КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воздействие на общественные отношения23
Глава 1. Конституционное право; отрасль российского права Понятие и предмет конституционного права21 режима апартеида в Южной Африке, военных и авторитарных режимов в ряде государств. В бывших социалистических странах после распада СССР, Югославии, Чехословакии начался процесс создания свободною гражданского общества на принципах рыночной экономики, демократического гражданского общества, идеологического и политического плюрализма, уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права и закона, формирования правового государства. Государства молодой демократии в странах Центральной и Восточной Европы встали перед необходимостью принятия новых конституций, существенного обновления всего законодательства, направленного на ликвидацию тоталитарной системы и на формирование нового конституционного строя. В декабре 1991 г. Союз ССР прекратил свое существование как субъект1 международного права и как геополитическая реальность. В постсоветских независимых государствах были приняты новые конституции, которые провозгласили господство права и чакона, закрепляли коренные преобразования и в их общественном и государственное строе. Конституции обладают прямым действием, верховенством, высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов государства. В конституциях постсоциалистических и постсоветских государств воплощены признанные в мировом сообществе демократические принципы, по существу, закреплены основы нового конституционною строя — суверенитет народа, механизм осуществления государственной власти, основанный на ее разделении на законодательную, исполнительную и судебную, идеологический плюрализм, много партий и ость, множественность форм собственности. Конституции четвертого поколения исходят из признания человека, его неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод высшей ценностью. В странах молодой демократии конституции гарантируют защиту нрав и свобод человека и гражданина от произвола чиновников и преступных посягательств и потому придают исключительно важное значение органам судебной власти, объективному, независимому и справедливому правосудию. Новые конституции стали основой широкою обновления всего законодательства государств молодой демократии, перестройки их государственно» правовым систем. В настоящее время при сохранении национальных и иных особенностей независимых государств сформировались конституционные основы для их дальнейшего прогрессивного развития, активного участия в европейской и мировой глобализации. Итак, в современном мире конституции национальных суверенных государств при всем разнообразии их содержания регулируют следующие группы общественных отношений: 1) учреждение и оформление государства как суверена на своей территории и в мировом сообществе; 2) признание народовластия, форм его осуществления, принципов организации и деятельности правового государства, форм правления и государственного устройства; 3) формирование основ функционирования гражданского общества, статуса его институтов (партий, общественных объединений, церкви, СМИ и др.); 4) провозглашение и гарантирование, осуществление, охрана и защита основных прав, свобод и обязанностей личности; 5) установление условий участия государства в международных отношениях, принципов внешней политики, взаимоотношение международного и внутригосударственного (национального) права. Регулирование указанных групп общественных отношений и определяет предмет конституционного права. В то же время простое их перечисление не раскрывает особенности предмета конституционного права. Для общественных отношений, входящих в предмет регулирования конституционного права, характерно то, что они являются существенными, коренными, основополагающими во взаимоотношениях общества, государства и личности. Именно они находят либо исчерпывающее регулирование в самой конституции, либо конституционные установления составляют основу (базу) для последующего их регулирования в текущем (отраслевом) законодательстве. Однако ото не исключает того, что предметом конституционного регулирования могут быть отношения, не являющиеся существенными, основополагающими (можно сказать, что это «случайный» элемент в содержании конституции). Включение этих отношений в предмет регулирования конституционного права осуществляется по воле государства, придает им конституционную форму, но не превращает их в основополагающие по своей социальной природе. Таким образом, предметом конституционного права Российской Федерации являются коренные, основополагающие общественные отношения, охватывающие публичную самоидентификацию народа и общества, учреждение суверенного государств принципы организации и функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и иные существенные основы взаимоотношений личности, общества и государства. Предмет конституционного права расширяется в федеративных государствах. В отечественной литературе высказано мнение о существовании конституционно-уставного права субъектов РФ, занимающего в кем далеко не «периферийное положение»1. Рациональное зерно в суждениях о конституционно-уставном праве субъекта РФ заключается в том, что в них не игнорируются конституции и уставы субъектов РФ как учредительные акты, которые конкретизируют и дополняют единое конституционное пространство в Российской Федерации. Конституционно-уставное право наряду с общими чертами в каждом субъекте РФ имеет специфические особенности. В целом конституционно-уставное право субъектов РФ обогащает предмет и содержание единого конституционного права Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |