Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И законодательство РФ о таможенном деле. 1 страница




Новое таможенное законодательство Таможенного союза

 

 

Предмет и источники таможенного права. Принятие актов, составляющих договорно — правовую базу Таможенного союза трех государств постсоветского пространства: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, дает основание для пересмотра многих положений таможенного права. Таможенное право уже не может рассматриваться в качестве только отрасли российского права, поскольку главенствующее положение в системе источников приобретают нормы международного права; существенно расширился предмет правового регулирования: это, прежде всего, отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а не Российской Федерации. Исчезли и сами понятия «таможенная граница РФ», «таможенная территория РФ». В соответствии со ст.2 Таможенного кодекса Таможенного союза[1] единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

К предмету таможенного права относятся также отношения, связанные с перевозкой товаров по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем; отношения, связанные с временным хранением; отношения, связанные с таможенным декларированием; отношения, связанные с выпуском товаров и использованием их в соответствии с таможенными процедурами. При этом под таможенной процедурой понимается совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами, т. е. то, что в ранее действовавшем таможенном законодательстве РФ именовалось «таможенный режим».

Предмет таможенного права — это и отношения, связанные с проведением таможенного контроля; отношения, связанные с уплатой таможенных платежей и т. д.

Несмотря на то, что в отличие от последнего, уже не действующего с 1 октября 2011 г. Таможенного кодекса РФ 2003 года, в новом Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [2] вообще не упоминается Конституция РФ (в Таможенном кодексе РФ ст. 1 начиналась со слов «В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации...»), она остается базовым, основополагающим источником таможенного права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (п.1 ст.15).

Впервые в Конституции РФ 1993 г. появился термин «таможенное регулирование», которого не было в действовавшем на тот момент Таможенном кодексе РФ 1993 г.

В соответствии с п.ж) ст.71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении РФ.

Однако, в настоящее время таможенное регулирование в РФ неотделимо от таможенного регулирования в Таможенном союзе и реально оно уже не может находиться только в ведении РФ.

Новый Федеральный закон № 311 закрепляет: «Таможенное регулирование в РФ в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ» (п.1 ст.2).

«Отношения в области таможенного дела в РФ регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле» (п.3 ст.4).

Конституционно установлено, что «на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких - либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (п.1 ст.74).

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Это положение в настоящее время является наиболее актуальным для таможенного права.

В систему международно-правовых источников входят, прежде всего, общие международные договоры по таможенным вопросам.

Их можно классифицировать по следующим основаниям:

1. Закрепляющие международные стандарты в области упрощения и гармонизации таможенных процедур.

Наиважнейшее значение имеют Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) 1973 г., (в ред. 1999 г.) Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г., Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров 1961 г., Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г., и др.

2. Закрепляющие систему таможенных привилегий и преференций в международном праве, например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

3. Посвященные международно-правовому регулированию сотрудничества и взаимопомощи государств в таможенных делах, например, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г.

4. Иные международные договоры: Таможенные конвенции 1954 г., касающиеся льгот для туристов, Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г., и т.д.

Помимо общих международных договоров в практике деятельности таможенных органов применяются двусторонние соглашения таможенных служб государств, например, Протокол между Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Таможенным департаментом Турецкой Республики об упрощении таможенных процедур, подписанный 18 сентября 2008 г. в г. Москве и утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 октября 2008 г.

Следующая группа источников — акты, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В Таможенном кодексе Таможенного союза они названы «Таможенное законодательство Таможенного союза» (ст.3).

К актам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза, относятся следующие:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза, являющийся приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17, с изменениями внесенными Протоколом о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 16 апреля 2010 г.

2. Международные договоры государств — членов Таможенного союза, направленные на формирование Таможенного союза.

К ним относятся: Договор о Комиссии Таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г., в ред. Протокола от 9 декабря 2010 г.), Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним (Душанбе, 6 октября 2007 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза от 28 мая 2010 г. (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), и др.

3. Международные договоры государств — членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе: Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза (Санкт-Петербург, 21 мая 2010 г.), Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.) и т. д.

4.Решения органов Таможенного союза. Это, прежде всего, Решения Высшего органа Таможенного союза — Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества. Например, Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза», и др.

Договором от 6 октября 2007 г. учреждена Комиссия Таможенного союза как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, к функциям которой отнесены: исполнение решений, принятых Высшим органом Таможенного союза; разработка рекомендаций для Высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза; обеспечение в пределах своих полномочий реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза; и т. д.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 Комиссии Таможенного союза предоставлены полномочия по ведению Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон, т. е. для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Например: Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов», Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации», Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 333 «О применении мер нетарифного регулирования в рамках единой таможенной территории», Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 343 «О вопросах технического регулирования в Таможенном союзе», Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 335 «О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза», Решение Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения», Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 505 «О перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2011 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств — членов Таможенного союза», и др.

5. К современным источникам таможенного права следует отнести Протоколы и иные документы рабочих встреч руководителей таможенных служб Российской Федерации (Федеральная таможенная служба), Республики Беларусь (Государственный таможенный комитет РБ) и Республики Казахстан (Комитет таможенного контроля Министерства финансов РК). Например: Протокол рабочей встречи заместителей руководителей таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, состоявшейся 15 декабря 2010 г. в г. Астане.

Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры государств — членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, решения Комиссии Таможенного союза, названные Таможенным кодексом ТС «Таможенное законодательство Таможенного союза» (ст. 3), действуют на таможенной территории Таможенного союза.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. № 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза считается вступившим в силу с 6 июля 2010 г., но в Республике Казахстан и в Российской Федерации он применяется с 1 июля 2010 г., поскольку эти государства до намеченной даты ратифицировали Договор о ТК ТС. Этим же Решением Правительствам государств — членов Таможенного союза предписано обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза.

Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза имеют прямое действие.

Статья 2 Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года предписывает, что решение о вступлении в силу международных договоров государств — членов Таможенного союза принимает Высший орган таможенного союза при наличии информации депозитария о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу этого международного договора, т. е. после ратификации.

Функции депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза выполняет Комиссия Таможенного союза (ст.6 Договора от 6 октября 2007 г.).

Например: Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 установлено, что с 1 января 2010 г. вступают в силу: Соглашение о едином таможенно- тарифном регулировании от 25 января 2008 г., Соглашение об условиях и механизмах применения тарифных квот от 12 декабря 2008 г., и т. д.

Кроме того, этим же решением утверждены со сроком вступления в силу с 1 января 2010 г. ряд важнейших документов Таможенного союза: единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза; Перечни развивающихся и наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций; Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств — участников Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19 ноября 2010 г. № 58 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза» с 1 января 2011 г. вступили в силу ряд Протоколов 2010 года.

Поскольку на практике возникли трудности со своевременной ратификацией международных договоров государствами — членами Таможенного союза, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан был подписан Договор о применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза от 28 мая 2010 г. (действует с изменениями, внесенными Протоколом от 18 июня 2010 г.).

Договор называет 20 подписанных Договоров, Протоколов и Соглашений, которые применяют Стороны на двусторонней основе.

Договор вводит новое понятие «временное применение до ратификации» (п.3 ст.2) и, как устанавливает ст.8 «настоящий Договор вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Договора в силу и временно применяется с 1 июля 2010 года». При этом текст Договора был опубликован в «Российской газете» тоже 1 июля 2010 года.

В дальнейшем Российской Федерацией были ратифицированы: Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза, подписанное в г. Санкт-Петербурге 21 мая 2010 г. (Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 267-ФЗ); Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 г. (Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 268-ФЗ); Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств — членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. (Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. № 302-ФЗ); Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. (Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. № 303-ФЗ); Соглашение о предоставлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 21мая 2010 г. (Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. № 304-ФЗ); Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств — членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 г. (Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 396-ФЗ); Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 г. (Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 15-ФЗ); Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 г., которое применяется с 1 июля 2010 г. (Федеральный закон от 5 апреля 2011 № 60-ФЗ).

Порядок перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования физическими лицами последние годы регламентировался главой 23 Таможенного кодекса РФ, а также постановлениями Правительства РФ от 27 ноября 2003 г. №715 «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования» и от 29 ноября 2003 г. №718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования». Без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могли ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышала 65 тыс. рублей и общий вес которых не превышал 35 кг., при условии, что физическое лицо пересекало таможенную границу РФ не более одного раза в месяц.

Соглашение от 18 июня 2010 г. эти нормы изменило: с освобождением от уплаты таможенных платежей теперь ввозятся товары для личного пользования таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 кг. Не предусмотрены ограничения, касающиеся частоты перемещения через таможенную границу.

Ввоз в РФ и вывоз из РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг регулировался статьей 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Таможенным законодательством Таможенного союза установлены новые правила ввоза и вывоза валюты государств — членов Таможенного союза, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков.

В настоящее время эти вопросы регламентируются Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, принятым Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г., и в ст. 10 которого закреплено: «Настоящий Договор временно применяется с даты подписания, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. и подлежит ратификации. Настоящий Договор вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Договора в силу, но не ранее вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года». Правительствам государств -членов Таможенного союза поручено обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с Договором, однако, к сожалению, своевременно это не было сделано.

В ноябре 2010 года в Государственную Думу Федерального Собрания РФ рядом депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с законодательством Таможенного союза», но к осени 2011 г. этот проект законом не стал.

В соответствии со ст. 10 Таможенного кодекса Таможенного союза информирование о таможенном законодательстве ТС осуществляется путем опубликования актов актов таможенного законодательства ТС в официальных и иных печатных изданиях, а также путем доведения информации о них до всеобщего сведения по телевидению и радио, с использованием информационных технологий, а также посредством иных способов распространения информации.

