Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воздействие на общественные отношения23




Глава 1. Конституционное право; отрасль российского права

Понятие и предмет конституционного права21

режима апартеида в Южной Африке, военных и авторитарных режимов в ряде государств. В бывших социалистических стра­нах после распада СССР, Югославии, Чехословакии начался процесс создания свободною гражданского общества на прин­ципах рыночной экономики, демократического гражданского общества, идеологического и политического плюрализма, ува­жения прав и свобод человека и гражданина, господства права и закона, формирования правового государства.

Государства молодой демократии в странах Центральной и Восточной Европы встали перед необходимостью принятия но­вых конституций, существенного обновления всего законода­тельства, направленного на ликвидацию тоталитарной системы и на формирование нового конституционного строя.

В декабре 1991 г. Союз ССР прекратил свое существование как субъект1 международного права и как геополитическая ре­альность. В постсоветских независимых государствах были при­няты новые конституции, которые провозгласили господство права и чакона, закрепляли коренные преобразования и в их об­щественном и государственное строе.

Конституции обладают прямым действием, верховенством, высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов государства.

В конституциях постсоциалистических и постсоветских го­сударств воплощены признанные в мировом сообществе демо­кратические принципы, по существу, закреплены основы ново­го конституционною строя — суверенитет народа, механизм осуществления государственной власти, основанный на ее раз­делении на законодательную, исполнительную и судебную, идеологический плюрализм, много партий и ость, множествен­ность форм собственности.

Конституции четвертого поколения исходят из признания человека, его неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод высшей ценностью. В странах молодой демократии конститу­ции гарантируют защиту нрав и свобод человека и гражданина от произвола чиновников и преступных посягательств и потому придают исключительно важное значение органам судебной власти, объективному, независимому и справедливому правосу­дию. Новые конституции стали основой широкою обновления всего законодательства государств молодой демократии, пере­стройки их государственно» правовым систем.

В настоящее время при сохранении национальных и иных особенностей независимых государств сформировались кон­ституционные основы для их дальнейшего прогрессивного раз­вития, активного участия в европейской и мировой глобализа­ции.

Итак, в современном мире конституции национальных суве­ренных государств при всем разнообразии их содержания регу­лируют следующие группы общественных отношений:

1) учреждение и оформление государства как суверена на своей территории и в мировом сообществе;

2) признание народовластия, форм его осуществления, прин­ципов организации и деятельности правового государства, форм правления и государственного устройства;

3) формирование основ функционирования гражданского общества, статуса его институтов (партий, общественных объ­единений, церкви, СМИ и др.);

4) провозглашение и гарантирование, осуществление, охрана и защита основных прав, свобод и обязанностей личности;

5) установление условий участия государства в международ­ных отношениях, принципов внешней политики, взаимоотно­шение международного и внутригосударственного (националь­ного) права.

Регулирование указанных групп общественных отношений и определяет предмет конституционного права. В то же время простое их перечисление не раскрывает особенности предмета конституционного права. Для общественных отношений, вхо­дящих в предмет регулирования конституционного права, ха­рактерно то, что они являются существенными, коренными, ос­новополагающими во взаимоотношениях общества, государства и личности. Именно они находят либо исчерпывающее регулиро­вание в самой конституции, либо конституционные установле­ния составляют основу (базу) для последующего их регулирова­ния в текущем (отраслевом) законодательстве.

Однако ото не исключает того, что предметом конституци­онного регулирования могут быть отношения, не являющиеся существенными, основополагающими (можно сказать, что это «случайный» элемент в содержании конституции). Включение этих отношений в предмет регулирования конституционного права осуществляется по воле государства, придает им консти­туционную форму, но не превращает их в основополагающие по своей социальной природе.

Таким образом, предметом конституционного права Россий­ской Федерации являются коренные, основополагающие общест­венные отношения, охватывающие публичную самоидентифи­кацию народа и общества, учреждение суверенного государств принципы организации и функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и иные существенные основы взаимоотношений личности, общества и го­сударства.

Предмет конституционного права расширяется в феде­ративных государствах. В отечественной литературе высказа­но мнение о существовании конституционно-уставного права субъектов РФ, занимающего в кем далеко не «периферийное положение»1. Рациональное зерно в суждениях о конституци­онно-уставном праве субъекта РФ заключается в том, что в них не игнорируются конституции и уставы субъектов РФ как учре­дительные акты, которые конкретизируют и дополняют единое конституционное пространство в Российской Федерации. Кон­ституционно-уставное право наряду с общими чертами в каж­дом субъекте РФ имеет специфические особенности. В целом конституционно-уставное право субъектов РФ обогащает пред­мет и содержание единого конституционного права Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.