресурсов на предприятии.

Удешевлению себестоимости продукции на сумму 3193 тыс. руб. способствовали благоприятные изменения структуры ассортимента продукции. Это означает, что в общем объеме выпуска увеличилась доля изделий (работ, услуг), у которых индивидуальный базовый уро­вень затрат оказался ниже, чем средний базовый уровень затрат по всей продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.