Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единая государственная система гражданской защиты




С целью обеспечения реализации государственной политики в сфере ЦЗ населения и территорий от НС в Украине в соответствии с законом [10] создана Единая государственная система гражданской защиты населения и территорий (ЄДС ЦЗ). ЄДС ЦЗ - это совокупность органов управления, сил и средств центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, на которые полагается реализация государственной политики в сфере ЦЗ.

ЄДС ЦЗ является составляющей национальной безопасности, а выполнение ее заданий - важной обязанностью органов исполнительной власти всех уровней.

3.1. Организационная структура ЄДС ЦЗ

3.1.1. Органы управления ЄДС ЦЗ

Структуру ЄДС ЦЗ представляют центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и создаваемые ими функциональные и территориальные подсистемы ЄДС ЦЗ.

Возглавляет ЄДС ЦЗ Начальник гражданской защиты Украины - Премьер-министр Украины. Общее руководство ЄДС ЦЗ осуществляет Кабинет Министров Украины, а непосредственное руководство деятельностью ЄДС ЦЗ полагается на специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты - МЧС Украины. Министр МЧС является заместителем начальника гражданской защиты Украины.

Функциональные подсистемы ЄДС ЦЗ создаются центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предотвращением НС и защитой населения и территорий в случае их возникновения. Перечень функциональных подсистем, которые создаются центральными органами исполнительной власти определен KM Украины [40]. Организация, задание, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем ЄДС ЦЗ определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими центральными органами исполнительной власти по согласованию из МЧС Украины.

Территориальные подсистемы ЄДС ЦЗ создаются в Автономной Республике Крым, властях, городах Киеве и Севастополе для предотвращения и ликвидации последствий НС техногенного, естественного и военного характера в пределах соответствующих территорий. Организация, задание, состав сил и средств, порядок деятельности территориальных подсистем определяются положениями, которые утверждаются МЫС Украины по согласованию с Советом министров Автономной Республики Крым, соответствующими областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями в соответствии с порядком создания и функционирования территориальных подсистем, утвержденного приказом МЧС Украины [57].

Руководство территориальными подсистемами ЄДС ЦЗ в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе осуществляют соответственно Совет министров Автономной Республики Крым, областные. Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Начальниками территориальных подсистем ЄДС ЦЗ по должности является соответственно Председатель Совета министров Автономной Республики Крым и председателя соответствующих государственных администраций. Руководители территориальных органов МЧС Украины по должности являются заместителями соответствующих начальников территориальных подсистем ЄДС ЦЗ.

Непосредственное руководство территориальными подсистемами ЄДС ЦЗ осуществляют территориальные органы управления МЧС Украины и структурные подразделения по вопросам ЦЗ государственных администраций и исполнительных органов советов. Каждый уровень ЄДС ЦЗ имеет координирующие и постоянные органы управления относительно решения заданий ЦЗ, силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи и информационного обеспечения.

Координирующими органами ЄДС ЦЗ является Совет национальной безопасности и обороны Украины в пределах, предвиденных законом [3] но Кабинет Министров Украины, который образует Государственную комиссию по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (комиссия по вопросам ТЕБ и НС) и определяет порядок образования комиссий по вопросам ТЕБ и НС региональных, местных и объектовых уровней [25].

В случае необходимости, для ликвидации последствий НС могут быть образованы специальные комиссии общегосударственного, регионального, местного и объектового уровней [34].

Государственные, региональные, местные и объектовые комиссии (в зависимости от уровня НС) осуществляют координацию и обеспечение действий органов управления и сил ЄДС ЦЗ в ходе предотвращения и реагирования на НС или на угрозу ее возникновения.

Постоянными органами управления ЄДС ЦЗ на общегосударственном уровне являются МЧС Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий, которые принадлежат к сфере ЦЗ.

На региональном и местном уровнях, в пределах своих полномочий, в сфере ЦЗ - Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, районные государственные администрации, органы местного самоуправления, в составе которых в соответствии с Указом Президента [19] созданы специальные структурные подразделения по вопросам НС. но территориальные органы управления МЧС Украины.

На объектовом уровне - структурные подразделения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведения хозяйства или специально назначенные лица по вопросам НС.

Территориальные органы управления МЧС Украины:

обеспечивают на соответствующей территории координацию деятельности, направленной на реализацию государственной политики в сфере ЦЗ;

осуществляют государственный надзор за техногенной и пожарной безопасностью;

контролируют планирование и реальность разрабатывания документов по вопросам ЦЗ, готовность к практическому выполнению заданий предотвращения и ликвидации НС органов управления местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их форм собственности;

руководят выполнением мероприятий предотвращения и реагирования на НС;

осуществляют методическое руководство выполнениям мероприятий относительно защиты населения и территорий от НС, контролируют их осуществление;

выполняют другие функции в соответствии с полномочиями, определенными нормативно-правовыми актами по вопросам НС и пожарной безопасности.

Режимы функционирования ЄДС ЦЗ

В зависимости от существующей или прогнозируемой обстановки, масштабу НС в пределах конкретной территории по решению соответственно Кабинету Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующей областной, Киевской и Севастопольской городской, районной государственной администрации, городского совета устанавливается один из таких режимов функционирования ЄДС ЦЗ: повседневного функционирования, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения, военного положения.

Режим повседневного функционирования ЄДС ЦЗ устанавливается при условиях нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (в том числе бактериологической), сейсмической, гидрогеологии и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

Режим повышенной готовности ЄДС ЦЗ устанавливается в случае существенного ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (в том числе бактериологической), сейсмической, гидрогеологии и гидрометеорологической обстановки, при наличии угрозы возникновения НС.

Режим чрезвычайной ситуации ЄДС ЦЗ устанавливается в случае возникновения и во время ликвидации последствий НС.

Режим чрезвычайного положения устанавливается в соответствии с [7 ].

Режим военного положения, порядок подчинения ЄДС ЦЗ военному командованию определяются в соответствии с [8 ].

Основные мероприятия, которые реализуются ЄДС ЦЗ.

В режиме повседневного функционирования органы управления, силы и средства ЄДС ЦЗ:

обеспечивают наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также дежурство оперативного персонала;

разрабатывают и выполняют научно-технические программы относительно предотвращения чрезвычайных ситуаций и уменьшения возможных потерь;

осуществляют мероприятия относительно обеспечения безопасности и защиты населения во время НС;

обеспечивают подготовку органов управления к действиям в чрезвычайных, неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуациях, организуют учебу населения из поведения со средствами защиты в таких ситуациях;

создают и возобновляют материальные резервы для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

проводят постоянное прогнозирование обстановки относительно ее ухудшения, которое может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

В режиме повышенной готовности органы управления ЄДС ЦЗ:

оказывают оперативную помощь органам и структурам, причастным к обеспечению ЦЗ, в случае возникновения неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций;

формируют комиссии для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного возникновения НС

готовят предложения относительно ее нормализации;

усиливают наблюдение и контроль за ситуацией на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют прогнозирование возможности возникновения НС и их маштабів;

разрабатывают мероприятия из защиты населения и территорий в условиях НС;

приводят в состояние повышенной готовности имеющиеся силы и средства реагирования, привлекают дополнительные силы и средства, уточняют планы их действий и направляют их в случае необходимости в район угрозы возникновения НС;

осуществляют мероприятия из предотвращения возникновения НС.

В режиме НС органы ЄДС ЦЗ:

определяют пределу территории, на котором возникла НС;

организуют защиту населения и территорий в условиях НС;

организуют работы из локализации или ликвидации последствий НС, привлекают необходимые силы и средства;

осуществляют непрерывный контроль за развитием НС, положением на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях;

оперативно докладывают высшим органам управления о развитии НС, мероприятиях, которые выполняются, и оповещают население.

В режиме функционирования в чрезвычайном положении осуществляются мероприятия в соответствии с законом [7].

Чрезвычайное положение - это предвиден Конституцией Украины особенный правовой режим деятельности государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, который временно допускает установленные законом [7] ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагает на них дополнительные обязанности.

Правовой режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение безопасности граждан в случае стихийного бедствия, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, а также на защиту прав и свобод граждан, конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, которые создают угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке увлечения государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия.

Целью введения чрезвычайного положения является устранение угрозы и быстрейшая ликвидация особенно тяжелых НС, нормализация обстановки, возобновления правопорядка при попытках увлечения государственной власти или изменения конституционного строя путем насилия, для возобновления конституционных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц, создания условий для нормального функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, других институтов гражданского общества.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному строю, устранения которой другими способами являются невозможным. Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины.

Чрезвычайное положение в Украине может быть введено на срок не более как ЗО суток и не более как 60 суток в отдельных ее местностях. В случае необходимости чрезвычайное положение может быть продолжено Президентом Украины, но не больше как на 30 суток. Указ Президента Украины о продолжении действия чрезвычайного положения вступает в силу после его утверждения Верховной Радой Украины.

Во время чрезвычайного положения государство может принимать меры, предвиденные законом [7], отступая от своих обязательств по Конституции лишь настолько, насколько это требуется остротой состояния, при условии, что такие мероприятия не являются несовместимыми с другими обязательствами за международным правом и не тянут за собой дискриминации на основе национальности, языка, пола, религии или социального происхождения.

Такими мероприятиями могут быть:

установление особенного режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение;

ограничения движения транспортных средств и их обзор;

усиление охраны общественного порядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

запрет проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

запрет забастовок.

3.1.2. Силы и средства ЄДС ЦЗ

Составляющей ЄДС ЦЗ являются силы ЦЗ (соответствующие силы и средства функциональных и территориальных подсистем ЄДС ЦЗ, а также негосударственные, добровольные спасательные формирования, которые привлекаются для выполнения соответствующих работ).

В соответствии с [11] силы и средства ЦЗ это личный состав и работники органов и подразделений ЦЗ, добровольные спасательные формирования, пожарная и аварийно-спасательная техника, пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование, средства пожаротушение и индивидуальной защиты, другое имущество, предназначенное для гашения пожаров, ликвидации последствий аварий, наводнений, землетрясений и других катастроф техногенного, биологического, радиационного, химического или экологического и военного характера, минимизации последствий Чернобыльской катастрофы.

К силам ЦЗ принадлежат:

оперативно-спасательная служба ЦЗ;

специальные (военизированные) и специализированные аварийно-спасательные формирования и их подразделения;

аварийно-обновительные формирования;

специальные службы центральных и других органов исполнительной власти, на которые положено задание ЦЗ;

формирование особенного периода;

авиационные и пиротехнические подразделения;

подразделения обеспечения и материальных резервов.

Оперативно-спасательная служба ЦЗ

Основу сил ЦЗ составляет Оперативно-спасательная служба (ОРС) ЦЗ.

ОРС ЦЗ создана в соответствии с [11] Государственной программы превращения войск Гражданской обороны Украины, органов и подразделений государственной пожарной охраны в Оперативно-спасательную службу гражданской защиты на период к 2005р., утвержденной Указом Президента Украины [22].

ОРС ЦЗ - специальное военизированное формирование, на которое полагается проведение поисковых, аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения НС техногенного, естественного и военного характера, участие в мероприятиях территориальной обороны, а также международных спасательных и других гуманитарных операциях. Органы и подразделения ОРС ЦЗ создаются по территориальному принципу, к району включительно, с учетом техногенной и экологической нагрузки территории и заданий в мирное время и в особенный период. Она производит аварийно-спасательные работы самостоятельно или во взаимодействии с другими аварийно-спасательными формированиями, которые входят в состав сил МЧС, и силами других центральных органов исполнительной власти.

ОРС ЦЗ действует на принципах единоначалия, централизации управления, уставной дисциплины, личной ответственности, ее личный состав и работники исполняют обязанности на профессиональной основе. Деятельность ОРС ЦЗ распространяется на всю территорию Украины. За пределами Украины ОРС ЦЗ действует по решению КМУ, согласие на обязательность которых предоставляется Верховной Радой Украины.

В состав ОРС ЦЗ входят:

орган управления;

аварийно-спасательные отряды центрального подчинения;

мобильный спасательный центр;

узлы связи;

управление, отделы в составе ГУ (У) МЧС в областях;

гарнизоны.

Аварийно-спасательные отряды центрального подчинения оснащены, в основном, современной инженерной и автомобильной техникой, техникой радиационной и химической разведки и защиты, техникой связи, автономными энергоисточниками, техникой малой механизации и имеют задание относительно проведения спасательных операций, специальных работ в сложных условиях, участию в ликвидации последствий НС и обновительных работах регионального и общегосударственного уровня, организации и проведения мобилизационного развертывания формирований, предназначенных для работы в особенный период для ликвидации последствий НС.

Специальный морской аварийно-спасательный отряд имеет задание относительно своевременного реагирования на НС в акватории Азовского и Черного моров;

Специальный авиационный аварийно-спасательный отряд имеет задание относительно своевременного реагирования на НС, которые возникают в результате аварий с летательными аппаратами, предоставление помощи пострадавшим, обеспечение своевременного прибытия спасателей в зону НС;

Мобильный спасательный центр занимается проведением поисково-спасательных мероприятий в местах их возникновения и предоставления медицинской помощи пострадавшему населению (мобильный госпиталь).

Гарнизон ОРС ЦЗ, в соответствии с Положением об Оперативно-спасательной службе ЦЗ МЧС, - это оперативная территориальная структура органов управления, подразделений, учебных и научно-исследовательских заведений, предприятий

но организаций МЧС Украины, а также других сил ЦЗ, которые привлекаются к ликвидации НС и гашение пожаров, дислоцированных в пределах административно-территориальной единицы (областные, городские и районные гарнизоны).

Начальниками гарнизонов ОРС ЦЗ является начальники главных управлений, управлений, отделов соответственно в областях, городах, районах.

В областных гарнизонах ОРС ЦЗ основу сил составляют аварийно-спасательные отряды специального назначения (АРЗ СП). Они создаются, в первую очередь, в тех областях, в которых ликвидированы военные части гражданской обороны. АРЗ СП имеют задание относительно реагирования на НС регионального уровня. Кроме АРЗ СП основу сил ОРС ЦЗ в гарнизонах складывают пожарно-спасательные подразделения, которые созданы на основании закона [18].

К таким подразделениям принадлежат: самостоятельные и подчиненные государственные пожарные части (СДПЧ, ПДПЧ); профессиональные пожарные части (ППЧ); государственные пожарные части (ДПЧ), отдельные посты (ОП).

В каждом городском, сельском районе, в городах без районного разделения созданы СДПЧ или ППЧ под руководством городских или районных отделов Главных управлений (Управлений) МЧС Украины в областях.

На объектах повышенной опасности и на закрытых объектах создаются ДПЧ, которые воздерживаются за счет средств таких объектов и подчиняются ЗДПО (отряд государственной пожарной охраны) или отделам организации пожарно-профилактической работы на закрытых объектах соответственно.

Личный состав ОРС ЦЗ комплектуется на контрактной основе и состоит на государственной службе особенного характера [11].

Основными заданиями ОРС ЦЗ является:

обеспечение постоянной готовности сил и средств ОРС ЦЗ относительно ликвидации НС, пожаров и их последствий. Подразделения ОРС ЦЗ находятся на круглосуточном дежурстве;

проведение неотложных работ из ликвидации НС, гашение пожаров и организация жизнеобеспечения пострадавшего населения;

предоставление с использованием специальных аварийно-спасательных средств оперативной индивидуальной помощи гражданам в случае возникновения событий в быту, которые угрожают их жизни и здоровью или могут нанести материальный вред;

ОРС ЦЗ осуществляет контроль за готовностью к проведению работ из ликвидации НС специальных (военизированных) и специализированных аварийно-спасательных формирований и их подразделений, аварийно-восстанавливаемых формирований, специальных служб центральных и других органов исполнительной власти, на которые положено задание ЦЗ, подразделений ведомственной, местной и добровольной пожарной охраны, вносит предложения относительно создания отмеченных подразделений и формирований.

Порядок организации и проведения подразделениями ОРС ЦЗ аварийно-спасательных работ и гашения пожаров, определяется Уставом действий в чрезвычайных ситуациях, который утверждается МЧС Украины (приказ МЧС от 07.02.08 № 96). В подразделениях ОРС ЦЗ организуется круглосуточное несение службы, порядок которой устанавливает МЧС Украины.

Аварийно-спасательные службы (АРС) создаются на основании закона [6].

Аварийно-спасательная служба - это совокупность организационно объединенных органов управления, сил и средств, предназначенных для решения заданий относительно предотвращения и ликвидации НС техногенного и естественного характера и отдельных их последствий, проведения поисковых, аварийно-спасательных и других неотложных работ.

АРС разделяются на специальные (военизированные) и специализированные, которые создаются на профессиональной или непрофессиональной основе. За подчиненностью разделяются на: государственные, коммунальные, АРС общественных организаций, объекту.

Профессиональная аварийно-спасательная служба - АРС, личный состав которой работает на постоянной основе, а спасатели их состава также на профессиональной основе, которая предусматривает специальную физическую и психологическую подготовку личного состава.

Специальная (военизированная) аварийно-спасательная служба - профессиональная АРС, основанная на принципах единоначалия, централизации управления, уставной дисциплины, личной ответственности.

Государственные АРС создаются как профессиональные МЧС и другими министерствами и ведомствами.

Коммунальные АРС создаются как профессиональные для аварийно-спасательного обслуживания территорий и объектов коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления, в том числе по предложениям областных госадминистраций.

АРС общественных организаций - АРС, которые созданы объединениями и союзами объединений граждан.

Государственная регистрация этих служб осуществляется МЧС. Эти службы действуют на основе своих уставов, которые утверждаются их основателями.

В состав АРС входят органы управления и их силы (аварийно-спасательные формирования и вспомогательные подразделения), которые обеспечивают решение положенных на них заданий. Личный состав профессиональных АРС комплектуется на контрактной основе и разделяется на основной и вспомогательный.

В основной личный состав службы принадлежат работники, которые производят аварийно-спасательные работы и обеспечивают готовность службы к их проведению. Во вспомогательный личный состав служб принадлежат работники, которые обеспечивают деятельность этих служб.

Основными заданиями аварийно-спасательных служб являются:

проведение аварийно-спасательных работ при возникновении НС на объектах и территориях;

ликвидация чрезвычайных ситуаций и отдельных их последствий;

выполнение работ из предупреждения возникновения и минимизации последствий НС;

защита окружающей среды и локализация зоны действия опасных факторов, которые возникают при НС.

В соответствии с положенными на них заданиями, основными функциями аварийно-спасательных служб являются:

обеспечение готовности своих органов управления, сил и средств к действиям по назначению;

поиск и спасание людей на пораженных объектах, предоставление потерпевшим, в возможных пределах, первой помощи;

ликвидация особенно опасных проявлений НС в условиях экстремальных температур, задымленности, загазованности, угрозы взрывов, обвалов, сдвигов, затоплений, радиационного и бактериального заражения, других опасных проявлений;

контроль за готовностью объектов и территорий, какие они обслуживают, к проведению работ из ликвидации НС;

участие в разработке и согласовании планов реагирования на НС на объектах и территориях, какие они обслуживают;

участие в подготовке решений по вопросам создания, расположения, определения объемов материальных резервов для ликвидации НС;

участие в проведении экспертизы проектных решений из улучшения защиты объектов и территорий на случай возникновения НС;

участие в работе комиссий по принятию в эксплуатацию объектов, которые требуют аварийно-спасательного обслуживания; пропаганда в сфере защиты населения и территорий от НС и участие в подготовке работников предприятия и населения к действиям в условиях НС.

Перечень объектов и отдельных территорий, которые подлежат постоянному и обязательному обслуживанию коммунальными и аварийно-спасательными службами общественных организаций, определяется МЧС и органом местного самоуправления.

Специализированные службы и формирования особенного периода Для обеспечения мероприятий относительно защиты населения и территорий от последствий НС и проведение специальных работ в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, местных государственных администрациях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения создаются специализированные службы ЦЗ: энергетики, защиты сельскохозяйственных животных и растений, инженерные, коммунально-технические, материального обеспечения, медицинские, оповещение и связку, противопожарные, торговле и питания, технические, транспортного обеспечения и другие.

Отмеченные службы и подчинены им необходимые силы и средства создаются на базе соответствующих профильных структурных подразделений этих субъектов, с учетом обеспечения выполнения заданий соответствующих подсистем.

В Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, сельских районах, населенных пунктах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые продолжают свою деятельность в особенный период, для выполнения заданий относительно защиты населения и территорий в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций военного характера, с учетом объемов заданий соответствующих функциональных и территориальных подсистем и их звеньев в особенный период, создаются невоенизированные формирования гражданской защиты (отряды, команды, группы, звенья), которые являются составной частью сил гражданской защиты.

По подчинению все формирования разделяются на территориальные и объектовые, а по назначению - на формирование общего назначения и на формирование служб гражданской защиты. До невоенизированных формирований засчитываются работоспособные граждане Украины, за исключением женщин, которые имеют детей в возрасте до 8 лет, женщин со средним и высшим медицинским образованием, которые имеют детей в возрасте до 3 лет, и лиц, которые имеют мобилизационные распоряжения.

Общественные объединения могут участвовать в исполнении заданий гражданской защиты под руководством территориальных органов, уполномоченных из вопросов гражданской защиты населения, при наличии у участников отмеченных работ - представителей этих объединений соответствующего уровня подготовки, подтвержденного в аттестационном порядке.

Вопрос для самоконтроля.

1. Совокупность каких составляющих представляет единую государственную систему ЦЗ?

2. Что представляет структуру единой государственной системы ЦЗ?

3. Какие координирующие органы единой государственной системы ЦЗ?

4. Что относится к постоянным органам единой государственной системы ЦЗ?

5. Кто осуществляет общее руководство единой системой ЦЗ?

6. На кого полагается непосредственное руководство деятельностью ЄДСЦЗ?

7. Какие режимы функционирования ЄДС ЦЗ?

3.2. Комиссии по вопросам ТЄБ и НС

3.2.1. Общие положения о Государственной комиссии по вопросам ТЄБ и НС

Деятельность Государственной комиссии по вопросам ТЕБ и НС определяется Кабинетом Министров Украины [25], деятельность комиссий по вопросам ТЄБ и НС регионального, местного и объектового уровней осуществляется в соответствии с положениями о таких комиссиях, которые утверждаются руководителями соответствующего уровня.

Государственная комиссия по вопросам ТЕБ и НС (дальше - Комиссия) в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины, Положением о Государственной комиссии по вопросам ТЄБ и НС, и другими нормативно-правовыми актами.

Основными заданиями Комиссии являются:

координация деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, связанной с созданием и функционированием Национальной системы предотвращения и реагирования на аварии, катастрофы и другие НС;

участие в формировании и реализации государственной политики в сфере техногенно-экологической безопасности;

организация и руководство проведением работ из ликвидации последствий НС государственного и регионального масштабов, в том числе с трансграничным влиянием.

В режиме повседневного функционирования Комиссия в соответствии с положенными на нее заданиями:

готовит и подает к Кабинету Министров Украины соответствующие предложения относительно определения прав и обязанностей в этой сфере центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций;

координирует деятельность органов исполнительной власти по вопросам разрабатывания и реализации общегосударственных программ обеспечения безопасности населения, его санитарно эпидемиологического благополучия, а также реагирования на НС;

участвует в рассмотрении вопросов о создании или прекращении деятельности государственных предприятий, которые используют сложные и опасные технологии (химические, радиационные и тому подобное);

принимает меры к проведению экспертизы важнейших проектов строительства и реконструкции в части обеспечения техногенно-экологической безопасности;

содействует развитию гидрометеорологических наблюдений и прогнозов. Государственной системы мониторинга окружающей естественной среды, системы ЦЗ население, форм контроля за функционированием потенциально опасных объектов;

осуществляет методическое руководство и контроль за работой региональных комиссий по вопросам ТЄБ и НС, за их подготовкой к действиям в НС;

осуществляет сотрудничество с соответствующими органами зарубежных стран и международными организациями в пределах обязательств Украины согласно международным договорам.

В режиме чрезвычайной ситуации Комиссия:

осуществляет непосредственное руководство ликвидацией последствий НС государственного и регионального масштабов, в том числе с трансграничным влиянием;

осуществляет руководство организацией и проведением работ в зоне НС к прибытию (назначение) руководителя ликвидации НС, и организует взаимодействие органов центральной и местной исполнительной власти, общественных, международных организаций из эвакуации населения, предоставления потерпевшим необходимой помощи;

изучает обстоятельства, которые сложились, и готовит информацию Президенту Украины и Кабинета Министров Украины о принятых мерах реагирования на НС и причины ее возникновения;

привлекает к выполнению работ из ликвидации последствий НС необходимы спасательные, транспортные, строительные, медицинские и другие формирования, используя имеются материально - технические, продовольственные и другие ресурсы и запасы;

взаимодействует с соответствующими организациями стран, территория которых испытала негативное действие в результате НС, что возникла в Украине;

организует определение размера вреда, причиненного субъектам хозяйственной деятельности и населению в результате НС государственного и регионального масштабов.

Комиссии предоставляется право:

применять без предыдущего согласования с соответствующими центральными и местными органами исполнительной власти силы и средства, назначенные выполнять задание из предотвращения НС и реагирование на них (кроме запасов государственного материального резерва);

заслушивать руководителей (представителей) центральных и местных органов исполнительной власти по вопросам, которые принадлежат к ее компетенции, и давать им соответствующие поручения;

получать от центральных и местных органов исполнительной власти материалы и документы, необходимые для решения вопросов, которые она рассматривает;

привлекать к ликвидации последствий НС, в случае необходимости, все функциональные звенья государственной системы предотвращения НС и реагирование на них;

рассматривать материалы о причинах возникновения и следствиях НС и вносить предложения относительно привлечения к административной или криминальной ответственности должностных лиц, винных в возникновении НС.

3.2.2. Нормативно-правовые документы об'сктової комиссии по вопросам НС

На объектовые службы ложится главный груз из предупреждения и ликвидации последствий НС, защите жизни и здоровья рабочих и служащих, спасению материальных и культурных ценностей, защиты окружающей среды.

Головой ОКНС следует назначать главного инженера ОГД, потому что наибольшее число НС техногенного характера на объектах находится в связи с технологическим процессом (производственным циклом) и его обеспечением, а за должностными функциями служба главного инженера отвечает за безаварийность производственного цикла и стойкое функционирование производства в экстремальных ситуациях (естественного и техногенного характера).

В состав комиссии следует включать должностные лица структурных подразделений объекта, которые имеют отношение (согласно функциям которые выполняются) к вопросам предупреждения НС и реагирование на них и ликвидации их последствий на объекте,:

службы главных специалистов объекта (технолога, механика, энергетика, металлурга и другого.);

подразделения обеспечения (транспортный, охраны, противопожарный, медицинский, хранилищу и другое.);

другие структуры объекта согласно специфики производства, местных условий, из возможности противодействовать НС.

Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность объектовой комиссии, являются:

приказ руководителя предприятия об образовании ОКНС;

положение об ОКНС;

перечень функциональных обязанностей должностных лиц ОКНС и ее структур.

Варианты этих документов приведены в дополнениях 3.2.1- 3.2.3.

Вопрос для самоконтроля

1. Кто обеспечивает информационную и методическую работу Комиссии по вопросам ТЕБ и НС?

2. Основные задания Комиссии по вопросам ТЕБ и НС?

3. Кто является председателем Комиссии по вопросам ТЕБ и НС по должности?

4. Особенности работы Комиссии по вопросам ТЕБ и НС в режиме повседневной деятельности?

5. Особенности работы Комиссии по вопросам ТЕБ и НС в режиме НС?

6. Какие документы регламентируют деятельность объектовой комиссии по вопросам ТЕБ и НС?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.