КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторный анализ затрат на рубль объема продукции
Показатель затрат на рубль объема продукции (3) рассчитывается как отношение себестоимости (С) всей продукции (выпущенной или реализованной) к ее объему (ОП), выраженному в продажных ценах (без косвенных налогов):
Показатель затрат на рубль общего объема продукции имеет следующие достоинства: • позволяет измерить совокупный уровень затрат как сравнимой, так и несравнимой (новой) продукции; • пригоден для анализа в динамике, так как является относительным показателем; • обеспечивает увязку результатов анализа себестоимости и прибыли; • является сквозным показателем и может быть рассчитан как по всему объему продукции, так и по отдельным ее видам. Однако изменение затрат на рубль объема продукции зависит не только от изменения непосредственно затрат, но и от ряда других факторов. В связи с этим без соответствующего факторного анализа этот показатель не пригоден для оценки динамики (выполнения плана) по себестоимости продукции. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат оказывают следующие факторы: • изменение структуры ассортимента продукции; • изменение затрат, связанное с эффективностью использования производственных ресурсов; • изменение цен и тарифов на материальные ресурсы; • изменение продажных цен. Методика определения влияния этих факторов на изменение затрат на рубль объема продукции способом цепных подстановок представлена в табл. 9.3, а конкретный пример расчета — в табл. 9.4. Таблица 9.3 Алгоритм расчета влияния факторов на изменение затрат на рубль объема продукции способом цепных подстановок Таблица 9.4 Анализ факторов изменения затрат на рубль объема продукции
В приведенном примере произошло снижение уровня затрат на 7,42 коп. на каждый рубль продукции (89,25 - 96,67). Влияние отдельных факторов составило: 1)изменение структуры ассортимента продукции 87,85 - 96,67 ш -8,82 коп.; 2)изменение непосредственно затрат 114,64 -87,85 = +26,79 коп.; 3)увеличение цен на материальные ресурсы 116,02 - 114,64 = +1,38 коп.; 4)увеличение продажных цен на продукцию 89,25 - 116,02 = -26,77 коп.; 5)проверка: -8,82 + 26,79 + 1,38 - 26,77 = -7,42 коп. Расчеты показывают, что на снижение уровня затрат благоприятно повлияли изменение структуры ассортимента продукции (-8,82 коп.) и повышение ее цен (-26,77 коп.). Отрицательное воздействие на рассматриваемый показатель оказал рост уровня затрат (26,79 коп.), а также повышение цен и тарифов на материальные ресурсы (1,38 коп.). Увеличение удельных затрат на 26,79 коп. на каждый рубль продукции свидетельствует об ухудшении использования производственных ресурсов, снижении рациональности организации труда и управления. Предприятие компенсировало полученный перерасход за счет повышения цен продукции, а также производства более выгодных изделий, т.е. с меньшим уровнем индивидуальных базовых затрат. Чтобы установить влияние рассматриваемых факторов на изменение суммы прибыли, необходимо отклонения в затратах на рубль продукции по каждому фактору умножить на отчетный объем продаж, выраженный в ценах базового периода, а полученные результаты взять с обратным знаком (табл. 9.5). Таблица 9.5 Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли
Примечания. 1. Номер строки соответствует нумерации при расчете влияния каждого фактора и их итогового результата, произведенном после табл. 9.4. 2. В данном примере суммы объема выпуска продукции и ее продаж приняты одинаковыми. Из приведенных расчетов следует, что росту прибыли способствовало увеличение продажных цен и благоприятные структурные сдвиги в составе реализуемой продукции. На снижение прибыли повлияло удорожание цен материальных ресурсов и повышение уровня затрат производственных ресурсов. Следует отметить, что практическое использование методики факторного анализа себестоимости продукции, приведенной в 9.1.3 и 9.1.4, осложняется из-за отсутствия необходимой информации. На многих предприятиях не ведется учет производства (реализации) продукции в двойной оценке — в действующих ценах отчетного и базового периодов. Отсутствуют также отчетные и плановые калькуляции себестоимости отдельных видов продукции. В связи с этим факторный анализ -себестоимости обычно сводится к поэлементному изучению состава затрат на производство.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |