КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ материальных затрат 3 страница
5.Гастер Л.М., Чайка А.Л. Лекции по анализу себестоимости промышленной продукции. Л., 1973. 6.Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия: Практич. пособие. М., 1994. 7.Калинина А.П., Курносова В.П. Анализ затрат, прибыли и рентабельности коммерческих организаций: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. 8.Крылов Э.И., Мальцева А.В., Марцулевич A.M. Маржинальный анализ себестоимости и прибыли: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. 9.Мазурова И.И., Романовский М.В. Условия прибыльной работы предприятий: Учеб.-практич. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992. 10.Методика учета и анализа себестоимости продукции / Под ред. А.Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 1987. 11.Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-коситинг»: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 1993. 12.Панков Д.А. Бухгалтерский учет и анализ в зарубежных странах. Минск: Экоперспектива, 1998. 13.Петрова В.И. Системный анализ себестоимости. М.: Финансы и статистика, 1986. 14.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: ООО «Новое знание», 2001. 15.Слуцкин М.Л. Управленческий анализ предприятия: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 16.Сысоева Г.Ф., Переверзева Л.В. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 17.Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. СПб.: ЗАО «Бизнес-Микро», 1999. 18.Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат / Пер. с англ. М.: Информ.-издат. дом «Фи-линъ», 1996. 19.Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений: Учебник / Под ред. СБ. Барнгольц и Г.М. Тация. М.: Финансы и статистика, 1986. Глава 10 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 10.1. Сущность и состав доходов и расходов как экономическая база формирования финансовых результатов
Экономической основой формирования финансовых результатов коммерческих организаций являются их доходы и расходы. Их сущность и состав определены следующими нормативными документами по бухгалтерскому учету: • ПБУ 9/99 «Доходы организации» (в ред. приказов Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н и от 30 марта 2001 г. № 27н); • ПБУ 10/99 «Расходы организации» (в ред. приказов Минфина России от 30 декабря 1999 г. № Ю7н и от 30 марта 2001 г. №>27н) [15, 16]1. Основные положения о доходах и расходах представлены в табл. 10.1. Таблица 10.1 Сущность и состав доходов и расходов организации
10.2. Безубыточная деятельность как фактор обеспечения финансовой стабильности коммерческих организаций
Понятие коммерческой организации предполагает получение прибыли как результат производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. В ст. 50 Гражданского кодекса РФ сказано: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)» [1]. Прибыль — важнейший экономический показатель эффективности работы организации. В изменении ее суммы проявляются все стороны деятельности организации: 1)снижение или увеличение объемов производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг; 2)эффективное или неэффективное использование ресурсов (материальных, трудовых, основных фондов и др.), которыми располагает организация; 3)ценовая политика на рынках сбыта для борьбы с конкурентами; 4)эффективность финансовых операций (с денежными средствами, ценными бумагами); 5)эффективность сделок с имуществом; 6)эффективность участия в деятельности других организаций; 7)эффективность управления дебиторской задолженностью; 8)наличие или отсутствие убытков от бесхозяйственности (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров с контрагентами, возмещение убытков, причиненных другим организациям, и т.д.). Исполнительный орган управления (генеральный директор, совет директоров) обязан объяснить собственникам организации (держателям акций) причины возникновения убыточных операций по основной деятельности, убыточных сделок с недвижимостью, валютой и другим имуществом. Прибыль учитывается на счете 99 «Прибыли и убытки» нарастающим итогом с начала года: • по кредиту — прибыли, доходы; • по дебету — убытки, расходы. Показатели прибыли представлены в бухгалтерской отчетности в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Прибыль — это важнейший источник инвестиций коммерческих организаций, а также материального стимулирования персонала и социальных выплат. Нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет используется для пополнения собственного оборотного капитала организации, т.е. способствует повышению уровня ее рыночной устойчивости и платежеспособности.
10.3. Задачи анализа и источники информации
Основными задачами анализа финансовых результатов является: 1) оценка выполнения плана по прибыли в целом по организации и ее внутренним структурным подразделениям; определение плановых и фактических темпов роста показателей прибыли от продаж, бухгалтерской и чистой прибыли к уровню предыдущего периода. Определение плановых темпов роста позволя ет оценить напряженность плановых заданий, а фактических темпов роста дает возможность наблюдать за динамикой показателей прибыли от продаж, бухгалтерской и чистой прибыли; 3)анализ факторов, обусловливающих степень выполнения бизнес-плана и динамику показателей прибыли от продаж, бухгалтерской и чистой прибыли; 4)выявление влияния результатов деятельности отдельных внутренних структурных подразделений на показатели выполнения бизнес-плана организации, а также на динамику показателей прибыли от продаж, бухгалтерской и чистой прибыли; 5)установление возможных резервов увеличения сумм прибыли от продаж, бухгалтерской и чистой прибыли; 6)выявление и организация использования внутренних резервов повышения эффективности производства, подготовка управленческих решений. Экономический анализ призван организовать работу по использованию внутренних резервов производства. В связи с этим им нужно дать экономическую оценку, а затем приступить к стадии подготовки управленческих решений. Экономист, занимающийся анализом, обязан подготовить варианты решений по управлению производством. Для этого нужно знать, какие произошли отклонения и какой характер они имеют. Необходимо также следить за их тенденцией. Отклонения могут быть положительные и нарастающие, такую тенденцию надо поддерживать. Они могут быть отрицательные и нарастающие, тогда нужно вырабатывать меры, которые будут препятствовать развитию этой тенденции и в итоге приведут к погашению таких отклонений. Могут быть отклонения, которые носят отрицательный, но затухающий характер. Это означает, что в ходе управления производством ранее принятые меры способствуют улучшению положения в организации. В этом случае надо продолжать и поддерживать проведение таких мероприятий и при необходимости усиливать их воздействие. К основным задачам анализа показателей рентабельности относятся: 1)оценка выполнения плана по показателям рентабельности продукции и системе показателей рентабельности коммерческих организаций; 2)анализ динамики показателей рентабельности продукции и рентабельности коммерческой организации; 3)анализ факторов, обусловливающих динамику показателей рентабельности продукции и рентабельности коммерческой организации; 4)выявление возможных резервов повышения рентабельности продукции и рентабельности коммерческой организации. Источники информации, используемые при анализе показателей рентабельности, представлены в 1.7. 10.4. Система показателей прибыли коммерческих организаций
Для отражения информации о формировании финансовых результатов коммерческих организаций в бухгалтерской отчетности предусмотрена форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В приказе Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» приведены образцы форм отчетности [9]. Порядок кодирования показателей отчетности определен приказом Госкомстата России и Минфина России от 14 ноября 2003 г. № 475/102н. При планировании, учете и экономическом анализе используется следующая система показателей прибыли, представленная в форме №2: 1) валовая прибыль; 2) прибыль от продаж; 3) бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения); 4) чистая прибыль. 1.Валовая прибыль по экономическому смыслу близка к показателю маржинального дохода. Она рассчитывается как разница между выручкой (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (по форме № 2: стр. 010 - стр. 020). В форме № 2 она отражается по стр. 029. 2.Прибыль от продаж — это финансовый результат от основной деятельности организации. В форме № 2 она показана по стр. 050. Этот показатель можно рассчитать двумя способами: а) прибыль от продаж = выручка (нетто) от продаж - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг - коммерческие расходы - управленческие расходы (по форме № 2: стр. 010 - стр. 020 - стр. 030 - стр. 040); б) прибыль от продаж = валовая прибыль - коммерческие расходы - управленческие расходы (по форме № 2: стр. 029 - стр. 030 - стр. 040). Таблица 10.2 Факторный анализ бухгалтерской прибыли
5 Бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) (БП) —это сводный финансовый результат от всех видов деятельности организации. В форме № 2 она показана по стр. 140. Этот показатель рассчитывается следующим образом: бухгалтерская прибыль = прибыль от продаж + проценты к получению - проценты к уплате + доходы от участия в других организациях + прочие операционные доходы - прочие операционные расходы + внереализационные доходы - внереализационные расходы. 4. Чистая прибыль (ЧП) — это часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении организации после начисления текущего налога на прибыль (ТНП), с учетом отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО). Чистая прибыль определяется по следующей формуле: ЧП = БП + ОНА - ОНО - ТНП (по форме № 2: стр. 190 = = стр. 140 + стр. 141 - стр. 142 - стр. 150).
