Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ материальных затрат 7 страница




Повышение рентабельности продаж в отчетном периоде по срав­нению с предыдущим на 0,94% (16,88% - 15,94%) обусловило по­вышение рентабельности активов на 1,26%. Необходимо распреде­лить 1,26% прироста пропорционально изменению факторов форми­рования рентабельности продаж.

Используем для расчетов метод пропорции:

 

Результаты расчетов представлены в гр. 6 табл. 11.5.

Анализ показал, что основным фактором, обусловившим повыше­ние рентабельности активов, стало относительное сокращение прочих операционных расходов (+0,64%). Второй по значимости фактор — увеличение прибыли от продаж (+0,35%), следующий фактор — повы­шение прочих операционных доходов (+0,22%) и т.д.

11.8. Факторный анализ рентабельности собственного капитала коммерческих организаций

Анализ факторов изменения рентабельности собственного капи­тала организации можно провести по методике, аналогичной методике факторного анализа рентабельности активов.

Алгоритм методики анализа

 

 

где /?ск — рентабельность собственного капитала, %; П — сумма прибыли за период, тыс. руб.; СК — средняя сумма собственного капитала за период, тыс. руб.

Для факторного анализа введем в формулу показатель выручки (нетто) от продаж (В):

 

В результате преобразований получилась двухфакторная мультипли­кативная модель, что позволяет применить метод цепных подстановок.

 


 

1) влияние на рентабельность собственного капитала изменения коэффициента его отдачи:

 


 

2) влияние на рентабельность собственного капитала изменения процента рентабельности продаж:


 

Факторный анализ рентабельности собственного капитала пред­ставлен в табл. 11.6.


Таблица 11.6

Факторный анализ динамики рентабельности собственного капитала

 

№ п/п Показатели Условные обозначе­ния За предыдущий аналогичный период За отчет­ный период
         
  Чистая прибыль, тыс. руб. чп 30 400 42 400
  Средняя сумма собственного капитала, тыс. руб. ск 122 300 155 950
  Рентабельность собственного капитала, %, (п. 1: п. 2 х 100) RCK 24,86 27,21
  Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб. в 251 000 331 800
  Коэффициент отдачи собст­венного капитала (п. 4: п. 2) в ск 2,0524 2,1276
  Процент рентабельности про­даж, %, (п. 1: п. 4x100) ЧП х100 % В 12,11 12,79

 

Базовый вариант: 2,0524 х 12,11% = 24,86%.

Отчетный вариант: 2,1276 х 12,79% = 27,21%.

∆RСК = 27,21 - 24,86 = +2,35%;

в том числе:

1) влияние на рентабельность собственного капитала изменения
коэффициента его отдачи:

∆RСК (В/СК) = (2,1276 - 2,0524) х 12,11% = +0,91%;

2) влияние на рентабельность собственного капитала изменения
процента рентабельности продаж:

∆RСК (ЧП/Вх100) = (12,79% - 12,11%)х 2,1276 = +1,44%.

Проверка: (+0,91%)+(+1,44%)= 27,21 - 24,86

+2,35% = +2,35%.

Анализ показал, что каждый из двух основных факторов повлиял поло­жительно на динамику процента рентабельности собственного капитала.

Методика предполагает возможности углубления анализа. Влия­ние первого основного фактора, т.е. коэффициента отдачи собствен­ного капитала, можно детализировать по составным частям собствен­ного капитала (уставный капитал, добавочный капитал, нераспреде­ленная прибыль и т.д.). Влияние второго основного фактора, т.е. процента рентабельности продаж, можно детализировать по факто­рам изменения чистой прибыли.

11.9. Рентабельность продукции и пути ее повышения

Показатели рентабельности продукции предназначены для харак­теристики уровня эффективности производства и продаж продукции, работ, услуг.

В зависимости от того, рентабельность какой продукции необходи­мо измерить, можно выделить три группы показателей:

1)показатели рентабельности всего объема продаж;

2)показатели рентабельности по отчетным сегментам;

3)показатели рентабельности конкретных видов продукции.

Показатели рентабельности всего объема продаж можно рас­считать по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (табл. 11.7).

Таблица 11.7

Примеры расчетов показателей рентабельности всего объема продаж

 

№ п/п Показатели За предыдущий аналогичный период За отчетный период
  Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб. (стр. 010 формы № 2) 251 000 331 800
  Полная себестоимость продаж, тыс. руб. (форма № 2: стр. 020 + + стр. 030 + стр. 040) 214 500 282 700
  Прибыль от продаж, тыс. руб. (п. 1 - п. 2) (стр. 050 формы № 2) 36 500 49 100
  Рентабельность реализованной продукции в процентах к полной себестоимости, % (п. 3: п. 2 * 100) 17,02 17,37
  Рентабельность реализованной продукции в процентах к вы­ручке (нетто) от продаж, % (п. 3: п. 1 х ЮО) 14,54 14,80
  Затраты на один рубль выручки (нетто) от продаж, коп. (%) (п. 2: п. 1 х ЮО) 85,46 85,20

 

Показатели рентабельности по отчетным сегментам рассчитыва­ются по той же методике, что и показатели рентабельности всего объема продаж. Разница состоит в том, что в расчет принимаются показатели выручки, полной

 

 

При анализе интересно сравнить показатели рентабельности кон­кретных видов продукции с процентом рентабельности всего объема продаж. Это позволит выявить высоко- и низкорентабельные изделия. Примеры расчетов показателей рентабельности конкретных видов продукции приведены в табл. 11.8.

Таблица 11.8

Отчетные показатели рентабельности конкретных видов продукции

 

Виды продук- ции Показатели в расчете на единицу продукции Рентабельность единицы продукции Отклонение рентабельности конкретных изделий всей продукции, %(+,-)  
  руб.    
     
     
     
цена предпри- ятия-изго- товителя (без АКЦ, НДС) полная себестои- мость прибыль в цене единицы продук- ции к полной себестои- мости к цене пред- прия- тия-из- гото- вителя по рен- табель- ности к затра- там по рен- табель- ности к ценам  
А           +7,63 +5,20  
Б       13,64   -3,73 -2,80  
В       16,67 14,29 -0,70 -0,51  
  66,3 54,7 11,6 21,21 17,50 +3,84 +2,70  
По всему X X X 17,37 14,80 X X  
объему                
продаж                

 

Методика анализа динамики показателей рентабельности конкрет­ных видов продукции представлена в табл. 11.9.

При проведении анализа можно рассчитать проектные, плановые, нормативные, отчетные, базовые показатели рентабельности конк­ретных видов продукции. Их можно сравнивать между собой и де­лать выводы об изменении отчетных показателей по сравнению с базовыми. При углублении анализа желательно выяснять причины изменения уровня рентабельности отдельных изделий. Таковыми могут быть:

• повышение или снижение полной себестоимости единицы про­дукции (в том числе за счет изменения материальных затрат, затрат на оплату труда и т.д.);

• снижение или повышение цены единицы продукции (в зависи­мости от рыночных условий).

Рентабельность продаж может быть повышена:

1) за счет наращивания объемов продаж;

2)изменения структуры продаж в сторону увеличения удельного веса высокорентабельных видов продукции, работ, услуг (при благо­приятной конъюнктуре рынка);

3)снижения себестоимости продаж, управленческих и коммерчес­ких расходов;

4)допустимого (некритического) повышения цен и тарифов на реализуемые товары, продукцию, работы, услуги для компенсации ин­фляционных издержек.

 

11.10. Факторный анализ показателей рентабельности продукции

 

Возможны два подхода к факторному анализу показателей рента­бельности продукции:

1) на основе анализа динамики процентов рентабельности продукции;

2) на основе анализа динамики затрат на один рубль объема продаж в копейках.

 

11.10.1. Факторный анализ динамики процентов рентабельности продукции

Информация, подготовленная и использованная при экспресс-ана­лизе прибыли от продаж, позволяет также провести факторный ана­лиз рентабельности реализованной продукции.

На прибыль от продаж влияют три основных фактора:

1)изменение объема продаж;

2)полной себестоимости продаж;

3)цен реализации.

На рентабельность реализованной продукции влияют из назван­ных два фактора, т.е. изменение полной себестоимости продаж и изме­нение цен реализации. Методика факторного анализа рентабельности продаж представлена в табл. 11.10.

Таблица 11.10

Факторный анализ рентабельности всей реализованной продукции (всего объема продаж)

 


 

]

 

Для анализа влияния основных факторов на изменение рентабель­ности реализованной продукции используется метод цепных подста­новок. Дадим пояснения к табл. 11.10.

Графы 3 и 6. Здесь представлены реальные показатели выручки (нетто) от продаж, полной себестоимости и прибыли от продаж соот­ветственно за предыдущий аналогичный и отчетный периоды.

Графы 4 и 5. Здесь приведены условные показатели, т.е. подста­новки, необходимые для расчета влияния факторов. В гр. 4 содержат­ся показатели реализации в отчетном периоде, пересчитанные по полной себестоимости и в ценах реализации в предыдущем периоде. Они получены путем пересчета данных в гр. 3 с учетом индекса объема продаж (lq). По этой причине проценты рентабельности в гр. 3 и 4 совпадают, т.е. влияние фактора объема продаж устраняется. В гр. 5 представлены показатели реализации в отчетном периоде, пересчитанные в ценах реализации предыдущего периода и по себе­стоимости отчетного периода.

В рассматриваемомз примере рентабельность реализованной про­дукции в отчетном периоде составила 14,80%, а в предыдущем — 14,54%, т.е. она возросла на 0,26%.

Расчеты влияния факторов:

1) влияние изменения полной себестоимости продаж (гр. 5 - гр. 4):

(-7,26) - (+14,54) = -21,8%;

2) влияние изменения цен реализации продукции (гр. 6 - гр. 5):

(+14,80) - (-7,26) = +22,06%.

 

Проверка: (-21,8) + (+22,06) = +0,26%.

В приведенном примере влияние повышения себестоимости на­столько велико, что без повышения цен реализуемой продукции орга­низация стала бы убыточной и убыток составил бы 19 158 тыс. руб., процент убыточности — 7,26%. За счет повышения цен реализации удалось перекрыть отрицательное влияние на финансовый результат повышения издержек производства.


11.10.2. Факторный анализ динамики затрат на один рубль объема продаж в копейках

В форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» годового отчета приводятся данные-о расходах организации по обычным ви­дам деятельности в разрезе экономических элементов за два года.

Сравнение абсолютных сумм затрат за два периода не дает ответа на вопрос об изменении эффективности затрат в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, так как суммы затрат различаются по многим факторам, в частности:

1)за конкретный отчетный период затраты складываются на объем продаж товаров, продукции, работ, услуг данного периода;

2)за каждый отчетный период затраты формируются в соответ­ствии с конкретной структурой товаров, продукции, работ, услуг;

3)инфляционные процессы по-разному влияют на отдельные эко­номические элементы затрат. В большей степени инфляция влияет на такие элементы, как «Материальные затраты» и «Прочие затраты», в которых преобладает оплата услуг сторонних организаций, в меньшей степени — на элемент «Затраты на оплату труда». На амортизацион­ные отчисления инфляция влияет в тех случаях, если имели место переоценка основных фондов, движение объектов основных фондов, изменение способов начисления амортизации.

Влияние названных факторов делает, по существу, несопоставимыми абсолютные суммы затрат за сравниваемые периоды времени. В связи с этим для анализа считаем необходимым использовать относи­тельные показатели, т.е. коэффициенты затрат в копейках (или процен­тах) на один рубль выручки (нетто) от продаж, поскольку в относитель­ных показателях нивелируется влияние названных выше факторов.

Сравнение коэффициентов за два аналогичных периода времени дает возможность определить, имела ли место относительная эконо­мия затрат или их относительное повышение.

Коэффициенты затрат в копейках (или в процентах) на один рубль выручки (нетто) от продаж можно рассчитать не только по итогу затрат, но и по каждому их элементу:

 

 

Коэффициенты, рассчитанные по каждому экономическому эле­менту и итогу затрат, имеют конкретные наименования, которые отра­жают их экономический смысл. Например:

1)коэффициент материалоемкости показывает, сколько копеек со­ставляют материальные затраты в одном рубле выручки от продаж;

2)коэффициент зарплатоемкости отражает уровень затрат на опла­ту труда в копейках на один рубль выручки от продаж;

3)коэффициент отчислений по единому социальному налогу отра­жает размер единого социального налога в копейках на один рубль выручки от продаж;

4)коэффициент удельной амортизации показывает, сколько копе­ек в одном рубле выручки занимают амортизационные отчисления;

5)коэффициент удельных прочих затрат отражает их величину в копейках на один рубль выручки от продаж;

6)коэффициент полных затрат показывает, сколько всего затрат в копейках несет организация на один рубль выручки от продаж.

Каждый из пяти экономических элементов затрат для углубления анализа можно детализировать следующим образом. 1. Материальные затраты.

1.1.Сырье и основные материалы.

1.2.Вспомогательные материалы.

1.3.Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия.

1.4.Услуги производственного характера сторонних организаций.

1.5.Топливо.

1.6.Электроэнергия.

1.7.Прочие материальные затраты.

На основе разложения суммы материальных затрат на составные части можно рассчитать детализированные коэффициенты материа­лоемкости. Это позволит при проведении анализа выяснить конкрет­ные причины изменения уровня материалоемкости.

2. Затраты на оплату труда.

2.1.По группам персонала организации.

2.2.По структурным подразделениям организации.

2.3.По формам оплаты и стимулирования труда персонала.

3. Отчисления на социальные нужды.

3.1.В пенсионный фонд.

3.2.В фонд социального страхования.

3.3.В фонд медицинского страхования.

4. Амортизационные отчисления можно детализировать по структурным подразделениям организации, а также по группам амортизируемого имущества.

5. Прочие затраты.

5.1. Суммы налогов и сборов, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.

5.2. Затраты на сертификацию продукции и услуг.

5.3.Суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (услуги).

5.4.Затраты на оплату услуг по охране имущества, услуг пожар­ной охраны.

5.5.Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техни­ки безопасности.

 

5.6.Затраты по набору работников.

5.7.Арендные (лизинговые) платежи за арендуемое имущество.

5.8.Затраты на содержание служебного автотранспорта.

5.9.Затраты на командировки.

5.10. Затраты на оплату юридических, информационных и аудиторских услуг.

5.11.Затраты на публикацию бухгалтерской отчетности.

5.12.Представительские расходы.

5.13.Затраты на подготовку и переподготовку кадров.

5.14.Затраты на рекламу.

5.15.Затраты на изучение конъюнктуры рынка.

5.16. Затраты на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, затраты на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков и др.

Детализация экономических элементов затрат в соответствии с их составом позволит выяснить основные причины изменения коэф­фициентов затрат на один рубль выручки (нетто) от продаж в отчет­ном периоде по сравнению с базовым.

Пример факторного анализа затрат в разрезе экономических эле­ментов представлен в табл. 11.11.

Таблица 11.11

Факторный анализ затрат в разрезе экономических элементов

 

 

 

 

№ п/п Элементы затрат и другие показа­тели За предыдущий аналогичный период За отчетный период Изме­нение, коп. (+, ")
сумма, тыс. руб. затраты на 1 руб. выручки, коп. сумма, тыс. руб. затраты на 1 руб. выручки, коп.
            (гр. 6 -- гр. 4)
  Материальные затраты 75 084 29,91 97 947 29,52 -0,39
  Затраты на оплату труда 60 628 24,15 86 039 25,93 +1,78
  Отчисления на социальные нужды (ЕСН) 23 024 9,18 32 695 9,85 +0,67
  Амортизационные отчисления 22 522 8,97 25 443 7,67 -1,3
  Прочие затраты 33 242 13,25 33 924 10,23 -3,02
  Итого затрат 214 500 85,46 276 048 83,20 -2,26
  Выручка (нетто) от продаж 251 000 X 331 800 X X
  Рентабельность продаж, коп. X 14,54 X 16,80 +2,26

 

В данном примере в отчетном периоде по сравнению с предыду­щим имеет место экономия затрат. На один рубль выручки от продаж она составила -2,26 коп., что обусловлено более низким уровнем удельных прочих затрат (-3,02 коп.), снижением уровней удельной амортизации (-1,3 коп.) и материалоемкости (-0,39 коп.). Однако значительно выше коэффициент зарплатоемкости (+1,78 коп.) и, соот­ветственно, выше коэффициент, отражающий уровень единого соци­ального налога (+0,67 коп.).

Проверка: (-0,39) + 1,78 + 0,67 + (-1,3) + (-3,02) = -2,26 коп.

На основании полученных данных можно также рассчитать сум­мы относительной экономии (относительного повышения) по каждо­му элементу затрат в тысячах рублей на фактическую выручку от продаж.

1. Коэффициент материалоемкости в отчетном периоде по сравне­нию с его величиной в предыдущем периоде снизился на 0,39 коп. Этому соответствует относительная экономия затрат на фактическую выручку от продаж:

(-0,39) х 331 800

4.Коэффициент зарплатоемкости в отчетном периоде повысился на 1,78 коп. Относительное повышение затрат на оплату труда: или

(+1,78)х331 800

4. Относительная экономия затрат в связи со снижением коэффи­циента удельной амортизации:

(-1,3)х331 800

5. Относительная экономия прочих затрат:

(-3,02)х331800

Проверка: общая сумма относительной экономии затрат составила

(-2,26)х331 800

Или

(-1294) + 5906 + 2223 + (-4313,4) + (-10 020,3) = -7498,7 тыс. руб.

Изложенная методика анализа себестоимости продаж по экономи­ческим элементам применяется для выявления резервов возможной экономии затрат. Эта методика может также использоваться:

—при составлении сметы себестоимости продаж и планировании прибыли от продаж;

—обосновании динамики цен и тарифов реализуемых товаров, продукции, работ, услуг;

—прогнозировании цен и тарифов новых видов продукции и услуг;

аудите затрат и финансовых результатов коммерческих орга­низаций.

 

11.11. Показатели деловой активности коммерческих организаций и пути их улучшения

Деловая активность коммерческой организации проявляется в ди­намичности ее развития, достижении ею поставленных целей, эффек­тивном использовании производственного потенциала, расширении рынков сбыта продукции. Оценка деловой активности на качествен­ном уровне может быть получена в результате сравнения деятельно­сти данной коммерческой организации и аналогичных по сфере при­ложения капитала организаций. Такими качественными критериями являются широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, по­ставляемой на экспорт; репутация коммерческой организации, выра­жающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услу­гами данной коммерческой организации, устойчивости связей с кли­ентами и др.

Важнейшими показателями деловой активности коммерческих организаций являются объем продаж, т.е. величина выручки (нетто) от продаж продукции, работ, услуг, а также положительные темпы прироста этого показателя от одного периода к другому.

Кроме того, для характеристики деловой активности организаций применяют показатели капиталоотдачи, т.е. эффективности использо­вания имущества и капитала. Общая формула коэффициента отдачи имеет следующий вид:

 

 

Полезный результат деятельности организации за период можно измерить в натуральных (или стоимостных показателях, например в тысячах тонн добытого угля, в тысячах киловатт в час электроэнер­гии). В торговой организации полезный результат можно представить в виде сумм товарооборота, а в строительной — стоимости закон­ченных и сданных заказчикам объектов. В большинстве организаций для оценки полезного результата используется такой показатель, как выручка (нетто) от продаж за период.

Коэффициент отдачи характеризует величину полезного результа­та, приходящегося на единицу примененных ресурсов. В зависимости от того, эффективность использования какого вида ресурсов необхо­димо измерить, формула коэффициента отдачи конкретизируется сле­дующим образом:

 

 

Коэффициент отдачи активов можно интерпретировать в двух вариантах:

1)отражает эффективность использования имущества организации, т.е. показывает величину выручки (нетто) от продаж, приходящуюся на единицу средней стоимости имущества;

2)характеризует количество оборотов, совершенных активами организации за период.

Информация о величине выручки (нетто) от продаж отражается по стр. 010 формы № 2. Методика расчета средней стоимости активов организации за период изложена в 11.1.

 

 

Коэффициент отражает эффективность использования собствен­ного капитала организации и количество оборотов за период. Мето­дика расчета средней суммы собственного капитала за период изло­жена в 11.1

 

 

Коэффициент отражает эффективность использования основных фондов и количество оборотов за период. Методика расчета средней стоимости основных фондов за период изложена в 11.1

 

 

Коэффициент отражает эффективность использования материаль­ных оборотных активов и количество оборотов за период. Методика расчета средней стоимости материальных оборотных активов за пе­риод изложена в 11.1.

 

 

Коэффициент отдачи производственных фондов показывает вели­чину полезного результата, приходящегося на один рубль стоимости производственного потенциала организации.

 

 

Коэффициент отражает эффективность использования оборотных активов. Он показывает величину выручки (нетто) от продаж в руб­лях, приходящуюся на один рубль средней суммы оборотных активов, или среднее количество оборотов за период. Среднюю сумму оборот­ных активов за период можно рассчитать по данным итогов II разд. бухгалтерских балансов.

Показатели деловой активности можно рассчитывать в различ­ных вариантах: в проектном, плановом, за предыдущий аналогичный период и т.д. Фактические величины коэффициентов деловой актив­ности можно сравнивать с базовыми, проектными, плановыми, средне­отраслевыми и т.д.

Для улучшения показателей деловой активности могут быть выб­раны следующие пути:

1) исследование возможностей увеличения полезного результата деятельности организации за период, например, рост объема продаж за счет оптимизации структуры продаж, повышения цен реализации и т.д.;

2) оптимизация величины и структуры применяемых ресурсов.

 


Контрольные вопросы

 

1.Что такое рентабельность коммерческой организации и какова характеристика системы ее показателей?

2.Какие экономико-математические модели отражают взаимосвязь между коэффициентом рентабельности активов и основными факто­рами его изменения?

3.Какими нормативными документами регламентируется порядок расчета стоимости чистых активов акционерных обществ и какова его методика?

4.Как рассчитывается коэффициент рентабельности производствен­ных фондов?

5.Каковы основные факторы и пути повышения рентабельности активов коммерческой организации?

6.Приведите двухфакторную мультипликативную модель, лежа­щую в основе факторного анализа рентабельности активов.

7.Какие факторы второго порядка применяются при детализации влияния коэффициента отдачи активов и рентабельности продаж?

8.Какова система показателей рентабельности продаж и с помо­щью каких управленческих решений можно достичь ее повышения?

9.Как рассчитывается рентабельность отдельных видов продук­ции?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.