Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ себестоимости продукции по статьям затрат





 

Управление себестоимостью продукции, организация аналитичес­кого учета затрат и калькулирования себестоимости связаны с груп­пировкой расходов по статьям калькуляции. Перечень статей орга­низации устанавливают самостоятельно. Цель такой группировки заключается в формировании необходимой информации для выявле­ния фактических затрат на изготовление и продажу отдельных видов изделий, определения фактической себестоимости выпуска всей про­дукции, а также для планирования (прогнозирования) затрат.

В основу группировки затрат по калькуляционным статьям поло­жена экономическая однородность затрат по их целевому назначе­нию: место возникновения, носитель затрат — конкретный вид (груп­па) продукции и др.

Для организаций, осуществляющих промышленное производство продукции, в проекте Методических указаний по учету затрат на производство продукции, работ и услуг рекомендована следующая классификация статей затрат.

1.Сырье и материалы.

2.Возвратные отходы (вычитаются).

3.Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций.

4.Топливо и энергия на технологические цели.

5.Затраты на оплату труда работников, непосредственно участвующих в производстве продукции.

6.Отчисления на социальные нужды.

7.Расходы на подготовку и освоение производства.

8.Общепроизводственные расходы.

9.Общехозяйственные расходы.

10.Потери от брака.

11.Прочие производственные расходы.

12.Расходы на продажу.

Первые 11 статей калькуляции образуют производственную себе­стоимость. Полная себестоимость продукции складывается из произ­водственной и расходов на продажу.

По признаку отнесения затрат на себестоимость отдельных ви­дов продукции они подразделяются на прямые и косвенные. Пря­мые затраты — это затраты, которые прямо и непосредственно могут быть отнесены на себестоимость конкретных видов продук­ции. К ним относятся материальные затраты, входящие в статьи 1—4, а также заработная плата работников, непосредственно участвующих в производственном процессе, и начисления на нее (статьи 5 и 6).



Под косвенными затратами понимаются затраты, которые не представляется возможным непосредственно включать в расходы по соответствующим видам продукции и которые распределяются по ним с помощью специальных методов, определяемых организацией. К таковым, как правило, относятся затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством и организацией в целом, а также с продажей продукции.

Согласно приведенной выше номенклатуре косвенными могут счи­таться расходы по статьям 7—12, хотя часть затрат, связанных с обслуживанием и управлением производством продукции и ее про­дажей, может быть непосредственно отнесена к конкретным видам продукции, т.е. являться прямыми.

Прямые затраты в основном одноэлементны, а косвенные образу­ют комплексные статьи, т.е. включают несколько элементов: матери­алы, заработную плату, амортизацию и др.

Аналитическая ценность рассматриваемой классификации затрат заключается в следующем. Она позволяет увязать результаты анали­за себестоимости в целом по продукции с отклонениями по местам возникновения затрат и видам изделий, т.е. увязать результаты с за­тратами. Последнее имеет большое значение для контроля за уров­нем затрат, более полного выявления резервов их экономии и в целом для управления себестоимостью.

Анализ затрат по статьям калькуляции начинают с определения отклонения фактической суммы затрат в отчетном периоде (С\) от базовой, пересчитанной на объем и ассортимент продукции в отчет­ном периоде по каждому изделию (см. табл. 9.8):

При этом фактические затраты отчетного периода предваритель­но корректируются на суммы повышения цен и тарифов на матери­альные ресурсы ( ). Условный пример такого анализа приведен в табл. 9.8.

Отклонения выражаются в абсолютной сумме и процентах к пол­ной базовой себестоимости отчетного объема продукции. Последнее характеризует долевое участие затрат по каждой статье в изменении отчетной себестоимости продукции по сравнению с ее базовым зна­чением.

В приведенном примере полная себестоимость продукции возросла на 10 200 тыс. руб., или на 32,08%. Наибольшее влияние на это оказал рост прямых материальных затрат на 7110 тыс. руб. (22,36%). Однако если исключить из этой суммы удорожание материалов за счет повы­шения цен (+500-тыс. руб.), то на сами материальные затраты придется сумма удорожания, равная 6610 тыс. руб. К следующим по значимости факторам, приведшим к увеличению себестоимости, относятся рост за­трат на оплату труда (3140 тыс. руб.), увеличение расходов на обслужи­вание производства и управление (120 тыс. руб.), рост потерь от брака (50 тыс. руб.). Если брак в данной организации не планировался, то вся сумма потерь в отчетном периоде в размере 200 тыс. руб. должна быть отнесена к резервам возможного снижения себестоимости про­дукции.

Экономия затрат в сумме 220 тыс. руб. достигнута только по рас­ходам на продажу, что снизило полную себестоимость продукции на 0,69%. Возможно, организация нашла более дешевый вариант доставки продукции покупателю либо уменьшила расходы на рекламу.

Конкретные причины всех отклонений могут быть установлены только при детальном анализе калькуляций себестоимости отдель­ных видов продукции по статьям затрат.

Таблица 9.8

Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции, тыс. руб.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.