Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторный анализ затрат на рубль объема продукции




Показатель затрат на рубль объема продукции (3) рассчитывается как отношение себестоимости (С) всей продукции (выпущенной или реализованной) к ее объему (ОП), выраженному в продажных ценах (без косвенных налогов):

(9.7)

Показатель затрат на рубль общего объема продукции имеет сле­дующие достоинства:

• позволяет измерить совокупный уровень затрат как сравнимой, так и несравнимой (новой) продукции;

• пригоден для анализа в динамике, так как является относительным показателем;

• обеспечивает увязку результатов анализа себестоимости и прибыли;

• является сквозным показателем и может быть рассчитан как по всему объему продукции, так и по отдельным ее видам.

Однако изменение затрат на рубль объема продукции зависит не только от изменения непосредственно затрат, но и от ряда других факторов. В связи с этим без соответствующего факторного анализа этот показатель не пригоден для оценки динамики (выполнения пла­на) по себестоимости продукции. Непосредственное влияние на изме­нение уровня затрат оказывают следующие факторы:

• изменение структуры ассортимента продукции;

• изменение затрат, связанное с эффективностью использования производственных ресурсов;

• изменение цен и тарифов на материальные ресурсы;

• изменение продажных цен.

Методика определения влияния этих факторов на изменение затрат на рубль объема продукции способом цепных подстановок представле­на в табл. 9.3, а конкретный пример расчета — в табл. 9.4.

Таблица 9.3

Алгоритм расчета влияния факторов на изменение затрат на рубль объема продукции способом цепных подстановок

Таблица 9.4 Анализ факторов изменения затрат на рубль объема продукции

 

Показатели № стр. Базовый период     Базовые данные в пересчете на отчетный объем продукции     Отчетный период
        в базовых ценах продукции и отчетных ценах материалов в базовых ценах продукции и материа­лов в дей­ству­ющих ценах
Объем продукции, тыс. руб.   30 000 36 200 36 200 36 200 47 060
Полная себестоимость продукции, тыс. руб.   29 000 31 800 41 500 42 000 42 000
Затраты на рубль объема продукции, коп. (стр. 2: стр. 1 * х 100)   96,67 87,85 114,64 116,02 89,25

 

В приведенном примере произошло снижение уровня затрат на 7,42 коп. на каждый рубль продукции (89,25 - 96,67). Влияние от­дельных факторов составило:

1)изменение структуры ассортимента продукции 87,85 - 96,67 ш -8,82 коп.;

2)изменение непосредственно затрат 114,64 -87,85 = +26,79 коп.;

3)увеличение цен на материальные ресурсы 116,02 - 114,64 = +1,38 коп.;

4)увеличение продажных цен на продукцию 89,25 - 116,02 = -26,77 коп.;

5)проверка: -8,82 + 26,79 + 1,38 - 26,77 = -7,42 коп.

Расчеты показывают, что на снижение уровня затрат благоприятно повлияли изменение структуры ассортимента продукции (-8,82 коп.) и повышение ее цен (-26,77 коп.).

Отрицательное воздействие на рассматриваемый показатель ока­зал рост уровня затрат (26,79 коп.), а также повышение цен и тари­фов на материальные ресурсы (1,38 коп.). Увеличение удельных затрат на 26,79 коп. на каждый рубль продукции свидетельствует об ухудшении использования производственных ресурсов, снижении ра­циональности организации труда и управления. Предприятие компен­сировало полученный перерасход за счет повышения цен продукции, а также производства более выгодных изделий, т.е. с меньшим уровнем индивидуальных базовых затрат.

Чтобы установить влияние рассматриваемых факторов на изме­нение суммы прибыли, необходимо отклонения в затратах на рубль продукции по каждому фактору умножить на отчетный объем про­даж, выраженный в ценах базового периода, а полученные результаты взять с обратным знаком (табл. 9.5).

Таблица 9.5 Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли

 

Факторы № стр. Расчет влияния на себестоимость, тыс. руб. Влияние на прибыль, тыс. руб. (+,-)
Изменение структу­ры ассортимента продукции   -8,82x36 200: 100 = -3192,8 +3193
Изменение уровня производственных затрат   26,79 х 36 200: 100 = 9698 -9700
Увеличение цен и та­рифов на матери­альные ресурсы   1,38x36 200: 100 = 499,6 -500
Увеличение продажных цен   -26,77 х 36 200: 100 = -9690,7 +9691
Итого   -7,42x36 200: 100 = -2686 +2686

 

Примечания. 1. Номер строки соответствует нумерации при расчете влияния каждо­го фактора и их итогового результата, произведенном после табл. 9.4. 2. В данном примере суммы объема выпуска продукции и ее продаж приняты одинаковыми.

Из приведенных расчетов следует, что росту прибыли способство­вало увеличение продажных цен и благоприятные структурные сдви­ги в составе реализуемой продукции. На снижение прибыли повлия­ло удорожание цен материальных ресурсов и повышение уровня за­трат производственных ресурсов.

Следует отметить, что практическое использование методики фак­торного анализа себестоимости продукции, приведенной в 9.1.3 и 9.1.4, осложняется из-за отсутствия необходимой информации. На многих предприятиях не ведется учет производства (реализации) про­дукции в двойной оценке — в действующих ценах отчетного и базо­вого периодов. Отсутствуют также отчетные и плановые калькуля­ции себестоимости отдельных видов продукции. В связи с этим фак­торный анализ -себестоимости обычно сводится к поэлементному изучению состава затрат на производство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.