Комиссия Таможенного союза и таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ к информации о таможенном законодательстве Таможенного союза, размещенной на их официальных веб-сайтах в сети Интернет.

Решения самой Комиссии Таможенного союза, имеющие обязательный характер, вступают в силу по истечении тридцати календарных дней после дня их официального опубликования, а в исключительных случаях, требующих оперативного урегулирования, в решении Комиссии может быть определен иной срок вступления его в силу, но не ранее даты официального опубликования такого решения (ст. 8 Договора о Комиссии Таможенного союза от 06.10.2007 в ред. Протокола от 09.12.2010).

Но, что является официальными печатными изданиями для таможенного законодательства Таможенного союза?

«Российская газета» опубликовала Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №18 и Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №19 и Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. №132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;[3] Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза от 28 мая 2010 г. и Протокол о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза от 28 мая 2010 г. (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.)[4], и некоторые другие.

Представляется целесообразным иметь периодическое издание Таможенного союза, возможно по типу издания Совета Министров Союзного государства - газеты «Союз Беларусь- Россия».

Ст.51 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», опубликованного в «Российской газете» 29 ноября 2010 г. и вступившего в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает опубликование в своих официальных изданиях в том числе и актов таможенного законодательства Таможенного союза.

В 2010 году официальное издание ФТС России «Таможенные ведомости. Бюллетень таможенной информации» только в №2 и №6 содержало рубрику «Международные связи» и опубликовало в №2 все те же Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №18 и №19 и Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. №130, №131, №132; в №6 — Решение Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. №168.

Практически все остальное содержание «Таможенных ведомостей» представляли собой официальные материалы ФТС России.

В 2011 г. в номерах 1 — 9 рубрика «Международные связи» в Бюллетене таможенной информации вообще отсутствовала.

Некоторые акты таможенного законодательства Таможенного союза, в основном Решения Комиссии Таможенного союза, публикует «Таможенный вестник», являющийся изданием газеты «Экономические новости».

Следующая группа источников таможенного права - нормативные правовые акты государств-членов Таможенного союза.

Иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации возглавляет Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

В Федеральном законе №311 определяются цели и предмет регулирования закона. В качестве цели на первое место поставлено обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела.

Закон делает различие между правовыми отношениями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, которые регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, и отношениями в области таможенного дела, которые в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле. В Таможенном кодексе РФ употреблялся термин «таможенное законодательство РФ».

Законодательство РФ о таможенном деле состоит из Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Но, естественно, продолжают действовать и ранее принятые законы, прямо регулирующие таможенные правоотношения, и законы, содержащие отдельные таможенно-правовые нормы. Это Закон РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1 «О таможенном тарифе», Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 26 марта 1998 г. №41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», и др.

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы РФ регулируется законодательством РФ о Государственной границе, а в части, не урегулированной законодательством РФ о Государственной границе РФ, - законодательством РФ о таможенном деле.

Если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство РФ о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.

Порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валюты государств — членов Таможенного союза, валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и Федеральным законом «О таможенном регулировании в РФ».

Правовые отношения в области таможенного дела регулируются также и иными правовыми актами РФ: Указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Федеральный закон №311 подчеркивает, что федеральные органы исполнительной власти принимают эти акты только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ.

Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» подчеркивает приоритет таможенного законодательства Таможенного союза. В части 10 статьи 4 закреплено: «Если таможенным законодательством Таможенного союза установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяется таможенное законодательство Таможенного союза».

Акты законодательства РФ о таможенном деле вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.

Федеральный закон № 311 вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.[5]

Иные правовые акты РФ в области таможенного дела вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.6 Федерального закона №311.

Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» содержит новеллы, касающиеся действия актов законодательства РФ о таможенном деле, а также иных правовых актов РФ в области таможенного дела в пространстве (ст. 7).

Акты законодательства РФ о таможенном деле, а также иные правовые акты РФ в области таможенного дела действуют на всей территории РФ, а также на территориях, находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

Международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, может быть предусмотрено применение актов законодательства РФ о таможенном деле и иных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории государства-члена Таможенного союза при вывозе товаров, страной происхождения которых является РФ, или продуктов их переработки с территории этого государства-члена Таможенного союза за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

Международным договором РФ может быть предусмотрено применение актов законодательства РФ о таможенном деле, а также иных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории иностранного государства или применение нормативных правовых актов иностранного государства на территории РФ при осуществлении таможенными органами РФ совместного таможенного контроля с таможенными органами этого иностранного государства.

Таможенное регулирование и таможенное дело в Таможенном союзе и в Российской Федерации. Таможенный кодекс Таможенного союза определяет таможенное регулирование в Таможенном союзе Евразийского экономического сообщества как правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами (ст. 1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.