Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взятые из сунны, доказательства того, что в установлении вероотступничества, как факта, незнание человека во внимание не принимается. 4 страница




Читайте также:
  1. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 1 страница
  2. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 2 страница
  3. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 3 страница
  4. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 4 страница
  5. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 5 страница
  6. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 6 страница
  7. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 7 страница
  8. A METAPSYCHOLOGICAL SUPPLEMENT TO THE THEORY OF DREAMS 8 страница
  9. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 1 страница
  10. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 10 страница
  11. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 11 страница
  12. A NOTE ON PSYCHO-ANALYTIC PUBLICATIONS AND PRIZES 12 страница

Из аята следует, что неверные злятся на них по причине своих куфров. Те, кто злится на них соединились с теми, кому Аллаh обещал наказание и позор по причине их неверия. В этом вопросе к ним (неверным) могут присоединиться только такие же неверные, как и они сами. Это следует из вот этой части аята:

" ...чтобы разозлить ими неверных"

Аллаh вывел наружу верующих для того, чтобы неверные на них злились. То есть гнев к сахабам это следствие куфра человека.

Аллаh дает неверному чувство злобы к сахабам, поэтому, кого Аллаh разозлил по отношению к сахабам, значит, у него есть нечто побуждающее его к гневу, а этот побудитель, как мы выяснили и есть куфр.

Это суждение подтверждает следующий хадис, приведенный в сахихайне (Сахихи Бухари и Муслима):

"Любовь к ансару - признак веры; неприязнь к ансару - признак двуличия".

В другой версии (передано Бухари):

"Их любит только верующий и питает к ним неприязнь только двуличный".

Муслим передает от Абу Хурайры, что Посланник, , сказал:

"Тот, кто уверовал в Аллаhа и в последний день, не станет питать неприязнь к ансару".

Также Муслим приводит от Абу Саьида, что Посланник, , сказал:

"Тот, кто верит в Аллаhа и в последний день, не станет питать неприязнь к ансару".

Теперь, тот, кто злословит на сахабов - тот углубился в своей неприязни к ним; а значит, он не может быть ни кем иным, кроме как только двуличным, неверующим в Аллаhа и в последний день.

...

Тот, кто к своему злословию на сахабов прибавит такие заблуждения как то, что Али божество; или то, что на самом деле посланником должен был быть Али, но Джабраил ошибся и принес откровение Мухаммаду, , и тому подобные куфры, то в неверии такого человека не может быть никаких сомнений. И даже более того, любой, кто засомневается в такфире такого человека - тот сам без всяких сомнений становится неверным.

Точно также не может быть сомнений в неверии тех, кто утверждает, что коран недостаточен, что часть аятов осталась скрытой; что у аятов есть тайные, сокровенные, понятные лишь избранным, предназначенные только для посвященных смыслы. Якобы согласно этим смыслам, кто их познает, тот становится свободным от следования внешним, явным смыслам, которые обязывают лишь простой народ. Якобы внешний шариат для простолюдинов, а для избранных, шариату следовать необязательно, ибо они знают сокровенные смыслы аятов и следуют этим смыслам. Это так называемые Карамита и Батъинийя (Эзотеристы). Сторонники танасуха (верующие в реинкарнацию, перевоплощение душ) тоже из этой категории. В неверии вот этих групп никаких разногласий нет.



Что касается тех, кто злословит на сахабов без того, чтобы дискредитировать их справедливость и приверженность к религии; например говорит на кого-нибудь из них, что он жадный или трусоватый; невежественный (но не в области религии) или падок до земных благ и тому подобное; такой человек подвергается наказанию, но такфир из-за этих слов,ему не выносится. Те из ученых, которые не выносят такфир злословящим на сахабов, подразумевали именно такой тип злословия.

 

...

Тот же, кто перейдет эти границы и скажет, что после смерти Посланника, , все сахабы, кроме около десяти человек, стали вероотступниками или скажет, что все сахабы поголовно стали грешниками; то в неверии человека, говорящего такое, сомнений нет. Ибо он опровергает многие места корана, где Аллаh хвалит сахабов и сообщает, что доволен ими. Более того, очевиден куфр того, кто не выносит такфир таким людям или сомневается в их такфире.

 

Ведь эти слова означают следующее:

Те люди, которые передали нам коран и сунну - неверные или грешники. Это люди из той самой общины, которая описана в следующем аяте:

"Вы - лучшая из общин, выведенная для (блага) людей".

(Семья Имрана, 3/110)

А ведь известно, что первое поколение этой уммы, более благое и добродетельное чем последующие поколения. Так вот их слова означают, что это самое лучшее первое поколение состояло из неверных и грешников. То есть они были самыми худшими из всех народов (ведь они в таком случае стали грешниками, после того как ним пришел посланник, и они познали истину). Известно, что в последующих поколениях было много праведных; тогда получается, что сахабы самое плохое поколение из всех.

Знать, что подобное утверждение есть куфр, является вопросом из основ религии. Поэтому то, ты увидишь, что все, кто говорит такие слова, являются яростными неверными.

(Ас-Сарим аль-Маслюль, 504-519)

После всех этих длинных отрывков насчет хариджитов, стало ясным следующее:

Злословие на сахабов, предусматривающее дискредитацию их справедливости и привязанность к религии является очевидным куфром. Знать это является вопросом основ религии, ибо подобная дискредитация сахабов влечет за собой упразднение корана, сунны и всего шариата. Кроме этого это опровержение аятов, где сахабы хвалятся.

Подведем итог хадисам о хариджитах, еще раз приведя толкования Табари и Хафизъа (приведено выше):

 

Табари сказал:

"В этом (этих хадисах) есть доказательство-опровержение тем, кто утверждает следующее: " Тот, кто заслужил право называться сторонником къиблы, тот не выйдет из ислама, пока сознательно и намеренно не захочет выйти из ислама ". Принятие такого утверждения сводит эти хадисы на нет. В хадисе говорится:

"Они говорят слова истины и читают коран, но выходят из ислама; и ничто из ислама не пристает к ним".

 

Хафизъ сказал:

Из этого можно извлечь следующий поучительный урок:

Человек может выйти из ислама, не имея такого намерения. Для того, чтобы войти в другую религию не обязательно, намеренно выходить из ислама.

Многие сахабы, как то Абу Саьид, имам хадисоведов Бухари, имам муфассиров Табари, судья Абу Бакр аль-Араби, Субки, Рафии и многие другие известные ученые вынесли такфир ученым. Может ли теперь кто-нибудь осмелится обвинить их в нововведении из-за того, что они обвинили хариджитов в неверии и при этом не оправдали их по причине ошибки и незнания.

Глава седьмая. Доказательство третье: Хадис о къадаритах

 

Имам Муслим привел в своем "сахих"е предание от Яхьи бин Яьмара:

"Первым, кто начал говорить в Басре о кадаре (предопределении), был Маьбад аль-Джухани. Как-то я со своим другом Хумайдом бин Абдиррахманом аль-Химьяри отправились совершать хадж или умру и говорили себе: "Вот бы нам встретить кого-нибудь из сахабов и расспросить его насчет того, что говорят эти люди о кадаре". При входе в масджид нам встретился Абдуллаh сын Умара бин Хаттаба. Мы окружили его справа и спереди. Я подумал, что разговор друг оставляет мне и сказал: "Эй отец Абдур-Рахмана! В наших краях появились некие люди. Они читают коран, занимаются научными исследованиями (и перечислил некоторые их занятия). Но..., они утверждают, что кадара нет и что все события происходят спонтанно, самопроизвольно (не по воле Аллаhа; Аллаh не предопределяет их, не знает их заранее и не воплощает посредством творения) свое знание в реальность прим. пер.) Ибн Умар сказал: "Скажи им, когда встретишь, что я не имею с ними ничего общего, и они не имеют со мной ничего общего. Клянусь тем, в чьей руке душа Ибн Умара (клянусь Аллаhом), если у кого-нибудь из них будет слиток золота величиной с гору Ухуд, и он потратил бы его на пути Аллаhа; Аллаh не примет от них ничего, пока не уверует он в кадар."

(Муслим, 1/36)

 

По поводу этого хадиса имам Науауи в своем шархе Муслима говорит следующее:

"Они читают коран, занимаются научными исследованиями (Ятакаффар)"

 

Судья Иядъ в связи с этим сказал:

"Я увидел, что некоторые передают слово "Ятакаффар" как "ятакааруна" и толкуют это слово как: они углубляются в тайные науки. Например, когда кто-нибудь говорит что-нибудь таинственное, на него говорят: "такаьра".

 

Но в предании от Абу Яьла аль-Маусили это слово передано как "ятафаккахуна". Это наглядно описывает их положение. То есть Ибн Яьмар хотел сказать, что они достигли определенной степени в знаниях, придавали внимание науке и научным изысканиям."... они утверждают, что кадара нет и что все события происходят спонтанно, самопроизвольно."

 

- То есть они утверждали, что Аллаh не предопределил события, Он не знает заранее как пойдет ход событий, Он это узнает только после того как они свершатся. Выше мы объяснили мнения ложных мазхабов по этому поводу. На самом деле это мнение (басрийских кадаритов) редкое и исключительное мнение среди кадаритов. Большинство кадаритов (умеренные) так не считают.

 

"Скажи им, когда встретишь, что ни я не имею с ними ничего общего, ни они не имеют со мной ничего общего".

Слова Ибн Умара ясно свидетельствуют о том, что Ибн Умар вынес такфир тем кадаритам.

 

В связи с этим судья Иядъ сказал:

"Это касается ранних (крайних) кадаритов, которые не признавали знание Аллаhа (что Аллаh заранее предопределил и знал что будет). Любой, кто скажет такое же (что и крайние кадариты), непременно станет неверным. В этом разногласий нет".

(Шарх Науауи, 1/150)

 

 

Ибн Таймия сказал следующее:

Не может быть никаких сомнений в том, что Аллаh заранее знает все, что произойдет. Также нет сомнений в том, что все, что произойдет, записано у Него. Это доказано Книгой и сунной. Некоторые (крайние) кадариты не признают то, что Аллаh заранее знает будущее и что это предопределено и записано у Него. Они утверждают, что Аллаh узнает деяния своих рабов только после того, как они сделают их. Такие кадариты неверные. Имам Шафии, имам Ахмад и все другие имамы вынесли им такфир.

 

Ибн Таймия сказал следующее:

Это верования, принятые салафом и салафскими имамами. Ученые по фикху, хадису, многие тасаввуфщики и калямисты также придерживаются этих убеждений. Противоречат этому только кадариты. Их побудило принять это мнение ошибочная мысль, что предопределение Аллаhа и Его знание будущего противоречит тому, чтобы Аллаh обязывал своих рабов подчиняться приказам и запретам. В итоге кадариты разделились на две группы:

1) Первая группа принимает такие институты как приказ, запрет (то, что Аллаh обязывает рабов следовать приказам и запретам), награда, наказание (соответственно за послушание и ослушание). Но они не принимают существование предопределения и записи пером всех вещей и событий заранее. Кадариты этого вида появились в последний период поколения сахабов. Как только сахабы узнавали их верования, они объявляли, что между ними и кадаритами нет ничего общего. Да и сами кадариты прерывали связи с сахабами. Такие сахабы как Абдуллаh бин Умар, Абдуллаh бин Аббас, Джабир бин Абдиллях, Уасиля бин Аска и другие опровергли их верования. Имамы Малик, Шафии, Ахмад и другие также вынесли явный такфир кадаритам, которые не признавали, что Аллаh заранее знает все, что будет.

2) Вторая группа признает предопределение и знание Аллаhа всех вещей и событий, а также запись пером, но они, опираясь на предопределение, делают ошибочный вывод о том, что это освобождает человека от обязанности подчиняться приказам и запретам Аллаhа. Они полагают, что раз Аллаh все предопределил, то уже ненужно и бесполезно совершать деяния. Если для кого-нибудь предопределено, что он из обладателей счастья, то он непременно войдет в Рай, даже если не будет для этого стараться. Если же предопределено, что он обладатель горя, то он попадет в Ад, даже если не будет совершать (греховных) деяний. Они не имеют последовательной теории своих убеждений. В основном таких верований придерживается большинство простого, невежественного народа. Эта группа кадаритов еще более погрязла в неверии и заблуждении чем первая, ибо их слова сводят на нет приказы, запреты; харамы, халяли; наказание, награждение. Они даже намного более неверные, чем иудеи и христиане. Что касается умеренных кадаритов - а они составляют большинство - то они признают изначальное знание Аллаhа и то, что все события предопределены и записаны. Но они не принимают того, что Аллаh сотворил деяния рабов и их воли. В ответ на это заблуждение, джабритские умеренные кадариты вышли с другим нововведением и сказали, что у раба нет собственной силы и воли. Обе эти группы заблудшие нововведенцы. Самые скверные из кадаритов это те, которые делают предопределение оправданием непослушания, и сводят на нет запреты и приказы Аллаhа. Таковые подобны следующему типу мушриков:

"Скажут те, кто придает (Аллаhу) сообщников: "Если бы Аллаh хотел, то мы не придавали бы сообщников, и отцы наши; и не считали бы ничто харамом".

(Скот, 6/148)

 

Они еще более неверные, чем иудеи и христиане, ибо их слова имплицируют аннулирование приказов и запретов, переданных посланниками.

(Маджмуьуль-Фатауа, 8. том, 288-289)

Так же шейх сказал:

Классификация кадаритов. Ранее я уже упоминал в некоторых местах, что кадарийя разделяется на три группы:

1) Мушрицкая кадарийя.

2) Зороастрийская (маджуси) кадарийя.

3) Иблиская кадарийя.

Мушрицкая кадарийя: Эта группа признает, что все происходит по предопределению и распоряжению Аллаhа. Но предопределение они делают преградой для института приказов и запретов. Они считают, что предопределение оправдывает неподчинение человека шариату. Таким образом, они уподобляются тем, о которых Аллаh сказал следующее:

"Скажут те, кто придает (Аллаhу) сообщников: "Если бы Аллаh хотел, то мы не придавали бы сообщников, и отцы наши; и не считали бы ничто харамом".

(Скот, 6/148)

"И сказали те, кто придает (Аллаhу) сообщников: "Если бы Аллаh хотел, то не поклонялись бы мы ничему, кроме него".

(Пчелы, 16/35)

"И сказали они: "Если бы Милостивый захотел, то не поклонялись бы мы им".

(Зухруф, 43/20)

 

Следствием этого взгляда мушрицких кадаритов является аннулирование шариата и харамов Аллаhа. Но вместе с этим они признают господство Аллаhа. Они говорят, что нет ничего, что Аллаh не поддерживал бы и не снабжал необходимым. Многие суфисты и отшельники впали в это заблуждение. У некоторых это проявляется в идеологии, у некоторых на практике. Среди них есть даже такие, кто доводит дело до того, что они упраздняют все запреты и приказы Аллаhа, а также воздаяние (награду или наказание) за это. Хоть они и не систематизировали эти взгляды, во многих их словах и деяниях это проявляется. Некоторые представители этих убеждений впали в такую крайность, что, в конце концов, сказали, что все вещи и предметы есть сам Аллаh. Во многих местах мы уже объясняли это заблуждение.

Когда они совершают какой-нибудь грех, они говорят, что это следствие кадара.

Например, вот что говорит Харири:

"Я не могу представить себе и отрицаю такого Господа, которого люди могут ослушаться, пойти против Него".

Ибн Исраил сказал:

"У меня нет другого занятия, кроме как делать то, что желает Аллаh. Поэтому, все, что я не делаю, есть поклонение".

Некоторые из них говорят:

"Мы не можем поклоняться кому-нибудь кроме Аллаhа, ибо нет ничего кроме Аллаhа".

Самые умные из них говорят:

"Причина того, что христиане неверные, состоит в том, что они из всех вещей избрали Иисуса, и вместо того, чтобы поклоняться всему сущему, они поклоняются только Иисусу".

Они призывают к тому, чтобы поклоняться всему. С одной стороны они признают действия арабских мушриков, но с другой стороны отвергают их по той причине, что те поклоняются не всему на свете, а только некоторым изваяниям и идолам.

 

Зороастрийская (маджуси) кадарийя: Предыдущая группа придавала Аллаhу сообщников в сфере поклонения. Зороастрийцы же придают сообщников в области творения. Они говорят: "Есть два отдельных творца. Творец добра (Аллаh) и творец зла (шайтан)". Те из зороастрийцев, которые причисляют себя к исламской группе, говорят: "Грехи происходят не по воле Аллаhа". Некоторые даже говорят: "Аллаh не знает их (до того, как они появятся)".

Кроме этого они говорят: "Все деяния живых существ происходят вне пределов творения и силы Аллаhа".

Таким образом, они отвергают всеобъемлющюю волю и силу Аллаhа.

В связи с этим Ибн Аббас сказал:

"Кадар - часть таухида. Тот, кто уверует в таухид и признает кадар, тот сберег свой таухид. Тот же, кто признает таухид, но не признает кадар, тот нарушит свой таухид".

Как видно эти две группы взаимно противоположны.

 

Иблиская кадарийя: Эти признают обе основы, которые по отдельности отвергают предыдущие две группы, но по их мнению это противоречие. Как и указано в хадисе, они враги Аллаhа. В эту группу входят некоторые глупые поэты и им подобные злостные неверные.

Так, например поэт Абу А1ля аль-А1ари говорит:

"Ты запрещаешь убийство человека. После этого утверждаешь, что у всех есть предопределенный срок жизни (после этого ты умертвляешь людей). Невозможно, чтобы одно лицо делало эти две вещи (они противоположны)".

Другой глупец сказал:

"Он сотворяет звезды, среди них сотворил месяц. После этого он говорит: "Эй, люди! не смотрите на них (не занимайтесь астрологией)". Ты распускаешь красавиц, а потом страшишь мужчин и запрещаешь приближаться к ним. Ты приказываешь: "Тушите огонь", но ведь Ты сам положил сюда огонь...".

Есть еще много примеров таких высказываний куфра, за которые этих людей следует убивать.

(Маджмуъуль-Фатава, 8. том)

 

Из всех этих отрывков следует следующее. Степень нововведении бывает разная. Некоторые в своем нововведении впадают в такую крайность, что это их нововведение вводит их в куфр. Нововведения других не доходит до степени куфра. Поэтому нельзя равнять всех нововведенцев под одну гребенку, нужно тщательно изучить их взгляды и классифицировать. Так например, те из кадаритов, которые не принимают предопределение; то, что Аллаh заранее знал и записал все события, они, по единогласному мнению всех муслимов, впали в неверие. Также впали в неверие и те, кто принимает кадар, но видит в этом преграду для запретов и приказов Аллаhа. Таковые еще более неверные, чем иудеи и христиане.

Те же, кто признает предопределение, всеобъемлющее знание Аллаhа и институт приказов и запретов, но не признают того, что Аллаh отдельно сотворяет деяния рабов, то относительно них имеются известные разногласия между учеными.

 

Вот, что говорит по этому поводу Ибн Раджаб в толковании хадиса о Джибриле:

Этот хадис привел Ибн Умар как доказательство против кадаритов, которые утверждали, что события происходят сами по себе. То есть они утверждали, что Аллаh не подготовил и не предопределил события заранее; они считали, что события происходят просто так, сами по себе. Поэтому Ибн Умар проявил им враждебность и бара. Он сообщил им, что пока они не примут веру в кадар, их деяния тщетны...

Многие из ученых салафа установили следующее правило:

"Если встретитесь с кадаритами, то спросите их о знании Аллаhа. Если они принимают, что Аллаh заранее знал все события, то будьте просто жестки с ними; если же они не примут этого, то непременно выносите им такфир".

Под этим правилом они подразумевают следующее. Кто не признает, что Аллаh объемлет своим знанием все, и прошлое и будущее; что Аллаh заранее разделил людей на людей горя (Ада) и людей счастья (Рая) и что Аллаh записал все это в Книге, тот опроверг Коран и стал неверным.

Если же он признает это, но не признает, что Аллаh сотворяет деяния рабов, то относитесь к ним жестко, ибо на самом деле то, что они приняли из кадара - доказательство против них в том вопросе, что они не приняли из кадара. То есть то, что они признали и то, что не признали две взаимоисключаюшие вещи. Среди ученых имеется известное разногласие по поводу такфира таких людей.

(Джамиуль-ъулюм уаль-Хикам, 25)

 

Итак, перейдем теперь к тем кадаритам, которым единогласно выносится такфир (те, которые не принимают предопределение и знание Аллаhа заранее). Как известно они выдвинули свои взгляды по незнанию, и даже более того, они выдвинули их для того, чтобы угодить Аллаhу и приблизиться Ему. По их мнению, принимать кадар - означает приписывать Аллаhу зло. Из стремления не приписывать Аллаhу плохих, ущербных, недостаточных качеств, они не приписывают Аллаhу сотворение зла. Этим они хотят утвердить то, что Аллаh справедлив, не желает зла и сотворяет только добро. Несмотря на эти их якобы благие намерения, они впадают в куфр, и в такфире их между учеными разногласий нет. Причем прежде, чем выносить им такфир, никто не поставил условием то, чтобы доводить до них доказательство.

Так, например Абдуллаh бин Умар, как только узнал их взгляды, сразу без всяких колебаний вынес им такфир (см. толкование Науауи приведенное выше). Кроме этого, Ибн Умар сообщил им, что не имеет с ними ничего общего (делает бара, "табарри"). Такой образ действий может применяться только по отношению к неверным. Так, например, Аллаh приказывает нам применять "табарри" (прерывание всего общего, связей) по отношению к неверным:

"Мы не имеем ничего общего ни с вами, ни с тем, чему вы поклоняетесь. Мы отвергаем вас".

(Испытуемая, 60/4)

Что касается распутных и грешных муслимов, то в Коране говорится:

"И склоняй свои крылья пред тем, кто следует за тобой из верующих (будь добр и милосерден к ним). Если же они ослушаются тебя, то скажи: "Я не имею ничего общего (не причастен) с тем, что вы делаете!"

(Поэты, 26/215-216)

 

То есть когда дело касается грешных муслимов, то "табарри" (прерывание связей) применяется не к самим муслимам, а к их грешным деяниям. Что касается неверных, то "табарри" применяется как к их грешным деяниям, так и к ним самим непосредственно.

Так вот Ибн Умар прежде, чем выносить им такфир не спросил тех сахабов следующее:

 

Довели ли вы до них доказательства? Устранили ли вы их сомнения? Свершились ли условия такфира? Наоборот, он довольствовался только тем, что услышал от тех сахабов. Все другие имамы присоединились к нему в этом вопросе. Как это и сказал судья Иядъ: «любой, кто выскажет это мнение, станет неверным без разногласий».

1 - В такфире крайних кадаритов между мусульманами разногласий нет и быть не может. Разногласия есть в такфире умеренных кадаритов, большую часть которых составляют умеренные муътазилиты. Некоторые ученые, например ученые Мавараун-Нахира вынесли такфир умеренным кадаритам (муътазилитам). Разница между крайними и умеренными кадаритам состоит в следующем:

1) Умеренные кадариты веруют в то, что Аллаh заранее предопределил и знает деяния своих рабов до того как они их совершат. Аллаh уже сейчас знает, кто из рабов попадет в Рай, а кто в Ад. Крайние кадариты это не признают.

2) Умеренные кадариты веруют в то, что все события, которые были и будут, зафиксированы в Книге (скрижаль - Лявх Махфуз). Крайние кадариты это не признают.

3) Умеренные кадариты веруют в то, что Аллаh мощен над рабами. Аллаh объемлет своих рабов силой, мощью и своей волей. Они не могут сделать ничего, что противоречило бы Его силе и воле. Аллаh в любой момент может изменить деяния рабов и повернуть ход событий. Крайние кадариты веруют в то, что Аллаh не в силах помешать рабу совершать деяние и рабы совершают деяния против Его воли. Они говорят, что неверный становится неверным против воли Аллаhа. Мусульмане же верят, что все, что происходит по воле Аллаhа. То, что против воли Аллаhа, произойти не может. То есть Аллаh пожелал, чтобы человек стал неверным и поэтому он неверный; и он не сможет стать муслимом пока Аллаh этого не пожелает.

 

В связи с этим верованием крайних кадаритов передается следующее предание от Умара бин аль-Хайсами:

"Мы отправились в путь на судне. На этом судне был один кадарит и один зороастриец. Кадарит говорит зороастрийцу: "Стань мусульманином!" Тот отвечает: "Пока Аллаh не захочет этого, мне не стать мусульманином". Другой говорит: "Аллаh то хочет, чтобы ты стал мусульманином (Аллаh не хочет, чтобы ты был неверным), но это шайтан хочет, чтобы ты был неверным. Тот говорит: "Аллаh хочет (одного), шайтан хочет (другого). В итоге произошло то, чего хочет шайтан. Значит шайтан сильнее. А раз так, то я вместе с тем, кто сильнее".

В другом предании передается:

"Один бедуин приходит к кадариту и говорит: "У меня украли верблюда, помолись Аллаhу, чтобы он мне вернулся". Кадарит начал молится: "О мой Аллаh. У этого человек украли верблюда против Твоей воли (Ты не хотел этого). Поэтому верни ему верблюда". Бедуин сказал: "Я не нуждаюсь в твоей молитве". Тот спросил: "Почему?" Бедуин ответил: "Раз Аллаh не хотел, чтобы моего верблюда украли, а его украли, то сейчас Аллаh захочет, чтобы его вернули и я боюсь, что, как и в первый раз, случится не то, чего хочет Аллаh и его не вернут".

 

Умеренные кадариты веруют в то, что Аллаh сотворил всех рабов, но они считают, что человек сам сотворяет свои деяния; что деяния исходят от самого человека. Ахлюс-Сунна же верует, что Аллаh сотворяет все деяния людей.

 

Глава восьмая. Доказательство четвертое - предания о пантеистах.

 

Бухари передает от Икримы следующее:

"Али собрал еретиков и предал огню. Когда это дошло до Ибн Аббаса, он сказал: "На его месте я бы не сжигал их, так как я слышал, что Посланник Аллаhа, , запретил это и сказал: "Не мучайте мучением Аллаhа (таким мучением, которое Аллаh избрал для того, чтобы мучить людей на том свете)". Я бы их просто предал смерти, согласно словам Посланника Аллаhа, : "Убивайте тех, кто изменит свою религию".

(Сахих Бухари, Глава о юридических нормах, применяемых к вероотступникам и призыв их к покаянию)

 

Эти люди утверждали божественную природу Али. Когда это дошло до Али, он их сразу сжег. Ибн Аббас присоединился к Али в том вопросе, что их необходимо убить, он разошелся лишь в вопросе способа умертвления. Так вот, в предании не упоминается то, чтобы Али считал их невежество оправданием и, что прежде чем предавать их огню, предоставил бы им доводы и устранил бы их сомнения. Наоборот, Али применил им юридическую норму вероотступничества только из-за того, что своими действиями они нарушили свой таухид. Правда некоторые могут возразить, что в некоторых преданиях передается, что Али предоставил им доводы, говоря следующие слова: "Я такой же раб, как и вы; употребляю пищу как и вы ...". Но это не так. На самом деле он посчитал их вероотступниками еще до того как произнес эти слова. А слова эти - ничто иное, как приглашение к покаянию, которое нужно делать ко всем вероотступникам. Одним из доказательств этого является тот факт, что Бухари привел это предание в главе "о юридических нормах, применяемых к вероотступникам и призыв их к покаянию". В других сборниках, например таких как "Найлюль-Автар Шарху Мунтакаль-Ахбар", это предание также приводится в главе об умертвлении вероотступников.

 

Шаукани по поводу этого хадиса сказал следующее:

Этот хадис доказывает то, что вероотступников можно убивать, не призывая их к покаянию. Хотя в некоторых параллельных версиях этого хадиса передается, что Али призвал их к покаянию.

 

Ибн Хаджар приводит предание от Абдуллаhа бин Шарика, а тот от своего отца:

"Али было сказано: "Тут у дверей масджида есть люди, которые утверждают, что ты их господь". Али позвал их к себе и сказал: "Горе вам, что вы мелите". Они ответили: "Ты наш господь, творец и кормитель". Али сказал: "Горе вам! Ведь я только раб, такой же, как и вы. Ем, как и вы, пью, как и вы..". Хафизъ сказал, что цепочка предания достоверна.





Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 174; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.90.185.120
Генерация страницы за: 0.019 сек.