10.5. Анализ структуры и динамики бухгалтерской прибыли по данным отчетности
В форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» приводятся данные о составе бухгалтерской прибыли (до налогообложения) в разрезе слагаемых за два аналогичных периода времени. При анализе эти данные сопоставляются и можно рассчитать, как повлияло каждое слагаемое на изменение бухгалтерской прибыли в сумме и процентах. Следовательно, факторный анализ прибыли до налогообложения проводится по данным формы № 2. Факторами изменения прибыли до налогообложения являются ее слагаемые. Для проведения анализа можно составить табл. 10.2. В гр. 8 табл. 10.2 подсчитаны так называемые «сопоставимые» проценты. Они являются таковыми, потому что каждый из них рассчитан по отношению к одной и той же базе — сумме бухгалтерской прибыли предыдущего периода. Показатели гр. 8 отражают процент влияния каждого слагаемого бухгалтерской прибыли на общий процент ее изменения. Сумма бухгалтерской прибыли за отчетный период составила 56 000 тыс. руб. Она увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 16 000 тыс. руб., или на 40%. Основной фактор, обусловивший увеличение бухгалтерской прибыли, — это рост прибыли от основной деятельности. За счет последней бухгалтерская прибыль повысилась на 12 600 тыс. руб., или на 31,5%. Второй по значимости фактор — это увеличение прибыли за счет сделок с имуществом: прочие операционные доходы обеспечили рост бухгалтерской прибыли на 2000 тыс. руб., или на 5%, и одновременно сократились прочие операционные расходы на 400 тыс. руб., что, соответственно, увеличило бухгалтерскую прибыль на 1 %. Следующий по значимости фактор — это повышение доходов по финансовым операциям: проценты к получению обеспечили увеличение бухгалтерской прибыли на 1600 тыс. руб., или на 4%. Аналогичным образом можно прокомментировать остальные факторы изменения бухгалтерской прибыли. Таблица 10.2 Факторный анализ бухгалтерской прибыли
Дальнейший анализ должен быть направлен на детальное изучение каждого слагаемого бухгалтерской прибыли. Для этого необходимо использовать данные бухгалтерского учета (записи операций по дебету и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки», журнал-ордер 15). При детальном анализе можно установить, какие именно проценты были получены (начислены) от финансовых операций. По прочим операционным доходам и расходам желательно выяснить, какие именно сделки с имуществом имели место, не было ли убыточных сделок. Если таковые состоялись, то необходимо выявить, кем они были инициированы, по какой причине возникли убытки и нет ли возможности покрыть их за счет виновных лиц. Тщательным образом должны быть изучены внереализационные расходы от списания долгов и убытков прошлых лет, уплаченные штрафы, пени и неустойки. По всем видам внереализационных убытков желательно установить виновных лиц, попытаться предъявить им иски, а также наметить организационно-технические мероприятия по предотвращению таких убытков в дальнейшем.
10.6. Анализ формирования чистой прибыли
Чистая прибыль — это часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении коммерческой организации после начисления текущего налога на прибыль, а также с учетом отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, т.е. в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» [20]. Она отражена в форме № 2 по стр. 190. Чистая прибыль определяется по формуле, приведенной в 10.4. В нашем примере ЧП = 56 ООО + 480 - 280 - 13 760 = 42 440 тыс. руб. Факторный анализ чистой прибыли позволяет ответить на вопрос о том, по каким причинам сумма чистой прибыли отличается от суммы бухгалтерской прибыли? Перечень факторов, обусловливающих изменение чистой прибыли, определяется самой методикой ее расчета: 1)сумма бухгалтерской прибыли; 2)сумма текущего налога на прибыль;
3)изменение суммы отложенных налоговых активов за отчетный период (по счету 09); 4)изменение суммы отложенных налоговых обязательств за отчетный период (по счету 07). Влияние названных факторов очевидно из данных формы № 2. Более наглядно эту информацию можно представить в виде табл. 10.3. Таблица 10.3 Анализ формирования чистой прибыли за отчетный год
1 ТНП = 56 000 х 0,24 + 120 + 480 - 280 = 13 760 тыс. руб. (здесь 120 тыс. руб. — сумма постоянного налогового обязательства (стр. 200 формы № 2)). За отчетный год чистая прибыль составила около 76% суммы бухгалтерской прибыли. Следовательно, основным фактором, обусловившим меньшую величину ЧП по сравнению с БП, стала сумма текущего налога на прибыль. Суммы ОНА и ОНО повлияли незначительно.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |